Презентация на тему ""Ионыч" А.П. Чехов ". Путь от старцева к ионычу отношение к шуткам Ивана Петровича

Слайд 2

«Ионыч» А.П.Чехова на уроке литературы в 10 классе

Учимся анализировать прозаический текст Композиционный анализ рассказа Автор – Калинина И.В., учитель Майской СОШ Пушкинского р-на Московской обл 2010 год

Слайд 3

Прочитай рассказА.П.Чехова «Ионыч»

  • Слайд 4

    Задание 1

    Составьте простой план рассказа Составьте цитатный план рассказа Найдите сюжетные элементы Составьте хронологическую схему Сопоставьте начало и конец каждой главы Определите вид и тип композиции

    Слайд 5

    Составить простой план рассказа

    1. Д.И.Старцев знакомится с семьёй Туркиных. 2. Любовь(?) Дмитрия к Екатерине Ивановне. 3. Разлука. 4.Последняя встреча Дмитрия и Екатерины. 5.ЖизньИоныча.

    Слайд 6

    Составить цитатный план рассказа

    «Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…» (А.Дельвиг) «…ему хотелось закричать, что он хочет, что он жаждет любви во что бы то ни стало…» «И жаль было своего чувства, и этой своей любви…» «…и огонёк в душе погас» «Куда это Ионыч идёт?»

    Слайд 7

    Найдите сюжетные элементы

    Экспозиция. Встреча Старцева с семьёй Туркиных. Завязка. Влюблённость. Развитие действия. Свидание, предложение. Кульминация. Дмитрий на кладбище. Развязка. Последнее свидание. Эпилог. Ионыч

    Слайд 8

    Составьте хронологическую схему

    Дмитрий Ионыч Старцев. (1-й год Лошадей не было.) Пара лошадей и кучер Пантелеймон. (Прошло больше года.) Тройка с бубенчиками.(Прошло 4 года.) Ионыч. «Едет не человек, а языческий бог». (Прошло несколько лет)

    Слайд 9

    Мнение литературоведа

    Герой живёт, когда чувствует, герой не живёт, когда нет чувства, Поэтому годы, когда Ионыч наживал деньги и становился богатым, прошли для него впустую; пропуская их, Чехов тем самым выражает их значение для героя. Целые годы жизни – ничто, а поездка ночью на кладбище, ничего не принесшая герою, - жизнь, подлинное чувство. В.Линков

    Слайд 10

    Сопоставить начало и конец каждой главы

    1 глава. Семья Туркиных Дмитрию понравилась. 2 глава. Прозаические мысли. 3 глава. Равнодушие. 4 глава. Равнодушие. 5 глава. Туркины всё такие же.

    Слайд 11

    Поспешная эволюция в душе Ионыча выразительно передана концовками главок. Мы видим, что Чехов не даёт непрерывного описания процесса «оравнодушивания» Ионыча, он намечает своего рода пунктирную поэтическую линию, и каждая концовка главы фиксирует новый момент этого внутреннего процесса. З.Паперный

    Мнение литературоведа

    Слайд 12

    Определите вид и тип композиции

    Вид – кольцевая композиция Тип – линейная композиция

    Слайд 13

    Мнение литературоведа

    Финал рассказа возвращает нас к его началу, где говорится о губернском городе С. и о «самой образованной и талантливой» семье Туркиных. Кольцевая композиция усиливает ощущение замкнутости жизненного круга, невозможности его преодоления, трагичности жизни, придаёт всей этой грустной истории притчевый характер, поучительный смысл не только для её участников. В.Крючков

    Слайд 14

    Слайд 15

    Задание 2

    Найдите тематические повторы в 1 и 4 главах Лабораторная работа «2 свидания: 2 и 4 главы» Лабораторная работа «На кладбище: словесные ряды» Назовите композиционные приёмы

    Слайд 16

    Найдите тематические повторы в 1 и 4 главах

    Вера Иосифовна читает свои романы гостям Шутки и каламбуры Ивана Петровича Игра Екатерины Ивановны на рояле «Декламация» лакея Павы

    Слайд 17

    Сопоставьте два свидания во 2 и 4 главах. Найдите повторы на лексическом уровне

    Слайд 18

    Мнение литературоведа

    Это одна из самых характерных для мира Чехова ситуаций: люди разобщены, они живут каждый со своими чувствами, интересами, программами, своими стереотипами. При первом объяснении она категорична, он неуверен; при последнем их свидании категоричен он, она же робка, несмела, неуверенна, Но, увы, происходит лишь смена программы - запрограммированность же, повторяемость остаются. В.Катаев

    Слайд 19

    Эпизод «На кладбище»Постройте словесные ряды мотивов: любовь, лунная ночь, осень

    Слайд 20

    Мнение литературоведа

    В главах 1 и 2 всё как бы покрыто лёгким покровом поэзии. Это веяния крепнет и растёт. В сцене «На кладбище» достигает своего апогея. Тут конец «поэзии», и с главы третьей идёт уже сплошная «проза». Всё вместе представляет собой музыкальную композицию. Робкая «поэзия»,прозябающая в душе, сухой и прозаической, её лебединая песня – на кладбище. А рядом всесильная, всепоглощающая, торжествующая «проза» жизни. Д.Овсянико-Куликовский

    Слайд 1

    «Путь Старцева к Ионычу».

    Слайд 2

    Антон Павлович Чехов
    «Чехов – несравненный художник… Именно несравненный… Художник жизни… И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человек вообще.» Л. Н. Толстой

    Слайд 3

    Рассказ «Ионыч»
    Этот рассказ был написан Чеховым в мелеховский период, в 1898 году. В нем писатель продолжает тему «футляра», обывательщины, мещанства и показывает историю «обратного развития» человека. Главный герой рассказа – молодой врач Старцев, впоследствии превратившийся в Ионыча. В своем «духовном росте» Старцев пережил 4 этапа.

    Слайд 4

    «Весна жизни».
    Главный герой, доктор Старцев, приехал в город С. Он предстает перед нами еще молодым, полным сил и энергии. Молодой врач увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Его интересуют литература и искусство. Но он чувствует одиночество и раздражение среди обывателей. И тут он знакомится с семьей Туркиных, «с самой образованной и талантливой в городе».

    Слайд 5

    Семья Туркиных
    Эта семья состоит из трех человек: Ивана Петровича, Веры Иосифовны и их дочери, Котика. Чехов, описывая их, избегает прямых оценок. Но по мере прочтения рассказа мы убеждаемся в том, что они бездарны и скучны. Весь талант Ивана Петровича заключается в «его необыкновенном языке», упражнениях в остроумии. Его жена пишет романы, которые изображают то, чего нет и никогда не будет в действительности. Котик не играет на рояле, а «бьет» по клавишам. Автор несколько раз подчеркивает это слово «бьет». Разве это искусство?

    Слайд 6

    Любовь
    Спустя год с небольшим, Старцев сильно увлекается Котиком. Теперь девушка даже «восхищала его своей свежестью, наивным выражением глаз и щек», хотя он прекрасно осознает избалованность и ограниченность своей избранницы. Именно во время «любви» он переживает свой эмоциональный подъем: восторгается природой, любит людей, Екатерину Ивановну наделяет лучшими качествами. Конечно, читателям понятно, что Старцев заблуждается, надумывает образ девушки. Однако именно влюбленность сильно отличает Старцева от томительно ординарных людей.

    Слайд 7

    Высшая точка
    Взлет чувств молодого человека достигает своего апогея в течение почти 2-х суток: день в семье Туркиных, ночь в ожидании свидания, следующий день – вечер у Туркиных, позже в клубе. За этот краткий период мучительно долго тянется для него время, отсчитываясь не годами, а минутами. «Старцев думал так, и в то же время ему хотелось кричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало » С провинциальным мирком, где все не знают, чем себя занять, такое «летящее» состояние несовместимо. А однообразный фон, на котором оно возникает, усиливает ощущение этой несовместимости.

    Слайд 8

    Начало падения
    После памятного свидания на кладбище начинается превращение Старцева в Ионыча. И ранее всего этот процесс проявляется в любви. У него уже в начале возникают мысли: «К чему поведет этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают?». В этих опасениях слышится беликовский страх перед жизнью. Это уже указывает на бедность сей любви, отсутствие глубины. Но только эта любовь удерживала Старцева от духовной деградации.

    Слайд 9

    Предложение
    Вскоре после свидания доктор делает предложение Котику, но получает отказ. После этого Старцев страдал … ровно три дня. Что ж, положено начало бега по наклонной… Чехов показал начало падения Старцева не только через эту «любовь». Какие еще детали указывают на данное обстоятельство? 1) Появление своей пары лошадей. Это очень емкая и характерная деталь. 2) Появление таких мыслей, как эти: «А приданого они дадут, должно быть, немало…»; «Дадут приданое, заведем обстановку…» Подобные мысли обличают стремление героя к сытости и покою. Это начало подмены высоких стремлений низкими потребностями.

    Слайд 10

    «Поляк надутый»
    Прошло четыре года. Старцев сильно изменился. У него уже большая практика, тройка с бубенчиками. Он пополнел, ходит с трудом, страдает одышкой. Доктор ни с кем не сходится близко, так как обыватели раздражают его своим видом. «От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением.» У Туркиных за все это время он побывал всего 2 раза. Теперь его любимое развлечение - разглядывать бумажки, добытые практикой. Обыватели дали ему прозвище – «поляк надутый». Дальше, дальше по наклонной…

    Слайд 11

    Встреча. Последний визит.
    Главный герой за 4 года совершил всего 2 визита к Туркиным. Что произошло во время последнего? Старцев снова увиделся с Котиком. За это время она сильно изменилась. Рассталась с прежними иллюзиями(«Я такая же пианистка, как мама писательница…»), стала более зрелой, серьезной. Теперь ее последняя надежда – любовь Ионыча. Но и с ней ей придется расстаться.

    Слайд 12

    Огонек погас
    Мрачна обстановка их последнего свидания. «Они пошли в сад и сели там на скамью под старым кленом, как и 4 года назад. Было темно». Темно и в душе Ионыча. Лишь на миг «затеплился огонек», стало жаль любви, утраченного счастья, и, словно при свете этого огонька, вдруг раскрылась пошлость его бессмысленной жизни. «Старимся, полнеем, опускаемся… жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?»- жалуется он. Но тут же «Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас». Ему уже не жаль молодости, несбывшихся надежд. « А хорошо, что я тогда не женился», - думает он.

    Слайд 13

    Конец. «Языческий бог».
    Прошло еще несколько лет… Старцев еще больше ожирел и уже ходит, откинув назад голову. Ему некогда вздохнуть: громадная практика в городе мешает. У него уже есть имение и 2 дома, а он присматривает 3-ий. У него много хлопот, но он не бросает земского места: жадность одолела. Все его зовут уже просто Ионычем. Из-за того что горло заплыло жиром, голос изменился, стал тонким и резким. Характер тоже поменялся: стал тяжелым, раздражительным. С больными резок, нетерпелив, груб. Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует. Когда он обедает в самом дорогом ресторане, ему прислуживают самые вышколенные слуги. Когда речь заходит о Туркиных, он притворяется, что не знает их.

    Слайд 14

    Почему?
    Почему молодой, полный сил врач, ненавидящий обывательщину, так опустился? Причин несколько: 1) Он предал идеалы молодости 2) Он не сопротивлялся среде, просто плыл по течению. 3) Сыграла свою роль страсть к наживе. Произошла замена истинных желаний грубыми, низкими потребностями к покою, сытости, деньгам. Чехов написал историю новой формы тяжкой социальной болезни, которая давно изучала русская литература – духовной деградации, ренегатства. В гоголевском Плюшкине человека съела страсть приобретательства. Но это был помещик, основа его болезни – душевладение. И он не понимает, что с ним происходит. Старцев всю жизнь работает. Но деятельность, лишенная высокой цели, оказывается пагубной и для труженика-интеллигента. Он гибнет, сохраняя понимание происходящего. И как опытный врач, наверное, мог бы поставить себе диагноз - разрушение личности в результате утраты светлых жизненных целей. Здесь четко звучит призыв Чехова не предавать идеалов молодости, не поддаваться силам обстоятельств. А вырабатывать в себе силу для сопротивления уродливой среде и беречь в себе человека.

    Слайд 15

    Литература.
    1.Коровин В.И. Литература.10 класс. Ч.2. – Просвещение, 2011. 2.Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов. – Просвещение, 1987. 3.Чехов А.П. Ионыч. – Советская Россия, 1985. 4.Смирнова Л.А. Русская Литература. Советская литература. Справочные материалы. – Просвещение, 1988.

    Слайд 16

    Презентация
    подготовлена ученицей 10 класса МОУ «Зимстанская сош», Республика Коми, Усть – Куломский район, Юдиной Дарьей. 2012 год. Руководитель – Кочанова В.В., учитель русского языка и литературы.

    Цель: Проанализировать этапы
    нравственной деградации
    героя.
    (Проследить, как меняется
    герой и под влиянием чего
    это происходит.)

    Тема урока

    «Деградация человека
    в рассказе
    А. П. Чехова
    «Ионыч»».
    “Деградация”. [фр. degeneration] –
    постепенное ухудшение, упадок.

    Рассказ «Ионыч»

    «Не поддавайтесь губительному влиянию
    среды, вырабатывайте в себе силу
    сопротивления обстоятельствам, не
    предавайте светлых идеалов молодости,
    не предавайте любви, берегите в себе
    человека»
    А. П. Чехов.
    …до какой ничтожности,
    мелочности, гадости мог снизойти
    человек! мог так измениться!
    Н.В. Гоголь

    Продолжи фразу (слово, словосочетание)

    «В жизни
    по-разному
    можно
    жить:…..»

    2 варианта урока- размышления:

    Эволюция
    Деградация

    Работаем со словарем

    Деградация
    Слово деградация -
    (degradacja - от латинского
    degradatio постепенное
    понижение») - производного от
    degradare «спускаться»,
    образованного с помощью
    приставки de «вниз» от gradior
    «шагать»
    Эволюция
    Процесс постепенного,
    непрерывного развития,
    изменения

    Найдите соответствия

    I глава
    II глава
    III глава
    IV глава
    V глава

    Проверьте себя!

    I глава
    II глава
    III глава
    IV глава
    V глава
    «Когда еще я не пил слез из
    чаши бытия…»
    …ему хотелось закричать, что
    он хочет, что он ждет любви во
    что бы то ни стало».
    «И жаль было своего чувства,
    этой своей любви…»
    «И огонек в душе погас»
    «Куда это Ионыч едет?»

    1 глава

    приятно, удобно, не
    чувствует усталости,
    смеётся,
    напевает, “хорошие,
    покойные мысли”,
    “недурственно”

    2 глава

    волнуется, страдает,
    мучается, “пьянит надежда”,
    восхищается, ждёт любви,
    ужасается, “ох, не надо бы
    полнеть”

    3 глава

    ошеломлён, испытывает
    радостное, мучительное
    чувство, “перестало
    беспокойно биться сердце”,
    жаль любви, стыдно,
    успокоился

    4 глава

    спешно принимает больных, ни
    с кем не сходится, хочет
    говорить, жаловаться, “огонёк
    в душе погас”, раздражается,
    “старимся, полнеем,
    опускаемся”, “а хорошо, что я
    тогда не женился”

    5 глава

    “пополнел, ожирел”, “живётся
    ему скучно”, “ничто его не
    интересует”, “жадность
    одолела”

    Вывод

    Развитие образа доктора
    Старцева идет по нисходящей.
    Герой постепенно деградирует.

    Каким предстает герой?

    Весна
    жизни
    Приятно,
    удобно, не
    чувствует
    усталости
    смеется,
    напевает,
    «хорошие,
    покойные
    мысли»,
    «недурственно».
    Любовь
    Волнуется,
    страдает,
    мучается,
    «пьянит
    надежда»,
    восхищаетс
    я, ждет
    любви,
    ужасается,
    «ох, не надо
    бы полнеть»
    Крах
    Ошеломлен,и
    пытывает
    радостное,
    мучительное
    чувство,
    «перестало
    беспокойно
    биться
    сердце», жаль
    любви,
    стыдно,
    успокоился.
    Последняя
    вспышка
    Спешно
    принимает
    больных, ни с кем
    не сходится, хочет «пополнел,
    говорить, жалоожирел»,
    ваться, «огонек в «живется ему
    душе погас»,
    скучно»,
    раздражается,
    «ничто его не
    «старимся,
    интересует»,
    полнеем,
    опускаемся, «а
    «жадность
    хорошо, что я
    одолела»
    тогда не женился»
    Финал
    Развитие образа доктора Старцева идет по нисходящей.

    Весна
    жизни
    Лестница жизни
    Дмитрия Ионыча Старцева

    Земский –
    участковая форма
    медицинского
    обслуживания населения
    в дореволюционной
    России

    Лестница жизни Дмитрия Ионыча Старцева

    Весна
    жизни
    Цель помогать
    страдальцам,
    служить
    народу,
    трудиться;
    лечил
    бесплатно,
    был добр
    к больным,
    внимателен
    доктор
    Дмитрий
    Ионыч
    Старцев
    Лестница жизни
    Дмитрия Ионыча Старцева
    Среда
    обитания

    Среда обитания

    Семья Туркиных

    Вывод

    Эта мёртвая среда
    захватила его, обманула
    и изуродовала.

    отношение к чтению романа Веры Иосифовны

    «Вера Иосифовна читала о том, чего
    никогда не бывает в жизни, и всетаки слушать было приятно,
    удобно, и в голову шли всё такие
    хорошие, покойные мысли, – не
    хотелось вставать».

    отношение к игре Котика

    Старцев, слушая, рисовал себе, как с
    высокой горы сыплются камни, сыплются и
    все сыплются, и ему хотелось, чтобы они
    поскорее перестали сыпаться, …
    и слушать эти шумные, надоедливые, но
    все же культурные звуки, – было так
    приятно, так ново… Прекрасно! – сказал
    и Старцев, поддаваясь общему
    увлечению.

    отношение к шуткам Ивана Петровича

    Умри, несчастная!
    И все захохотали.
    «Занятно», – подумал Старцев,
    выходя на улицу.
    «Недурственно…» – вспомнил он,
    засыпая, и засмеялся.

    Вывод

    внутренний конфликт
    изначально присутствует.
    Старцев не способен
    сопротивляться среде.

    Лестница жизни Дмитрия Ионыча Старцева

    Весна
    жизни
    Цель помогать
    страдальцам,
    служить
    народу,
    трудиться;
    лечил
    бесплатно,
    был добр
    к больным,
    внимателен
    доктор
    Дмитрий
    Ионыч
    Старцев
    Лестница жизни
    Дмитрия Ионыча Старцева
    Среда
    обитания
    Эта
    мёртвая
    среда
    захватила
    его,обману
    ла и изуро
    довала.
    Не способен
    ей противи
    ться
    Испытание
    любовью

    «Ох, уж эта любовь…»

    Лестница жизни Дмитрия Ионыча Старцева

    Весна
    жизни
    Лестница жизни
    Дмитрия Ионыча Старцева
    Среда
    Цель обитания Испытание
    помогать
    любовью
    страдальцам, Эта
    мёртвая
    От Д.И.Старцева
    служить
    Любовь
    среда
    народу,
    пугает его, к Ионычу
    трудиться;
    лечил
    бесплатно,
    был добр
    к больным,
    внимателен
    доктор
    Дмитрий
    Ионыч
    Старцев
    захватила
    его,обману
    ла и изуро
    довала.
    она не
    способна
    отвлечь его
    от практи
    ческой
    стороны
    Не способен дела.
    ей противи
    А была ли
    ться
    любовь?

    От Дмитрия Ионыча Старцева к Ионычу

    Лестница жизни Дмитрия Ионыча Старцева

    Весна
    жизни
    Лестница жизни
    Дмитрия Ионыча Старцева
    Среда
    Цель обитания Испытание
    помогать
    любовью
    страдальцам, Эта
    мёртвая
    От Д.И.Старцева
    служить
    Любовь
    среда
    народу,
    к Ионычу
    пугает
    его,
    захватила
    трудиться;
    Закат
    она
    не
    его,обману
    лечил
    Умирание
    души
    способна
    ла и изуро
    бесплатно,
    был добр
    к больным,
    внимателен
    доктор
    Дмитрий
    Ионыч
    Старцев
    отвлечь его
    от практи
    ческой
    стороны
    Не способен дела.
    ей противи
    А была ли
    ться
    любовь?
    довала.
    человека
    при жизни,
    духовно и
    морально
    опустошен
    Деградация

    Деградация –
    постепенное ухудшение,
    утрата ценных свойств и
    качеств;
    упадок.

    Причины деградации:

    Среда, в которую он попадает,
    вынуждает его жить по законам
    общества уездного города С.
    Сам Старцев не может и не
    хочет сопротивляться этому.

    Лестница жизни Дмитрия Ионыча Старцева

    Весна
    жизни
    Лестница жизни
    Дмитрия Ионыча Старцева
    Среда
    Цель обитания Испытание
    помогать
    любовью
    страдальцам, Эта
    мёртвая
    От Д.И.Старцева
    служить
    Любовь
    среда
    народу,
    пугает его, к Ионычу
    Закат
    трудиться;
    лечил
    бесплатно,
    был добр
    к больным,
    внимателен
    доктор
    Дмитрий
    Ионыч
    Старцев
    захватила
    его,обману
    ла и изуро
    довала.
    она не
    способна
    отвлечь его
    от практи
    ческой
    стороны
    Не способен дела.
    ей противи
    А была ли
    ться
    любовь?
    Умирание
    человека
    при жизни,
    духовно и
    морально
    опустошен
    Деградация
    души
    Духовно
    слаб.
    Не смог
    уберечь в
    себе
    человека.
    Ионыч

    Лестница жизни Дмитрия Ионыча Старцева

    Весна
    жизни
    Не имеет
    своего
    мнения,
    легко
    поддаетс
    я чужому
    влиянию
    Лестница жизни
    Дмитрия Ионыча Старцева
    Среда
    обитания Испытание
    любовью
    Прошло
    Если
    4 года
    самая
    талантли
    вая семья
    в городе
    такова,
    то какие
    же
    остальные
    Чувство
    любви
    Чувства
    оказалось
    вспыхнули,
    не
    но власть
    настоящим
    денег
    Оказалась
    сильнее, и
    огонек погас
    Прошло
    нескольк
    лет
    Потеряны
    человечес
    кие
    качества,
    работа
    ради
    наживы

    Путь от Старцева к Ионычу

    Любовь
    Отказ от
    активной
    жизни
    Интерес к
    людям, к
    жизни
    Клуб,
    карты,
    деньги
    Молодой земский
    врач Дмитрий
    Старцев
    После окончания
    университета =
    25 лет
    Ионыч
    Через год
    26 лет
    Через 4 года
    30 лет
    Через несколько лет
    35 лет

    Сделаем вывод

    Старцев ещё молод, у него всё могло измениться в
    жизни, но он этого не хотел. Как личность Старцев не
    состоялся. Он духовно деградировал. Такие понятия,
    как обывательщина, мещанство, пошлость, должны
    были бы уже исчезнуть из нашей жизни. Но они есть, и,
    к большому сожалению, мы сталкиваемся с ними очень
    часто. Конечно, писатели и поэты не могли обойти
    Приглядимся внимательнее к себе, не
    вниманием эти наболевшие темы. Например,
    обнаружим
    стихотворение Маяковского “О дряни”,
    созданное вли и мы в своих душах следы
    двадцатые годы, очень актуально и сегодня.
    присутствия тех пороков, которые
    превратили молодого, полного сил врача
    Дмитрия Старцева в богатого, жадного,
    бессердечного обывателя Ионыча.

    Испытание любовью

    Как развиваются отношения
    Старцева и Котика?

    «Екатерина Ивановна ….очень
    нравилась ему»
    «Я не видел вас целую неделю, а если
    бы вы знали, какое это страдание!»
    «Она восхищала его…»
    На душе было радостно, тепло, и в то
    же время какой-то холодный кусочек
    рассуждал: «Остановись, пока не
    поздно!»

    «Любовь моя безгранична. Прошу,
    умоляю вас, будьте моей женой!»
    «…перестало беспокойно биться
    сердце. …Жаль было своего чувства,
    этой своей любви»
    «Сколько хлопот, однако!»
    «Что-то мешало ему чувствовать, как
    прежде»
    «Он вспомнил о своей любви…, и ему
    стало неловко»

    «А хорошо, что я на ней не
    женился»
    «Огонек все разгорался в
    душе…»
    «Он вспомнил про бумажки,
    которые он по вечерам
    вынимал из карманов с таким
    удовольствием, и огонек в душе казалось, горела»
    «хотелось закричать, что он хочет,
    что он ждет любви»
    «луна ушла, и вдруг все потемнело»
    «- Я устал…»

    «Я устал…»
    жить(?)

    Вывод

    Так завершился процесс
    превращения неглупого
    человека в стяжателя,
    довольствующегося тусклой,
    обыденной жизнью, а точнее, не
    жизнью, а существованием.

    Творческая работа

    « Почему в начале –
    доктор Старцев,
    а в конце – Ионыч?»

    В помощь!

    Ион
    "Терпеливый" (евр.)
    Фамилия Старцев ведет свое
    происхождение от слова «старость»,
    которое легло в основу прозвища
    Старец – так называли не только
    человека преклонного возраста, но и
    старожила, старого поселенца.

    Кто же виновен в превращении Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча?

    Дмитрия Ионыча Старцева в
    Ионыча?

    «Какое наслаждение уважать человека!» писал А. П. Чехов.
    Чтобы наслаждение не
    утерять –
    надо беречь в себе
    человека!

    Рефлексия
    Ионыч

    Домашнее задание: (интрига урока!!!)

    написать минисочинение
    «В жизни поразному можно
    жить…»
    (Чему учит нас
    А.П.Чехов в своих
    рассказах?)
    «Душечка»
    -«Человек в
    футляре»
    -«Попрыгунья»
    - «Ионыч»
    - «Дама с
    собачкой»

    1 слайд

    ТЕМА: Путь от Старцева к Ионычу по одноименному рассказу А. П. Чехова Автор презентации ученик 10 «Б» Рябов Павел

    2 слайд

    3 слайд

    ОБУЧАЮЩИЕ: познакомить учеников с рассказом «Ионыч»; показать жизненный путь героя от Д. И. Старцева к Ионычу; раскрыть трагизм повседневно – будничного существования обывателей города С.; показать разрушение личности в результате утраты светлых жизненных целей.

    4 слайд

    ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: пробудить у учащихся благородные цели и стремление к самовоспитанию; желание выработать в себе силу сопротивления обстоятельствам; вызвать негативное отношение к пошлости и мещанству; формировать активную гражданскую позицию; пробудить желание любить, понимать, приумножать прекрасное в себе и в жизни.

    5 слайд

    Развивающие: развивать самостоятельность в исследовании художественного текста и в выборе суждений, умозаключений; научить анализировать, синтезировать, выделять главное, сравнивать, характеризовать; увеличить словарный запас;

    6 слайд

    Методические: самостоятельная работа с текстом как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.

    7 слайд

    Основные понятия и термины: мещанство пошлость духовность противодействие уродливой среде духовная деградация Словарь

    8 слайд

    9 слайд

    10 слайд

    свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными

    11 слайд

    « Человека создает его сопротивление окружающей среде. » М. Горький Способность человека вести борьбу против несправедливости, во всех её проявлениях. Для этого необходимо обладать такими качествами характера: сила воли, самостоятельность, убеждённость в нравственных принципах, способность к самовоспитанию и др.

    12 слайд

    13 слайд

    14 слайд

    В начале рассказа А. Чехова знакомит нас с жителями города С. и их бытом. И вот в эту жизнь окунается молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Бедный разночинец, «дьячковский сын», он полон сил, энергии, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Молодого Старцева интересует литература, искусство, театр. Д. И. Старцев поселился в Дялиже, в девяти верстах от города С. На работу Старцев ходил пешком, так как «своих лошадей у него еще не было». Семья Туркиных ему нравилась. Вспоминая о вечере, проведенном в доме Туркиных, Дмитрий Ионыч произносит: «Недурственно…» Эти воспоминания его радуют и волнуют. Особенно ему нравилась Котик: «Она восхищала его своею свежестью, наивным выражением глаз и щек… она казалась ему очень умной и развитой не по летам. С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно…» Приезд в Дялиж:

    15 слайд

    «У него была уже пара лошадей и кучер Пантелеймон». Старцев влюбляется в Екатерину Ивановну и делает ей предложение. Однако любовь, едва возникнув, уже пугает его. «К чему ведет этот роман? – размышляет он, получив записку от Котика. – Что скажут товарищи, когда узнают?» В этих опасениях слышится страх перед жизнью. «А приданого они дадут, должно быть, немало,» - думает влюбленный молодой человек. И тут же снова возвращается к заманчивой мысли: «Дадут приданое, заведем обстановку…» Предложив «руку и сердце» и получив отказ, Старцев «страдал… ровно три дня». «Потом, иногда вспоминая, как он бродил по кладбищу или как ездил по всему городу и отыскивал фрак, он лениво потягивался и говорил: «Сколько хлопот, однако!» через 2 года:

    16 слайд

    «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову». К обязанностям земского врача он стал относиться небрежно. В работе его интересует только материальный результат. «У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, а он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее… У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там.» Старцев спешно принимает больных. «Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал отдышкой». «От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением». Прошло еще несколько лет:

    17 слайд

    18 слайд

    Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. При всем том обыватели не делали ничего, решительно ничего и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чём говорить с ними. … вообще же в С. читали очень мало, и в здешней библиотеке так и говорили, что если бы не девушки и не молодые евреи, то хоть закрывай библиотеку…

    19 слайд

    20 слайд

    Чтобы дать представление о здешней жизни, писатель знакомит нас с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» во всем городе, по мнению местных жителей. Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин, Иван Петрович, полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов. Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить. Жена его, Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pince – nez, ишет повести и романы, которые изображают то, чего в действительности не может быть. Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка, играла на рояле. В доме ее называли Котик.

    21 слайд

    22 слайд

    Темно и в душе у Ионыча. Лишь на миг «затеплился огонек», стало жаль любви, утраченного счастья, и, словно при свете этого огонька, вдруг раскрылась пошлость его бессмысленной жизни. «Старимся, полнеем, опускаемся… жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?» – жалуется он. Но тут же «Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас». Ему уже не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. «А хорошо, что я тогда не женился, » - думает он. Жизнь города С. скучная, праздная, однообразная. Обитатели города ничем не интересуются. Они неинтересны и бездарны. Политика, наука их не интересуют, а если они и говорят на эти темы, то «заводят такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти.» Все их интересы заключены в праздном образе жизни, они не любят трудиться. Даже Д. И. Старцев отмечает их невежество и убогость мысли. «Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его… и всё, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо…». Все они заняты наживой, игрой в карты, едой и выпивкой.

    23 слайд

    24 слайд

    Что общего в биографии А. П. Чехова и Д. И. Старцева, его героя? Что отличает А. П. Чехова от его героя? Почему же так разошлись пути людей, начавших жить одинаково? Далее

    25 слайд

    А. П. Чехов – сын купца, Д. И. Старцев – сын дьячка. Оба они разночинцы, учились на медные гроши и стали врачами. И тот и другой росли в мещанской обстановке, которая загубила немало талантливых людей. Оба поехали работать в деревню. Если перечислить даже не полно, что делал в своей жизни сам Чехов, то можно подумать, что речь идет об общественном деятеле. Он лечил, организовывал помощь голодающим губерниям, был заведующим холерным участком, строил школы, больницы, укомплектовывал общественные библиотеки, выступал с обращениями о помощи и сам, лично, помог сотням людей в их нуждах и бедах. А. П. Чехов печатал публицистические статьи; написал книгу о каторжном острове – Сахалине, проделав для этого путь через всю Сибирь, в том числе четыре тысячи вёрст на лошадях. Это делал человек, никогда не отличавшийся крепким здоровьем. Чехов много работает как врач, принимает участие в борьбе с эпидемией. Всей своей жизнью А. П. Чехов подтвердил свой известный афоризм: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Старцев же превратился в оплывшего жиром Ионыча, весь смысл жизни которого свелся к накоплению, пересчитыванию «желтых, зеленых бумажек». Старцева погубило стремление к сытости и покою. Чехов не осуждает само по себе желание «дьячковского сына» обрести благополучие, но раскрывает последствия подмены гуманных идеалов стяжательскими, в результате утраты светлых жизненных целей.

    Данная презентация является приложением к одноименному уроку. Цель ее, в первую очередь, создать необходимое эмоциональное восприятие материалов урока; в наглядной, лаконичной форме подвести учащихся к формулировке выводов п теме; облегчить лингвистический анализ текста.

    Скачать:


    Подписи к слайдам:

    Обывательщина
    косность, узость интересов, отсутствие общественного кругозора
    Мещанство
    психология и поведение человека с мелкими интересами и узким кругозором
    Любовь к сытости и покою
    Конформизм
    пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений; приспособленчество, соглашательство.
    А. П. Чехов«Ионыч».
    Тема урока
    «………………………человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
    Цель:
    Проследить, как меняется герой и под влиянием чего это происходит.
    Композиция
    Построение произведения.
    Найдите соответствия
    ЛюбовьВесна жизниФинал КрахПоследняя вспышка
    Проверьте себя!
    I главаII главаIII главаIV главаV глава
    Весна жизниЛюбовьКрахПоследняя вспышкаФинал
    Каким предстает герой?
    1 гр.- 1-2 глава.2 гр. – 3-4 глава.3 гр. – 5 глава.
    1 глава
    приятно, удобно, не чувствует усталости, смеётся, напевает, “хорошие, покойные мысли”, “недурственно”
    2 глава
    волнуется, страдает, мучается, “пьянит надежда”, восхищается, ждёт любви, ужасается, “ох, не надо бы полнеть”
    3 глава
    ошеломлён, испытывает радостное, мучительное чувство, “перестало беспокойно биться сердце”, жаль любви, стыдно, успокоился
    4 глава
    спешно принимает больных, ни с кем не сходится, хочет говорить, жаловаться, “огонёк в душе погас”, раздражается, “старимся, полнеем, опускаемся”, “а хорошо, что я тогда не женился”
    5 глава
    “пополнел, ожирел”, “живётся ему скучно”, “ничто его не интересует”, “жадность одолела”
    Вывод
    Развитие образа доктора Старцева идет по нисходящей. Герой постепенно деградирует.
    Тема урока
    «Духовная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
    Испытание любовью
    Как развиваются отношения Старцева и Котика?
    «Екатерина Ивановна ….очень нравилась ему»«Я не видел вас целую неделю, а если бы вы знали, какое это страдание!»«Она восхищала его…»На душе было радостно, тепло, и в то же время какой-то холодный кусочек рассуждал: «Остановись, пока не поздно!»
    «Любовь моя безгранична. Прошу, умоляю вас, будьте моей женой!»«…перестало беспокойно биться сердце. …Жаль было своего чувства, этой своей любви»«Сколько хлопот, однако!»«Что-то мешало ему чувствовать, как прежде»«Он вспомнил о своей любви…, и ему стало неловко»
    «А хорошо, что я на ней не женился»«Огонек все разгорался в душе…»«Он вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас»
    Вывод
    Страсть к обогащению вытеснила чувство к Екатерине Ивановне.
    Анализ эпизода
    «На кладбище»
    Проблемный вопрос
    Символом чего становится образ кладбища в рассказе?
    «Казалось, что здесь было светлей…»«сонные деревья»«так хорош и мягок лунный свет»«нет жизни»«обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную»«веет прощением, печалью и покоем»
    «кругом безмолвие»«это не покой и тишина, а глухая тоска небытия, подавленное отчаяние»«лампадка…отражала лунный свет и, казалось, горела»«хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви»«луна ушла, и вдруг все потемнело»«- Я устал…»
    «Я устал…» жить(?)
    Вывод
    Так завершился процесс превращения неглупого человека в стяжателя, довольствующегося тусклой, обыденной жизнью, а точнее, не жизнью, а существованием.
    Проблемный вопрос:
    Что же является причиной этой духовной деградации?
    Семья Туркиных
    Вывод
    Эта мёртвая среда захватила его, обманула и изуродовала.
    отношение к чтению романа Веры Иосифовны
    «Вера Иосифовна читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, – не хотелось вставать».
    отношение к игре Котика
    Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, …и слушать эти шумные, надоедливые, но все же культурные звуки, – было так приятно, так ново… Прекрасно! – сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению.
    отношение к шуткам Ивана Петровича
    Умри, несчастная!И все захохотали.«Занятно», – подумал Старцев, выходя на улицу.«Недурственно…» – вспомнил он, засыпая, и засмеялся.
    Вывод
    внутренний конфликт изначально присутствует.Старцев не способен сопротивляться среде.
    Причины деградации:
    Среда, в которую он попадает, вынуждает его жить по законам общества уездного города С. Сам Старцев не может и не хочет сопротивляться этому.
    “Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро”. А. П. Чехов.
    Творческая работа
    « Почему в начале – доктор Старцев, а в конце – Ионыч?»
    В помощь!
    Ион"Терпеливый" (евр.) Фамилия Старцев ведет свое происхождение от слова «старость», которое легло в основу прозвища Старец – так называли не только человека преклонного возраста, но и старожила, старого поселенца.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" (по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.

    Данная презентация к уроку литературы по теме "Человек в огне гражданской войны" (по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....

    Презентация. Урок по литературе в 7 классе «Уметь любить человека» (По рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

    Тема урока: «Уметь любить человека» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)Цели урока: Личностные:- раскрыть понятие «нравственный человек»;- развивать способности к самоучению, саморазвитию;-ф...

    Данная презентация выполнена ученицами 10 класса как иллюстративный материал к защите реферата на тему "Маленький человек" в рассказах А.П.Чехова и в произведении В.Маканина "Человек свиты"....

  • Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх