Профилактическая работа психолога в школе. Роль психолога в сфере профориентации и построения карьеры Психологическая помощь профориентация

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Истоки профориентации нередко относят к 1908 году - моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а, следовательно, и потребность в ориентации на них.

История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится, в первую очередь, к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.

Профессия психолога сформировалась гораздо позже, и только в наше время она полностью оформилась и приобрела широкую известность и популярность. Как же психолог, профессионал своего дела, может применить свои знания и умения в сфере профориентации?

Существует мнение, что искусство психологии – это искусство задавать верные вопросы. Каждый из нас на определённом жизненном этапе задаётся вопросом: «Кем я хочу быть?». Но, как оказывается, этого вопроса мало, для того чтобы найти своё место в жизни.

Психолог-профконсультант сайта PsiMaster.ru задаст Вам ещё множество вопросов: На что Вы ориентируетесь при выборе профессии? Что Вы более всего цените в жизни? Комфорт? Успех? Стабильность или риск? Что Вы умеете, и что Вам легко даётся изучать? Чего Вы боитесь? Каким Вас видят близкие? И каким Вы видите себя сами? О каком будущем Вы мечтаете?

Всё это поможет клиенту как можно точнее дать ответ на первый, самый главный вопрос: «Кем я хочу быть?». Рассмотрим подробнее, в чём заключается работа психолога-профконсультанта. В профориентации школьников психолог может и должен принимать участие во всех этапах работы: начиная с мотивационного компонента, заканчивая психологическим сопровождением выбора профессии и построением карьерного плана.

Во-первых, при работе со старшеклассниками психологам важно замотивировать школьников к активному построению своего профессионального будущего , помочь осознать важность и ответственность этого выбора. Ведь верный выбор профессии – это залог будущего успеха, а главное, удовлетворения тем делом, которым будет заниматься человек. Как писал Э. Севрус: «Трудно вложить душу в дело, к которому она не лежит ».

В задачи психолога также входит ориентация клиента в критериях выбора профессии . Ведущих критериев и их сочетаний может быть множество: от уровня заработной платы до скорости карьерного роста, от стабильности до комфортных условий работы, от престижности до лёгкости трудоустройства. В сегодняшнем мире многие при выборе профессии ориентируются на «доходность» профессии, но ведь хороший, высокоэффективный специалист в любой области будет получать заработную плату выше, чем человек, окончивший юридический или экономический факультеты (наиболее популярные сейчас), но ни в кой мере не представляющие себя в данных профессиях.

Выбирая профессию, не стоит также ориентироваться только на то, что популярно в данный момент на рынке труда. Нужно опираться на свои сильные стороны, на свои личные качества, на свои склонности. Необходимо учитывать также и свои слабые стороны, так как стать по настоящему эффективным можно только в той сфере деятельности, к которой у Вас лежит душа, к которой у Вас есть предрасположенность. Отсюда вытекает следующее направление деятельности психолога-профконсультанта - психодиагностика .

Несмотря на то, что никто не знает нас лучше, чем мы сами, помощь психолога в познании себя – огромна. В арсенале психолога есть большой выбор психодиагностических методик, главное достоинство которых в их способности структурировать знания клиента о самом себе.

Задайте себе вопрос: «Кто Я? ». Если Вы постараетесь, то сможете назвать за короткое время и 20, и 30, и даже 50 ответов на этот вопрос, но это будет хаос, состоящий из ваших качеств, устремлений, социальных положений, отношений и многого другого. Потратив столько же времени на заполнение качественного психологического теста, и при участии психолога, вы получите более конкретизированные, обобщённые ответы. Например, Вы узнаете о вашей склонности к сфере «человек-человек», и это сразу определит круг профессий, которые могут стать Вашим будущим. Кроме непосредственно профориентационных тестов, психолог также использует множество других психодиагностических методик, которые позволяют определить уровень выраженности определённых профессионально важных качеств.

Профессионально важные качества включают в себя индивидуально-психические и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности. Кроме собственно психических свойств профессионально важные качества могут включать и некоторые внепсихические свойства субъекта – например, физическую силу и выносливость.

Результаты психодиагностического исследования – это не приговор, а ориентир . Это тот уровень развития качеств, склонностей и способностей, который объективно есть сейчас, и от которого нужно будет отталкиваться. Знание своих слабых сторон может помочь либо избежать неудачного выбора, либо, напротив, станет стимулом развивать в себе эти стороны и самосовершенствоваться. Объяснить это, подготовить клиента к осмысленному и позитивному восприятию результатов также входит в задачи психолога.

Психолог не должен навязывать клиенту своё видение его профессионального пути, а напротив – должен повышать уровень личной ответственности клиента за сделанный им самостоятельный выбор. Исходя из этого, особенно важна работа психолога в рамках активизирующих методов профориентации. Психолог школьнику должен быть не только доступен для общения и консультаций, но также и сам специалист по профориентации должен инициировать общение со старшеклассниками. Эффективными являются методы тренинговой работы, в ходе которой идёт взаимодействие между учащимися с активной обратной связью.

Психолог должен быть хорошо осведомлён о мире профессий, чтобы ввести клиента в этот разнообразнейший и богатейший профессиональный мир.

Задумайтесь, сколько профессий вы можете назвать, не прибегая к помощи дополнительных источников информации? А знаете, сколько всего на свете профессий? По приблизительным подсчётам общее количество профессий превышает 20 000, а специальностей 40 000. Мало кто сталкивается с такими профессиями, как, например:

Актуарий — специалист по страхованию, занимающийся разработкой научно обоснованных методов исчисления тарифных ставок по долгосрочному страхованию жизни.

Титестер – дегустатор чая, чайный сомелье. Специалист этой редкой профессии определяет сорт, качество чая, место, где он был выращен, составляет чайные купажи.

В последнее время появляется множество новых профессий со звучными, часто иностранными названиями. Появление некоторых из них связано с новыми жизненными реалиями, например, всеобщей информатизацией, технологизацией и компьютеризацией. Прогноз на будущее ещё более оптимистичный. В перспективе, возможно, будут популярны такие профессии, как наномедик, менеджер по продлению жизни, специалист по увеличению памяти, космический гид, климатический полицейский, телегид и другие.

Ряд других, на первый взгляд, новых профессий, на самом деле лишь новая маска старых, издавна существующих занятий. Вот, несколько примеров этого.

Менеджер (англ. – manager – управляющий). Организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала низшего звена организаций. Распределяет объем работ между сотрудниками, обучает, объясняет, передает распоряжения руководства, осуществляет связь между правлением и работниками. Менеджер высшего звена ведет коммерческие переговоры, занимается маркетингом и формированием товарных ниш, определяет стратегию и тактику конкурентной борьбы, проводит деятельность по повышению эффективности сбыта продукции, руководит реализацией бизнес-плана организации.

Рецепшонист (англ. – reception - прием) – сотрудник низшего звена, работающий на первичном приеме клиентов по телефону или лично; встречает и приветствует клиентов, адресует их к соответствующим сотрудникам фирмы; занимается регистрацией посетителей и телефонных звонков, сортировкой корреспонденции.

Офис-менеджер – человек, основной задачей которого является обеспечение работы офиса. Это включает в себя руководство секретарями на телефоне и на приеме, водителями, курьерами, вызов специалистов для ремонта оргтехники, закупку расходных материалов и пр.

Даже, если после всего перечисленного выше, клиент уже твёрдо уверен в своём профессиональном выборе, работа психолога не завершена. Выбор профессии – это лишь первый шаг на пути к личному успеху . Чтобы уверенно шагать вперёд навстречу будущему, нужно разработать пути получения необходимого и качественного образования, опыта работы, спроектировать свой карьерный рост. При этом желательно, чтобы план профессионального становления был не абстрактным, а конкретным, привязанным ко времени, что поможет человеку оптимально распределить временные ресурсы, активизироваться и достичь желаемого.

Также ошибочно думать, что профориентация полезна только для школьников и студентов. Пробовать себя в новых профессиях – никогда не поздно . И при этом, психологические трудности при выборе и смене профессии гораздо больше во взрослом возрасте, а значит и помощь психолога тогда более актуальна.

  • 1. Этические принципы психологического консультирования
  • 2. Границы конфиденциальности в психологическом консультировании
  • 2. В пространстве психологического консультирования существует два уровня конфиденииалъности:
  • Вопрос 10. Подходы в психологическом консультировании
  • Вопрос 11 . Психологическое здоровье
  • 2. Понятие здоровья включает в себя ключевые характеристики:
  • 3. Выделяют три уровня рассмотрения и оиенки здоровья:
  • Вопрос 12. Структура психологического консультирования
  • 1. Понятие структуры психологического консультирования
  • 2. Модели структуры психологического консультирования
  • Вопрос 13. Беседа в психологическом консультировании
  • 1. Понятие беседы в психологическом консультировании
  • 2. Схема беседы в психологическом консультировании
  • Вопрос 14. Модели психологического консультирования
  • 1. Понятие модели психологического консультирования
  • 2. Консультационная модель
  • 3. Психотерапевтическая модель
  • Вопрос 15. Консультативный контакт
  • 1. Понятие консультативного контакта
  • 2. Консультативный контакт и теоретическая ориентация консультанта
  • 3. Навыки поддержания консультативного контакта
  • Вопрос 16. Вербальный и невербальный контакт
  • Вопрос 17. Терапевтический климат
  • Вопрос 18. Процесс психологического консультирования
  • Вопрос 19. Психологический анамнез в консультировании
  • 1. Понятие психологического анамнеза
  • 2. Способы сбора психологического анамнеза
  • 2. Выделяются следующие способы сбора психологического анамнеза:
  • Вопрос 20. Оценка проблем клиента
  • 3. Существуют следующие причины, по которым консультант мо­жет отказаться от консультирования клиента:
  • Вопрос 21. Изменения в психологическом консультировании
  • 1. Понятие изменений в психологическом консультировании
  • 2. Факторы изменений
  • 3. Оценка результатов психологического консультирования
  • Вопрос 22. Средства воздействия в психологическом консультировании
  • 1. Понятие воздействия в психологическом консультировании
  • 2. Приемы и способы воздействия
  • 2. Приемы и способы воздействия в психологическом консультирова­нии можно разделить на две группы:
  • Вопрос 23. Раппорт в психологическом консультировании
  • 1. Понятие и функции раппорта
  • 2. Техника построения раппорта
  • Вопрос 24. Процедуры и техники консультирования
  • Вопрос 25. Эмоциональные техники в психологическом консультировании
  • Вопрос 26. Техника молчания в психологическом консультировании
  • 1. Суть техники молчания. Значение паузы
  • 2. Правила использования
  • Вопрос 27. Техника структурирования и руководство в психологическом консультировании
  • 1. Сущность и достоинства техники структурирования
  • 2. Способы осуществления техники структурирования
  • 3. Понятие руководства в психологическом консультировании
  • Вопрос 28. Фрустрация клиента в психологическом консультировании
  • 1. Понятие фрустрации
  • 2. Правила поведения консультанта
  • 2. Существуют следующие правила поведения консультанта в ситуации фрустрации клиента:
  • Вопрос 29. Техника интерпретации в психологическом консультировании
  • 2. Техника интерпретации имеет следующие специфические особен­ности:
  • 4. Выделяют следующие виды интерпретации:
  • 5. Выделяют следующие реакции клиента на интерпретацию кон­сультанта:
  • Вопрос 30. Техника конфронтации в психологическом консультировании
  • 1. Понятие конфронтации
  • 2. Случаи применения техники конфронтации
  • 3. Правила применения техники конфронтации
  • 3. Существуют следующие правила применения техники конфрон­тации:
  • Вопрос 31. Перенос в психологическом консультировании
  • 1. Понятие переноса
  • 2. Функции переноса
  • 3. Работа с переносом
  • Вопрос 32. Контрперенос в психологическом консультировании
  • 1. Понятие контрпереноса
  • 2. Функции контрпереноса
  • 3. Работа с контрпереносом
  • Вопрос 33. Защитные механизмы личности
  • 1. Понятие и функции защитных механизмов личности
  • 2. Виды защитных механизмов личности
  • 3. Работа с защитными механизмами личности
  • Вопрос 34. Сопротивление в психологическом консультировании
  • Вопрос 35. Методы терапевтического воздействия в психологическом консультировании.
  • 1. Понятие метода в психологическом консультировании
  • 2. Классификация методов терапевтического воздействия
  • Вопрос 36. Работа с модальностями в психологическом консультировании
  • 1. Понятие модальности
  • 2. Техника работы с модальностями
  • Вопрос 37. Техника рефреминга в психологическом консультировании
  • 1. Понятие рефреминга
  • 2. Виды рефремингов
  • 3. Способы построения рефреминга
  • 2. Выделяют два вида рефремингов:
  • Вопрос 38. Метафоры в психологическом консультировании
  • 2. Выделяются следующие функции метафоры:
  • Вопрос 39. Характеристика творческих методов в групповом и индивидуальном консультировании
  • 1. Понятие творческих методов в консультировании
  • 2. Виды творческих методов в консультировании и психотерапии
  • Вопрос 40. Отдельные творческие методы в групповом и индивидуальном консультировании
  • Вопрос 41. Работа с индивидуальным стилем жизни в психологическом консультировании.
  • 1. Понятие жизненного стиля
  • 2. Виды жизненных стилей
  • Вопрос 42. Работа с жизненным сценарием в психологическом консультировании
  • 1. Понятие жизненного сценария
  • 2. Виды жизненных сценариев
  • Вопрос 43. Методы работы с индивидуальными стилями жизни и сценариями
  • 1. Особенности работы с жизненными стилями и сценариями
  • 2. Особенности коррекционной работы с жизненным стилем или сценарием
  • 3. Методы исследования жизненного стиля и сценария
  • Вопрос 44. Метод анализа ранних детских воспоминаний в работе с жизненным стилем личности
  • 1. Понятие и сущность метода "анализа ранних детских воспоминаний "
  • 2. Использование метода анализа ранних детских воспоминаний
  • 2. Процедуры получения материала ранних детских воспоминаний может осуществляться:
  • Вопрос 45. Понятие группового психологического консультирования
  • 1. Понятие и специфика групповой консультативной работы
  • 2. Пространственно-временные и организационные аспекты группового консультирования
  • 3. Роль консультанта в групповом психологическом консультировании
  • Вопрос 46. Характеристики группового психологического консультирования
  • 4. Выделяются следующие преимущества групповой работы:
  • 5. Выделяются следующие наиболее распространенные виды груп­пового консультирования:
  • Вопрос 47. Психологический тренинг
  • Вопрос 48. Профориентационное консультирование
  • Вопрос 49. Профориентационное психологическое консультирование в службе занятости населения
  • Вопрос 50. Профориентационное психологическое консультирование в школьной системе
  • 3. На основе указанных задач выделяются следующие функции деятельности профориентации в школьной системе:
  • Вопрос 51. Организационное психологическое консультирование
  • 2. Психологическое консультирование в организации выполняет следующие функции:
  • Вопрос 52. Телефонное консультирование
  • 2. Выделяются следующие преимущества телефонного консультиро­вания:
  • 3. Выделяются следующие этапы ведения терапевтической беседы по телефону:
  • 4. Выделяются следующие параметры психологического анализа дея­тельности консультанта телефона доверия:
  • 209 Вопрос 53. Кризисное консультирование
  • 1. Понятие и виды кризисного психологического консультирования
  • 2. Условия эффективности кризисного консультирования
  • 3. Стадии кризисного консультирования
  • 3. Выделяются 4 стадии процесса кризисного консультирования:
  • Вопрос 54. Психологическое консультирование при переживании утраты
  • 1. Понятие переживания утраты
  • 2. Консультирование в связи с утратой, связанной со смертью близкого человека
  • 3. Консультирование при разводе
  • Вопрос 55. Консультативная работа с различными возрастными, группами детей
  • 1. Особенности работы консультанта с детьми различных возрастов
  • 2. Функции психолога в консультативной работе с детьми
  • 3. Условия эффективности психологической деятельности консультанта в работе с детьми
  • 3. Для эффективной работы с детьми психолог-консультант должен обладать определенным набором качеств:
  • Вопрос 56. Особенности консультирования детей дошкольного возраста
  • Вопрос 57. Особенности консультирования детей младшего школьного возраста
  • 1. Направления работы психолога-консультанта
  • 2. Трудности в обучении и социальной адаптации у детей младшего школьного возраста
  • 3. Стратегия работы психолога в решении проблемы трудностей в обучении социальной дезадаптации
  • 3. Стратегия работы психолога в решении проблемы трудностей в обучении социальной дезадаптации имеет свои направления:
  • Вопрос 58. Особенности психологического консультирования подростков и юношества
  • 1. Понятие подросткового возраста
  • 2. Работа с подростковым кризисом
  • 3. Работа с проблемой профессионального выбора
  • 1. Понятие возрастного кризиса
  • 2. Виды и характеристики возрастных кризисов
  • 3. Специфика психологического консультирования по проблемам возрастных кризисов у взрослых
  • 2. Выделяется следующая периодизация возрастных этапов и соответствующих им возрастных кризисов:
  • Вопрос 48. Профориентационное консультирование

    1. Понятие профориентационного консультирования

    2. Принципы работы профконсультанта

    3. Схема профориентационной консультации

    4. Диагностика в профориентационном консультировании

    1. Профориентационное консультирование - это специальная дея­тельность консультанта, направленная на оказание помощи кли­енту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда.

    Профконсультирование помогает решить следующие проблемы индивиду­альной занятости:

    Выбор профессии;

    Определение профиля профессионального обучения;

    Трудоустройство;

    Смена сферы деятельности и связанные с этим эмоциональные затруднения и проблемы социальной адаптации.

    Профессиональное консультирование может быть:

    индивидуальным, когда работа по профориентации осуществля­ется с одним клиентом, имеющим запрос по поводу своей ин­дивидуальной занятости, и в данном случае используются соот­ветствующие методы и техники работы:

    Беседы с профконсультантом;

    Диагностические процедуры;

    Информационные методы;

    Специальные упражнения и домашние задания и т. п.;

    групповым, когда профориентационная работа проводится с группой, имеющей соответствующий запрос, чаще всего в ре­жиме группового профориентационного тренинга, и этом слу­чае, помимо методов индивидуальной профориентационной работы, профконсультантом могут использоваться деловые и имитационные игры и групповая дискуссия. Профессиональное консультирование может осуществляться как со взрослыми, так и с детьми различных возрастов. В свя­зи с этим выделяются следующие сферы применения профориентационного консультирования:

    Профориентация в школе;

    Профориентация в службе занятости.

    2. Так как профориентационное консультирование предполагает известное вмешательство консультанта в личностную сферу клиента и в некоторой степени в его жизнь, на консультанта, занимающегося данным видом деятельности, ложится серьез­ная ответственность.

    Выдвигаются следующие профессиональные и этические принципы и нормы работы, регламентирующие и оп­ределяющие деятельность консультанта:

    Принцип ответственности. Это означает, что профконсультант несет персональную ответственность за адекватность исполь­зуемых методов, правильность проведения диагностических про­цедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций;

    Принцип компетентности, предполагающий наличие у профконсультанта необходимой специальной теоретической и практиче­ской подготовки, а также использование им приемов и методов, соответствующих его квалификации и личным возможностям.

    В связи с этим профконсультант обязан:

    Постоянно повышать свою квалификацию; « знакомиться с новыми разработками в области своей профес­сиональной деятельности;

    Выбирать методы адекватно конкретной ситуации консульти­рования;

    Принцип добровольности, предполагающий личное желание кли­ента участвовать в профконсультации и гарантирующий ему право отказа от какого-либо вида работы с консультантом (тес­тирования, анкетирования и т. п.) без объяснения причин;

    Принцип конфиденциальности, означающий, что вся информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача ее другим лицам возможна лишь с согласия консульти­руемого и если это соответствует его интересам. Также сужде­ния и оценки профконсулътанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решений;

    Принцип активности, предполагающий, что клиент самостоя­тельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к профконсультанту или в службу занятости, а задача профкон­сулътанта - оказание информационной и психологической по­мощи в ответ на запрос клиента, а также создание условий и поощрение активности и самостоятельности консультируемого в принятии им решения;

    Принцип позитивности, означающий, что профконсультант ин­терпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требовани­ям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на воз­можностях и ресурсах клиента, а не на его недостатках и сла­бых местах и поддерживает и стимулирует поисковую актив­ность клиента;

    Принцип лояльности, предполагающий, что профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении и интересы клиента, даже если они не соответствуют интересам службы занятости, явля­ются приоритетными.

    3. Консультанту , занимающемуся профориентационной деятель­ностью, необходимо структурировать процесс консультирования. Для этого в работе следует использовать четкую схему, позво­ляющую организовывать адекватное взаимодействие с клиен­том на всех этапах работы и успешно решать соответствующие каждому этапу задачи.

    Существует следующая схема поэтапного решения задач профориентационной консультации:

    подготовительный этап, где главная задача консультанта - составление общего представления о проблеме клиента.

    Для решения этой задачи консультант предпринимает следующие действия:

    Анализирует имеющиеся у него данные о проблеме клиента;

    Подбирает справочно-информационный материал, соответст­вующий запросу клиента; « подбирает необходимые диагностические методики;

    Продумывает общую стратегию работы;

    первый этап, в процессе которого решается задача формулиро­вания профконсультационной проблемы, то есть консультанту необходимо увидеть проблему глазами клиента.

    Данный этап имеет следующие характеристики:

    Должен начинаться со знакомства, создания атмосферы безопас­ности и формирования доверия клиента к консультанту;

    Консультанту необходимо оценить исходную ситуацию консуль­тирования по следующим критериям:

    В чем заключается проблема клиента;

    Каково отношение клиента к консультации и профконсультанту;

    Каково общее психоэмоциональное и физическое состояние клиента;

    Каков внутренний мотив обращения к консультанту;

    Каковы условия для проведения консультирования с данным клиентом: организационные, временные составляющие, информационная и методическая оснащенность;

    Насколько данная ситуация и проблематика клиента соот­ветствуют профессиональной квалификации и компетентно­сти консультанта, какова готовность консультанта к кон­сультированию;

    второй этап предполагает решение задачи выдвижения и провер­ки профконсулътационных гипотез, которая осуществляется сле­дующими способами:

    Выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмот­рение проблемы клиента глазами специалиста;

    Уточнение либо изменение предварительной гипотезы;

    Определение пути совместного решения проблемы;

    Разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения;

    третий этап предполагает равную степень активности консультанта и клиента и совместное определение ими конкретной цели и характера данной консультации, которая может быть:

    Информационно-справочной;

    Диагностико-корректирующей;

    Формирующей;

    четвертый этап, предполагающий совместную работу кон­сультанта и клиента по достижению цели, определенной ими на предыдущем этапе. На данном этапе в зависимости от постав­ленной цели консультант может применять и использовать:

    Психодиагностические методики;

    Наблюдение за клиентом, за его высказываниями о себе, само­оценкой;

    Постановку профориентационных задач;

    Совместное обсуждение различных ситуаций;

    Профориентационные игры и упражнения;

    пятый этап предполагает совместное подведение итогов кон­сультации, которые могут быть окончательными или промежу­точными. Эта задача решается с помощью постановки консуль­тантом специальных вопросов клиенту:

    Каковы результаты данной консультации для клиента, что она ему дала;

    Достигнуты ли поставленные вначале цели;

    Какие выводы сделал клиент и к какому решению пришел;

    В случае многоразовой консультации консультант и клиент опре­деляют пути дальнейшей работы и намечают цели;

    В случае если данная консультация является единственной, то составляется более совершенный вариант профессионального плана;

    завершающий этап предполагает подведение консультантом итогов проведенной консультации, для этого он может запро­токолировать следующие сведения:

    Анкетные данные клиента;

    Общие выводы по предварительным данным;

    Первоначальное понимание клиентом своей проблемы;

    Гипотезу профконсультанта;

    Совместно конкретизированную цель и шаги, предпринятые для ее достижения;

    Итоги консультации, сформулированные клиентом и консультантом;

    Примечания.

    4. В профессиональном, профориентационном консультирова­нии , в отличие, например, от личностного консультирования, психодиагностические процедуры применяются гораздо чаще. Это обусловлено спецификой профориентационного консуль­тирования, предполагающего изучение и работу с такими ха­рактеристиками личности, как познавательные способности, некоторые качества личности, которые могут быть измерены, например темперамент, а также изучение склонностей и спо­собностей личности и соответствие их выбираемой профессии.

    Применение психодиагностических процедур в профориентаиионном консультировании имеет следующие цели:

    Выявление актуальных способностей и качеств личности клиента;

    Выявление потребностей клиента, его мотивационных и ценно­стных установок",

    Определение склонностей и интересов клиента;

    Выявление задатков и потенциала личности, который при оп­ределенном воздействии может быть развит;

    Выявление областей коррекции, то есть тех качеств и характери­стик клиента, которые необходимо скорректировать;

    Сравнение выявленных способностей и качеств личности с теми требованиями, которые выдвигаются выбранной профессией;

    Осуществление поиска подходящей профессии на основе выявлен­ных склонностей, черт, интересов, мотивов и потребностей клиента.

    Психодиагностика в профориентаиионном консультировании осуществляется по следующим направлениям:

    Познавательные способности личности, куда входит изучение и диагностика памяти, внимания, восприятия, интеллекта, мышления, воображения и т. п.;

    Личностные особенности, куда входят:

    Эмоционально-волевая сфера;

    Мотивационно-потребностная и ценностная сфера;

    Самооценка и уровень притязаний;

    Темперамент, черты характера;

    Интересы и склонности, позволяющие выявить интерес к той или иной области профессиональной деятельности и подобрать соответствующие профессии, в которых клиент может реализо­вать свои интересы и склонности, например выявленная склонность клиента к работе с бумагами, а также хорошая гра­мотность могут позволить ему реализовать себя в архивно-библиотечном деле и т. п.

    Психодиагностические методики в профориентаиионном кон­сультировании делятся:

    на общие, то есть взятые из других областей психологии. К ним относятся методики и процедуры, целью которых является изу­чение личностных и познавательных особенностей клиента. В этом случае консультант может использовать множество ме­тодов диагностики, например тесты, направленные на изучение самооценки, темперамента, интеллекта (интеллектуальные тес­ты Айзенка), мышления и других познавательных и личност­ных способностей, различные проективные методики, изучаю­щие общие свойства и черты личности;

    специальные, куда входят методики, разработанные специально для профориентационной работы. С помощью таких методик обычно изучаются интересы и склонности клиента, а также его направленность на определенную профессиональную сферу дея­тельности (ДДО, Карта интересов и др.);

    компьютерные, которые могут быть как общими, предназна­ченными не только для профконсультирования, так и специ­альными, разработанными именно для целей профконсультации;

    игровые, которые ориентированы на диагностику в группе и к которым относятся различные имитационные и деловые игры, позволяющие определить:

    Ролевые позиции участников;

    Способности к той или иной профессиональной деятельности на основе ролевых позиций и демонстрируемого поведения;

    Области коррекции поведения участников, которые могут поме­шать реализации себя в той или иной профессиональной дея­тельности.

    Существуют следующие правила и принципы применения психо­диагностических процедур в профориентационном консультировании:

    Принцип добровольности, означающий, что со стороны профконсулътанта не должно быть никаких принуждений клиента на прохождение той или иной диагностической процедуры;

    Принцип компетентности и профессиональности, означающий, что:

    Все методики и тесты, которые использует консультант, долж­ны быть валидными, опробованными и четко отражать изучаемые феномены;

    Профконсультант должен быть компетентен в применении диаг­ностических методик, в том числе компьютерных;

    Принцип системности, предполагающий, что результаты психо­диагностики должны рассматриваться в системе общих знаний о клиенте, а психологическое заключение не должно быть основа­но только на результатах психодиагностики, без учета инфор­мации, полученной с помощью других способов изучения лич­ности и проблем клиента.

    Работа составляет важную часть нашей жизни, которая требует, как минимум, большого количества затрат временных и эмоциональных ресурсов человека. В ней мы самореализуемся и проявляем свой потенциал. Найти свою профессию - это задача, которая возникает перед каждым человеком. Неправильный выбор может негативно отразиться на качестве дальнейшей жизни. Далеко не всем людям удаётся распознать свой профессиональный путь сразу: именно поэтому я рекомендуется обращаться ко мне, как к специалисту по психологическому тестированию и работе с детьми. Психолог по профориентации подберет тесты и методики, проведет интерпретацию результатов, поможет наметить и скорректировать дальнейший путь Вашего профессионального развития.

    Тестирование на профориентацию направлено на то, чтобы помочь вам и вашему ребенку подобрать ту профессию, которая наиболее оптимально будет соответствовать вашим интересам, способностям, личностным характеристикам и перспективам рынка труда.

    Данная услуга, консультация психолога и профориентация, рекомендуется, как школьникам с 8 по 11 классы, так и взрослым людям. Именно в подростковом возрасте учащиеся средних школ и их родители задумываются о том, в какой ВУЗ поступать, какую профессию выбрать. Если у учащегося уже намечен вектор своего профессионального развития, то консультация психолога и профориентация поможет вам лучше понять, насколько выбранные профессии будут ему подходить: комфортно ли ему будет выполнять свои обязанности, достаточно ли способностей для того, чтобы учиться по выбранной специальности.

    Существует достаточно большое количество психологических программ по профориентации. Эти программы учитывают особенности характера человека, его знания, склад мышления. Тестирование на профориентацию для школьников и взрослых никогда не состоит из одной программы, так как в этом случае результат получается недостоверным. В выборе программ обязательно участвует психолог. После обработки тестирования выдаются результаты, где есть и перечень профессий, которые подходят именно вам. Обязательно после психологического тестирования по профориентации проводится психологическая консультация психолога, так как психолог видит "узкие места" программы, учитывает неоднозначность срединных значений. Так же пройти тестирование на профориентацию можно начиная с 12-13 лет, так как часто в этом возрасте стоит вопрос о выборе профильного класса. Позже тестирование можно повторять с регулярностью 1 раз в год, последнее необходимо провести за год до предполагаемого поступления в ВУЗ.

    Психологическое тестирование на профориентацию и выбор профессии

    Для более точных и достоверных результатов заключений, всегда нужно проводить только комплексное психологическое тестирование на профориентацию и рассматривать основные блоки:

    • способности (уровень знания и потенциальные психологические возможности)
    • интересы и мотивацию ребёнка или взрослого (его хобби, увлечения, таланты, собственные представления о том, что должна включать в себя будущая его профессия)
    • структура личности (особенности темперамента и характера)

    Существует ряд проблем в профессиональном самоопределении, которые шире, чем конкретный запрос профконсультации. Если такие трудности обнаружены у ребёнка или взрослого то желательно и необходимо посетить дополнительные консультации психолога, которые дадут рекомендации родителям и помогут ребёнку разобраться в его психологических проблемах. К таким проблемам относятся, например:

    • трудности, связанные с выбором профессии: противоречивость выборов или же неадекватные представления о профессии
    • высокие ожидания при слабой успеваемости
    • трудности, которые связаны с особенностями личности подростка: неврозы, сложности адаптации в незнакомой социальной среде и т.п.;

    Важно помнить, что психологическая поддержка и профориентация имеет смысл тогда, когда есть личная заинтересованность и мотивация находящегося в этом процессе. Если подросток, взрослый ещё сам не готов задумываться о планах своего обучения и развития, то проведение профориентации не будет настолько продуктивным, насколько оно может быть при личной заинтересованности самого ребёнка, а не только его родителей. Поэтому вам нужно уже сегодня позвонить мне и записаться на психологическую консультацию по выбору будущей профессии.

    По итогам теста и беседы с психологом-консультантом будут намечены рекомендуемые профили и список профессий. Вместе мы с вами более детально ознакомимся с выбранными профессиями (где работают такие специалисты, уровень оплаты труда, в каких ВУЗах можно получить такую специальность и т.д.) и проведем анализ информации: выпишем основные плюсы профессии для вашего ребенка, посмотрим недостатки и попытаемся понять, насколько эта профессия соответствует собственным ожиданиям.

    В своей работе с вами я использую не только уникальный набор психологических тестов для выбора будущей профессии, но и использую специализированный психологический тренинг, где ребенок может уверенно принять роль той или иной профессии, должности или специальности. Это позволит принять более взвешенное решение при дальнейшей профориентации в выборе будущей профессии.

    Принимая решение пройти профориентацию, вместе с вами мы исследуем следующие факторы:

    • Особенности личности ребенка
    • Социальную внешнюю среду
    • Предрасположенность ребенка к тому или иному виду деятельности

    Исследуем взаимодействие ребенка с существующими профессиями, которые можно разделить на следующие разновидности:

    • Профессии, в которых большое значение имеют физические данные - спортсмены, артисты и телеведущие.
    • Профессии, где очень важно уметь искусно делать, что-либо - рисовать, петь или играть на пианино.
    • Специальности интеллектуальной направленности - юрист, медик, математик и т.д.

    Конечно же, выбор профессии часто обусловлен наличием учебного заведения или возможностью оплачивать обучение, а также модой на некоторые специальности. Таким образом, можно сказать, что это сложный процесс, который должен учитывать массу нюансов. Задача эта непростая, но просто необходимая. Звоните мне и записывайтесь на консультацию по профориентации уже сегодня. И я помогу вам сделать правильный выбор.

    Консультация психолога и профориентация состоит из трех частей:

      Первая часть - психологическое знакомство с испытуемым плюс небольшое тестирование:

      Вторая часть - проведение психологического тренинга с выбором существующих профессий:

      Третья часть - после обработки тестов - беседа по их результатам и заключение.

    Во всех случаях я выдаю заключительный материал в письменной форме и дальнейшие психологические рекомендации.

    Вы так же можете смело скачать так называемый быстрый тест для профориентации подростков и взрослых и провести тестирование себя и своего ребенка самостоятельно:

    Или же воспользоваться качественными и профессиональными услугами специалиста по психологическому тестированию, работе с детьми и записаться ко мне на прием в Москве.

    Профориентация подростков и взрослых - цены на услуги:

    Стоимость психологической консультации, профессионального тестирования и профориентация подростков и взрослых в Москве на Цветном бульваре составляет всего 6.000 рублей за три занятия, длительностью 50 минут. Это всего лишь по 2,000 рублей за одно занятие с хорошим частным клиническим психологом и психоаналитиком длительностью в 50 минут. Ведь это здорово, что можно пройти психологическое тестирование на профориентацию для подростков и взрослых по такой минимальной цене! Помните, что услуги психолога и профориентация подростков и взрослых - это лишь инвестиция в себя, в своего ребенка и свой душевный потенциал.

    Адрес центра консультации психолога и профориентации:

    г. Москва, метро "Цветной бульвар", ул. Цветной бульвар, дом 19, стр. 4, каб. 209

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх