Принципы разработки структуры основного бюджета компании и отдельных его составляющих (финансовых и операционных бюджетов). Текущие (операционные) и финансовые бюджеты Пример перечня функциональных бюджетов

Текущие (операционные) и финансовые бюджеты

Наиболее широко используется структура общего бюджета с выделением текущего (операционного) и финансового бюджетов.

Текущий (операционный) бюджет состоит из бюджета продаж; бюджета производства; бюджета производственных запасов; бюджета прямых материальных затрат (на сырье, материалы, комплектующие, полуфабрикаты); бюджета общепроизводственных накладных расходов; бюджета прямых затрат на оплату труда; бюджета коммерческих расходов; бюджета управленческих расходов; отчета о прибылях и убытках.

Текущие (операционные) бюджеты предназначены для управления текущей деятельностью предприятия, для контроля за своевременностью выполнения операций текущей деятельности. Наиболее часто на предприятиях разрабатываются следующие текущие (операционные) бюджеты:

  • бюджет продаж. Самый первый шаг - это построение бюджета продаж на основе прогноза объемов реализации. Формирование бюджета продаж в натуральном выражении должно являться приоритетом службы сбыта. Бюджет продаж формируется на базе подписанных договоров поставки продукции;
  • бюджет производства. На основе бюджета продаж и с учетом производственных мощностей составляется бюджет производства - прогноз объемов производства продукции (предоставления услуг) в натуральных и стоимостных показателях;
  • бюджет прямых материальных затрат. Данный бюджет составляют отделы снабжения и экономический сразу после разработки бюджета производства (производственной программы) для определения потребности предприятия в сырье, материалах, комплектующих, полуфабрикатах;
  • бюджет общепроизводственных накладных расходов. Показывает расходы и затраты, связанные с обслуживанием основного производства;
  • бюджет прямых затрат на оплату труда. Отражает затраты на заработную плату основного производственного персонала на протяжении всего бюджетного периода в натуральных (человеко-часах) и стоимостных показателях;
  • бюджет коммерческих расходов. Должен соотноситься с объемом продаж. Многие статьи бюджета коммерческих расходов планируют в процентах к объему продаж (за исключением аренды складских помещений и транспортных услуг).

Финансовый бюджет служит для консолидации всех текущих (операционных) бюджетов предприятия. В состав финансовых бюджетов входят:

  • бюджет доходов и расходов. Данный бюджет представляет собой расчетную оценку доходов и расходов предприятия, а также его структурных подразделений на предстоящий период;
  • бюджет движения денежных средств. Цель составления этого бюджета - обеспечить достаточность денежных ресурсов на любой момент для совершения операций но текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Главная задача - проверить реальность источников поступления средств (притоков) и обоснованность расходов (оттоков), синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах;
  • общий бюджет по балансовому листу. Разработка бюджета по балансовому листу, или прогнозного баланса активов и пассивов, является завершающим этапом бюджетирования. Отличительная особенность данного этапа бюджетирования состоит в том, что некоторые статьи баланса появляются в результате разработки бюджета доходов и расходов;
  • инвестиционный бюджет. Показывает соотношение стартовых затрат бизнеса и внешних источников их финансирования. Обычно инвестиционный бюджет отождествляют с планом капитальных вложений.

Составление бюджета капитальных вложений (инвестиционного бюджета) - это процесс планирования и управления долгосрочными инвестициями коммерческой организации.

В инвестиционном бюджете происходит окончательное определение объектов инвестирования, объемов и сроков реальных инвестиций. В этом документе особое внимание должно быть сосредоточено на влиянии новых инвестиций на финансовые результаты деятельности коммерческой организации, величину прибыли. Определяя конкретные направления использования финансовых ресурсов, следует учитывать различия в уровне получаемой отдачи и выбирать затраты, обеспечивающие предельно высокую рентабельность. При этом финансовые затраты необходимо соотносить со сроками их окупаемости.

Бюджет, или план капитальных (первоначальных) затрат, показывает распределение финансовых средств, выделяемых для начала бизнеса в виде различных стартовых затрат (под представленный бизнес-план или на организацию нового производства, или на модернизацию действующего). В этом документе должно быть показано распределение капиталовложений, других первоначальных затрат (на лицензирование, стартовую рекламу, сертификацию, оформление прочих разрешительных документов) как по статьям расходов, так и по месяцам (декадам, неделям) бюджетного периода.

Бюджет (план) первоначальных затрат обычно разрабатывается до бюджета доходов и расходов или одновременно с ним. Набор статей плана капитальных затрат определяют индивидуально не только для предприятия, но и для любого отдельного проекта целиком, исходя из его специфики.

Первоначально при разработке капитальных затрат составляется общий бюджет расходов с максимальной детализацией основных видов первоначальных затрат и без их распределения во времени.

Недостаточная величина капитальных вложений означает, что организация не освоит текущий объем продаж.

Избыточные капитальные вложения чреваты простоями и пустующими производственными площадями, снижением эффективности труда в масштабах коммерческой организации. Внеоборотные активы влекут за собой постоянные издержки, которые повышают порог безубыточности.

При составлении инвестиционного бюджета также необходимо распределять капитальные затраты по структурным подразделениям. Для этого определяется, какие виды затрат будут финансироваться централизованно (за счет предприятия), а какие - в рамках отдельного бизнеса структурного подразделения (центра инвестиций).

После того как финансовый план (бюджет) составлен и принят к реализации, фактические показатели деятельности организации проходят сопоставление с запланированными. Для этого определяется перечень сопоставимых показателей, круг исполнителей, методика сравнения плановых и фактических данных, а также анализа отклонений и выявления их причин с последующим принятием решения о корректировке бюджета или ужесточение контроля его исполнения.

Этой процедуре подвергаются бюджеты центров финансовой ответственности, отдельные характеристики состояния бюджетов (например, соблюдение лимитов затрат), которую осуществляют центры финансовой ответственности, констатируя факт исполнения бюджетов и выявления отклонений между фактическими и запланированными показателями бюджетов. Неэффективной признается такая система планирования, в которой отклонение фактических результатов от запланированных регулярно превышает 20-30%.

Бюджет представляет собой финансовый документ, созданный до того как предполагаемые действия выполняются. В отличие от формализованных отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, бюджет не имеет стандартизованной формы, которая должна строго соблюдаться.

Структура бюджета зависит от того, что является предметом бюджета, размера организации, степени, в которой процесс составления бюджета интегрирован с финансовой структурой предприятия. Бюджет должен представлять информацию доступным и ясным образом так, чтобы его содержание было понятно пользователю. Бюджетный цикл включает в себя следующие этапы:

  1. Планирование деятельности предприятия в целом и по подразделениям.
  2. Подготовка проектов отдельных бюджетов.
  3. Подготовка проекта общего бюджета.
  4. Внесение корректировок и согласование бюджетов.
  5. Утверждение бюджета, проектирование обратных связей и учет меняющихся условий.

В основе бюджетирования лежит общий (главный) бюджет, который представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы для предприятия в целом. Он состоит из оперативного и финансового бюджетов.

I. Оперативный бюджет.

  1. Бюджет продаж.
  2. Производственный бюджет.
  3. Бюджет производственных запасов.
  4. Бюджет закупок (использования материалов или прямых затрат на материалы).
  5. Бюджет общепроизводственных расходов.
  6. Бюджет трудовых затрат
  7. Бюджет коммерческих расходов.
  8. Бюджет общих и административных расходов.
  9. Прогнозный отчет о прибылях и убытках.

II. Финансовый бюджет.

  1. Бюджет капитальных затрат (инвестиционный бюджет).
  2. Бюджет денежных средств (кассовый бюджет).
  3. Прогнозный баланс.

Оперативный бюджет.

Оперативный бюджет показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции компании. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений компании.

Бюджет продаж

  • Прогноз объёма продаж - это необходимый предварительный этап работы по подготовке бюджета продаж.
  • Прогноз объёма продаж превращается в бюджет продаж в том случае, если руководство предприятия считает, что прогнозируемый объём продаж может быть достигнут.

При подготовке бюджета продаж необходимо учитывать уровни объёма продаж за предыдущие периоды и проанализировать ряд макроэкономических факторов, каждый из которых может оказать существенное влияние на объём продаж и его зависимость от прибыльности продукции.

Надёжность прогноза продаж повышается в результате использования комбинаций экспертных и статистических методов:

Составление бюджета продаж:

  • Бюджет продаж - важный шаг в составлении основного бюджета; оценка объёма продаж влияет на все последующие бюджеты.
  • Бюджет продаж отражает месячный или квартальный объём продаж в натуральных и в стоимостных показателях.
  • Бюджет продаж составляется с учётом: уровня спроса на продукцию предприятия, географии сбыта, категорий покупателей, сезонных факторов.
  • Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включён и в доходную часть бюджета потока денежных средств.
  • Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т.д., с учётом корректировки на безнадёжные долги.

Бюджет производства.

  • Бюджет производства - это план выпуска продукции в натуральных показателях
  • Бюджет производства составляется исходя из бюджета продаж; он учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов (бюджет производственных запасов), а также величину внешних закупок.
  • Необходимый объём выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объём продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода.

Бюджет производственных запасов.

  • Бюджет производственных запасов содержит информацию, необходимую для подготовки прогнозного отчёта о прибылях и убытках - в части подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции и прогнозного балансового отчёта - в части подготовки данных о состоянии нормируемых оборотных средств (сырья, материалов и запасов готовой продукции) на конец планируемого периода
  • Объём незавершённого производства определяется, исходя из технологических особенностей изготовления продукции.

Бюджет закупок.

  • Бюджет закупок - это план закупок продукции из ассортиментного ряда в разрезе видов продукции или по основным поставщикам. Показывает сколько и какой продукции должно быть приобретено предприятием у внешних (импорт) и внутренних поставщиков.
  • Бюджет закупок составляется отделом закупок исходя из бюджета продаж, так как объём закупок напрямую зависит от объёма продаж. Объём закупок сырья и материалов зависит от ожидаемого объёма их использования, а также от предполагаемого уровня запасов

Формула для вычисления объёма закупок выглядит следующим образом:

Объём закупок = объём использования + запасы на конец периода - запасы на начало периода

  • Бюджет закупок, как правило, составляется с учётом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы.

Бюджет общепроизводственных расходов.

  • Бюджет общепроизводственных расходов отражает объём всех затрат, связанных с производством продукции, за исключением затрат на прямые материалы и прямых затрат на оплату труда.
  • Общепроизводственные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть планируется, исходя из потребностей производства, переменная часть - как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих
  • Бюджет общепроизводственных расходов обычно включает в себя ряд стандартных статей затрат: амортизацию и аренду производственного оборудования, страховку, дополнительные выплаты рабочим, оплату непроизводительного времени и т.д.

Бюджет трудовых затрат.

  • Прямые затраты на оплату труда - это затраты на заработную плату основного производственного персонала
  • Бюджет затрат на оплату труда подготавливается, исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала
  • В бюджете заработной платы основного производственного персонала необходимо выделять две составные части:
    1. фиксированную часть оплаты труда
    2. сдельную часть оплаты труда
  • Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график её погашения.

Бюджет коммерческих расходов.

  • В бюджете коммерческих расходов учитываются все расходы связанные со сбытом, продвижением и хранением товара.
  • Бюджет коммерческих расходов формируется с учетом бюджета переменных общепроизводственных расходов, рекламного бюджета и других постоянных коммерческих расходов.
  • Переменные коммерческие расходы (комиссионные вознаграждения, затраты на упаковку, складскую обработку, транспортировку товаров заказчикам) зависят от объёма продаж и закупок и переносятся из бюджета переменных общепроизводственных расходов.
  • Коммерческие расходы группируются по критериям, основными из которых являются: виды продукции, категории покупателей.
  • При составлении бюджета коммерческих расходов в отдельную группу выделяются постоянные затраты: расходы на рекламу и маркетинг и расходы на хранение товаров на складе. Величина эти расходов планируется на основе статистических данных (расходы предшествующего периода с учетом сезонности) и решений менеджмента. Например, может быть принято решение об изменении местонахождения склада или площади арендуемых помещений, о пересмотре сумм страховых покрытий товарных запасов и другое.

Бюджет общих и административных расходов.

  • Бюджет показывает все расходы, не связанные с коммерческой деятельностью предприятия, а именно: затраты на содержание офиса, расходы на содержание персонала, освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, командировки, услуги связи, налоги и проценты за кредиты, относящиеся на себестоимость и т.д.
  • Общие и административные расходы носят постоянный характер.
  • Бюджет общих и административных расходов составляется на основе бюджетов подготовленных центрами ответственности.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках.

  • Прогнозный отчёт о прибыли и убытках - первый из документов основного бюджета, показывающий, какой доход заработало предприятие за отчётный период и какие затраты были понесены.
  • Информация о доходах поступает из бюджета продаж. Данные о затратах, необходимых для обеспечения запланированного объёма продаж определяются при расчете себестоимости реализованных товаров. Информация о расходах связанных с текущей деятельностью предприятия поступает из бюджета коммерческих расходов и бюджета общих и административных расходов.
  • Составление прогнозного отчета о прибыли и убытках является последним этапом при подготовке оперативного бюджета.

Финансовый бюджет.

Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде. Финансовый бюджет включает в себя бюджет капитальных затрат, бюджет денежных средств компании и бюджетный бухгалтерский баланс.

Бюджет капитальных затрат.

  • Бюджет капитальных затрат представляет собой план капитальных расходов с указанием источников финансирования.
  • В бюджет капитальных затрат включают как планы по приобретению основных средств и нематериальных активов, так и долгосрочные инвестиционные проекты. В последнем случае составляют отдельные расчеты инвестиционных проектов с целью определения рентабельности инвестиций. Проекты которые удовлетворяющие критериям рентабельности включаются в бюджет капитальных затрат.

Бюджет денежных средств.

  • Составление прогноза денежных потоков - один из самых важных и сложных шагов в бюджетировании; основой для его составления служит прогноз объёма продаж.
  • Это план поступления денежных средств и платежей и выплат на будущий период времени.
  • В целом этот бюджет показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств на конец бюджетного периода.
  • Поступления от основной деятельности рассчитываются с учётом изменений в дебиторской задолженности, расходы - с учётом изменений в кредиторской задолженности.

Прогнозный баланс.

  • Показывает, какими средствами финансирования обладает предприятие, и как используются данные средства.
  • Характеризует финансовое состояние предприятия на конкретную дату
  • Для прогноза баланса используется величина нормируемых оборотных активов и величина дебиторской задолженности.
  • Пассивная часть баланса формируется, исходя из предполагаемой оборачиваемости кредиторской задолженности, прочих текущих пассивов и других источников финансирования.
  • Расхождение в прогнозах активной и пассивной частей баланса даёт представление о нехватке (избытке) финансирования. Решение о способе финансирования принимается на основании дополнительного анализа.
  • Изменение структуры баланса сказывается на потоке денежных средств.

Комплексный нормативный метод учета как информационная база бюджетного процесса.

Нормативный метод применяется в основном в предприятиях занятых массовым производством, но может быть применен и в среднесерийном производстве. Фактическая себестоимость здесь рассчитывается от нормативной себестоимости путем учета изменений норм и отклонений от этих норм. Учет отклонений от норм организуется в зависимости от технических особенностей сырья и материалов, нормирования их расхода и технологии процесса производства. Сами отклонения от действующих норм определяются путем сопоставления фактического расхода материалов на выпуск продукции по партиям с нормативным расходом.

УЧЕТ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ

Нормативные затраты на единицу произведенного продукта Составляющие Определение Влияющие факторы
1 2 3 4
Нормативные прямые материальные затраты Нормативная цена единицы материалов Оценка затрат определенного вида материала на следующий учетный период Возможные увеличения цен, количественные изменения на рынке материалов, новые источники поставок и др.
Нормативное количество материалов Оценка ожидаемого количества материалов, которое будет использовано для производства единицы продукта Инженерные спецификации изделий, качество материалов, техническое состояние оборудования, квалификация и опыт рабочих
Нормативные прямые трудовые затраты Норматив времени (затраты труда) на единицу продукции Оценка времени, необходимого для каждого подразделения, станка или процесса, чтобы произвести одну единицу или одну партию изделий Замена машин и оборудования, изменение квалификации рабочей силы
Нормативная ставка оплаты труда Почасовые затраты труда, ожидаемые в следующем учетном периоде для каждой операции или вида работ Общеотраслевые нормативы, распоряжения руководства, изменения контракта
Нормативные общепроизводственные расходы Нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов Отношение общей суммы планируемых переменных общепроизводственных расходов к нормативной величине показателя, принятого за базу расчетов (чаще всего это показатель прямых затрат по заработной плате, т. е. нормо-часы трудозатрат) Изменение базы расчетов
Нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов Отношение общей суммы планируемых постоянных общепроизводственных расходов к нормальной мощности в нормо-часах трудозатрат Изменение базы расчетов

Управление по отклонениям.

Общее отклонение прямых материальных затрат = Отклонение по цене прямых материальных затрат - Отклонение по использованию прямых материальных затрат
= (фактическая цена - нормативная цена) фактическое количество - (фактическое количество - нормативное количество) нормативная цена
= фактическое количество фактическая цена - нормативное количество нормативная цена

Общее отклонение прямых трудовых затрат = Отклонение по ставке оплаты прямого труда - Отклонение по производительности прямого труда
= (фактическая ставка - нормативная ставка) фактические часы - (фактические часы - нормативные часы) - нормативная ставка оплаты труда
= фактические часы фактическая ставка оплаты - нормативные часы нормативная ставка оплаты труда

Управление по отклонениям (отклонения общепроизводственных расходов).

Правила ведения учетных записей:

  • все записи на счетах ведутся по нормативам;
  • для каждого вида отклонений выделяется отдельный счет ("Отклонение по цене прямых материалов", "Отклонение по использованию прямых материалов" и т. д.);
  • неблагоприятные отклонения отражаются по дебету этих счетов, благоприятные - по кредиту.

    Пример (анализ отклонений). Компания использует систему учета нормативных затрат. Основной продукт производится в единственном цеху. Нормативные переменные затраты на одну единицу готового изделия следующие:

      Прямые материалы (3 кв. м $12.50/кв.м.) $37.50
      Прямой труд (1.2 часа $9.00/час) 10.80
      Переменные ОПР (1.2 часа $5.00/час) 6.00
      Нормативные переменные затраты на единицу $54.30

    Нормальная мощность составляет 15,000 часов прямого труда, планируемые постоянные ОПР за год равны $54,000. В течение года компания произвела и продала 12,000 единиц готовой продукции.

    Известны следующие данные:

  • Было закуплено и использовано 37,500 кв. метров прямых материалов; покупная цена составляла $12.40 за один кв. м;
  • Затраты прямого труда составили 15,250 часов, и средняя ставка оплаты прямого труда равнялась $9.20 за один час;
  • Фактические ОПР за период составили: $73,200 - переменные ОПР и $55,000 - постоянные ОПР.

    1. Нормативные часы на фактический выпуск = 12,200 ед. 1.2 час/ед. = 14,640 часов.

    2. Нормативный коэффициент постоянных ОПР = $54,000: 15,000 час. = $3.60 на один час прямого труда.

    3. Отклонение по цене прямых материалов = ($12.40 - $12.50) 37,500 кв. м = $3,750 (Б)

    4. Отклонение по использованию прямых материалов = (37,500 кв. м - 12,200 ед. 3 кв. м) $12.50/кв. м = $11,250 (Н)

    5. Отклонение по ставке оплаты прямого труда = ($9.20 - $9.00) 15,250 часов = $3,050 (Н)

    6. Отклонение по производительности прямого труда = (15,250 час. - 12,200 ед. 1.2 час./ед.) $9.00/час = $5,490 (Н)

  • Операционные бюджеты

    К операционным относятся следующие бюджеты.

    Бюджет продаж

    показывает помесячный и поквартальный объемы продаж по видам продукции и в целом по компании в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода.

    Производственный бюджет

    отражает помесячный и поквартальный объемы производства (выпуска) по видам продукции и в целом по компании в натуральных показателях с учетом запасов готовой продукции на начало и на конец бюджетного периода.

    Бюджет запасов готовой продукции

    содержит информацию о запасах по видам продукции, по компании в целом и по отдельным бизнесам в натуральных и стоимостных показателях.

    Бюджет запасов товаров, сырья и материалов

    (основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей — ТМЦ) включает информацию о запасах по видам товарно-материальных ценностей по компании в целом и по отдельным бизнесам в натуральных и стоимостных показателях.

    Бюджет прямых материальных затрат

    (основных материалов и запасов товар но-материальных ценностей) содержит информацию о затратах сырья и материалов, покупных изделий и комплектующих в расчете на единицу готовой продукции по видам продукции и в целом по компании в натуральных и стоимостных показателях, а также информацию о запасах основных материалов в стоимостных показателях па начало бюджетного периода.

    Бюджет прямых затрат труда

    отражает затраты на заработную плату основного производственного персонала на протяжении бюджетного периода в расчете на единицу готовой продукции по видам продукции и в целом по компании в натуральных и стоимостных показателях, т.е. с учетом затрат рабочего времени в человеко-часах и тарифных ставок.

    Бюджет прямых производственных (операционных) затрат может составляться тогда, когда требуется более точный учет производственных (операционных — для торговых фирм и предприятий сферы услуг) расходов, которые могут быть отнесены к категории прямых (переменных) затрат.

    Бюджет общепроизводственных (общецеховых) накладных расходов показывает расходы на заработную плату адменистративно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала, непосредственно занятого в данном бизнесе (цехе, структурном подразделении), арендные платежи, коммунальные и командировочные расходы, затраты на текущий ремонт, стоимость малоценного и быстроизнашивающегося инструмента и другие затраты (главным образом общецеховые расходы), связанные с функционированием данного бизнеса на протяжении бюджетного периода.

    Бюджет управленческих расходов

    содержит информацию о расходах на заработную плату административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала в аппарате управления предприятия или фирмы, арендные платежи, коммунальные и командировочные расходы, затраты на текущий ремонт, стоимость малоценного и быстроизнашивающегося инструмента и другие (главным образом общеорганизационные) расходы на протяжении бюджетного периода.

    Бюджет коммерческих расходов

    Бюджет накладных расходов содержит

    информацию о прочих расходах предприятия, например об амортизации, уплате процентов за кредит и других общезаводских расходах на протяжении бюджетного периода.

    Отличие бюджета общепроизводственных накладных расходов от бюджетов управленческих и коммерческих расходов по структуре и набору статей незначительно, и их форматы могут совпадать. Главное отличие состоит в том, что в первом случае все расходы можно подсчитать непосредственно для отдельного вида бизнеса (продукта, цеха, структурного подразделения), а во втором — те же самые затраты могут быть определены только для компании в целом.

    Перейти на страницу:
    1 2

    Что такое Операционный бюджет | Operating Budget

    Операционный бюджет англ. Operating Budget , являются тщательно детализированными бюджетами, которые составляются с целью управления текущими расходами.

    Они отличаются от других типов составления бюджетных стратегий, которые могут включать позиции, учитывающие проведение будущих операций или дополнительные расходы, которые будут осуществляться вне рамок основного бюджета. Операционный бюджет должен гарантировать не только наличие средств, которые необходимы для непрерывного функционирования бизнеса, но и распределить их наиболее эффективным образом.

    Практически любая организация проектирует и выполняет операционный бюджет. Независимо от размера компании составление этого типа бюджета помогает определить, какой размер дохода необходимо получить, чтобы продолжить вести деятельность на прежнем уровне.

    Некоммерческие организации также составляют годовой бюджет, который отражает ожидаемую сумму пожертвований и других источников доходов, которые будут использоваться для покрытия расходов. Операционный бюджет может составляться даже домохозяйствами, поскольку он облегчает определение видов и размера ежемесячных расходов.

    Операционный бюджет для бизнеса будет, главным образом, включать статьи расходов, которые возникают из месяца в месяц на постоянной основе. Например, они будут включать заработную плату сотрудников, а также сопутствующие расходы на социальный пакет, как, например, медицинское страхование. Бюджет будет также тщательно планировать производственные расходы, чтобы поддерживать непрерывное функционирование компании на таком уровне, который позволяет получать прибыль. Во многих случаях операционный бюджет учитывает и планирует платежи по долговым обязательствам, включая выплату процентов по кредитам.

    Фундаментом при составлении операционного бюджета является оценка рабочей нагрузки, необходимой для поддержания операционной деятельности бизнеса. Это обычно представляется как полные рабочие единицы, идентифицированные по статьям затрат, которые связаны с операционной деятельностью. Структурирование бюджета на основе достоверной информации облегчает создание операционного бюджета Часто эта информация важна для решения задачи оптимального распределения денежных средств между различными подразделениями компании, чтобы они могли эффективно осуществлять свою деятельность.

    Как и в случае с любым другим типом бюджета, в операционный бюджет время от времени могут вноситься поправки или осуществляться корректировки. Это может быть вызвано такими факторами, как изменение размера доходов, запуск новой линейки продуктов, открытие новых или закрытие старых подразделений, изменения в потребительском спросе и т.п. Поэтому в операционный бюджет обычно закладывается определенная степень гибкости, которая позволяет менеджерам по мере необходимости принимать решения об увеличении или сокращении некоторых статей расходов.

    Применяемые в финансовом планировании виды бюджетов можно разделить на четыре основные группы:

    · основные бюджеты (еще называют финансовыми);

    · операционные бюджеты;

    · вспомогательные бюджеты;

    · специальные бюджеты.

    Все эти бюджеты нужны для составления сводного производственного или основного бюджета (мастер-бюджета). При этом мастер-бюджет может быть разработан как для организации в целом, так и для отдельного бизнеса.

    Основные бюджеты:

    1. Сущность и назначение бюджетирования

    1.1. Бюджетирование как управленческая технологи

    Под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования. Планирование - особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а охватывает деятельность всего предприятия. Процесс планирования неразрывно связан с процессом контроля. Без контроля планирование становится бессмысленным. Планирование наряду с контролем является одной из функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.

    Любое предприятие, достигшее среднего размера и, как следствие, имеющее такую организационную структуру, при которой службы предприятия обладают определенным уровнем самостоятельности, нуждается в планировании и контроле.

    В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой финансовой и

    нефинансовой информации. Финансовая информация, необходимая для планирования, собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета.

    Смета (или бюджет) представляет собой финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций. Бюджет, будучи составной частью управленческого контроля, создает объективную основу оценки результатов деятельности организации в целом и ее подразделений. В отсутствие бюджета, при сравнении показателей текущего периода с предыдущими можно прийти к ошибочным выводам, а именно: показатели прошлых периодов могут включать результаты производительной работы. Улучшение этих показателей означает, что предприятие стало работать лучше, но свои возможности оно не исчерпало. При использовании показателей предыдущих периодов не учитываются появившиеся возможности, которых не существовало в прошлом. Бюджет как средство координации работы различных подразделений организации побуждает управляющих отдельных звеньев строить свою деятельность с учетом интересов организации в целом.

    Одной из главных функций бюджетирования является прогнозирование (финансового состояния, ресурсов, доходов и затрат). Именно этим бюджетирование и ценно для принятия управленческих решений. Роль системы управленческого учета и бюджетирования заключается в том, чтобы представить всю финансовую информацию, показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме для любого, даже не очень сведущего в тонкостях бухгалтерского учета менеджера, представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде Поставка товара или оказание услуги потребителю, который хочет их купить, не обязательно сопровождается их оплатой и отгруженная продукция превращается в выручку от реализации.

    Бюджетная система выполняет контрольную функцию, определяя сферу ответственности руководителей различного уровня и соотнося ее с показателями бюджетов и смет. Финансовый контроль и оценка результативности несут при этом характер прямой и обратной связи. Сравнение бюджетных и фактически достигнутых показателей осуществляется контролем с обратной связью, а на сравнении бюджетных показателей с установленными организацией целями основан контроль с прямой связью. Через механизмы контроля с прямой и обратной связью строится система вознаграждения руководителей (премии, льготы и др).Следует отметить, однако, что для эффективной работы механизмов бюджетного контроля необходимо, чтобы система бюджетирования предполагала определенную свободу действий управленческого персонала без незамедлительных обвинений и санкций в случае кратковременных отступлений от бюджетных показателей.С помощью бюджетирования разрабатываются показатели (задания) для конкретных групп работников, что повышает их ответственность за результаты работы. Кроме того, участие сотрудников организации в составлении бюджетов и смет повышает мотивационный эффект. Однако бюджетно-ориентированный стиль оценки работы руководителей неприемлемым в условиях неопределенности.

    Системой бюджетирования формируется финансовая осведомленность сотрудников организации. Они должны знать и четко представлять себе последствия своих действий, должны задумываться о том, что какие то другие, альтернативные решения могли бы быть более эффективны с точки зрения финансов.

    Многие решения, оказывающие влияние на показатели бюджетного года, принимаются заранее как составляющие перспективного плана, который должен стать стартовой точкой для подготовки годового бюджета. Лица, отвечающие за подготовку бюджетов и смет должны получить от высшего руководства информацию об этом. Кроме того, они должны иметь информацию о возможных изменениях условий деятельности, поправках изменяющих цены, уровень инфляции, отраслевой спрос и выпуск продукции. В процессе представления информации руководителям основных направлений деятельности, отвечающим за подготовку отдельных разделов бюджетов и смет, необходимо давать указания о характере реагирования на возможные изменения экономической ситуации.Коммуникационная функция бюджетирования усиливается, когда процесс его осуществляется в виде комбинации информационных потоков, движущихся во встречных направлениях.

    При реализации коммуникационной функции процесса бюджетирования следует иметь в виду, что она достаточно трудоемка и дорогостояща и, если затраты на нее будут выше чем ее достоинства, – она превратится в бюрократический тормоз.

    Бюджетный период (продолжительность временного интервала охватываемого бюджетом) для стратегического бюджетирования составляет от 3 до 10 лет, для операционного – 1 год.

    От того, какова миссия организации, ее главные и частные цели, зависят цели и задачи бюджетирования. При этом следует:

    ● четко сформировать главные финансовые и нефинансовые цели;

    ● выбрать показатели, с помощью которых можно контролировать достижение этих целей;

    ● определить задачи (обеспечивающие достижение главных целей), которые могут быть решены с помощью бюджетирования.

    ● Основные цели бюджетирования формируются следующим образом:

    ● выполнение функций инструмента планирования;

    ● осуществление контроля с прямой и обратной связью;

    ● оказание мотивирующего влияния на деятельность работников;

    ● формирование коммуникационной среды;

    ● обеспечение координации деятельности организации.

    1.2. Виды бюджетов

    Составными частями внутрифирменного бюджетирования являются:

    а) технология (управленческая);

    б) организация системы бюджетирования;

    в) автоматизация.

    При постановке внутрифирменного бюджетирования необходимо следовать основным его принципам:

    ● использование методологии бюджетирования, базирующуюся на западных принципах финансового менеджмента, адаптированную к российским условиям;

    ● создание корпоративных баз данных, основанных на сборе и обработке первичной документации, включая всю информацию бухгалтерской отчетности (и помимо нее) в более оперативном режиме, чем сроки отчетности;

    ● строгое следование принципам конфиденциальности.

    Инструментом процесса бюджетирования являются бюджеты (планы, сметы). Их можно разделить на четыре основные группы:

    ● основные бюджеты (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, расчетный баланс);

    ● операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет производства, бюджет прямых материальных затрат, прямых трудовых затрат и др.);

    ● вспомогательные бюджеты (план капитальных вложений, кредитный план, бюджеты налогов);

    ● дополнительные (специальные) бюджеты (бюджет распределения прибыли, планы отдельных проектов и программ).

    Все эти виды бюджетов необходимы для составления прогноза финансового состояния предприятия и для проведения план-фактного анализа.

    Бюджетирование, как правило, начинается с разработки операционных бюджетов, среди которых обычно принято выделять следующее:

    1. Бюджет продаж.

    Бюджет продаж показывает объем продаж помесячный и поквартальный по видам продукции и по организации в целом в натуральных и стоимостных показателях. В нем представлен прогноз совокупного дохода, на основе которого будут оцениваться наличные поступления от потребителей. Объем продаж является основой других бюджетов (смет).

    2. Производственный бюджет (производственная программа);

    Бюджет производства формируется помесячно и поквартально только в количественных показателях и входит в сферу ответственности руководителя производства. Его задача – обеспечение объема производства достаточного для удовлетворения покупательского спроса и создания экономически целесообразного уровня запасов.

    3. Бюджет запасов готовой продукции.

    Бюджет запасов готовой продукции содержит информацию о запасах по видам продукции, по организации в целом и по отдельным бизнесам внутри нее в натуральных и стоимостных показателях. Он может быть объединен с бюджетом производства, входить в его состав.

    Бюджет запасов готовой продукции рассчитывается на начало и на конец бюджетного периода. На начало периода величина запасов устанавливается исходя из ожидаемых остатков на конец текущего (отчетного) года и включает:

    – фактические или ожидаемые остатки готовых изделий на складе;

    – продукцию отгруженную, по которой срок оплаты не наступил;

    – продукция, не оплаченная в срок покупателями;

    – продукция, находящаяся на ответственном хранении у покупателей.

    4. Бюджет прямых материальных затрат.

    Бюджет прямых материальных затрат формирует информацию о расходах для заготовления и приобретения товарно-материальных ценностей, необходимых для изготовления продукции, в расчете на единицу продукции и в целом по организации в натуральных и стоимостных показателях.

    Содержит также информацию о запасах основных материалов в стоимостных показателях на начало и конец бюджетного периода.

    Операционный бюджет и его состав.

    Операционный бюджет - это система бюджетов, характеризующих затраты на производство, реализацию продукции, управление предприятием, а также затраты по отдельным стадиям производства и функциям управления предприятием.

    Он включает:

    1) бюджет продаж;

    2) бюджет производства;

    3) бюджет прямых затрат сырья и материалов;

    4) бюджет прямых затрат труда;

    5) бюджет переменных накладных расходов;

    6) бюджет запасов сырья, готовой продукции;

    7) бюджет управленческих и коммерческих расходов;

    8) бюджет себестоимости реализованной продукции.

    Операционные бюджеты необходимы для формирования натуральных и стоимостных плановых показателей, используемых для составления основных бюджетов.

    Назначение операционных бюджетов заключается в планировании текущей деятельности. Различают следующие виды операционных бюджетов.

    1. Бюджет продаж. В зависимости от производственных мощностей, поставленных целей на будущее, рынков сбыта рассчитывается плановый объем продаж исходя из прогнозируемого количества продукции и плановых цен. Расчеты производятся по видам продукции. Составление данного вида бюджета является обязательным для всех предприятий. Формы его на различных предприятиях могут отличаться друг от друга в зависимости от специфики.

    2. Бюджет производства. Рассчитывается плановый объем производства. За основу принимается бюджет продаж и остатки готовой продукции. Расчет данного вида бюджета необходим для формирования производственной программы.

    3. Бюджет прямых затрат материалов и сырья. Рассчитывается на основе норм расхода материалов на единицу производимой продукции, прогнозных данных бюджета производства остатков сырья и материалов на складах, рыночных цен. В данном бюджете формируется объем закупок материально-технических ресурсов. Данные формируются как в денежном, так и в натуральном выражении. Этот вид бюджета характерен для производственных и строительных предприятий.

    4. Бюджет прямых затрат труда. Рассчитывается общий объем затрат на привлечение трудовых ресурсов. Исходные данные: бюджет производства.

    Используется система нормирования труда.

    5. Бюджет переменных накладных расходов. Расчет ведется по накладным расходам с разбивкой по статьям: амортизация, электроэнергия, расходы на страхование и т. д.

    6. Бюджет запасов сырья, готовой продукции. Рассчитывается на основе данных об остатках сырья и материалов в натуральных единицах, запасов готовой продукции, о ценах и себестоимости. В организациях с длительным производственным циклом может составляться бюджет незавершенного производства наряду с бюджетом запасов или вместо него. В строительных организациях по аналогии может также составляться бюджет незавершенного строительства.

    7. Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка постоянных расходов. Состав же по статьям зависит от многих факторов, в том числе и от специфики деятельности предприятия.

    8. Бюджет себестоимости реализованной продукции. Рассчитывается на основании предыдущих операционных бюджетов на основе методики исчисления себестоимости, утвержденной на предприятии.

    Финансовый бюджет и его состав.

    Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде.
    Финансовый бюджет (financial budget) используется для анализа финансовых условий подразделения с помощью анализа соотношения активов и обязательств, денежного потока, оборотного капитала, прибыльности.
    Важной составной частью главного (сводного) бюджета организации является финансовый бюджет (план). В наиболее общем виде он представляет собой баланс доходов и расходов организации. В нем количественные оценки доходов и расходов, приводимые в операционном бюджете, трансформируются в денежные. Его основной целью является отражение предполагаемых источников поступления финансовых средств и направлений их использования.

    С помощью финансового бюджета (плана) можно получить информацию о таких показателях, как:

    Объем продаж и общая прибыль;

    Себестоимость продаж;

    Процентное отношение доходов и расходов;

    Общий объем инвестиций;

    Использование собственных и заемных средств;

    Срок окупаемости вложений и др.

    В состав финансового бюджета входят бюджеты инвестиций и денежных средств, а также прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении).

    Билет № 14

    Взаимосвязи операционного и финансового бюджетов с позиции отражения бизнес-процессов. 2.Взаимосвязи операционного и финансового бюджетов с позиции полноты информации необходимой для расчета бюджетов.

    Система бюджетирования любого предприятия представляет собой совокупность взаимосвязанных операционного, инвестиционного и финансового бюджетов. Операционный бюджет состоит из бюджетов продаж, производства, закупок и др., инвестиционный - из бюджетов капиталовложений, реализации внеоборотных активов, инвестиционных поступлений. В финансовый бюджет обычно включают бюджет движения денежных средств, бюджет прибылей и убытков (бюджет доходов и расходов) и прогнозный баланс. Сводный бюджет, который включает финансовый, операционный и инвестиционный бюджеты, часто называют мастер-бюджетом.

    При разработке системы бюджетирования следует учитывать не только виды составляемых бюджетов, но и взаимосвязь между ними, а также последовательность их формирования. Совокупность всех бюджетов и порядок их составления принято называть бюджетной моделью

    Как правило, процесс формирования бюджета начинается с составления бюджета продаж. На основании этого бюджета определяется производственная программа предприятия, а также потребность в производственных мощностях, персонале, сырье и материалах, рассчитываются затраты на содержание обслуживающих подразделений. На следующем этапе формируются бюджет себестоимости производимой продукции, бюджет закупок и другие бюджеты, входящие в состав операционного бюджета. На основе данных операционного бюджета создается финансовый бюджет.

    Билет № 15

    Модели основного бюджета.

    Основной бюджет (master budget) суммирует цели всех подразделений организации, ответственных за сбыт, производство, НИОКР, маркетинг, обслуживание потребителей, финансы.

    В основе бюджетирования лежит общий (главный) бюджет, который представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы для предприятия в целом. Он состоит из оперативного и финансового бюджетов.

    Основной бюджет — это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения целей.

    Основной бюджет состоит из трех обязательных финансовых документов:

    · Прогноза отчета прибылей и убытков

    · Прогноза отчета о движении денежных средств

    · Прогноза балансового отчета

    Процесс бюджетирования условно может быть разделен на две составные части:

    Операционный бюджет состоит из:

    · Бюджета реализации

    · Бюджет производства

    · Бюджета производственных запасов

    · Бюджета прямых затрат на материалы

    · Бюджета общепроизводственных расходов

    · Бюджета прямых затрат на оплату труда

    · Бюджета коммерческих расходов

    · Бюджета общехозяйственных расходов

    · Бюджета прибылей и убытков

    Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования.

    Финансовый бюджет состоит из:

    · Инвестиционного бюджета

    · Плана денежных потоков

    Прогнозного баланса

    Процесс планирования следует начинать с плана продаж.

    Остальные планы должны строиться на базе этого плана и с учетом достижения запланированных стратегических показателей.

    Предыдущая1234567891011Следующая

    Операционный бюджет составляется для определения величины прибыли от деятельности организации.
    Составными частями операционного бюджета являются:
    бюджет продаж;
    производственная программа;
    бюджет производственной себестоимости;
    бюджет коммерческих расходов;
    бюджет общехозяйственных расходов.
    Общехозяйственные расходы, в зависимости от принятой учетной политики, могут включаться в производственную себестоимость продукции.
    Планирование операционного бюджета осуществляется на основе норм и нормативов затрат живого труда, предметов труда, использования средств труда, организации производства.
    Нормы затрат живого труда - это нормы времени по видам продукции и работ, обслуживания оборудования и рабочих мест, соотношения численности основных и вспомогательных рабочих и других категорий работников, коэффициенты выполнения норм и др.
    В нормах затрат предметов труда устанавливается планируемый расход сырья, основных и вспомогательных материалов, различных видов энергии, полуфабрикатов и комплектующих изделий по отдельным видам продукции и работ, а также отходов и потерь.
    Нормы и нормативы использования средств труда включают коэффициент использования среднегодовой производственной мощности, нормы выхода продукции с единицы оборудования, нормы трудоемкости ремонта единицы оборудования, часовой производительности оборудования и др.
    В нормах и нормативах организации производства устанавливаются длительность производственного цикла, объем незавершенного производства, нормы запасов сырья и материалов и др.
    Помимо перечисленных выше норм и нормативов при осуществлении планирования производственной программы используются установленные природоохранные, социально-экономические и другие нормативы.
    В бюджете продаж определяется объем, цены и стоимость различных видов продукции и услуг, намеченных к продаже. При подготовке этого бюджета используются оценки специалистов и экспертов по предполагаемому спросу на продукцию и услуги, данные анализа по удовлетворению спроса за прошлые сопоставимые периоды, специальные методики и модели по маркетинговым исследованиям.
    Бюджет продаж служит отправной точкой планирования. На его основе составляются производственная программа, бюджет производственной себестоимости, бюджет денежных средств и др. разделы общего бюджета.
    В производственной программе определяется объем производства всех видов продукции и оказываемых услуг с учетом остатков готовой продукции на складе на начало и конец соответствующего периода. Для исчисления объема производства каждого вида продукции из намеченного объема продаж вычитают остатки готовой продукции на складе на начало периода и к полученной разнице прибавляют остатки готовой продукции на складе на конец периода. Обычно производственная программа составляется по организации в целом и ее подразделениям на текущий год, по кварталам и месяцам.
    Бюджет производственной себестоимости продукции и услуг составляют на основе бюджетов расходов на подготовку и освоение производства по использованию и закупке сырья и материалов, трудовых затрат, общепроизводственных расходов и прочих расходов. В состав производственной себестоимости могут включаться общехозяйственные расходы.
    В бюджет расходов на подготовку и освоение производства планируют расходы, учитываемые по данной статье в финансовом учете (п. 13.2).
    В бюджете по использованию и закупке сырья и материалов на основе производственной программы определяется планируемый расход каждого вида материальных ценностей умножением планируемого объема производства каждого вида продукции и услуг на норму расхода каж-
    дого вида сырья и материалов. После определения расходы сырья и материалов исчисляют объем закупок по каждому их виду с учетом остатков складских запасов на начало и конец соответствующего периода. Расход и закупки сырья и материалов целесообразно планировать не только по месяцам, но и по декадам, неделям, дням, а иногда и сменам, как в нату-ральном, так и в денежном выражении.
    В бюджете трудовых затрат определяются затраты времени и затраты труда в денежном выражении, необходимые для выполнения производственной программы.
    Расчет потребности в персонале производят в разрезе категорий работников отдельно по персоналу основной деятельности (промышлен- но-производственному) и персоналу неосновной деятельности (персоналу непромышленных организаций, состоящих на балансе организации).
    Плановую численность персонала основной деятельности определяют на основе планируемого объема производства, трудоемкости изготовления каждого вида продукции или услуг и всего выпуска, полезного фонда рабочего времени и показателей роста производительности труда.
    Плановый фонд оплаты труда работников определяют, как правило, используя данные о планируемом объеме производства и нормативах заработной платы на один рубль (нормо-час) объема продукции или данные о плановой численности работников и планируемой величине средней заработной платы одного работника (по каждой категории в отдельности).
    В бюджете общепроизводственных расходов указывают планируемые расходы по содержанию и эксплуатации производственного обору-дования и расходы по обслуживанию, организации, управлению структурным подразделением. Планирование общепроизводственных расходов осуществляется по статьям затрат, применяемым в учете этих расходов (п. 13.2), но без непроизводительных расходов.
    В бюджет прочих производственных расходов определяют плановые величины расходов, учитываемых по данной статье затрат (п. 13.2).
    Составной частью операционного бюджета является бюджет коммерческих расходов (расходов по продаже). В данном бюджете дается детальный перечень всех расходов, связанных с продажей продукции и товаров. Следует при этом учитывать, что некоторые расходы по продаже продукции могут быть переменными (расходы по транспортировке готовой продукции и товаров), а другие постоянными.
    В бюджете общехозяйственных расходов по статьям, применяемым в финансовом учете (п. 13.2), но без общехозяйственных непроизводительных расходов, планируют общие для организации расходы по ее управлению.
    После составления указанных бюджетов исчисляют показатели полной и неполной производственной себестоимости продукции, себестои-
    мость проданной продукции, указанные показатели по отдельным видам продукции и услуг, показатели плана прибыли, рентабельности и др.
    При распределении плановых величин косвенных расходов по отдельным подразделениям, видам продукции, оказываемым услугам и др. объектам учета и калькулирования используют, как правило, способы, используемые в финансовом и управленческом учете.

    Для того чтобы выполнить расчет операционных бюджетов предприятия необходимо подготовить следующие бизнес прогнозы:

    На данном этапе необходимо составить перечень цен по основным статьям бюджета предприятия: готовая продукция; сырье и материалы; энергетика и т.д., а также охарактеризовать прогнозные колебания стоимости вышеуказанных бюджетных статей.

    Наиболее важная задача этапа - определение ценовой политики предприятия, которая должна предусматривать ориентацию на выявление и укрепление его положения на рынке, на последовательное выполнение функций управления процессом коммерческой деятельности и всемерное использование современных методов хозяйствования и средств управления.

    Максимизации рентабельности продаж, то есть отношения прибыли (в процентах) к общей величине выручки от продаж;

    Максимизации рентабельности чистого собственного капитала предприятия (то есть отношения прибыли к общей сумме активов по балансу за вычетом всех обязательств);

    Максимизации рентабельности всех активов предприятия (то есть отношения прибыли к общей сумме бухгалтерских активов, сформированных за счет как собственных, так и заемных средств);

    Стабилизации цен, прибыльности и рыночной позиции, то есть доли предприятия в общем объеме продаж на данном товарном рынке (эта цель может приобретать особое значение для предприятий, действующих на рынке, где любые колебания цен порождают существенные изменения объемов продаж);

    Достижение наиболее высоких темпов роста продаж.

    2. Курсы валют и инфляция

    В финансовом менеджменте постоянно приходится считаться с фактором инфляции, которая с течением времени обесценивает сто-имость находящихся в обращении денежных средств.

    Влияние инфляции сказывается на многих аспектах финансо-вой деятельности предприятия. В процессе инфляции происходит отно-сительное занижение стоимости отдельных материальных активов, ис-пользуемых предприятием (основных средств, запасов товарно-мате-риальных ценностей и т.п.); снижение реальной стоимости денежных и других финансовых его активов (дебиторской задолженности, нерас-пределенной прибыли, инструментов финансового инвестирования и т.п.); занижение себестоимости производства продукции, вызываю-щее искусственный рост суммы прибыли и приводящее к росту налого-вых отчислений с нее; падение реального уровня предстоящих доходов предприятия и т.п. Особенно сильно фактор инфляции сказывается на проведении долгосрочных финансовых операций предприятия.

    Стабильность проявления фактора инфляции и его активное воздействие на результаты финансовой деятельности предприятия определяют необходимость постоянного учета влияния этого факто-ра в процессе финансового менеджмента.

    4. Складские запасы и незавершенное производство

    Цель данного этапа - определить целесообразность обеспечения остатков на складах по любому наименованию соответствующих бюджетных статей, необходимых для стабильной работы предприятия, а также определить объем ресурсов, отвлекаемых в незавершенное производство.

    Кроме нормируемых запасов необходимо спрогнозировать объем ресурсов, которые будут на складах на начало планового периода.

    Потребность предприятия в нормируемых запасах оборотных средств в течение производственного цикла рассчитывается по следующей формуле:

    Р о = Н з + Н нп +Н гп,

    где Н з - нормативная потребность в материалах;

    Н нп - норматив незавершенного производства;

    Н гп - норматив готовой продукции;

    Нормирование материалов.

    Норматив оборотных средств по запасам сырья, основных ма-териалов и покупных полуфабрикатов исчисляется на основании их среднего однодневного расхода (Р) и средней нормы запаса в днях.

    Однодневный расход определяется путем деления затрат на определенный элемент оборотных средств на 90 дней (при рав-номерном характере производства -- на 360 дней).

    Средняя норма оборотных средств определяется как средне-взвешенная величина исходя из норм оборотных средств на от-дельные виды или группы сырья, основных материалов и покуп-ных полуфабрикатов и их однодневного расхода.

    Норма оборотных средств по каждому виду или однородной группе материалов учитывает время пребывания в текущем (Т), страховом (С), транспортном (М), технологическом (А) и подго-товительном (Д) запасах.

    Текущий запас -- основной вид запаса, необходимый для бес-перебойной работы предприятия между двумя очередными постав-ками. На размер текущего запаса влияют периодичность поставок материалов по договорам и объем их потребления в производстве. Норма оборотных средств в текущем запасе обычно принимается в размере 50% среднего цикла снабжения, что обусловлено постав-кой материалов несколькими поставщиками и в разные сроки.

    Страховой запас -- второй по величине вид запаса, который создается на случаи непредвиденных отклонении в снабжении и обеспечивает непрерывную работу предприятия. Страховой запас принимается, как правило, в размере 50% текущего запаса, но может быть и меньше этой величины в зависимости от местопо-ложения поставщиков и вероятности перебоя в поставках.

    Транспортный запас сознаётся в случае превышения сроков гру-зооборота в сравнении со сроками документооборота на предпри-ятиях, удаленных от поставщиков на значительные расстояния.

    Технологический запас создается в случаях, когда данный вид сырья нуждается в предварительной обработке, выдержке для придания определенных потребительских свойств. Этот запас учитывается в том случае, если он не является частью процесса производства. Например, при подготовке к производству некото-рых видов сырья и материалов необходимо время на подсушку, разогрев, размол и т.д.

    Подготовительный запас связан с необходимостью приемки, разгрузки, сортировки и складирования производственных запа-сов. Нормы времени, необходимого для этих операций, устанавли-ваются по каждой операции на средний размер поставки на осно-вании технологических расчетов или посредством хронометража.

    Норматив оборотных средств в запасах сырья, основных ма-териалов и покупных полуфабрикатов (Н), отражающий общую потребность в оборотных средствах по этому элементу производ-ственных запасов, исчисляется как сумма норм оборотных средств в текущем, страховом, транспортном, технологическом и подго-товительном запасах. Полученная общая норма умножается на однодневный расход по каждому виду или группам материалов.

    Н з = Р * (Т+ С+ М + А + Д).

    В производственных запасах нормируются также оборотные средства в запасах вспомогательных материалов, топлива, тары, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и др.

    Нормирование незавершенного производства

    Величина норматива оборотных средств в незавершенном производстве зависит от четырех факторов: объема и состава про-изводимой продукции, длительности производственного цикла, себестоимости продукции и характера нарастания затрат в про-цессе производства.

    Объем производимой продукции непосредственно влияет на величину незавершенною производства: чем больше производит-ся продукции при прочих равных условиях, тем больше будет раз-мер незавершенного производства. Изменение состава произво-димой продукции по-разному влияет на величину незавершенно-го производства.

    5. Производственные мощности предприятия

    Основное назначение данного этапа - характеристика производственной специфики предприятия: определение максимальных возможностей по выпуску продукции в зависимости от мощностей используемого оборудования (откорректированных с учетом планируемых остановок), а также пересечения технологических маршрутов отдельных видов изделий (конкурирующих продуктов).

    Производственная мощность предприятия (цеха или производ-ственного участка) характеризуется максимальным количеством продукции соответствующего качества и ассортимента, которое может быть произведено им в единицу времени при полном ис-пользовании основных производственных фондов в оптимальных условиях их эксплуатации.

    Производственные мощности можно рассматривать с различ-ных позиций, исходя из этого, определяют

    Теоретическую мощность;

    Макси-мальную мощность;

    Экономическую мощность;

    Практическую мощность.

    Теоретическая (проектная) мощность характеризует макси-мально возможный выпуск продукции при идеальных условиях функционирования производства. Она определяется как предель-ная часовая совокупность мощностей средств труда при полном годовом календарном фонде времени работы в течение всего срока их физической службы. Этот показатель используется при обо-сновании новых проектов, расширения производства, других ин-новационных мероприятий.

    Максимальная мощность -- теоретически возможный выпуск продукции в течение отчетного периода при обычном составе ос-военной продукции, без ограничений со стороны факторов труда и материалов, при возможности увеличения смен и рабочих дней, а также использовании только установленного оборудования, го-тового к работе. Данный показатель важен при определении ре-зервов производства, объемов выпускаемой продукции и возмож-ностей их увеличения, наращивания.

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх