Повышение квалификации – и право и обязанность педагога. Дополнительное профессиональное образование. Это важно знать 273 фз курсы повышения квалификации

Cогласно Федеральному закону № 273-ФЗ с 1 сентября 2013 года педагогические работники получат право на получение дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47)

Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливает работодатель.

Ситуация

Я учитель- пенсионер,в 2016 году решила выйти на пенсию,могу ли я отказаться от запланированных на март курсов повышения квалификации,и могут ли меня уволить,не дав доработать до конца учебного года?

Трудовой кодекс предоставляет работнику право увольнения по собственному желанию в срок, указанный заявлением. Право на свободное расторжение трудовых отношений со стороны работодателя в связи с выходом на пенсию работника не установлено. Поэтому, без вашего заявления, директор не может вас уволить не дав доработать до конца учебного года.

В связи с тем, что курсы повышения квалификации являются обязанностью педагогического работника, проводятся в рамках рабочего времени, то вы не вправе отказаться от них. На практике, обычно директора школ не считают необходимым отправлять на такие курсы учителей предпенсионного возраста при наличии педагогов, которые проявляют желание в повышении категории.

Ситуация

Если я в 2011 году проходила курсы повышения квалификации, я должна проходить следующие курсы через 3 года или через пять лет?

Ответ

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ с 1 сентября 2013 года педагогические работники получат право на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47).

Ситуация

Здравствуйте, я закончил пед. университет в 2010 году, но по специальности не работал. Обязан ли я перед трудоустройством в школу проходить курсы повышения квалификации?

Ответ

На сегодняшний день законодательство не устанавливает конкретных требований к периодичности повышения нетрудоустроенными педагогами своей профессиональной квалификации.

Требования к периодичности повышения квалификации устанавливаются самими образовательными учреждениями, но не реже, чем один раз в три года.

Поэтому, если Вы соответствуете квалификационным требованиям, указанным в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", то перед трудоустройством проходить курсы повышения квалификации не обязаны.

Какими нормативными актами регламентируются вопросы повышения квалификации?

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г.№413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Коллективный договор между администрацией школы и ее работниками.

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, - в области кадастровой деятельности.

7.1. Типовые дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники.

8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

12. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

13. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

17. Типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Посетители блога — педагоги в своих комментариях нередко затрагивают вопросы, связанные с повышением квалификации, хотя Минобрнауки и Общероссийским Профсоюзом образования даны исчерпывающие разъяснения (см. совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование», письмо Минобрнауки России от 9 октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»).

Педагогов волнуют, например, такие вопросы: является ли повышение квалификации обязательным условием для работы в образовательной организации, для аттестации, могут ли семинары, конференции, «круглые столы» засчитываться им как повышение квалификации, имеет ли право директор школы обязать педагога проходить повышение квалификации за свой счет и т.д.

Что такое повышение квалификации?

В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение: «Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации ».

Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499.

Примечание. По определению ТК РФ (ст. 195.1) «Квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности ».

Что такое дополнительное профессиональное образование?

Как определено Законом об образовании (ст. 76) дополнительное профессиональное образование — это профессиональное образование, осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и краткосрочные программы, но объемом не менее 16 часов.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее 250 часов.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.

Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании, а также полностью или частично в форме стажировки.

Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

Таким образом, посещение отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.

Право педработника на дополнительное профессиональное образование

Право педагогических работников на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.

Создание условий и организация ДПО педработников Законом об образовании (п.5 ч. 3 ст.28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя. Вместе с тем работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

Реализация права на дополнительное профессиональное образование

Право педагогического работника на ДПО реализуется путем заключения договора между педработником и работодателем (ч. 2 с. 197 ТК РФ), который должен содержать обязательства сторон, в том числе обязательство педработника повышать свою квалификацию по направлению работодателя, и обязательства работодателя при направлении педработника на повышение квалификации с отрывом от работы обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 187 ТК РФ: сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а при направлении для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность — оплаты командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Таким образом, если педагогические работники по решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации ДПО, то обучение для них должно быть бесплатным.

Повышение квалификации как обязанность педагогического работника

Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень ». Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают.

А что, если …

Если право педработника на ДПО, закрепленное в договоре, заключенном между педработником и работодателем, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, педработник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в Государственную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО;

если педработник направляется работодателем для получения ДПО, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то педработник вправе отказаться от получения ДПО;

если педработник пожелал аттестоваться, то неполучение им ДПО не может служить основанием для отказа в установлении ему квалификационной категории либо для признания его не соответствующим занимаемой должности;

если работодателем выполняются условия заключенного договора получения ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы;

если выполняются условия заключенного договора получения ДПО, а работник без уважительных причин отказывается от прохождения ДПО, то это будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Нормативные документы

Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г.№413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями

Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями

Локальные акты образовательной организации (колдоговор, соглашение, положение и др.)

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276 с разъяснениями Минобрнауки и Общероссийского Профсоюза образования

Источник:

Трудовой Кодекс РФ

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

Материалы сайтов:

«Ресурсы образования »

Повышение квалификации – и право и обязанность педагога : 100 комментариев

    Всё это ерунда, и ничего не значит для сферы дошкольного образования. Как они отправляли воспитателей за свой счёт (проезд) в другой город, с последующей отработкой за пропущенные рабочие часы, так и отправляют, и говорят что это никогда никому не оплачивалось. Все кого я смогла опросить это подтвердили. Теперь и мне предстоит сделать это за свой счёт, потому что один человек не может бороться с системой.

    • Добрый день, Евгения! У вас есть право обратиться в Госинспекцию труда и прокуратуру на нарушение вашим руководителем ТК РФ.

    А для завед. отделов ДПО, какие нормы по аттестации после отпуска по уходу за реб до 3 лет действуют?

    А в художественном образовании как часто должны преподаватели проходить кпк? Есть норма для Дши и дхш? Напишите документ, на кот можно сослаться?

    И еще вопрос, а если педагог на пенсии, то нужно ему кпк проходить, как по закону? У нас с 30 летним стажем заставлчют проходить, сдается мне, что это нарушение законодательства. Буду рада за ваш обстоятельный ответ.

    Здравствуйте. Я в этом году прошла курсы переподготовки (закончила филиал КУБГУ, получила квалификацию учитель математики и информатики, принесла диплом теперь осенью меня собираются отправлять на курсы повышения квалификации) дали мне часы в 6 и 7 классах в количестве 20 часов. Больше мне дают. говорят я должна ехать проходить курсы повышения квалификации. На сколько законно это требование? заранее спасибо.

    Добрый вечер! Я проходила аттестацию на соответствие в прошлом году, а руководитель уже в следующем году просит пройти аттестацию на 1 категорию. Это правильно?

    Меня волнует вот какой вопрос.я работаю в ДО 2 года.преподователем по ИЗО.теперь мне нужно в третий год работы повысить свою квалификацию.так же я являюсь студенткой в ДГПУ на ХудГрафе.скажите пожалуйста,то что я являюсь студенткой, может быть причиной чтоб не повышать квалификацию до окончания учёбы?или всё же повышение обязательно ни смотря ни на что?!

    Здравствуйте! Проходила повышение квалификации и переподготовку год назад за свой счет. Хочу воспользоваться правом на обучение за счет работодателя. Последние курсы от колледжа были 3 года назад. На работе мне в курсах отказали, ссылаясь на то, что есть «свежая учеба» («нам мало интересно, за чей она счет».) Как поступить? Спасибо.

    И еще вопрос. Работаю преподавателем хирургии в медицинском колледже. Хочу пройти учебу по хирургии, но так же получила отказ — «вы имеете право на учебу только по педагогике». Педагогическая переподготовка у меня есть и мало мне интересна. Как поступить? Спасибо.

    Работаю В детском саду. Определено ли по количеству часов необходимые курсы повышения квалификации? (72,42,36,18 часов). Могу ли я сходить на курсы ИКТ например на 18 часов- будут ли они засчитаны?

    Здравствуйте. Подскажите раз нужно проходить курсы повышения квалификации раз в три года, засчитаются ли курсы 72часа? Если да на какой документ можно сослаться?

    В 2019 году буду подтверждать категорию, необходимы курсы … Записалась в МГОУ, по средам уже езжу, но пока в отпуске … Вопрос?! Это не входит в рабочее время? Я воспитатель, рабочая неделя 36 часов. Заведующая говорит, это надо Вам, а рабочие часы Вы обязаны отработать.

    • Добрый день, Сеситашвили Марина Александровна! В соответствии со статьей 196 ТК РФ необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяется работодателем. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются также работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

      В ответе на вопрос 47 в Разъяснениях Минобрнауки и Общероссийского Проясоюза образования сказано, что установление квалификационных категорий педагогическим работникам осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктами 36 и 37 Порядка аттестации, в число которых не входит обязательность получения педагогическим работником дополнительного профессионального образования (по программам повышения квалификации).

    Добрый день! дочка за счет школы год ходила на курсы ФГОС, получила документ. Бухгалтерия на новом месте работы сняла доплату, т.к. это не диплом. Правомерно ли это?

    Здравствуйте. А если я молодой специалист, меня без моего согласия записали на курсы повышения квалификации (именно для молодых специалистов), обязана ли я на них ходить? Что будет, если я не пройду эти курсы?

    Добрый вечер! Я воспитатель и студент педагогического института,подскажите пожалуйста, есть ли отсрочка от курсов повышения квалификации?

    Добрый вечер. Я учитель английского языка. В этом году должна была проходить курсы повышения квалификации, но директор не отпустил ссылаясь на то, что я в этом году проходила курсы переподготовки. (Яв июне закончила курсы по переподготовки как учитель русского языка и литературы). Что мне сейчас сделать, нужен совет, я получается нарушила закон, хотя и не по своей вине?

    Добрый день. Я учусь на последнем курсе педагогического университета, работаю воспитателем в детском саду. Могу ли я в данное время пройти курсы повышения квалификации?

    Здравствуйте, применяются ли нормы закона об образовании к некоммерческим организациям системы ДПО? Какие работники в такой организации имеют статус пед работников?

    Здравствуйте. Веду 3 предмета, 1,5 года назад прошел курсы с отметкой ФГОС по 2-ум предметам. В прошлом году прошел курсы по предмету с отметкой ФГОС СОО. Администрация сообщила, что теперь нужно снова пройти курсы, чтобы в них была отметка ФГОС СОО иначе нельзя вести предметы. Верно ли их утверждение? Спасибо.

    • Добрый день, Евгений! В соответствии со статьей 196 ТК РФ необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяется работодателем. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются также работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
      В соответствии со статьей 197 ТК РФ право на подготовку и дополнительное профессиональное образование реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем, в котором также определяются гарантии и компенсации, установленные статьей 187 ТК РФ. Указанной статьей установлено, что при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

    Добрый день!В 2015 году получила диплом о профпереподготовке и удостоверение о повышении квалификации как учитель истории и обществознания, в 2016 году окончила институт по профилю»психология и педагогика начального образования» . Работаю учителем обществознания.В каком году я обязана проходить курсы повышения.

    Здравствуйте! Я учитель высшей категории. на пенсии, но работаю. Только в 2020 году истекает срок подтверждения категории. Но хотела бы подтвердить раньше — 2019 году. Возможно ли это? Спасибо!

    Здравствуйте, работаю учителем математики и информатики. По математике прошла курсы повышения квалификации. А вот по информатике, как говорит завуч, должна была в первой половине 2018 года пройти, а я прохожу во второй половине. Что мне за это будет?

    Здравствуйте. Веду уроки математики (диплом соответствующий о высшем образовании по математике есть). Курсы периодически тоже есть. Но веду ещё уроки химии. Администрация заставляет проходить переподготовку по химии (и районо тоже). Обязывает (типа профстандарт педагога). Правы ли они? А я не хочу. Сельская школа. Согласен пройти повышение квалификации, но не переподготовку. На что это повлияет? Категория меня не интересует, хватит и соответствия. Могут ли уволить без категории? Или могут сделать так, что без переподготовки и соответствие не дадут?

    Здравствуйте. Правильно понимаю, что работодатель не в праве заставить педагогического работника проходить дистанционные курсы повышения квалификации за свой (работника) счёт и в свободное от работы время?

    Добрый день, подскажите, пожалуйста, каким документом регламентировано количество часов курсов повышения квалификации?
    Спасибо.

    Добрый вечер! Напишите, пожалуйста, может ли директор заставить брать дни без сохранения заработной платы на время обучения, если работник повышает квалификацию или проходит переподготовку по профилю, необходимому для дальнейшей работы, но по собственной инициативе, не претендуя на компенсацию оплаты за обучение.

    Добрый день! Подскажите, является ли наличие в коллективе школы преподавателя, не прошедшего своевременно курсы повышения квалификации, грубым нарушением лицензионных требований? Спасибо.

    Здравствуйте. Я прошла несколько курсов повышения квалификации в 2018 году за свой счёт, курсы различной тематики. Сейчас завуч заставляет посещать курсы по предмету, хотя такой тематики подготовку я уже прошла за свой счёт. Имею ли я право отказаться, ведь обязанность свою по повышению квалификации я исполнила

    Добрый день, я хотела бы пройти курсы повышения квалификации дистанционно, а работодатель настаивает на очных курсах в другом городе но их еще нет по моей специальности. правы ли они? могут ли они меня обязать пройти эти курсы? и не нарушу ли я закон если не пройду по истечении трех лет кпк? (срок моих предыдущих курсов заканчивается в марте)

    Здравствуйте! Скоро курсы повышения квалификации. Работаю в детском саду. На работе говорят, что они обязательно без отрыва от работы. То есть в первую учиться, в во вторую смену работать. Так как у меня дети ходят в другой сад и они маленькие, я не могу целый день быть на работе. Могу ли я пройти повышение квалификации с отрывом от работы?

    Добрый день! У меня есть высшее образование по направлению «Физическая культура» (магистр). Хочу устроится учителем физической культуры, мне сказали, что наличие курсов ФГОС обязательно. Так вот вопрос, какое количество часов должно быть указано в удостоверении повышении квалификации для устройства на работу? И нужны ли какие-то определенные курсы (с определенным кодом идентификации) или нет?

    Здравствуйте! Я работаю в школе учителем 4 предметов. В этом году прошла курсы по литературе объемом 108 часов, но мне сказали, что нужно еще пройти курсы по другим предметам. Правомерно ли это? И если да, неужели мне по каждому из предметов нужны полные курсы по 108 часов? Это же безумие…

    Здравствуйте. У нас только что прошла поверка рособрнадзора (областная). За то, что у 6 учителей просрочен срок — 3 года прохождения курсовой подготовки нам выдано предписание и назначен суд за несоблюдение требования непрерывности образования. Школа ежегодно дает заявки на повышение квалификации, но мест не дают. Насчет права, обозначенного в Законе и ТК РФ — всё понятно, но есть ФГОС, где указано, что учитель обязан раз в 3 года проходить курсовую подготовку. На основании этого школу грозят наказать штрафом. Хотя в КОАП мы не нашли такого основания. Как быть?

    Здравствуйте! Окончила магистратуру, преподаю иностранный язык в вузе. Еще не прошло 6 месяцев с начала работы (трудовая заведена в это же время в университете). Руководство обязывает сотрудников пройти курсы повышения квалификации. Должна ли я сейчас повышать свою квалификацию, если «карьера» только началась? Спасибо.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июня 1992 г. N 3266-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Съезда Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2000, N 33, ст. 3348; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 21; N 7, ст. 838; N 30, ст. 3808; 2010, N 31, ст. 4184; 2011, N 1, ст. 51) приказываю :

Утвердить прилагаемые федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.

Министр Д. Ливанов

Приложение

Федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников

1. Настоящие федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников (далее - Требования) определяют цели и структуру дополнительных профессиональных образовательных программ (далее - ДПОП) профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, реализуемых в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по ДПОП (далее - организация), а также требования к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.

2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников осуществляются в целях, определенных в Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 (далее - Типовое положение). 1

]3. К уровню профессиональной переподготовки педагогических работников устанавливаются следующие требования.

Лица, завершившие освоение ДПОП профессиональной переподготовки, должны обладать следующими профессиональными компетенциями:

следовать в организации образовательного процесса реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оценивать роль и место актуальных знаний и умений по предмету в профессиональной деятельности;

организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области;

проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные занятия как часть целого на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов, средств и технологий;

планировать результаты образовательной деятельности и разрабатывать в соответствии с ними контрольно-измерительные материалы и другие оценочные средства.

4. ДПОП профессиональной переподготовки педагогических работников должна предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 1):

базовая часть:

учебный раздел Р.1 "Нормативно-правовой";

учебный раздел Р.2 "Психолого-педагогический";

профильная часть:

учебный раздел Р.2 "Предметная деятельность".

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, - в области кадастровой деятельности;

3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, - в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

7.1. Типовые дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники.

8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты , квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

17. Типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх