Порядок регистрации обособленного подразделения. Обособленные подразделения ООО: когда их нужно регистрировать. Обособленное подразделение в законодательстве

Владимир УЛЬЯНОВ, эксперт «ПБУ»

Нередко в связи с расширением бизнеса учредители юридического лица принимают решение о создании одного или нескольких обособленных подразделений. Их создание обязывает руководство организации решить ряд организационных вопросов. Объем таких вопросов зависит от вида создаваемого обособленного подразделения.
Филиал или представительство

В гражданском законодательстве используется понятие «обособленные подразделения», которыми могут быть представительства и филиалы. Под представительством понимается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы этого лица и осуществляет их защиту. Филиалом же является обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. При этом как представительства, так и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (ст. 55 ГК РФ). Поэтому создание таких обособленных подразделений возможно лишь при внесении изменений в учредительные документы.

Для внесения изменений в устав юридического лица в зависимости от важности вопроса необходимо решение учредителей (участников) юридического лица или его уполномоченного органа. Внесение в устав акционерного общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 5 ст. 12 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Внесение же изменений в устав общества с ограниченной ответственностью входит в компетенцию общего собрания его участников (ст. 33 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Согласно гражданскому законодательству изменения учредительных документов юридического лица приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях (п. 3 ст. 52 ГК РФ). Последняя норма установлена законодателем в обоих упомянутых законах (п. 5 ст. 5 закона № 14-ФЗ, п. 6 ст. 5 закона № 208-ФЗ)

Сообщения об изменениях в уставе общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Напомним, что Федеральная налоговая служба России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе; утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.04 № 506).

Отметим, что среди обязательных сведений и документов, вносимых в единый государственный реестр юридических лиц при регистрации такого лица, законодатель упомянул и сведения о его филиалах и представительствах (подп. «н» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в том числе изменений в связи с созданием филиала или представительства, осуществляется территориальными органами ФНС России в соответствии с требованиями главы VI закона № 129-ФЗ.

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
  • документ об уплате государственной пошлины (ст. 17 закона № 129-ФЗ).
Форма заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (№ Р13001) утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.02 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». В заявлении подтверждается, что:
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям;
  • сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны;
  • соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Для внесения сведений о создаваемом юридическим лицом филиале используется лист Г формы № 13001, о представительстве - лист Д формы № Р13001 (образцы упомянутых форм приведены в приложении № 3 к постановлению № 439).

Порядок заполнения заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также упомянутых листов Г и Д установлен в разделе IV Методических разъяснений по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица (утв. приказом ФНС России от 01.11.04 № САЭ –3-09/16).

Как было сказано выше, изменения учредительных документов хозяйственных обществ, связанные с изменением сведений о его филиалах и представительствах, вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа. Поэтому вместо Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, хозяйственные общества вправе представить Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма № Р13002).

Если организация воспользуется формой такого уведомления, то вместе с ней при создании юридическим лицом филиала следует представлять лист А (форма № Р13002), при создании представительства - лист Б (форма № Р13002). Образцы этих форм приведены в приложении № 7 к постановлению № 439. Порядок заполнения уведомления установлен в разделе VII методических разъяснений, листы же А и Б заполняются в соответствии с порядком заполнения листов Д и Е Заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, приведенным в части III методических разъяснений.

В случае создания юридическим лицом нескольких филиалов или представительств соответствующие листы заполняется на каждый филиал (представительство) отдельно.

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, лица, осуществляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (ст. 18 и 8 закона № 129-ФЗ).

Обособленное подразделение

В НК РФ законодатель также использует понятие «обособленное подразделение». Под ним понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ). Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Определение понятию рабочего места НК РФ не дает. Поэтому в силу нормы пункта 1 статьи 11, которой установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, для расшифровки этого понятия необходимо обратиться к Трудовому кодексу РФ.

Согласно статье 209 ТК РФ рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Таким образом, понятие «рабочее место» непосредственно связано с понятиями «работник» и «работодатель». Законодатель их также не упомянул в НК ФР. Поэтому вновь обращаемся к нормам Трудового кодекса РФ.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работником признается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодателем может быть в том числе и юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст. 16, 20 ТК РФ).

Следовательно, под обособленным подразделением следует понимать территориально обособленное структурное подразделение, где образованы стационарные рабочие места, на которых работают сотрудники, с которыми заключены трудовые договоры.

В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.05 № А33-6795/04-С4-Ф02-1820/05-С1 судьи подчеркнули, что признание обособленного подразделения организации возможно при наличии:

  • территориальной его обособленности;
  • наличия стационарных рабочих мест (созданных на срок не менее 1 месяца), оборудованных вне места регистрации организации;
  • ведения деятельности через это подразделение.
Напомним, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики - организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:
  • по местонахождению организации;
  • по местонахождению обособленных подразделений;
  • по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств;
  • по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Установлен срок для подачи заявления о постановке на учет организации по местонахождению обособленного подразделения в налоговом органе. При осуществлении деятельности на территории РФ через обособленное подразделение такое заявление должно быть подано в течение одного месяца после его создания (п. 1 и 4 ст. 83 НК РФ).

Кроме того, на организацию возложена обязанность письменного сообщения в налоговый орган по месту её нахождения обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (п. 2 ст. 23 НК РФ).

Территориальная обособленность

Среди обязательных признаков подразделения, которое необходимо зарегистрировать в налоговом органе, является его территориальная обособленность. Понятие «территориальная обособленность» НК РФ не дает. Исходя из упомянутой нормы пункта 1 статьи 11 НК РФ, при расшифровке этого понятия логично было бы обратиться к Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) ОК 019-95. Исходя из этого, территориальная обособленность подразумевает, что местонахождение основной организации и местонахождение ее подразделения находятся в различных административно-территориальных объектах, определенных в соответствии с ОКАТО.

Минфин России в разъяснениях о территориальной обособленности не углубляется. По мнению чиновников территориально обособленным подразделением следует считать подразделение, расположенное на отдельной земельной территории, отличной от территории, на которой находится сама организация. То есть адрес создаваемого обособленного подразделения должен отличаться от адреса, указанного в учредительных документах налогоплательщика (письмо Минфина России от 22.09.04 № 03-03-01-04/1/55).

Создание такого подразделения в другом субъекте РФ или районе этого субъекта практически всегда приводит к возникновению обязанности по его регистрации. Также данная обязанность возникает и при образовании подразделения, которое находится в другом городе региона или в том же городе, но на территории, подведомственной другой налоговой инспекции. Так, в письме Минфина России от 16.02.05 № 03-06-05-04/35 приведено, что организация, состоящая на учете в налоговом органе по месту своего нахождения и имеющая обособленные подразделения на подведомственных другим налоговым органам территориях, обязана в установленном порядке встать на учет в этих налоговых органах. Этот тезис повторен и в письмах Минфина от 11.04.05 № 03-06-06-03/18 и от 07.07.06 № 03-01-10/3-149.

Если же создаваемое обособленное подразделение и юридическое лицо располагаются на территории, которую курирует одна и та же налоговая инспекция, то организация не обязана вставать на учет в этом налоговом органе. Так как на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных статьей 83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию (п. 39 постановления Пленума ВАС России от 28.02.01 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Из вышеприведенного вытекает, что организация вправе и не подавать заявление по регистрации обособленного подразделения в налоговый орган, если в этой инспекции юридическое лицо уже зарегистрировано в связи с нахождением на подведомственной ей территории принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества или транспортных средств.

Стационарное рабочее место

Как было сказано выше, признаком обособленного подразделения является наличие оборудованных стационарных рабочих мест. В частных ответах работниками налоговой службы неоднократно указывалось, что это условие может считаться выполненным при наличии не менее двух рабочих мест или при выполнении одним работником работы более чем по одной специальности, квалификации или должности. Это суждение вытекало из дословного прочтения упомянутой нормы пункта 2. Однако ФАС Московского округа посчитал, что из смысла статьи 11 НК РФ вытекает возможность признание обособленным подразделением подразделения, обладающего хотя бы одним рабочим местом (постановление ФАС Московского округа от 10.02.02 № КА-А40/6733-02).

Этим и воспользовались работники налоговой службы. Так, в письме МНС России от 29.04.04 № 09-3-02/1912 они констатировали следующее. В определении обособленного подразделения, приведенном в статье 11 НК РФ, одним из критериев такого подразделения действительно значится оборудование стационарных рабочих мест. Но следует учитывать, что это поглощает понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, в определении словосочетание «рабочее место» употребляется и в единственном числе, что было бы неправильным по смысловой нагрузке в случае, если законодатель не считал обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места. При этом авторы письма заручились другим постановлением того же ФАС Московского округа от 21.01.03 № КА-А41/9052-02. В этом постановлении не ставится под сомнение необходимость постановки на учет в налоговом органе обособленного подразделения в случае, если оборудовано одно стационарное рабочее место.

В постановлениях арбитражных судов неоднократно подчеркивается, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается не только создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей (постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.10.02 № А26-3503/02-02-07/160, ФАС Московского округа от 30.07.04 № КА-А41/6389-04).

В качестве доказательства создания обособленного подразделения могут являться:

  • договор аренды помещения, в котором подразделение осуществляет деятельность;
  • трудовой договор (контракт), заключенный с сотрудником подразделения;
  • приказ о назначении;
  • наличие табеля учета рабочего времени сотрудников, осуществляющих деятельность в обособленном подразделении и др. (постановление ФАС Московского округа от 10.02.02 № КА-А40/6733-02).
Споры по созданию

Таким образом, создав даже одно рабочее место на территории, подведомственной иной налоговой инспекции, организация в течение месяца должна подать Заявление о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации (форма № 09-1-1; утв. приказом МНС России от 03.03.04 № БГ-3-09/178. Этим же приказом утвержден и порядок её заполнения). Вместе с заявлением также представляются:

  • нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту его нахождения;
  • документы, подтверждающие факт создания обособленного подразделения (при их наличии).
Упомянутые документы необходимо представить в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

О создании обособленного подразделения организация должна уведомить также и налоговый орган по месту своей регистрации. Для этого используется Сообщение о создании обособленного подразделения, расположенного на территории Российской Федерации (форма № С-09-3; утв. приказом МНС России от 02.04.04 № САЭ-3-09/255). Такое сообщение должно быть осуществлено в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения (п. 2 ст. 23 НК РФ).

Если организация нарушит срок постановки на налоговый учет обособленного подразделения, то налоговики вправе прибегнуть к штрафным санкциями, установленными статьей 116 НК РФ. При подаче требуемых документов по регистрации обособленного подразделения с опозданием не более 90 дней после окончания отведенного законодательством месяца, предусмотрен штраф в размере 5000 руб. Если же организация представит эти документы на 91 день после положенного срока или позже, то штрафные санкции увеличиваются вдвое и достигают 10 000 руб.

Помимо этого за нарушение срока регистрации обособленного подразделения на должностных лиц организации может быть наложен административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Ведение деятельности созданным обособленным подразделением без его регистрации может усугубить положение. Налоговики вправе квалифицировать такое деяние как уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ). А это в свою очередь, может повлечь наложение штрафных санкций в размере 10% от доходов, полученных обособленным подразделением до момента его регистрации. При этом сумма штрафа не может быть менее 20 000 руб. Если же подразделение вело деятельность более трех месяцев, то штрафные санкции возрастают до 20% доходов, полученных за это время. За такую деятельность увеличивается и размер административного штрафа. На должностных лиц организации в этом случае может быть наложен штраф в размере от 2000 руб. до 3000 руб. (п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).

Как и по остальным приведенным выше нормам, связанным с образованием и регистрацией обособленного подразделения, упомянутое положение по сроку не столь и конкретно. Это приводит к неоднозначности в его понимании.

Налоговики в большинстве случаев считают, что этот срок начинает течь с момента принятия решение о создании обособленного подразделения.

Как было сказано выше, признаком обособленного подразделения является оборудование стационарного рабочего места. Лишь у отдельных налогоплательщиков на момент принятия решения о создании обособленного подразделения существует такое рабочее место или места. У остальных же для их создания требуется определенное время.

Попытки налоговых органов при наложении штрафные санкции за нарушения срока постановки обособленного подразделения в инспекции ФНС России по месту его нахождения при исчислении месячного срока использовать момент принятия решения не всегда находят поддержку у арбитражных судов.

Аргументом для поддержки в этом вопросе позиции налогоплательщиков для судьи служит документы, подтверждающие осуществление подготовки рабочих мест обособленного подразделения. В качестве таких документов может выступать акт окончания работ по техническому оборудованию рабочего места (постановление ФАС Московского округа от 26.12.03 № КА-А40/10724-03).

Заключение договора на аренду помещения, по мнению судей, однозначно не означает создания стационарных рабочих мест в обособленном подразделении (постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.05 № А33-6795/04-С4-Ф02-1820/05-С1).

Не свидетельствует о создание стационарного рабочего места и заключение трудового договора с должностным лицом и выплата ему заработной платы (постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.10.02 № А26-3503/02-02-07/160).

В некоторых случаях с этим соглашаются и Минфин России. Так, при вступлении в трудовые отношения с физическим лицом, осуществляющим свою деятельность путем поиска документов и (или) информации при помощи электронных средств связи (работа на дому по интернет-каналам) либо в библиотеках без оборудования этому лицу стационарного рабочего места не может рассматриваться в качестве возникновения обособленного подразделения организации независимо от проживания физического лица в другом регионе (письмо Минфина России от 21.07.05 № 03-01-10/6-334).

В тоже время проведение определенной производственно-хозяйственной деятельности организацией в месте, отличном от указанном в её учредительных документах, судьями признается как деятельность, осуществляемая через обособленное подразделение (постановления ФАС Уральского округа от 09.01.03 № Ф09-2799/02-АК, ФАС Западно-Сибирского округа от 10.03.04 № Ф04/1209-235/А03-2004).

В некоторых случаях стационарные рабочие места создает не сама организация, а её партнер по бизнесу. Такое происходит, например, при выезде сотрудников в длительную командировку, при выполнении подрядных работ вне местонахождения организации. Сталкиваются с этим и охранные предприятия при выставлении свои постов на объектах, располагаемых на территории клиентов.

Работники налоговых органов считают, что выполнение работ на объекте заказчика, находящегося вне местонахождения налогоплательщика, приводит к созданию обособленного подразделения со всеми вытекающими из этого факта последствиями. Обосновывается указанная позиция тем, что создаются стационарные рабочие места, которые находятся не там, где зарегистрирована организация, а на другой территории.

ФАС Уральского округа в упомянутом постановлении № Ф09-2799/02-АК также пришел к выводу о создании обособленного подразделения при осуществление организацией работ на объектах, ей не принадлежащих. Но для выполнения строительных работ организацией специально были приняты физические лица.

ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 28.02.02 № Ф08-447/2002-161А отметил, что создание стационарных рабочих мест и как следствие возникновение обособленного подразделения в такой ситуации в принципе возможно, однако должно быть доказано налоговым органом.

Обособленное подразделение, исходя из его названия и из существа, является структурной единицей организации. Стационарные рабочие места обычно привязаны к какой-либо территории. В этой связи представляется, что создание рабочего места на этой территории возможно лишь в случае, если в отношении её организация имеет соответствующие права - либо право собственности, либо право пользования (например, на основании договора аренды). Поэтому, на наш взгляд, несколько не корректно считать образование обособленного подразделения при направлении организацией-исполнителем своих работников в длительную (свыше одного месяца) командировку для выполнения работ (оказания услуг) заказчику на территории последнего. Например, ФАС Центрального округа в постановлениях от 10.05.01 № А14-7574-00/176/24 и от 18.02.02 № А14-6918-01/251/10 указал, что само по себе выполнение работ на объектах заказчика еще не означает создание стационарных рабочих мест, находящихся под контролем организации. В результате обособленных подразделений в смысле пункта 2 статьи 11 НК РФ у организации не возникает.

Отношения с фондами

Как известно при создании юридического лица регистрация организации в государственных внебюджетных фондах осуществляется на основании сведений, содержащихся едином государственном реестре юридических лиц, представляемых налоговыми органами, осуществившими государственную регистрацию. При создании обособленного подразделения такого не происходит.

Организации-страхователи должны самостоятельно зарегистрироваться по местонахождению обособленных подразделений:

  • в территориальных фондах обязательного медицинского страхования (ст. 9.1 закона РФ от 28.06.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации»);
  • в исполнительных органах ФСС России (ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
На это им дается 30 дней. Отсчет ведется со дня создания обособленного подразделения. При этом по регистрации в ФСС России законодатель уточнил, что она должна осуществляться в части обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Регистрация в качестве страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования по местонахождению каждого обособленного подразделения осуществляется на основании заявления, форма которого приведена в приложении № 1 к Правила регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании (утв. постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 570).

Совместно с заявлением представляются нотариально заверенные копии:

  • документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (учредительные документы, в которых содержатся сведения о создании обособленного подразделения, или распоряжение (приказ) о создании обособленного подразделения и положение об обособленном подразделении);
  • свидетельства о регистрации организации в качестве страхователя в территориальном фонде по месту ее нахождения;
  • документов, подтверждающих исполнение организацией обязанности по уплате ЕСН, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования.
Регистрация организации-страхователя по местонахождению обособленных подразделений в филиале регионального отделения ФСС России осуществляется на основании заявлений, форма которого приведена в приложении № 1 к Порядку регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации (утв. постановлением ФСС России от 23.03.04 № 27). Одновременно с заявлением представляются копии:
  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
  • уведомления о постановке на учет в налоговом органе по местонахождению обособленного подразделения;
  • документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (положения об обособленном подразделении, доверенности, выданной юридическим лицом руководителю обособленного подразделения);
  • извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением фонда по месту его нахождения.
В статье 11 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» законодатель не ввел обязанности по регистрации организаций-страхователей по местонахождению обособленных подразделений в территориальных отделениях ПФР.

Однако в Порядке регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам (утв. постановлением Правления ПФР от 19.07.04 № 97п) такое упоминание существует.

Регистрация организаций в качестве страхователя по местонахождению обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, осуществляется при обращении организации в территориальный орган ПФР по местонахождению обособленного подразделения на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, и представляемых налоговыми органами в орган страховщика (управление ПФР) по местонахождению обособленного подразделения

Организации при регистрации в территориальном органе ПФР в качестве страхователя по местонахождению обособленного подразделения направляется Извещение о регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда РФ страхователя-организации по месту нахождения обособленного подразделения (приложение 3 к порядку) в двух экземплярах. Один из экземпляров организация должна в 10-дневный срок передать в территориальный орган ПФР по местонахождению организации.

Молодые предприниматели, только создавшие ООО, обычно регистрируют его по месту своей прописки или адресу арендованного офиса. Эта ситуация приемлема, пока компания не начала свою деятельность в полном объеме. Но при правильном руководстве ООО быстро развивается и отвоевывает свое место на рынке. Перед предпринимателями встает задача: как расширить свою деятельность и открыть другие офисы в этом же или другом городе? Проще всего открыть обособленное подразделение ООО, а поможет вам в этом наша пошаговая инструкция.

Особенности обособленного подразделения

Если ваш бизнес связан с удаленной работой, то возникает необходимость открыть складские или офисные помещения в другом городе. Любая деятельность ООО по адресу, отличному от указанного при регистрации, требует открытия обособленного подразделения.

Обособленное подразделение – это удаленное место работы компании в другом или том же городе. В отличие от филиала «обособка» не должна иметь свой внутренний устав и множество рабочих мест. Основное условие, которое влияет на создание удаленного обособленного подразделения, – наличие хотя бы одного постоянного рабочего места. Просуществовать должность обязана не меньше одного месяца. Чтобы подробнее понять, что включает понятие «стационарное рабочее место», обратимся к ТК РФ ст. 209 . Закон в 2017 году регламентирует следующие признаки постоянного рабочего места:

  1. С работником заключен безвременный или временный трудовой договор сроком более 1 месяца.
  2. Служебное место контролируется вами.
  3. Нанятый сотрудник постоянно находится на своем рабочем месте и исполняет свои профессиональные обязанности.

Опираясь на эти признаки, можно понять, что если вы открыли складское помещение, но постоянного сотрудника там нет, то нельзя считать его обособленным подразделением. Также не относятся к «обособке» платежные терминалы, бензиновые аппараты и банкоматы. Работники, осуществляющие свою деятельность дистанционно, тоже не являются постоянными, и заключать с ними трудовой договор нет необходимости.

Если вы открыли складское помещение, но постоянного сотрудника там нет, то нельзя считать его обособленным подразделением.

В отличие от ООО для индивидуальных предпринимателей нет необходимости открывать обособленное подразделение, на какой бы территории они ни осуществляли свою деятельность. Если ИП имеет патент и осуществляет работу по ЕНВД, то достаточно просто встать на учет по новому месту работы. Для ООО правила строже.

При регистрации нового подразделения необходимо соблюдать следующий порядок:

  1. Понять, что вы регистрируете именно «обособку», а не филиал (у него порядок регистрации совершенно другой).
  2. У вас имеется одно рабочее место, на которое нанят специалист, осуществляющий свои обязанности по трудовому договору дольше 1 месяца. Если обслуживание ведется дистанционно, то создавать «обособку» нет необходимости.
  3. В налоговые органы, где регистрировалось ООО, сообщить об открытии «обособки» по форме № С-09-3-1 .
  4. Если у разделения свой выделенный баланс и счет, то поставить его на налоговый учет в региональные органы в течение 30 дней.
  5. В течение трех дней информируйте налоговые органы о смене адреса у «обособки».

Ниже рассмотрим каждый этап подробнее. Но стоит отметить, что если «обособка» будет соответствовать филиалу, то вас отстранят от УСН. Чтобы этого не произошло, нужно различать филиалы и обособленные подразделения.

Отличие «обособки» от филиала

Компании, которые имеют филиалы, не имеют права вставать на УСН. Для того чтобы понять, чем отличается «обособка» от других видов удаленной работы, необходимо знать основные признаки задокументированного представительства:

  1. Деятельность филиала зафиксирована в уставной документации ООО. Причем, если в уставе сказано, что ООО имеет возможность создавать представительства, это не означает, что они открыты, и снимать вас с УСН никто не имеет права.
  2. В головной компании хранится задокументированное положение о представительстве.
  3. Компания назначает руководителя подразделения, который осуществляет свою деятельность по доверенности от головной компании.
  4. Внутри филиала существуют свои нормативы и правила, которые регламентируют его деятельность.
  5. Филиал может представлять основную компанию в различных вопросах, например при судебных разбирательствах.

Если вы планируете оставаться на упрощенной системе налогообложения, то при открытии обособленного подразделения нужно учитывать, чтобы признаков филиала у него не было.

«Обособка» не имеет признаков филиала и не осуществляет деятельность головной компании в полном объеме. Например, обособленное подразделение по продаже занимается только передачей товара от головной компании к покупателю. Контролируется работа «обособки» полностью руководителем ООО, и отдельно создавать внутренний устав для нее нет необходимости.

«Обособка» не имеет признаков филиала и не осуществляет деятельность головной компании в полном объеме.

Налоговый учет «обособки»

Регистрация нового обособленного отделения ООО обязует:

  1. Уведомить об открытии ФНС по форме С-09-3-1 (Приказ ФНС РФ от 9 июня 2011 года № ММВ-7–6/362).
  2. Поставить новое подразделение на налоговый учет в территориальный орган. Если подразделение открывается в одном городе с головной компанией, то в ту же налоговую службу.

Налоговые инспекторы там, где зарегистрировано ООО, после получения формы С-09-3-1 должны передать документы в региональное отделение, где будет стоять на учете подразделение (ст. 83, ч.4 НК РФ).

Если вы открываете несколько отдельных подразделений при различных территориальных ФНС, то необязательно подавать данные о каждом. Достаточно будет выбрать одну контролирующую организацию и уведомить ее об открытии остальных отделов.

Если вы открываете несколько отдельных подразделений при различных территориальных ФНС, то необязательно подавать данные о каждом.

Если у обособленного подразделения меняется адрес, то закрывать его и открывать по новой, как было до 2010 года, не нужно. Достаточно уведомить налоговый орган по форме С-09-3-1 с указанием нового адреса.

Учет в Пенсионном и Фонде социального страхования

При открытии «обособки», которая будет иметь свой баланс и счет, заниматься оплатой труда, вам необходимо поставить ее на учет в Пенсионном и Фонде социального страхования. На это дается всего 30 дней, поэтому стоит поспешить.

Чтобы поставить «обособку» на учет в Пенсионном фонде, вам нужно предоставить заверенные копии:

  1. Свидетельство об учете в налоговой.
  2. Уведомление о том, что юридическое лицо зарегистрировано в территориальном ПФР.
  3. Копия приказа об открытии и положения.
  4. Подтверждающая документация о том, что у подразделения есть свой счет и ведется отдельный баланс.
  5. Заявление на регистрацию.

Чтобы поставить отделение на учет в ФСС, вам необходимо собрать следующие бумаги:

  1. Свидетельство о регистрации и постановке на учет в налоговой (копия, заверенная нотариально).
  2. Свидетельство о регистрации ООО (заверенная копия).
  3. Регистрационное извещение о том, что вы являетесь главным страхователем головной организации (выдается в ФСС).
  4. Письмо из Росстата.
  5. Уведомление о том, что обособленное подразделение стоит на налоговом учете.
  6. Копия приказа от руководителя об открытии «обособки».).

    Правила открытия обособленного подразделения ООО несложны, и если соблюдать инструкцию, то проблем с постановкой на учет у вас не возникнет. Затянуться может только рассмотрение документов, но рассматривать их в различных организациях могут не дольше 30 дней. При открытии сделайте сразу несколько ксерокопий документов и заверьте их у нотариуса – это упростит работу.

Рано или поздно наступает момент, когда успешно развивающаяся компания приходит к мысли: «А почему бы не увеличить рынок сбыта»? Но в своём регионе она уже заполучила всех клиентов, так что выход остаётся только один: развивать бизнес в других регионах .

Бухгалтеры и юристы задаются вопросом, как им совершать операции и сделки, когда юридический адрес один, а фактических адресов сбыта несколько. В таком случае открывается обособленные подразделения с новым штатом, правами и обязанностями.

Определение

Определение обособленного подразделения даёт Налоговый Кодекс, в частности 11 статья: обособленное подразделение — это отдел, территориально находящийся в обособлении от главного офиса юридического лица, где оборудованы постоянные, сроком больше тридцать календарных дней, рабочие места .

Сотрудники, работающие по гражданско-правовым договорам, и «надомники» (сотрудники, переведенные из офиса на дом), не влияют на создание обособленного подразделения, так как за ними невозможно осуществить контроль и рабочих мест им не предоставляется.

Когда появляется ОП

Новое подразделение следует открывать только в случае, если предприятие создало постоянные рабочие места, которые находятся в другом муниципальном образовании . Проще говоря, можно условно сделать такое разграничение: если головное предприятие и его новое подразделение относятся к юрисдикции одного налогового органа, то подавать документы на открытие филиала не нужно, если к разным – нужно.

Даже если оборудованное рабочее место всего одно, то оно уже попадает под требования признания обособленных подразделений. Датой создания подразделения считается не дата издания приказа, а день создания постоянного рабочего места.

Внутренний документ о формировании нового отдела

Единой формы приказа нет, каждое предприятие оформляет его в соответствии со своими положениями. Обязательными реквизитами будут:

  • фактический (самого подразделения) и юридический адреса(головного);
  • название создаваемого подразделения;
  • его цели и задачи;
  • права;
  • ответственные за руководство лица, состав.

Данный приказ налоговая не запросит. Главное, чтобы он чётко обозначал функции нового подразделения, пресекал возможные споры и неправильные толкования.

Для полноценного функционирования большого обособленного подразделения могут понадобиться следующие документы :

  1. Приказ о назначении ответственного за подразделение лица.
  2. Доверенность на имя руководителя.
  3. Положение, которым будет руководствоваться филиал.

Процедура открытия в 2019 году

Для начала обеспечьте будущих работников оборудованным и постоянным рабочим местом, заключите договор аренды (купли-продажи).

Оборудуйте помещения, так как купленное для подразделения имущество будет числиться на головном офисе.

Далее необходимо нанять сотрудников либо перевести их из головного офиса. По истечении одного месяца издайте приказ об учреждении нового подразделения . Этот пункт может быть первым в зависимости от степени готовности и уверенности, что работа в подразделении точно «пойдёт».

Определитесь, какие права будут предоставлены новому подразделению, а также передайте информацию о его создании в определенные инстанции.

Порядок и сроки уведомления госорганов

В налоговый орган уведомление о создании ОП подаётся в течение месяца с момента открытия. Для этого нужно заполнить форму №С-09-3-1.

В зависимости от того, будет ли подразделению открыт отдельный расчётный счёт и , а также производиться начисления заработной платы, правило изменится – обязанность сообщить появится.

Чёткого указания срока постановки на учёт в Пенсионный Фонд в законах нет, принято считать его равным сроку предоставления сообщения в налоговую. Фонд Социального Страхования законодательно определил срок в тридцать календарных дней.

Порядок постановки на учёт в ФСС установлен Приказом Минтруда России от 29.04.2016 №202н , в соответствии с его регламентом в отделение ФСС по месту нахождения обособленного подразделения представляются следующие документы :

  • заявление (форму можно найти в приложении приказа Минтруда);
  • документы, удостоверяющие наличие расчётного счёта в банке и баланса, или их копии;
  • копии документов, подтверждающих начисление оплаты труда сотрудникам.

Остальную информацию фонд получит от налогового органа. В течение трёх рабочих дней ФСС поставит подразделение на учёт и направит соответствующее уведомление.

Постановка на учёт в ПФ расписана в Постановлении Правления ПФ РФ 13.10.2008 №296п , список документов следующий :

  • заявление (из вышеуказанного постановления);
  • свидетельство о постановке на учёт в налоговую;
  • положение подразделения;
  • документы или их копии, удостоверяющие наличие РС в банке и баланса;
  • документы, подтверждающие право подразделения начислять заработную плату и уплачивать взносы в ПФР.

Постановка на учёт производится за 5 рабочих дней. Далее следует направить полученное от ПФ второе уведомление в отделение фонда главного офиса, срок для отправки ограничивается 10 днями.

Разница между филиалами и представительствами

Когда организация принимает решение расшириться, перед ней встаёт выбор: открыть представительство, или обособленное подразделение.

Нужно понимать разницу между этими определениями:

  1. Филиал - это обособленное подразделение, находящееся вне места нахождения головной организации. Оно осуществляет функции организации (полностью или частично) и порой выступает как .
  2. Представительство - это специализирующееся на одной функции подразделение, представляет и защищает интересы исключительно юридические.

Филиалы имеют большую «свободу», чем представительства, но меньшую, чем у обособленного подразделения.

Учёт филиалов и представительств ничем не отличается от учёта обособленного подразделения, по сути они все являются обособленными подразделениями с минимальными различиями в правах и обязанностях. Какой вид обособленного подразделения будет открыт - это чисто управленческое решение.

Снятие с учета

Не всегда открытие нового подразделения выходит прибыльным, иногда организация просто находит новое место для открытия. В таком случае встаёт вопрос о закрытии филиала или представительства.

Нельзя снять обособленные подразделения с учёта, если по отношению к ним назначена выездная налоговая проверка. Перед закрытием необходимо разобраться с бухгалтерским учетом и только потом направить соответствующие уведомления в фонды и налоговую.

Для того чтобы снять подразделение с учёта, нужно заполнить форму №С-09-3-2, предоставить копии решения руководителя о закрытии подразделения или копию решения учредителей, внесения изменений в устав головного подразделения.

Как зарегистрировать обособленное подразделение, вы узнаете из данного видео.

Сообщение о закрытии

Наказание может быть более весомым, если подразделение при этом вело предпринимательскую деятельность. Тогда в дело вступает п.2 данной статьи, и штраф будет исчисляться с 10% выручки, нижний предел его составит 40 000 рублей .

На руководителя организации будет возложен штраф 500-1000 рублей (ст. 15.32 КоАП РФ).

В том случае, если подразделение находится в ведомстве того же налогового органа, что и главное, то штраф будет равен как за непредставление документов — 200 рублей .

ФСС в праве наложить штраф от 5000 до 10 000 руб за несвоевременную постановку на учёт. Дополнительно при выплатах заработной платы без передачи данных о начислении страховых взносов возможен очередной штраф в размере 10% облагаемой базы начислений , нижний предел составляет 20 000 рублей .

На должных лиц будут наложены административные штрафы за отсутствие подачи информации в фонды в размере 500-1000 рублей .

Обособленные подразделения у ИП

Обособленных подразделений у ИП быть не может, так как предприниматель не является юридическим лицом. Но согласно законодательству, предприниматель может вести свою деятельность в любой части страны, оплачивая налоги по месту прописки.

Дополнительную информацию по обособленным подразделениям можно узнать в данном видео.

) действуют одни правила постановки на учет, а для тех обособленных подразделений, которых нет в уставе организации , - другие.

Как поставить на учет обособленные подразделения, которых нет в уставе

Чтобы поставить на учет обособленные подразделения, которых нет в уставе, нужно обратиться в инспекцию по местонахождению организации. А на учет ставит инспекция по местонахождению обособленного подразделения. Это следует из пункта 2 статьи 23, пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ.

Если у организации несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, она может выбрать одну инспекцию, в которой подразделения будут на учете. Выбрать можно инспекцию по местонахождению любого из подразделений. Даже если подразделения находятся на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ ).

Но заметьте, это правило распространяется только на обособленные подразделения. Если же в одном населенном пункте, но на территориях, подведомственных разным инспекциям, расположены головное отделение организации и ее обособленное подразделение, то выбрать одну инспекцию для учета нельзя (письмо Минфина России от 15 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-126 ).

Как поставить на учет обособленное подразделение: документы

В течение месяца со дня создания обособленного подразделения организация должна уведомить об этом налоговую инспекцию (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ ). Ту, в которой организация состоит на учете. Подать нужно следующие документы:

  • сообщение о создании обособленного подразделения. Форма , формат и порядок заполнения сообщения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362 ;
  • уведомление о выборе налоговой инспекции. Форма , формат и порядок заполнения уведомления утверждены приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488 . Данное уведомление отправьте, только если организация вправе выбирать инспекцию для постановки на учет обособленного подразделения.

Вместе с сообщением и уведомлением можно представить копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения. Например, приказ о создании подразделения.

Как быстро обособленное подразделение поставят на учет

Инспекция обязана поставить обособленное подразделение на учет в течение пяти рабочих дней с того дня, когда она получила от организации все необходимые

Потребность создания обособленных подразделений возникает в связи с рядом факторов: расширение бизнеса, оптимизация затрат на производство, соблюдение требований экологии и т.д. В связи с этим следует разобраться в понятиях обособленного подразделения (далее ОП), как в налоговом, так и в гражданском законодательстве Российской Федерации, в порядке их создания и отчетности.

Виды обособленных подразделений

В гражданском законодательстве определено два вида обособленных подразделений: филиал и представительство. Других разновидностей ОП В ГК РФ не содержится.

Тогда как в налоговом законодательстве признается ОП основной организации любой территориально-обособленной структуры, имеющей стационарные рабочие места. Дословно определение ОП дано в ст. 11 НК РФ «обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца».

  1. ОП не является юридическим лицом.
  2. ОП должно находиться не по адресу основной организации, а совершенно по другому адресу.
  3. ОП должно иметь стационарные рабочие места, созданные на срок более одного месяца.

Филиал, Представительство, иное подразделение (Рабочее место)

Филиал и представительство могут быть открыты только по решению общего собрания участников ООО с последующей подачей заявления о регистрации изменений в учредительные документы (Р13001). Если изменения в Устав не вносить, то можно использовать форму Р14001. Пакет документов, который нужно представить в регорган указан в статье 17 Федерального закона №129-ФЗ.

Согласно п.2 ст. 55 ГК РФ Филиал находится не по месту основной организации, может выполнять все или часть функций основной организации, а также может осуществлять функции Представительства, а Представительство защищает интересы основной организации.
Филиал, Представительство и просто стационарное рабочее место (далее Рабочее место) имеют существенные различия.

Так Филиал и Представительство имеет право открыть расчетный счет и вести самостоятельный бухгалтерский учет, что не предусмотрено делать на Рабочем месте.

Филиал может вести коммерческую деятельность, а Представительство и сотрудник на Рабочем месте не имеют права этого делать, у них только трудовые правоотношения.

Сведения о Филиале и о Представительстве содержатся в ЕГРЮЛ, Сведения о Рабочем месте в ЕГРЮЛ не содержатся.

Порядок учета Филиалов и Представительств ЮЛ

В соответствии с п.3 ст.83 НК РФ постановка на учет в налоговом органе российской организации по месту расположения ее Филиала, Представительства, осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Порядок снятия с учета Филиалов и Представительств ЮЛ

В течение трех дней со дня принятия Решения о прекращении деятельности через Филиал или Представительство налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации о закрытии этих подразделений по форме № С-09-3-2.

Порядок учета иного структурного ОП, не поименованного в ГК РФ

В соответствии с п.4 ст.83 НК РФ постановка на учет в налоговом органе российской организации по месту расположения ее ОП (за исключением Филиала, Представительства) производится налоговым органом на основании сообщений, которые направляет данная организация в соответствии с п.2 ст.23 НК РФ.

«Налогоплательщики – головные организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях (далее ОП) российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

  1. В течение одного месяца со дня создания ОП российской организации;
  2. В течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об ОП российской организации».
  3. «Сообщение о создании на территории РФ ОП (за исключением Филиалов и Представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких ОП» подается по форме № С-09-3-1.

Сообщение об изменении адреса ОП также подается в налоговый орган по месту нахождения головной организации по форме № С-09-3-1. Далее налоговый орган по месту старого нахождения ОП снимает с учета ОП и передает его на постановку на учет по новому адресу места нахождения ОП и сразу же присваивается новое КПП, если при смене адреса меняется и налоговый орган. В любом случае налогоплательщик никаких сообщений больше не делает, а только ждет Уведомление от налогового органа по месту учета ОП по новому адресу.

Обособленное подразделение – наличие работников

Главным критерием ОП является наличие в нем рабочих мест. При наличии рабочих мест должны быть и работники, выполняющие трудовую деятельность в конкретной территории, указанной работодателем.

Вывод: при отсутствии работников отсутствует и ОП

Дата создания структурных подразделений

Датой создания Филиала или Представительства является дата принятия Решения о создании соответствующей структуры.
Датой создания ОП (за исключением филиалов и представительств) является дата организации стационарных рабочих мест.

Штраф за неоткрытие обособленного подразделения

Организации, которые не подали в срок заявление о постановке на учет, в соответствии с п.1 ст.116 могут быть оштрафованы на 10000 рублей.

Если организация ведет деятельность структурное ОП и не поставила его на учет, то в соответствии с п.2 ст.116 может быть привлечена к ответственности в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Организации, применяющие УСН, и имеющие обособленное подразделение

Организации, имеющие Филиалы и Представительства вплоть до 2016 года не имели права применять УСН. С 2016 организации, имеющие Представительства и иное ОП, не поименованное в ГК РФ, могут находиться на УСН при соблюдении установленных законом ограничений.

Уплата страховых взносов организациями, имеющими обособленное подразделение

Сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения ОП, осуществляющего выплаты в пользу физических лиц, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому ОП.

Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения головной организации, в состав которой входят ОП, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения ОП.

Если ОП находится за границей, то уплата страховых взносов и представление расчетов по ним осуществляется организацией по месту своего нахождения.

В соответствие с п.7 ст.431 НК РФ организации – плательщики страховых взносов представляют отчетность в налоговую инспекцию по месту нахождения организации и по месту нахождения ОП, начисляющих выплаты физическим лицам в срок не позднее 30-числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

Уплата Акцизов организациями, имеющими ОП

Если у организации есть ОП, в которых производится подакцизная продукция, то декларация сдается в налоговую инспекцию по месту ОП, сюда же уплачивается и налог.

Если в отчетном периоде не было производства подакцизной продукции, то декларация не сдается.

Уплата НДФЛ организациями, имеющими обособленное подразделение

Если российская организация имеет ОП, то она, как налоговый агент, обязана уплачивать НДФЛ по месту нахождения ОП, а отчетность по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ нужно представлять не только в налоговую инспекцию по месту учета головной организации, но и в налоговые органы по месту учета ОП.

Уплата налога на прибыль организациями, имеющими ОП

Согласно ст. 288 НК РФ, организации, имеющие ОП, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм налога на прибыль производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по ОП. А сумму налога на прибыль, которая зачисляется в бюджет субъектов РФ, перечисляются по месту нахождения головной организации, а также по месту нахождения каждого ОП.

Если у организации несколько ОП на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому из этих ОП может не производиться, а уплачиваться в общей доле по всем ОП субъекта через одно заранее выбранное ОП. Для этого направляется Уведомление в срок до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений.

Декларации по налогу на прибыль сдаются в налоговые органы по месту нахождения головной организации и каждого обособленного подразделения.

Уплата налога на имущество организациями

Организации, в состав которых входят ОП, уплачивают налог на имущество организаций по местонахождению каждого ОП, по имуществу, подлежащему налогообложению, находящемуся на балансе ОП.

Сумма налога по каждому ОП определяется с учетом закона, действующего на территории субъекта РФ.
Налоговая база определяется отдельно по головной организации в отношении имущества, находящегося по месту учета самой организации.

Уплата транспортного налога организациями

В соответствии со ст.363 НК РФ уплатить транспортный налог следует по месту нахождения транспортных средств (месту их государственной регистрации в ГИБДД).Это может быть головная организация или любое ОП.

Уплата земельного налога организациями

Если организация, в состав которой входят ОП, имеет земельные участки, то возникает обязанность уплачивать этот налог по месту нахождения таких участков. В случае отсутствия расчетного счета у ОП, то платит налог головная организация и она же сдает декларацию в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка.

Уплата НДС организациями, имеющими ОП

Согласно п.1 ст.143 НК РФ плательщиками НДС признаются:

  1. Организации – юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ;
  2. Индивидуальные предприниматели, получившие уведомление о постановке на учет в качестве ИП;
  3. Лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Так как ОП не являются юридическими лицами, поэтому и не являются плательщиками НДС. За ОП НДС уплачивает головная организация.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх