Почему илон маск не должен быть примером для подражания в бизнесе. За что в россии критикуют илона маска Состояние элона маска

Как это ни обидно, идеи одного американца значат для человечества больше, чем все изыскания членов Российской академии наук. © Official SpaceX Photos

Илон Маск входит в рейтинги самых влиятельных персон, лучших бизнесменов и лучших менеджеров. Область его интересов многогранна. Это ракетостроение — первый в мире частный космический корабль Dragon на частично многоразовой ракете Falcon регулярно летает к МКС, а через несколько лет, по проекту Маска, должен отправиться к Марсу. В планах и пилотируемая экспедиция.

Это создание электромобилей — капитализация компании Tesla Motors через несколько лет может достигнуть триллиона долларов. В 2013 году Tesla по объемам продаж обогнала люксовые Mercedes-Benz S-class, BMW-7 и Audi A8. Компания Маска покрывает Америку сетью заправок Supercharger, которые со временем будут заряжаться прямиком от солнца.

Это солнечные аккумуляторы для энергетики — компания Solar City опережает все мировые разработки в альтернативной энергетике.

Это информационные технологии — платежная система PayPal стала одной из самых популярных.

Один из последних проектов Маска — создание космического Интернета с прямым доступом к потребителю с помощью флотилии из 4000 легких, всего по 100 кг спутников.

Совокупная стоимость трех компаний Маска — Solar City, SpaceX и Tesla Motors — превышает $50 млрд.

Инженер Илон Маск формирует будущее в значительно большей степени, чем любой президент. Политики чаще толкают мир назад, а Илон Маск показывает путь вперед. Зоны влияния в современном мире определяются не столько главами государств, сколько такими людьми, как Стив Джобс и Илон Маск. Беда России в том, что нам некого посадить за стол переговоров с этими людьми.

К примеру, космический Интернет сделает смехотворными барьеры, которые воздвигают государства и спецслужбы на пути распространения информации, поставит крест на телевидении и бумажной прессе, изменит социальную инфраструктуру общества. Или энергетика — Илон Маск уже объявил о создании промышленного солнечного аккумулятора Powerpack на 100 кВт. Это в три раза больше, чем потребляет за день американская семья. Два миллиарда таких аккумуляторов решат проблему перехода всей планеты на возобновляемую энергию, что нанесет сокрушительный удар по сырьевым экономикам и нефтяным компаниям.

Понятное дело, Россия не приходит в восторг от разработок Маска. Безнадежно проиграв конкуренцию в области высоких технологий, наши эксперты при каждом удобном случае язвительно комментируют западные инновации. Но, как это ни обидно, для человечества идеи Маска значат больше, чем все изыскания действительных членов Российской академии наук, единственным достижением которой за последнее время стала структурная реформа.

Пока мы комментируем, Маск залпами опровергает скептиков. Первый в мире частный корабль Dragon и ракета Falcon 9 вытесняют из американской космонавтики российские «Союзы» и «Протоны». По государственным контрактам SpaceX получила $3,2 млрд — больше, чем бюджет Роскосмоса. На 2017 год запланирован первый пилотируемый полет Dragon к МКС. А для того, чтобы составить конкуренцию «Протону», надо снизить стоимость старта Dragon со $133 млн до $60 млн. При скоростях, которыми движется от успеха к успеху Маск, решение не за горами.

Миллиардер и инженер Маск — не просто экономическая угроза для России. Он хуже, чем бельмо на глазу, и больнее, чем заноза под ногтем. Годами мы говорим о необходимости рывка в высоких технологиях, подъеме науки, об инновациях и экономике знаний. Но результата не видно, что доказывает то, что высокие технологии не нужны нашей экономике, а редкие попытки инноваций отторгаются, как чужеродный орган.

Купец Савел Дикой в «Грозе» куражился над механиком Кулигиным: «Что я тебе — ровный, что ли! <…> Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».Старт с занесением в личное дело

В России разработка отечественного электромобиля на средства миллиардера Прохорова сопровождалась издевками и была закрыта через пять лет мучений и терзаний. А по миру уже бегает 80 тысяч электромобилей Tesla. Многолетние попытки нашего последнего Нобелевского лауреата Жореса Алферова запустить в России солнечную энергетику результата не дали. Может, дело не в талантах, а в условиях, которые их окружают? Инноваторы уперлись головой в низкий бетонный потолок.

Наши олигархи, а по числу миллиардеров Россия на втором месте в мире, сколотили состояние на торговле недрами. И нет ни одного, кто обогатил бы мир чудесным изобретением. Не потому ли среди космических туристов на наших кораблях не было ни одного российского миллионера? Американцев — много, и каждый ставил в космосе научные эксперименты. Даже частных инвестиций в космонавтику при всех разговорах о том, что это наша национальная гордость, не наблюдается. Наши миллионеры крепко стоят на земле, цепляются за почву и витать в научных эмпиреях не желают. Лучше остаться на траве у дома…

Сегодня Илона Маска в России сочли бы белой вороной и быстро бы заклевали. Птица не из нашей стаи. И пока оснований надеяться, что у нас появится свой Иван Маск, не видно.

Сергей Лесков

Стал не только важным технологическим событием мирового масштаба, но и, если можно так выразиться, знаковым для цивилизации в целом.

За кадрами трансляции, на которых новая ракета устремилась в небо и вывела сначала на околоземную, а потом на отлетную от Земли траекторию личный автомобиль Маска, следили миллионы глаз.

И не только потому, что это было красиво и никогда ранее вокруг нашей планеты не летал кабриолет с куклой за рулем.

Рациональных причин для восхищения, по крайней мере у тех, кто его испытал, несколько, ведь сразу ряд событий в этот день произошел впервые.

Впервые полетела сверхтяжелая ракета, разработанная частной компанией на собственные деньги. Отдельный успех — полетела с первого раза. Впервые при запуске подобной ракеты отработана схема одновременной мягкой посадки ее первых ступеней. К необычному виду космических ракет, двигатели которых не только запускают их в небо, но и мягко приземляют на землю, Маск приучил человечество совсем недавно.

Он продемонстрировал, что можно сохранять первые ступени ракет для многократных стартов и удешевлять пуски.

Однако точное, синхронное приземление сразу двух ступеней стало, пожалуй, самым захватывающим моментом всей миссии. Хотя бы потому, что раньше такого люди просто не видели. Синхронные пуски баллистических ракет человечество освоило, особенно в этом преуспели в КНДР, а вот синхронные посадки ракет — со времен Королева пока нет.

Старт баллистических ракет в КНДР

youtube.com

Наконец, впервые при помощи частной ракеты, то бишь на частные деньги, «нечто» было запущено не просто на околоземную орбиту, а на отлетную траекторию от Земли. И это частное нечто теперь действительно будет летать во внутренней части Солнечной системы, по-видимому, миллионы лет.

Однако сколь громким в мире был первый восторг от состоявшегося, пусть не во всем успешного (центральную ступень спасти не удалось) пуска, столь неоднозначной и полярной была реакция на него в России.

«Вот посадят хоть одну ракету, тогда поговорим. Вот запустят Falcon Heavy, тогда поговорим»,

— уже не известно, кто впервые на просторах рунета запостил этот «мемасик», но, согласитесь, насколько он точен и созвучен его смысл с ментальностью многих россиян?

У нас (да и не только у нас) не принято радоваться успехам предприимчивого соседа, а уж же тем более — успехам американского выскочки-миллиардера, который замахнулся едва ли не на последнее наше святое —

космос, который полвека назад мы, напрягаясь всей страной, подарили человечеству.

Однако и рациональные аргументы «скептиков» заслуживают перечисления.

А баба Яга против

Главный аргумент — Маск не сделал ничего нового, ракета не рекордная, такую и большую грузоподъемность имели советская «Энергия», лунная «Н-1» и тот же американский «Сатурн-V».

Имели, но сейчас их нет, как нет и нагрузки, для которой они строились. При этом для реализации таких проектов обе сверхдержавы напрягали столько сил,

что одна из них не выдержала и развалилась.

Частной же компании, которая развивает подобные проекты, сложно предъявить претензии в нецелевом расходовании средств, тем более что цель создания такой ракеты не политическая, а сугубо рациональная — полеты за пределы Земли и дешевые массовые запуски спутников.

Оболванил народ

Другой аргумент -

что за барство, запускать в далекий космос дорогостящую игрушку, от которой пользы человечеству ноль?

Что характерно, возмущаются этим не только далекие от космоса люди: мол, почему вместо своей Tesla Маск не отправил в космос что-то дельное?

«Представьте только, что с нами сделали бы журналисты и «эксперты» из соцсетей, если бы Роскосмос запустил ракету с болванкой на борту, одна ступень которой отработала не совсем точно, а нагрузка ушла непонятно куда безо всякой обратной связи. То есть выброшенные гигантские деньги и ноль (почти) научно-практической информации», — недоумевает гендиректор входящего в «Роскосмос» НПО «Техномаш» на страницах издания Forbes.

Довольно странно это слышать от эксперта в области, который не может не знать,

что запуск именно «болванок» при испытаниях новых, ранее не летавших ракет — скорее оправданная традиция, чем исключение.

Именно болванки, массогабаритные макеты или, как на Западе их называют, DemoSat, запускались при испытаниях сверхтяжелой ракеты Delta IV Heavy, при первом старте ракеты по . Роскосмосом в 2014 году при успешных испытаниях легкой и тяжелой ракет «Ангара» были тоже . Одна на геостационарную орбиту, вторая — на полигон на Камчатке.

А свою долю критики Роскосмос в последние годы получает как раз не за запущенные болванки.

Каковы были альтернативные варианты нагрузки, мы вряд ли узнаем наверняка — были разговоры, что SpaceX предлагала запустить свои аппараты и , но там отказались — слишком велики риски. В свете этого Маск, как устроитель мероприятия, имел право отправить к астероидам не чугунную чушку, а сделать из этого шоу, которое войдет в историю человечества — почему бы нет? «Это глупо и смешно, но глупые и смешные вещи часто становятся важными», — пояснил Маск.

Не сам

«Маск мало сделал сам, а уже использовал готовые технологии». Важную роль в становлении сыграл ее нынешний ведущий инженер Том Мюллер, который стоял за разработкой двигателей Merlin и имел богатый опыт создания кислород-керосиновых двигателей с системой дросселирования, то есть возможностью широкого изменения режимов тяги.

При разработке двигателя действительно использовался ряд уже запатентованных изобретений. И тут сравнение, если рассуждать о судьбах частной космонавтики, будет не пользу России. В США нормальная практика,

когда технологии, разрабатывающиеся под госзаказ, оказываются доступными для дальнейшего использования коммерческими компаниями.

В качестве примера можно вспомнить компанию Bigelow Aerospace, которая использовала насовские технологии надувных станций и сама продолжила развивать эту идею.

В России, если организация разрабатывает какую-то технологию по госзаказу, эта интеллектуальная собственность переходит государству и использовать ее негосударственным организациям будет почти невозможно. Напротив, как рассказывают люди, знакомые с космической отраслью, даже соседние предприятия , разрабатывающие похожие технологии, не делятся друг с другом своими разработками и опасаются промышленного шпионажа со стороны друг друга.

При этом технологии, переданные NASA для создания двигателей Merlin, относятся не к эпохе полетов к Луне, они совсем свежие, конца девяностых — начала двухтысячных годов.

Им заплатили

Наконец, последний аргумент: SpaceX не вполне частная компания, им платит государство. За 10 лет на разработку ракеты Falcon 9 (Не Falcon Heavy!), грузового корабля Dragon и пилотируемого Dragon 2 SpaceX получила от NASA $3,5 млрд. При этом на сегодня компания имеет контракты на более чем 60 миссий — на сумму $7 млрд.

Вложив деньги в SpaceX,

правительство США преследовало главную цель — возможность запускать в космос спутники дешевле.

Чем оно и пользуется сегодня, доверяя этому частнику даже оборонные и секретные заказы.

В США в приоритет ставят экономию денег, отчасти поэтому Вашингтон продолжает покупать у России ракетные двигатели РД-180, не дающие покоя сенатору . И когда встает вопрос о трате бюджетных денег, вопросы политики уходят на второй план.

Показателен случай, произошедший в середине 2000-х годов, в досанкционные времена. Когда в NASA решали, кому заказать изготовление прибора для изучения водорода в лунном грунте на орбитальный аппарат LRO, собрать его предложили в Лос-Аламосской национальной лаборатории, правда, за огромные деньги.

И когда российские ученые из ИКИ РАН предложили сделать этот прибор LEND за свой счет с условием участия в миссии, вопрос, кому отдать заказ, отпал сам собой.

Если сравнить деньги, выделяемые со стороны правительства США компании Маска со средствами, выделяемыми российским космическим госпредприятиям, то сравнение будет не в пользу последних, в этом, возможно, и кроется причина подчеркнуто холодного отношения Роскосмоса к успехам американского бизнесмена.

Эти же предприятия и научные институты продолжают получать иски от того же Роскосмоса, про что неоднократно писала «Газета.Ru».

Отвечая на вопрос об успехах Маска, а задают их постоянно, руководство Роскосмоса вообще старается не называть его по имени.

А после старта Falcon Heavy в госкорпорации назвали это рекламным «трюком» ради автомобиля Tesla, с производством которого «дела плохи».

На фоне успехов Маска и космических неудач России особое звучание приобрел совет запускать своих космонавтов при помощи батута, данный почти четыре года назад на фоне обострения отношений с США. Накануне компания SpaceX свой собственный «батут» — специальную сеть, при помощи которой планируется возвращать обтекатели ракет для их повторного использования. Чей батут окажется лучше, покажет скорое будущее.

Что стоит за публичной поддержкой гендиректора Tesla Motors и SpaceX Илона Маска в адрес Дональда Трампа, есть ли у них общие цели и как дружба с новым президентом США отразится на амбициозных планах и финансовом благосостоянии Маска, анализирует сайт.

Илон Маск - один из самых одиозных лидеров технологической индустрии. В смелых планах бизнесмена, которого СМИ неоднократно называли «новым Стивом Джобсом», ни много ни мало совершить революцию в автопроме, энергетике и аэрокосмической индустрии одновременно. Возможно, именно амбиции не позволили Маску остаться в стороне от большой политики.

Любовь и ненависть от Маска

Отношения предпринимателя с новым президентом США Дональдом Трампом вызывают недоумение. На этой неделе Маск, один из главных адептов «чистой» энергетики в США, публично одобрил потенциальное назначение экс-гендиректора ExxonMobil Рекса Тиллерсона на пост госсекретаря США.

«Рекс Тиллерсон имеет все шансы стать отличным госсекретарем, - написал бизнесмен в своем Twitter. - Рекс - исключительно компетентный управленец, понимает геополитику и знает, как привести свою команду к победе. Теперь его команда - это США».

Сразу возникает вопрос: будет ли победа бывшего нефтяного магната выигрышной для самого Маска и его команды? В коротком интервью для Gizmodo бизнесмен привел следующий аргумент: «Он (Тиллерсон, - прим. сайт) многие годы публично заявлял о том, что налог на выброс углерода имеет смысл. Вряд ли есть человек, который лучше подходит для претворения этих планов в реальность, чем сам Тиллерсон. Это имеет гораздо большее значение, чем трубопроводы или открытие нефтяных резервов», - говорит Маск.

Ранее гендиректор Tesla и SpaceX также стал одним из бизнес-советников команды Трампа, что не осталось незамеченным для рынка. «У Илона Маска есть важный канал коммуникации с Дональдом Трампом за счет своей роли стратегического советника. Мы считаем, что такой уровень отношений с новой администрацией может принести больше стратегической ценности, чем при прежней администрации, - говорит аналитик Morgan Stanley Адам Джонс.

Однако еще за несколько дней до выборов отношение Маска к потенциальной администрации Трампа выглядело иначе. «Я склоняюсь к тому, что он не тот человек. Мне кажется, что его характер не лучшим образом представляет Соединенные Штаты», - заявил он телеканалу CNBC в ноябре 2016 года. При этом, отметил он, результаты выборов вряд ли повлияют на бизнес Tesla.

Не исключено, что в отношении Tesla он был прав. Однако империя Маска - это не одна, а целых три компании, как минимум одна из которых пока во многом зависит от госконтрактов. Давайте посмотрим, может ли структура финансовых активов Маска пролить свет на внезапный поворот на 180 градусов в отношении к новому президенту США.

Экономический треугольник

Три главных столпа финансовой империи Илона Маска - это компании Tesla Motors, Space Exploration Technologies (или SpaceX для краткости) и производитель солнечных батарей Solar City. Начнем с самого простого - единственной на сегодняшний день публичной компании Tesla Motors. Данные торгов Nasdaq на конец дня 25 января показывали, что рыночная капитализация компании достигла почти 41 миллиарда долларов. Журнал The Economist, публикация которого вышла 22 октября 2016 года, называл сумму примерно в 30 миллиардов долларов, что соответствует биржевым данным на конец предыдущего дня.

Исходя из данных журнала, доля Маска в активах Tesla - около 22,5%. То есть на сегодняшний день - это 9,2 миллиарда долларов. Это достаточно серьезный актив, чтобы не хотеть им рисковать. А риск для компании при новой администрации есть. Достаточно сравнить миссию Tesla («Ускорить переход мира на возобновляемые источники энергии») и позицию Трампа, который считает изменение климата обманом и, по слухам, ранее на этой неделе решил «заморозить» все текущие гранты и контракты с Агентством по защите окружающей среды (EPA).

При всей известности, Tesla пока еще не прибыльная компания. По данным последнего финотчета, за 9 месяцев 2016 года выручка компании составила 4,7 миллиарда долларов (рост на 68% относительно предыдущего года), а чистый убыток - 553,6 миллиона долларов за счет роста издержек.

Дальше - сложнее. Solar City была основана кузенами Маска и с 2016 года стала дочерней компанией Tesla Motors. В августе 2016 года Solar City получила предложение о покупке за 2,6 миллиарда долларов - за год капитализация компании упала почти наполовину на фоне острой конкуренции. В октябре The Economist оценил ее капитализацию примерно в 1,9 миллиарда долларов, а долю лично Маска в Solar City - примерно в 22%.

Компания также убыточна: недавний финотчет показывает, что при росте выручки на 79%, до 508,9 миллиона долларов, Solar City закончила три квартала 2016 года с чистым убытком в 758,7 миллиона долларов. Риски от нового политического курса также схожи с Tesla, особенно учитывая заявление Маска, что он планирует консолидировать операции компаний.

И, наконец, SpaceX. Уже две недели не утихают рыночные дискуссии вокруг публикации The Wall Street Journal, аналитики которой заявили, что получили доступ к финансовым показателям компании. По данным издания, коммерческая аэрокосмическая компания получала небольшую операционную прибыль в 2013 и 2014 годах, а в 2015 году столкнулась с убытком в 260 миллионов долларов из-за неудачного запуска ракеты-носителя Falcon 9. Из-за этого компании пришлось сократить число запусков в том году почти вдвое, что привело к снижению годовой выручки на 6%.

Здесь стоит отметить, что то, насколько точны эти данные, проверить сложно. SpaceX - единственная из трех компаний, которая никогда не была публичной (Маск неоднократно заявлял, что его не интересует IPO до тех пор, пока SpaceX не сможет доставить человека на Марс). Любые оценки финансовых результатов компании будут приблизительными либо основанными на трудно верифицируемых инсайдах, поскольку SpaceX не обязана регулярно раскрывать отчетность. Именно поэтому вокруг данных WSJ и возникли столь жаркие дискуссии.

Итак, что мы знаем о финансах SpaceX? Возвращаясь к оценкам The Economist, стоимость активов SpaceX на конец 2016 года составляла примерно 12 миллиардов долларов. Илону Маску принадлежит 54% компании. Вместо 20 планируемых запусков в 2016 году компании удалось произвести лишь восемь, что наверняка оказало влияние на финансовые результаты.

Несмотря на это, финансовый директор SpaceX Брет Джонсон ранее заявил WSJ, что у компании более 1 миллиарда долларов в наличных и легкореализуемых активах и нет задолженностей, при этом есть контракты на будущие запуски на общую сумму в 10 миллиардов долларов. По данным издания, компания прогнозирует выручку более чем в 30 миллиардов долларов к 2025 году. К 2019 году SpaceX намерена выйти на один запуск ракеты в неделю.

За счет чего компаниия намерена добиться столь амбициозных целей? Один из планов стал известен в ноябре, когда SpaceX подала заявку в Федеральную комиссию по телекоммуникациям на запуск почти 4500 спутников. Потенциально этот проект может стать прибыльным предприятием по обеспечению высокоскоростного доступа в Интернет по всему миру.

При этом очевидно, что часть выручки SpaceX будет зависеть от государственных контрактов. К примеру, один из контрактов SpaceX с NASA оценивается в 700 миллионов долларов. Кроме того, апреле прошлого года SpaceX получила контракт на 82,7 миллиона долларов на отправку спутника военно-воздушных сил США в космос в 2018 году, а в ноябре - контракт на 112 миллионов долларов от того же NASA на запуск научно-исследовательского спутника в 2021 году.

Точки соприкосновения

Что мы имеем в остатке, если полагаться на эти данные: три компании (по сути, уже практически две), которые не приносят прибыли, с темпами роста, которые во многом зависят либо от политических решений нового руководства страны, либо от государственных заказов.

Насколько прав в этой ситуации Илон Маск, который пытается найти общий язык с администрацией Трампа, оценивать сложно. Хотя, если отбросить принципиальные позиции, лозунги и сантименты, с точки зрения бизнеса этот подход как минимум понятен.

Кроме того, у Маска и Трампа есть и другие точки соприкосновения, главная из которых - национальное производство. Новый президент США неоднократно заявлял, что Apple и другие технологические компании должны наладить производство внутри страны. Компании Маска уже воплощают этот призыв в жизнь: SpaceX строит ракеты в Калифорнии, а Tesla и Solar City ведут производство в Калифорнии и Неваде.

«Избранный президент делает упор на производство в США так же, как и мы. Здесь мы строим крупнейшую фабрику в мире, создавая рабочие места в США», - заявлял Маск в серии вопросов и ответов с аналитиками ранее в январе.

Наконец, не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что и Трамп, и Маск - успешные бизнесмены, в чем-то похожие по характеру, о чем не преминул заметить другой известный сторонник Трампа в Кремниевой долине, инвестор Питер Тиль. Хочется верить, что именно бизнес-рациональность и инновационное визионерство ляжет в основу сотрудничества Маска и Трампа, иначе обещанные главой Tesla и SpaceX революции задержатся еще как минимум на четыре года.

Илон (Элон) Рив Маск (англ. Elon Reeve Musk) — канадско-американский инженер, предприниматель, изобретатель, инвестор. Илон Маск — основатель компаний Paypal, SpaceX, Tesla, а также член совета директоров компании SolarCity, основанной его двоюродными братьями.

Ранние годы и детство Илона Маска

Мать — Мей Маск , была моделью и известным диетологом. Отец — Эррол Маск , — пилот, моряк и инженер. Зарабатывал консультациями.

В семье было трое детей: Илон, Кимбал и дочь Тоска. Мей и Эррол развелись, когда дети были маленькими. Но они остались с отцом, и Эррол Маск смог воспитать успешных детей.

В детстве Илон был необычным ребенком, много читал. Как вспоминал его отец, как-то Илон, когда ему было три или четыре года, спросил у него: «Где заканчивается и начинается мир?».

На фото слева: в возрасте 12 лет с рыбой, которую поймал на семейной рыбалке в Южной Африке. На фото справа: с братом и сестрой (Фото: eastbaytimes.com)

Илон и Кимбал учились в Pretoria Boys High School. Илон окончил школу с отличными отметками по физике и информатике. При этом в школе Маску приходилось нелегко в отношениях с другими детьми, после одного из избиений ему пришлось восстанавливать сломанный нос, говорится в биографии Илона Маска в Википедии.

С детства Илон много читал, любил фантастику, от Жюля Верна до Азимова , Хайнлайна и Толкина . Роман Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» помог ему справиться с личностным кризисом в четырнадцать лет, а книги «Академия» и «Луна — суровая хозяйка» пробудили в Илоне интерес к космосу, говорится в биографии Маска на сайте «Мир фантастики».

Когда Илону Маску было 10 лет, он получил в подарок первый компьютер Commodore VIC-20, который использовал для программирования, уже в 12 лет он продал за 500 долларов свою первую программу, игру Blastar, в которой можно было стрелять по инопланетянам из лазерной пушки.

На фото слева: Илон Маск с мамой, братом и сестрой. На фото справа: отец Илона Маска (Фото: notjustrich.com)

Чтобы избежать призыва в армию в ЮАР, мальчики уехали в Канаду к матери. Отмечается, что деньги на поездку Маск добыл сам, с помощью продажи акций фармацевтической компании.

В 19 лет Илон поступил в Королевский университет в Кингстоне, Онтарио. В 1992 году Маск переехал в США и поступил в Пенсильванский университет, где получил степень бакалавра наук по физике колледжа искусств и наук, а также степень бакалавра по экономике Уортон школы бизнеса. Со временем перешел в Стэнфорд, но обучение не закончил.

Карьера Илона Маска

Zip2 — первая компания, которую организовали совместно братья Маск в 1996 году. Они занимались производством программного обеспечения. Их проектом был цифровой аналог «Жёлтых страниц», с помощью которого в любом районе Сан-Франциско можно было найти ближайшую пиццерию. Стартап развивался не так быстро, как хотелось Илону, но трудолюбие позволило вывести его на такой уровень, что им заинтересовались инвесторы. Вскоре фирма Compac приобрела Zip2 за 307 миллионов долларов, 22 миллиона достались лично Илону Маску и он в 27 лет стал миллионером.

В марте 1999 года Илон Маск стал одним из основателей X.com (вложив 12 млн собственных сбережений), намереваясь сделать революцию в сфере банковских платежей. Уже в 2000 году произошло слияние компаний X.com и Confinity, тем самым объединились системы X.com и PayPal. Маск требовал для нового образования бренд X.com вместо PayPal. Это вызвало разногласия внутри организации, и Илон по решению Совета директоров ушел в отставку. Но стратегически и экономически Маск снова сделал верный ход. В октябре 2002 года PayPal была куплена eBay за 1,5 млрд долларов, а Илон за свои 11,7% акций получил 175 млн долларов.

На фото (слева направо): Питер Тиль и Илон Маск (Фото: strumpeople.com)

Илон Маск и SpaceX

В июне 2002 года Маск основал свою третью компанию — SpaceX. Эта компания Илона связана с космическими разработками, целью ее создания было сокращение расходов на полеты в космос, способствование его освоению и в частности, будущая колонизация Марса.

Илон Маск стал главным инженером и СЕО SpaceX. 24 марта 2006 года состоялся первый для компании запуск ракеты-носителя Falcon 1, но он завершился аварией. Однако в том же году компания SpaceX стала одним из победителей в конкурсе НАСА Commercial Orbital Transportation Services (COTS), получив суммарное финансирование в размере 396 млн долларов, для разработки и демонстрации ракеты-носителя Falcon 9 и корабля Dragon.

На фото: SpaceX Falcon 1 с воздуха вскоре после запуска, когда он поднимается над островом Омелек, на Маршалловых островах. 2006 год (Фото: wikipedia.org)

28 сентября 2008 года состоялся первый успешный запуск ракеты-носителя Falcon 1 и вывод полезной нагрузки на орбиту. Благодаря энергичным действиям Илона Маска, в компании разработаны два типа потенциально многократных ракет-носителей: Falcon 1 и Falcon 9, а также многоразовый космический корабль Dragon.

На фото: Элон Маск, генеральный директор и технический директор SpaceX, представляет космический корабль SpaceX Dragon V2 в штаб-квартире SpaceX в Хоторне, штат Калифорния, 2014 год (Фото: AP Photo/TASS)

В декабре 2008 года NASA подписало с компанией контракт на сумму 1,6 млрд. долларов на 12 запусков носителя Falcon 9, а затем и космического корабля Dragon к МКС, в качестве замены кораблей Space Shuttle после прекращения программы их запуска в 2011 году.

Дальнейшими достижениями SpaceX стали: запуск корабля Dragon, который был выведен на орбиту и возвращен на Землю 8 декабря 2010 года, первая в истории посадка первой ступени на землю, выполненная после вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту (22 декабря 2015 года), первая успешная посадка первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 на морскую платформу Autonomous Spaceport Drone Ship (8 апреля 2016 года) и первый запуск и посадка использованной ступени ракеты-носителя Falcon 9 (31 марта 2017 года).

На фото: основатель SpaceX Илон Маск во время выступления на 67-м Международном астронавтическом конгрессе в Гвадалахаре, Мексика. Маск подробно остановился на своих планах по колонизации Марса, 2016 год (Фото: AP Photo/Refugio Ruiz/TASS)

Одной из фантазий Маска было освоение Марса. По мнению Илона, исследования Марса позволят установить цену на транспортные полеты на планету на уровне $ 500 тыс., что «вполне приемлемо» для жителей развитых стран, а также положить начало освоению других планет.

«Мне нравится участвовать в проектах, которые меняют мир. Это сделал интернет, и космос, вероятно, изменит мир больше, чем, что бы то ни было. Если человечество сможет выйти за пределы Земли, очевидно, что там будет его будущее» — утверждал предприниматель.

Илон Маск неоднократно высказывался за колонизацию Марса, в том числе он предлагал сбросить на полюса Марса термоядерные бомбы, чтобы нагреть поверхность планеты и сделать ее пригодной для жизни.

В апреле 2016 года вышла новость, что корабль Red Dragon («Красный дракон») компании SpaceX не позднее 2018 года полетит на Марс. Есть версия, что Илон Маск, глава SpaceX, именно таким образом отреагировал на сообщение о начале реализации в «железе» перспективного российского космического корабля «Федерация».

SpaceX планирует миссию в 2018 году на Марс (Фото: SpaceX/ZUMAPRESS.com/Global Look Press)

Во время экспедиции на Марс будут отработаны технологии доставки на поверхность планеты больших грузов, передает Twitter компании. В случае успеха миссии SpaceX станет первой частной компанией, отправившей корабль на Марс.

В мае 2017 года СМИ сообщили о том, что американская компания Elysium Space продает места на космическом корабле для праха умерших. На орбиту Elysium Space выведет ракета-носитель Falcon 9 компании Илона Маска Space X.

Сообщается, что за 2,5 тысячи долларов родственники могут отправить останки своих родных в космос, где «звездный катафалк» будет кружить по орбите Земли два года, после чего войдет в атмосферу и сгорит.

В сентябре 2017 года глава компании SpaceX Илон Маск сообщил о возможности использования многоцелевой ракеты для полетов в любую точку Земли за полчаса.

«Долетите до большинства мест на Земле менее чем за 30 минут и куда угодно менее чем за 60. Стоимость билета должна быть примерно такой же, как за полноценный билет на самолет экономического класса», — написал Маск в Instagram.

Для новой ракеты под рабочим названием BFR будут использованы предыдущие достижения компании, как сообщали РИА «Новости». Ракета может заменить Falcon 9 и Dragon, она же может быть использована для полетов на Луну и Марс. Отмечается, что ракета BFR будет дозаправляться после выхода на околоземную орбиту, а потом лететь к пункту назначения, технология позволит летать на Луну и обратно.

Tesla Илона Маска

В 2003 году Илон организовал компанию, которую назвал в честь Николы Теслы «Tesla Motors». Сферой деятельности этой компании является создание экологически чистых электромобилей.

В 2008 году Tesla Motors выпустила первый электромобиль «Tesla Roadster». Автомобиль раскритиковали, но Илон Маск и его компания работали над усовершенствованием машины и уже в 2011 году была представлена модель Tesla Model S.

Tesla Roadster (Фото: CarrrsMag.com)

27 сентября 2012 была запущена революционная сеть супер-заправок для путешествия на дальние дистанции. Были апробированы два электроавтомобиля Tesla Model S, которые с 28 января по 2 февраля 2014 года совершили путешествие с западного побережья до восточного. Для подзарядки использовались только «суперчарджеры» (электро-заправочные станции). Поездка из Лос-Анджелеса заняла 76 с половиной часов, и стоила $ 0, установив тем самым рекорд Гиннеса.

Tesla Model S (Фото: tesla.com)

В конце 2014 года, Tesla Motors представила Tesla Model X — новый электромобиль-кроссовер. В 2016 году была представлена новая бюджетная модель — Tesla Model 3. На 2016 год цена акции компании достигает отметки в $ 231,55, рыночная капитализация составляет $ 29 млрд. Tesla Model 3 построена на новом шасси. Базовая версия электрокара сможет ускоряться с места до 96 километров в час менее чем за шесть секунд, а топовая — за 4 секунды. Запаса батарей хватит на 350−400 километров пробега. Стоимость Model 3 будет начинаться от 35.000 долларов.

Tesla Model X (Фото: tesla.com)

В 2016 году «Тесла» получила не менее 373 тысяч заявок на покупку своей самой доступной модели — Model 3. Маск заявил, что в связи с очень большим количеством заказов на автомобиль компания постарается «увеличить объемы производства настолько быстро, насколько это возможно». Тогда же Илон Маск выпустил перспективный план развития деятельности Tesla, пообещав, что уже в 2017 году будут презентованы новые модели транспорта, которые работают на электрической энергии: тяжелые грузовые автомобили и городской пассажирский транспорт.

Илон Маск также заявил, что Tesla Motors вполне может создать летающий автомобиль, для того чтобы он просто был, но гораздо сложнее сделать его тихим и безопасным. «Вряд ли люди будут рады ревущей над их головами машине», — цитировали СМИ слова Маска.

В марте 2017 года в новостях сообщали , что компания Tesla намерена открыть свои представительства, шоу-румы и сервисные центры в Москве и Санкт-Петербурге.

Hyperloop Илона Маска

В 2012 году Маск, кроме объявления о своих планах по покорению космоса, анонсировал еще один проект — высокоскоростной трубопроводный пассажирский транспорт Hyperloop («гиперпетля»). В 2012 году Маск заявил в интервью, что новое транспортное средство станет в 2 раза быстрее самолета и в 3−4 раза — скоростного поезда, будет безопасным и работать на солнечной энергии, при этом Hyperloop станет намного дешевле проекта California High-Speed Rail*. В январе 2015 года Илон Маск также сообщил о желании построить пробную трассу Hyperloop длиной 5 миль в Техасе.

Проект высокоскоростного трубопроводного пассажирского транспорта Hyperloop (Фото: hyperloop.com)

Сооснователь Hyperloop One Шервин Пишевар выражал надежду на сотрудничество с российскими властями, в частности, говорил о перспективе использования таких поездов для перевозки китайских товаров в Европу через территорию РФ, в новостях писали о возможном использовании технологии на маршруте Москва — Лондон.

Летом 2017 года власти США выдали Илону Маску разрешение на начало работ по строительству тоннеля между Нью-Йорком и Вашингтоном для реализации проекта Hyperloop. Бизнесмен обещает, что его проект поможет жителям этих двух городов преодолевать расстояние в 250 км между ними менее чем за полчаса.

Общественная деятельность Илона Маска

Еще один из перспективных проектов Илона Маска — это SolarCity. Компания занимается производством солнечных панелей для выработки электроэнергии. SolarCity — один из ведущих поставщиков таких панелей во всем мире.

Solarcity, одного из крупнейших в мире установщиков солнечных систем (Фото: solarcity.com/TASS)

Миллиардер Илон Маск не забывает о благотворительности. Илон стал председателем правления благотворительного фонда Musk Foundation. В январе 2015 года фонд пожертвовал 10 млн долларов для Института будущего человечества — на исследования контроля над искусственным интеллектом.

Слова президента России Владимира Путина о создании искусственного интеллекта Илон Маск прокомментировал весьма оригинально:

«Я думаю, что гонка за лидерством в сфере искусственного интеллекта скорее всего приведет к Третьей мировой войне», —

«Илон Маск услышал определенные вещи об ее поведении, которые его категорически не устроили. Эмбер может быть очень эгоистична и часто манипулирует другими», — сообщал источник из близкого окружения пары.

Доходы Илона Маска

В августе 2017 года Forbes сообщил, что состояние Илона Маска, чуть не обанкротившегося после запуска Tesla Motors и ракетной компании SpaceX, впервые превысило $ 20 млрд. В ежегодном списке богатейших технологических миллиардеров. Маск занял 12-е место с $ 20,7 млрд, опередив соучредителя корпорации Microsoft Пола Аллена ($ 20,5 млрд) и председателя совета директоров компании Alphabet Эрика Шмидта ($ 12,4 млрд). Сообщается, что с марта 2017 года, по версии Forbes, Илон Маск разбогател почти на $ 7 млрд.

Эти данные издание пояснило ростом капитализации SpaceX, стоимость которой была оценена в $ 21 млрд. Маску принадлежит более половины SpaceX.

В то же время в биографии Маска в Википедии говорится, что в июле 2017 года он занял 80-е место в списке самых богатых людей мира с 16,1 млрд долл.

В декабре 2016 года Илон Маск занял 21 место в списке самых влиятельных людей мира, составленном Forbes.

Илон Маск в кино

Илон Маск очень популярен в США. По словам Джона Фавро , режиссёра фильма «Железный человек» (2008), Илон Маск послужил прообразом Тони Старка, которого сыграл Роберт Дауни-младший . В 2010 году Маск появился в фильме «Железный человек 2» в роли самого себя (по сюжету Илон — приятель Тони Старка).

Кадр из фильма «Железный человек-2»

Илон Маск озвучил камео в 12 эпизоде 26 сезона мультсериала «Симпсоны», вышедшеем 25 января 2015 года. В 9 эпизоде 9 сезона сериала «Теория большого взрыва» Маск также сыграл камео. В 2017 году снялся в комедии «Почему он?» в роли самого себя.

Маск умеет водить самолет. Илон владел самолетом Aero L-39 Albatros чехословацкого производства, реактивным самолетом Dassault Falcon 900. В октябре 2013 года Маск выкупил на аукционе за 997 тысяч долларов автомобиль-субмарину Wet Nelliе из фильма 1977 года о Джеймсе Бонде «Шпион, который меня любил».

* High-speed rail — Калифорнийская высокоскоростная железнодорожная магистраль, находящаяся в настоящее время в процессе строительства, которая соединит Лос-Анджелес с Сан-Франциско. Заявленная скорость поездов составляет до 220 миль (350 км/ч) в час, обеспечивая поездку в один конец за 2 часа 40 минут. Строительство началось в 2015 году, а его завершение ожидается в 2029-м.

Рассуждает, действительно ли стоит ориентироваться на Илона Маска в вопросах управления компанией.

Rusbase публикует сокращенный перевод статьи.

Почему Илон Маск не должен быть примером для подражания в бизнесе

Алексей Зеньков

Я крайне обеспокоен тем, как он общается с инвесторами. Можно описать это так: есть резкий контраст между его способностью предлагать впечатляющее видение будущего и постоянной склонностью к чрезмерным обещаниям, которые он не выполняет в краткосрочной перспективе.

Эти мысли приходят на ум, когда задумываешься о – сервисную компанию в области солнечной энергии, которой владеют кузены Маска – за $2,6 млрд. Эта сделка позволяет выделить четыре причины, по которым я не считаю Илона Маска подходящим примером для подражания в бизнесе.

1. Маск одержим манией величия

Я согласен с тем, что предприниматель должен обладать значительной уверенностью, однако эта уверенность в себе должна уравновешиваться достаточным знанием собственных возможностей и скромностью. Чтобы человек знал, когда нужно попросить помощи или умерить собственные амбиции.

Из-за слияния с SolarCity Маск подвергает риску свое состояние, заработанное благодаря Tesla – его состояние в $8,3 млрд снизилось на $779 млн. По данным Bloomberg, 50% состояния Маска вложены в Tesla, 46% - в SpaceX (одна из ракет Falcon 9 на стартовой платформе 1 сентября), и всего лишь 4% - в SolarCity.

Также компания уже объявила, что планирует инвестировать $526 млн в постройку завода Gigafactory и оценивает затраты на реализацию так называемого плана Part Deux в еще $10 млрд (план создание вертикально интегрированной компании, которая производит электромобили, батареи для накопления энергии и приведения этих автомобилей в движение, а также солнечные панели для генерации этой энергии - прим. Rusbase).

Бывает, что наступает момент, когда предпринимателю нужно заглянуть внутрь себя и понять, что реализация личных амбиций не принесет экономической выгоды, и нужно умерить пыл. Маск этого не сделал. Правда, пока что слишком рано утверждать, прав ли он или фатально ошибался.

3. Tesla недостаточно уважает миноритарных акционеров

Одна из особенностей, делающих США отличным местом для стартапов – более высокий уровень защиты миноритарных акционеров, чем где бы то ни было в мире. Это вовсе не означает, что в Америке не бывает обмана. Просто в любом другом месте в мире это происходит намного чаще.

По моему мнению, великие предприниматели должны уважать инвесторов, а не пускать им пыль в глаза, балансируя на грани закона.

Совет директоров Tesla не ставит во главу угла интересы всех инвесторов. В итоге в мае совет одобрил вторичное размещение акций Tesla на сумму $1,4 млрд.

Но помимо умалчивания о том, что покупатель Tesla погиб в аварии по вине автопилота, совет директоров компании принял отчетность без упоминания о слиянии, которое обсуждалось еще 29 февраля этого года.

Конечно, некоторые из независимых директоров Tesla произвели оценку приобретения SolarCity. Но качество этой оценки кажется мне сомнительным, если учесть данные Комиссии по ценным бумагам.

Экономический анализ компаний после слияния чересчур оптимистичен. Согласно этим прогнозам, SolarCity потратит $189 млн за 2017 год, а затем станет приносить огромную прибыль – от $271 млн в 2018 году до $799 млн в 2020 году.

Постойте, но за 2015 год SolarCity израсходовала $2,6 млрд свободных средств, а в 2016 этот показатель вырос до $2,8 млрд.

В условиях, когда Tesla планирует привлекать еще больше заемных средств, как можно оправдать исключение затрат на выплату кредитов из анализа будущих экономических показателей SolarCity?

Возможно, совет директоров связан своими законными обязательствами – не могу судить по причине слабых знаний законодательства – но качество опубликованного анализа слияния с SolarCity настолько плохое, что возникает логичный вопрос: заботится ли Маск в первую очередь о реализации собственного видения или о заработке для владельцев акций?

4. Пренебрежение контролем за уровнем затрат

Многие частные компании в наше время осторожно подходят к планированию расходов, чтобы сохранить заработанный капитал. Я считаю это признаком мудрости их руководства.

В то же время 2 сентября издание Bloomberg сообщило о письме Маска всем сотрудникам Tesla, в котором он просит их постараться и сделать компанию прибыльной в этом квартале, чтобы «утереть нос» нытикам с Уолл-Стрит, ставящим под сомнение способность компании зарабатывать.

Для этого понадобится больше, чем просто письмо, однако ограниченность мышления Маска говорит о гигантском разрыве между его красочным видением и способностью достигать результата.

Если вы ищете пример для подражания, то намного более разумным вариантом является , которому удается совмещать свое видение и производительность. Он основал в 1994 году, сделал ее публичной, а недавно поставил новый рекорд по цене за акцию ($804 за акцию на 22 сентября 2016 года - прим. Rusbase).

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх