Организация повышения квалификации работников. Повышение квалификации рабочих. Курсы повышения квалификации персонала

К ней).

2. Для высвобождаемых работников, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также для безработных, изъявивших желание сменить профессию с учетом потребности производства, организуется переподготовка (переобучение) с целью освоения новых профессий.

Переподготовка работников и безработных граждан проводится на учебных базах организаций (учебно-курсовых комбинатах, в учебных пунктах, школах, постоянно действующих курсах и т.п.), в учебных центрах, функционирующих в составе государственной службы занятости. Кроме того, переподготовку работников осуществляют начальные, средние и высшие образовательные учреждения профессионального образования.

Работники проходят переподготовку (переобучение) с отрывом и без отрыва от работы и в тех же формах, которые используются при их подготовке (ст. 202 ТК).

Лица, потерявшие работу, проходят профессиональную подготовку и переподготовку в негосударственных организациях (учебных заведениях), деятельность которых допускается по лицензиям, выдаваемым органами исполнительной власти при наличии заключения государственной службы занятости.

3. Под обучением работников вторым (смежным) профессиям принято понимать обучение лиц, уже имеющих одну профессию, другой профессии - с начальным либо более высоким уровнем квалификации. Такое обучение призвано расширить их профессиональное мастерство, подготовить их к работе в условиях применения коллективных форм организации труда.

Исходя из конкретных условий производства, работодатель утверждает перечень вторых (смежных) профессий, по которым производится обучение, с учетом мнения представительного органа работников (ст. 196 ТК). Формы обучения вторым (смежным) профессиям, порядок разработки и утверждения учебных планов и программ, завершение обучения аналогичны применяемым при переподготовке (переобучении) работников.

4. Целью Правительства РФ и других органов государственного управления, как отмечается в Основных направлениях подготовки кадров для рыночной экономики, одобренных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. N 1137*(2) , является "формирование во взаимодействии с предпринимательскими структурами и общественными объединениями кадрового корпуса, способного эффективно решать задачи создания рыночной экономики, обновления социальной структуры общества".

Это принципиально новые требования к руководителям и специалистам организации, к содержанию их подготовки и переподготовки. Они реализуются путем непрерывного обучения указанных категорий работников.

Непрерывность обучения кадрового корпуса обеспечивают следующие его виды:

Систематическое самостоятельное обучение работника (самообразование) по индивидуальному плану, утверждаемому его непосредственным руководителем и выполняемому под его контролем;

Участие не реже одного раза в месяц в постоянно действующих семинарах по производственным и экономическим вопросам как по месту работы, так и в других организациях;

Краткосрочное (по мере необходимости, но не реже одного раза в год) обучение по месту работы или в образовательных учреждениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров;

Длительное периодическое обучение (не реже одного раза в пять лет) в образовательных учреждениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров;

Стажировка в передовых организациях, в ведущих научных организациях, в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в том числе за рубежом;

Обучение в целевой аспирантуре, докторантуре по темам, интересующим данную организацию;

Переподготовка - получение новой специальности в академиях, институтах повышения квалификации, межотраслевых региональных центрах повышения квалификации и переподготовки, учебных центрах службы занятости, а также в структурных подразделениях повышения квалификации и переподготовки образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Профессиональная переподготовка специалистов организуется с целью получения ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Образовательные учреждения проводят обучение на основе договоров, заключаемых с федеральными органами исполнительной власти, организациями всех форм собственности, государственной службой занятости населения, другими юридическими лицами.

Существует несколько форм профессиональной переподготовки специалистов: с отрывом от работы, без отрыва, с частичным отрывом. Образовательное учреждение устанавливает форму профессиональной переподготовки в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.

Диплом установленного образца получают слушатели, выполнившие все требования учебного плана и прошедшие государственную итоговую аттестацию. Он не является документом о высшем или среднем профессиональном образовании, а лишь удостоверяет право специалиста вести профессиональную деятельность в определенной сфере на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования в соответствии с установленными квалификационными требованиями по должностным категориям работников (см. Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденное приказом Минобразования России от 6 сентября 2000 г. N 2571*(3)).

5. Под повышением квалификации рабочих понимается обучение, призванное последовательно совершенствовать их профессиональные и экономические знания, умения и навыки, повышать мастерство по имеющимся профессиям. Оно проводится на производственно-экономических курсах, курсах целевого назначения, курсах бригадиров, в школах передовых приемов и методов труда. Повышение квалификации специалистов призвано обновить их теоретические и практические знания в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Его периодичность устанавливает работодатель.

Различают следующие виды повышения квалификации:

Краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

Теоретические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, организации;

Длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательных учреждениях повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Помимо перечисленного, в учебный план может быть включена стажировка. Она организуется с целью сформировать и закрепить на практике профессиональные знания, умения и навыки, полученные в результате теоретической подготовки. Стажировка может проводиться и с целью изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Местом проведения стажировки специалистов могут быть как российские организации, так и зарубежные предприятия (объединения), ведущие научно-исследовательские организации, образовательные учреждения, консультационные фирмы и федеральные органы исполнительной власти. Исходя из целей стажировки, работодатель определяет ее продолжительность по согласованию с руководителем организации, где она проводится.

Образовательные учреждения осуществляют повышение квалификации специалистов на основе договоров, заключаемых с федеральными органами исполнительной власти, организациями всех форм собственности, службой занятости населения.

Образовательными учреждениями повышения квалификации признаются:

Академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);

Институты повышения квалификации (институты усовершенствования) отраслевые, межотраслевые, региональные, организованные в (при) образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

Курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости, в которых специалисты, безработные граждане, незанятое население и высвобождаемые работники предприятий (объединений), организаций и учреждений проходят обучение, чтобы получить новые знания и практические навыки, необходимые для профессиональной деятельности.

Обучение могут проводить и структурные подразделения повышения квалификации образовательных учреждений высшего (факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры и др.) и среднего профессионального образования (курсы повышения квалификации специалистов предприятий).

Слушателям, успешно завершившим курс обучения, государственные, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают следующие документы государственного образца:

Регламентация профессионального обучения государственных служащих осуществляется специальным актом: Положением о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих, увольняемых из аппаратов органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата, утвержденным Указом Президента РФ от 23 августа 1994 г. N 1722*(5) .

7. Возникает вопрос: кто несет расходы на обучение высвобожденных работников? Длительное время эти расходы взимались с организаций (из которых высвобождались работники) на основании абз. 2 п. 4 постановления Правительства РФ от 14 мая 1992 г. N 315 "О системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и не занятого населения"*(8) .

Следовательно, доводы представителя правительства РФ о соответствии оспариваемого постановления Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации" несостоятельны.

В судебном заседании представитель Правительства РФ пояснил суду, что норма о возмещении работодателями Государственному фонду занятости затрат на обучение высвобожденных с предприятий работников является санкцией за невыполнение работодателями обязанности по созданию условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки работающих.

Между тем суд полагает, что в силу п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ гражданско-правовая (имущественная) ответственность работодателей может быть установлена только федеральным законом, а не постановлением Правительства РФ.

В связи с изложенным суд не может согласиться с доводом представителя Правительства РФ о том, что оспариваемая норма может быть установлена Правительством РФ в соответствии с п. 1 ст. 6

Таким образом, в решении вопроса о применении абз. 2 п. 4 постановления Правительства РФ от 14 мая 1992 г. N 315 внесена окончательная ясность.

С внедрением прогрессивных технологий в производство возникает объективная потребность в освоении сотрудниками новых трудовых приемов. О том, как организовать повышение квалификации и оформить соответствующие документы, рассказывается в статье.

Повышение квалификации - один из видов дополнительного профессионального образования. Его целью является обновление теоретических и практических навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню профессиональных знаний и необходимостью освоения современных методов решения производственных задач. Об этом говорится в абз. 2 п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (далее - Типовое положение).

Важные нюансы повышения квалификации

Обучение по инициативе работодателя и обязательное обучение

По усмотрению работодателя . Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1 ст. 196 ТК РФ). При этом условия и порядок повышения квалификации должны быть установлены коллективным договором или соглашением, трудовым договором (ч. 2 ст. 196 ТК РФ).

Согласно абз. 3 п. 7 Типового положения обучение проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения обучения работниками определенных профессий и специальностей устанавливает работодатель в локальном нормативном акте.

Обязательное обучение . Работодатель обязан направлять на повышение квалификации работников, если это является условием выполнения конкретных видов деятельности. Эта норма установлена ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса. Работники определенных специальностей и занимающие определенные должности обязаны согласно некоторым законам проходить повышение квалификации. К ним, например, относятся:

  • научно-педагогические работники государственных высших учебных заведений и государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 21 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании");
  • работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации");
  • водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Виды повышения квалификации

В зависимости от потребностей работодателя, объема новых знаний и сроков обучения повышение квалификации может быть организовано по-разному:

  • краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Осуществляется по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Это предусмотрено абз. 4 - 7 п. 7 Типового положения.

При этом все дополнительные профессиональные образовательные программы образовательные учреждения повышения квалификации разрабатывают самостоятельно с учетом потребностей и особых пожеланий заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности) (абз. 2 п. 42 Типового положения).

Формы повышения квалификации и гарантии работникам

Согласно п. 41 Типового положения повышение квалификации может проводиться:

  • с отрывом от работы;
  • без отрыва от работы;
  • с частичным отрывом от работы;
  • по индивидуальным формам обучения.

Сохранение рабочего места и среднего заработка . Согласно ст. 187 Трудового кодекса при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Командировка для повышения квалификации . Если же сотрудник направлен на учебу в другую местность, ему оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Кроме того, за все время нахождения сотрудника в командировке ему следует выплачивать средний заработок (ст. 187 ТК РФ).

И работа, и учеба . Если работник повышает квалификацию без отрыва (или с частичным отрывом) от производства, он получает заработную плату за фактически отработанное время (произведенную продукцию).

В случае если работник совмещает обучение и труд, их совокупная продолжительность не должна превышать ежедневную норму рабочего времени, предусмотренную трудовым законодательством (ст. 91 ТК РФ), правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора.

Куда пойти учиться

Повышение квалификации может проходить либо в самой организации, либо в образовательных учреждениях повышения квалификации (ч. 2 ст. 196 ТК РФ). Согласно п. 8 Типового положения к ним относятся:

  • академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
  • институты повышения квалификации (усовершенствования) - отраслевые, межотраслевые, региональные;
  • курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

Профессиональная подготовка также может быть получена у специалиста, имеющего требуемую квалификацию (п. 3 ст. 21 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании").

Все перечисленные учреждения обязаны иметь лицензию на ведение образовательной деятельности (п. 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277).

Это требование не касается (п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277):

  • образовательной деятельности в форме разовых лекций, семинаров, стажировок, когда не выдается документ об образовании или повышении квалификации;
  • индивидуального обучения сотрудника у специалиста, обладающего соответствующей квалификацией.

Направляем сотрудника на повышение квалификации

Внутренние документы о направлении на повышение квалификации

Согласно Письму Минфина России от 16.05.2002 N 04-04-06/88 основанием для направления работников на курсы повышения квалификации могут быть:

  • план обучения, в котором указываются причины и цели обучения сотрудников, а также их фамилии и должности;
  • приказ руководителя о направлении на повышение квалификации , в котором нужно обосновать производственную необходимость дополнительного образования сотрудника (внедрение нового оборудования, расширение производства и т.п.), а также указать, что он направлен на обучение по инициативе работодателя.

Закрытое акционерное общество

"Приморские отопительные системы"

Утверждаю

Медведев (И.А. Медведев)

Приказ будет являться основанием для посещения работником учебных занятий.

Договор на оказание образовательных услуг

При направлении работников на повышение квалификации работодатель должен заключить договор с образовательным учреждением (абз. 16 п. 7 Типового положения).

Форма договора . Примерные формы договоров на оказание образовательных услуг приведены в Приказах Минобразования России от 10.07.2003 N 2994 и от 28.07.2003 N 3177, а также в Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования (Письмо Минобразования России от 01.10.2002 N 31ю-31нн-40/31-09). Но, как правило, бланк типового договора разрабатывает образовательное учреждение.

В документе необходимо указать программу, форму (очная, заочная, очно-заочная), стоимость и срок обучения работника, а также наименование документа, который он получит по его окончании.

Договор составляется в двух экземплярах - один остается у работника, другой - в образовательном учреждении.

Обратите внимание: заказчиком образовательных услуг должен быть работодатель, а не работник. В противном случае организация не сможет учесть сумму расходов на оплату обучения при исчислении налога на прибыль.

Приложение к договору . К договору прилагаются:

  • учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещения;
  • ксерокопия лицензии на ведение образовательной деятельности образовательным учреждением.

Дополнительный договор с работником

Согласно ч. 2 ст. 197 Трудового кодекса работодатель, направляющий работника на повышение квалификации, должен заключить с ним дополнительный договор (соглашение), в котором будут прописаны обязанности сотрудника после завершения обучения. Например, можно оговорить условие об обязательной отработке сотрудником определенного срока, установить санкции за нарушение учебной дисциплины, порядок возмещения работодателю затраченных средств в случаях неполной отработки установленного срока или прерывания обучения. Образец соглашения приведен ниже.

Документы об образовании

Согласно п. 27 Типового положения освоение образовательных программ повышения квалификации объемом свыше 72 часов завершается обязательной итоговой аттестацией. Предусмотрены следующие виды аттестационных испытаний:

  • итоговый экзамен по отдельной дисциплине;
  • итоговый междисциплинарный экзамен по программе обучения;
  • реферат по отдельной дисциплине или ряду дисциплин;
  • подготовка и защита аттестационной работы (выпускной, дипломной работы или дипломного проекта).

В зависимости от количества учебных часов работнику, прошедшему повышение квалификации, выдаются следующие документы государственного образца:

  • удостоверение о краткосрочном повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
  • диплом о присвоении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Это предусмотрено п. п. 1 - 3 Требований к документам государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке, утвержденных Приложением N 1 к Постановлению Госкомвуза России от 27.12.1995 N 13 и п. 28 Типового положения.

Оригинал документа о повышении квалификации хранится у работника, а копию следует подшить в личное дело сотрудника.

Но не всегда по окончании обучения работник может получить документ об образовании государственного образца. Не выдают такие документы организации, которые ведут образовательную деятельность, не подлежащую лицензированию, - в форме разовых лекций, стажировок и семинаров, а также преподаватели, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью. Объем учебной программы в этом случае составляет менее 72 часов, а по окончании слушателям могут выдать сертификат с указанием темы и объема учебных часов. Образцы сертификатов каждое учреждение разрабатывает самостоятельно.

Акт об оказанных услугах

По окончании обучения образовательное учреждение обязано представить организации акт об оказанных услугах. В нем должны быть зафиксированы период обучения, наименование программы обучения и его стоимость в рублях.

При долгосрочном обучении акт следует составлять отдельно за каждый отчетный период, то есть один раз в квартал, а расходы на оплату образовательных услуг включать в состав затрат ежеквартально.

Сведения о повышении квалификации нужно внести в разд. V "Повышение квалификации" личной карточки работника (форма N Т-2). Но только в случае, если по окончании учебы работник получил удостоверение, свидетельство либо диплом установленного образца. Об этом говорится в п. 28 Типового положения.

Обучение в другой местности

Если работник направляется на обучение в другую местность, его поездка оформляется как служебная командировка. В этом случае, помимо перечисленных выше, необходимо оформить следующие документы:

  • служебное задание (форма N Т-10а), подписанное руководителем структурного подразделения. По окончании командировки сотрудник составляет краткий отчет о выполнении задания, а руководитель структурного подразделения делает соответствующее заключение;
  • приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма N Т-9 или N Т-9а);
  • командировочное удостоверение (форма N Т-10);
  • отчет о выполнении задания (на бланке служебного задания). Его составляет работник, закончивший обучение, а руководитель структурного подразделения делает заключение о выполнении задания.

Все указанные документы оформляются на типовых бланках, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

При направлении работника на повышение квалификации в другую местность за ним сохраняются рабочее место (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Кроме того, сотруднику надо оплатить командировочные расходы по правилам, предусмотренным для служебных командировок (ст. 187 ТК РФ). Это значит, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ч. 2 ст. 168 ТК РФ). В качестве командировочных расходов учитываются, в частности, затраты:

  • на проезд работника к месту командировки и обратно;
  • наем жилого помещения;
  • суточные в пределах норм (700 руб. - для расходов, учитываемых с целью уплаты НДФЛ (абз. 10 п. 3 ст. 217 НК РФ)).

По возвращении из командировки работник в течение трех рабочих дней должен представить авансовый отчет об израсходованных средствах и документы, подтверждающие произведенные в командировке расходы.

Напомним, что повышение квалификации с отрывом от работы в табеле учета рабочего времени обозначается буквенным кодом ПК или цифровым кодом 07. Это следует из Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

Бухучет расходов на повышение квалификации

Расходы, связанные с оплатой дополнительного профессионального образования сотрудника в интересах организации, признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Данные расходы учитываются в размере фактически произведенных затрат и отражаются по дебету счетов учета затрат в корреспонденции с кредитом счета 76 (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Если расходы на повышение квалификации работника относятся к нескольким отчетным периодам, то они учитываются на счете 97 и списываются в порядке, установленном в учетной политике организации (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому относятся. Об этом говорится в п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Подтвердить факт оказания образовательных услуг для целей бухучета можно соответствующим актом и копией документа об образовании (диплома, свидетельства и т.п.).

Суммы среднего заработка, сохраняемого за работником на время повышения квалификации, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности как расходы на оплату труда (п. п. 5 и 8 ПБУ 10/99). Они отражаются по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 70.

Расходы на командировку, связанную с повышением квалификации, также признаются расходами по обычным видам деятельности на дату утверждения авансового отчета руководителем организации (п. п. 5 и 8 ПБУ 10/99). Они отражаются по дебету счетов учета затрат и кредиту счета 71. Выдача денежных средств командированному работнику отражается проводкой:

Дебет 71 Кредит 50.

Налоги и взносы с расходов на повышение квалификации

Порядок налогообложения расходов на обучение будет зависеть, в частности, от наличия подтверждающих документов, выполнения условий для признания таких затрат, а также от того, по чьей инициативе оно проводится.

Налог на прибыль

Расходы на обучение . Согласно п. 3 ст. 264 Налогового кодекса расходы на повышение квалификации включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (Письмо Минфина России от 21.04.2010 N 03-03-06/2/77). Если используется метод начисления, то к учету данные расходы принимают в момент представления акта об оказании образовательных услуг, а при кассовом методе - в день оплаты на основании соответствующих документов (платежных поручений, квитанций к приходным кассовым ордерам и т.п.) (пп. 3 п. 7 ст. 272 и п. 3 ст. 273 НК РФ).

Условия для признания расходов . Затраты на повышение квалификации учитываются при исчислении налога на прибыль, если:

  • российское образовательное учреждение имеет лицензию, а иностранное учреждение - соответствующий статус (пп. 1 п. 3 ст. 264 НК РФ и Письмо Минфина России от 06.10.2009 N 03-03-06/4/84). Статус иностранного образовательного учреждения могут подтвердить лицензия, программа, устав либо иные документы, перечень которых зависит от специфики его деятельности, а также от требований законодательства иностранного государства в отношении подтверждения статуса образовательного учреждения (Письмо Минфина России от 05.08.2010 N 03-04-06/6-163). Поэтому к первичным документам следует приложить копию соответствующего документа;
  • между организацией и образовательным учреждением заключен договор на обучение (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ);
  • повышающий квалификацию сотрудник работает в организации на основании трудового договора (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ);
  • сотрудник обучается в интересах работодателя (пп. 23 п. 1 ст. 264 и п. 29 ст. 270 НК РФ и Письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/312). Документом, подтверждающим этот факт, может быть приказ руководителя, в котором будет указано, что сотрудник направлен на обучение по инициативе организации и в связи с производственной необходимостью.

Если эти условия не соблюдены, расходы на повышение квалификации не признаются в налоговом учете. По окончании налогового периода их следует исключить из состава расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, и отнести к внереализационным доходам.

Кроме того, нельзя учитывать расходы на обучение (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ):

  • не подтвержденные оправдательными документами;
  • связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг;
  • связанные с оплатой дополнительных услуг, предоставляемых образовательным учреждением на время обучения, если они не связаны с производственной необходимостью (например, оплата питания или культурно-развлекательной программы, если их стоимость выделена в документах отдельной строкой);
  • произведенные не в интересах организации, например, если полученные работником новые знания не будут использоваться им в процессе производства (Письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/312).

Оправдательные документы . Для признания в целях налогообложения прибыли расходов на повышение квалификации документальным подтверждением затрат могут служить договор с образовательным учреждением, приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение, учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение, акт об оказании услуг. Об этом говорится в Письме Минфина России от 21.04.2010 N 03-03-06/2/77. Эти же документы нужны и для признания расходов на обучение за границей (Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137).

Напомним, что работодатель, оплачивающий обучение, обязан хранить связанные с этим документы не менее четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 и пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ).

Командировочные расходы . Если с целью повышения квалификации работник был направлен в другую местность, то в состав командировочных расходов организация вправе включить стоимость проезда к месту обучения и обратно, а также стоимость проживания и суточные. Данные затраты учитываются в полной сумме в составе прочих расходов на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137). Датой признания расходов является дата утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ и Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137).

Средний заработок . Если работник повышает квалификацию с отрывом от производства, то суммы среднего заработка, выплачиваемые ему на период учебы, включаются в расходы на оплату труда на основании п. 19 ст. 255 Налогового кодекса.

НДФЛ, страховые взносы и взносы на случай травматизма

Оплата обучения . Сумма оплаты повышения квалификации работника не облагается налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами, если учреждение, где обучается сотрудник, имеет лицензию на образовательную деятельность (или соответствующий статус - для иностранного образовательного учреждения). Такой вывод следует из п. 21 ст. 217 Налогового кодекса и п. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).

Это касается также случая, если работник обучается у специалиста, который обладает соответствующей квалификацией (Письмо Минфина России от 17.07.2009 N 03-04-06-02/50). Такая квалификация должна быть подтверждена особым документом - квалификационным аттестатом, лицензией, дипломом и т.п. (п. 3 ст. 21 Закона РФ N 3266-1).

На суммы оплаты обучения работника, направленного работодателем на курсы повышения квалификации, не нужно начислять взносы на случай травматизма, поскольку они не являются платой за труд (доходом) работника. Это следует из п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила).

Командировочные расходы . В доход работника, направленного на повышение квалификации в другую местность, не включаются суточные, если они не превышают 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ (2500 руб. - на территории иностранного государства), а также документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно и расходы по найму жилого помещения (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Страховые взносы, как и взносы на случай травматизма, на сумму расходов на командировку не начисляются (ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765, и Письмо ФСС РФ от 18.03.2009 N 02-18/07-2165).

Средний заработок . Сумма среднего заработка, выплачиваемого сотруднику на период повышения квалификации с отрывом от работы, облагается налогом на доходы физических лиц, страховыми взносами и страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ и п. 3 Правил).

НДС по образовательным услугам

Сумма платы за обучение сотрудника, направленного на повышение квалификации, может включать или не включать налог на добавленную стоимость.

Облагаются НДС образовательные услуги, которые оказывают коммерческие образовательные учреждения или соответствующие специалисты (п. 1 ст. 143 НК РФ). Налог исчисляется по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ). В бухгалтерском учете заказчика образовательных услуг выделенная в расчетных документах сумма налога отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 76.

Кроме того, облагаются НДС:

  • дополнительные услуги, оказываемые образовательной организацией, в частности обеспечение учащихся питанием и проживанием, так как они не связаны с производственной необходимостью (Письмо УМНС России по г. Москве от 28.01.2003 N 24-11/05512);
  • услуги по проведению разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, которые не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации (Письмо Минфина России от 27.08.2008 N 03-07-07/81).

Не облагаются НДС услуги :

  • некоммерческих образовательных организаций в сфере образования, расположенных на территории РФ, по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) процесса, за исключением консультационных услуг (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ). Такая льгота распространяется только на те образовательные услуги, которые поименованы в лицензии учебного заведения (Письмо УФНС России по г. Москве от 06.05.2005 N 19-11/32602);
  • оказанные за пределами территории РФ (пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ).

"Входной" НДС , уплаченный коммерческому образовательному учреждению или специалисту, имеющему соответствующую квалификацию, можно принять к вычету при расчете суммы налога на добавленную стоимость, если в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса:

  • стороны подписали акт об оказании образовательных услуг;
  • у организации есть счет-фактура с указанием суммы налога на добавленную стоимость.

В бухучете принятие к учету налога по расходам на повышение квалификации отражается проводкой:

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19.

Пример . Руководитель ЗАО "Приморские отопительные системы" решил направить слесаря-монтажника приборного оборудования В.Л. Кабанчикова на курсы повышения квалификации с 1 по 13 ноября 2010 г. Для этого организация заключила договор с Владивостокским производственно-учебным комбинатом. Обучение должно проходить с отрывом от производства. Его стоимость составляет 10 000 руб., которые были перечислены комбинату 28 октября.

Учебное заведение является некоммерческим и имеет государственную лицензию на образовательную деятельность. По окончании курсов работник получил сертификат. Какие проводки в этом случае нужно сделать?

Решение. На основании договора между организацией и образовательным учреждением в учете были сделаны следующие проводки.

Дебет 76 Кредит 51

10 000 руб. - перечислены средства за обучение работника учебному комбинату.

Дебет 20 Кредит 76

10 000 руб. - отражены расходы на повышение квалификации работника.

Поскольку обучение проводится в той же местности, где расположена организация-работодатель, работнику выплачивается только средний заработок за время учебы (ст. 187 ТК РФ). На него следует начислить НДФЛ, страховые взносы и взносы на случай травматизма (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ и п. 3 Правил).

Расходы на выплату среднего заработка работнику, направленному на повышение квалификации, признаются в составе расходов на оплату труда в месяце начисления (п. 6 ст. 255 и п. 4 ст. 272 НК РФ). Сумма начисленных на него страховых взносов относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 13.04.2010 N 03-03-06/1/260). Взносы на случай травматизма также учитываются в составе прочих расходов на дату их начисления (пп. 45 п. 1 ст. 264 и пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Таким образом, в ноябре бухгалтер уменьшил налог на прибыль на суммы оплаты повышения квалификации, среднего заработка, выплаченного работнику за период обучения, и начисленных на него страховых взносов.

О.В.Негребецкая Научный редактор журнала "Зарплата" / "Зарплата", 2010, N 10

  • Обучение, Развитие, Тренинги

Ключевые слова:

1 -1

С появлением и развитием рыночных отношений произошел ряд изменений в производственной сфере. Это коснулось не только изготовления и реализации готовой продукции, но и управленческих процессов на предприятии. В связи с этим образовались такие виды менеджмента, как:

  • стратегическое управление;
  • управление персоналом;
  • финансовое управление;
  • управление операционной деятельностью.

Современные методы производства требуют нового подхода к решению ряда задач, а это по силам квалифицированным специалистам. Такую категорию кадров готовят на курсах управления производством. Преподаватели специализированных профилей на конкретных примерах и в доступной форме обучат азам управленческой деятельности на производстве. В основе программы лежат последние научные разработки в этой сфере и анализ опыта крупных ведущих компаний и корпораций. На страницах нашего сайта сайт мы собрали информацию о наиболее популярных и востребованных семинарах, тренингах и курсах для руководителей среднего звена на производстве.

Объектом управления являются ключевые процессы предприятия, в ходе которых создается и ценность, и стоимость. А именно:

  • снабжение;
  • производство;
  • сбыт и продажа;
  • техобслуживание и ремонт оборудования;
  • энергообеспечение и пр.

Это преобладающий вид деятельности руководителей всех уровней. Слово «начальник» образовано от слова «начало». И действительно, от этого вида деятельности, с этой площадки начинает и функционирует то, ради чего предприятие создается. Для повышения квалификации проводятся семинары для начальников производства.

В связи с неуклонным ростом научно-технического прогресса развиваются и совершенствуются действующие предприятия. Появляются новые сегменты, филиалы, и координировать их деятельность - основная задача управленческого аппарата среднего звена. При этом руководитель обязан обладать не только базой знаний и навыков в сфере производства, но и рядом личностных характеристик, элементами практической психологии. Он должен знать основы производственных отношений между разными субъектами производства: инженерами, технологами, рабочими и пр. Эти знания и навыки можно получить на курсах начальников производства. Они позволяют подготовить высококвалифицированные управленческие кадры, деятельность которых ляжет в основу развития и процветания предприятия.

Специалисты по управлению персоналом должны регулярно посещать курсы повышения квалификации, чтобы получать актуальную информацию об особенностях кадрового делопроизводства, принципах регулирования и повышения производительности труда, внедрения профстандартов. Программы учебного центра ООО «Институт труда» будут полезны руководителям организаций, экономистам по труду и заработной плате, инженерам по организации и нормированию труда. Мы предлагаем курсы по нормированию труда, кадровому делопроизводству и другим направлениям с очной и дистанционной формой обучения.

Курсы обучения методам нормирования и оплаты труда, кадровому делопроизводству

Пройти обучение методам нормирования и оплаты труда, а также курсы по внедрению профстандартов и кадровому делопроизводству приглашает ООО «Институт труда». Семинары проводят опытные научные сотрудники, эксперты в нескольких областях. Обучающие программы, направленные на повышение квалификации и получение дополнительного образования, позволяют овладеть полезными навыками за установленное количество академических часов.

Обучение внедрению профессиональных стандартов, нормированию и оплате труда проводится на основе проведенных проектных работ. Благодаря применяемым методикам специалисты приобретут необходимые знания в области:

  • разработки и утверждения нормативных материалов, систем оплаты труда,
  • снижения трудозатрат и расчета трудоемкости работ,
  • управления производительностью труда на предприятии,
  • оптимизации численности персонала,
  • бережливого производства и пр.

По результатам обучения прошедшим курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации выдается удостоверение установленного образца. Очные программы включают 16 академических часов. Со стоимостью можно ознакомиться в каталоге.

Формы обучения внедрению профессиональных стандартов

Курсы повышения квалификации по нормированию труда, кадровому делопроизводству и внедрению профессиональных стандартов проводятся в различных формах:

  • очной,
  • дистанционной.

Часть занятий предполагает посещение нашего учебного центра. В УЦ специалисты могут получить необходимые материалы и задания на новый семестр. После выполнения итоговой квалификационной работы и ее защиты выдается диплом. Получение дополнительного профессионального образования при очной форме обучения требует отрыва от производства, поэтому важно заранее оценить загруженность сотрудников.

Также предлагаем воспользоваться дистанционными программами обучения. Они позволяют овладеть необходимыми знаниями и навыками без отрыва от профессиональной деятельности. По результатам освоения программы обучающиеся получают удостоверения установленного образца.

Наши преимущества

Курсы обучения кадровому делопроизводству, нормированию труда и внедрению профессиональных стандартов от ООО «Институт труда» дают отличную возможность получить необходимый объем знаний для повышения квалификации. Мы предлагаем несколько программ, которые отличаются друг от друга рядом параметров:

  • количеством академических часов,
  • формой обучения: очная или дистанционная.

После завершения обучения специалисты получают все необходимые подтверждающие документы: диплом, удостоверение о повышении квалификации и пр. Наши преимущества:

  • привлекательные цены, доступные широкому кругу клиентов;
  • предоставление необходимых материалов во время обучения;
  • актуальные программы, составленные с учетом действующего законодательства.

Ежегодно мы проводим сотни курсов профессиональной переподготовки по кадровому делопроизводству, нормированию и оплате труда, внедрению профстандартов. Также на базе учебного центра проводятся тренинги по различным направлениям. Среди всего многообразия услуг легко найти вариант, который подойдет сотрудникам любого предприятия.

Стоимость очного и дистанционного обучения с учетом специфики курсов приведена на сайте. Чтобы воспользоваться нашим предложением, оставьте заявку на сайте или позвоните по указанному номеру телефона. Для получения информации об особенностях выбранного курса и уточнения подробностей свяжитесь с менеджером.

Описание курса:

Менеджмент, если рассматривать его в разрезе науки, подразумевает под собой изучение правильных методов управления любыми ресурсами во всех существующих сферах жизнедеятельности. Соответственно, менеджмент на производстве, как узкоспециализированное направление, занимается освещением данных вопросов в формате отдельно взятого предприятия.

Начало и последующее развитие производства довольно сложно представить без четко поставленной цели и ряда текущих задач, решение которых шаг за шагом приближает достижение конечного искомого результата. Ресурсы, которые обдуманно используются в процессе его достижения — это не только финансы, как материальная составляющая дела, но также кадры, недвижимое имущество и современное оборудование.

Если вы хотите пройти обучение управлению производством, запишитесь на дистанционные курсы в АНО ДПО «СНТА». Слушатель курсов самостоятельно выбирает подходящий именно ему формат обучения и может посещать занятия как с частичным отрывом, так и без отрыва от производства. Режим и интенсивность проведения занятий также согласовывается с заказчиком, благодаря чему вы получаете дистанционное образование в том ритме, который вам наиболее удобен. Вне зависимости от выбранной формы заочного обучения все занятия проводятся в индивидуальном порядке с личным преподавателем, а значит вы всегда можете получить качественную обратную связь по интересующему вопросу.

Курс «Управление производством» — современные методики решения задач

Умелый управленец или менеджер должен безошибочно представлять себе текущее состояние рынка и максимально точно предугадывать его развитие в ближайшем будущем. Немаловажно иметь понимание тех или иных ожиданий заказчиков, контролируя при этом ситуацию, сложившуюся внутри самого предприятия.

Цель, которая лежит в основе любого производства, заключается в массовом изготовлении товара по минимально возможной в данных условиях цене с учетом неизменности высокого качества и удержания «планки» конкурентоспособности. Кстати, за успешный сбыт произведенного продукта несет ответственность все тот же менеджер, взаимодействуя при этом с отделом маркетинга. Именно поэтому важно стремиться к постоянному упрощению процессов производства, их автоматизации, используя наилучшие условия для оптовых покупок и последующей доставки требуемых материалов.

Среди главных задач производственного менеджмента можно выделить следующие:

  • изучение и последующий «запуск в жизнь» новых видов продукции;
  • целенаправленное снижение уровня затрат, требуемых для изготовления любого продукта;
  • качественный рост и расширение спектра полезных, а вместе с тем востребованных потребительских свойств с параллельным понижением цены продукта;
  • минимизация издержек на каждом этапе производства, расширение ассортимента и внесение в него изменений.

Курсы дистанционного обучения менеджменту в нашей современной научно-технологической академии включают в себя изучение таких дисциплин, как:

  • потенциал предприятия и организационная структура эффективного управления;
  • конкурентоспособность и стратегическое размещение;
  • рациональный подход при организации производства;
  • планирование текущее и долгосрочное;
  • финансовая база предприятия;
  • процессы — вспомогательные, обслуживающие и основные.

Продолжительность курсов для повышения квалификации управления производством в СНТА составляет от 72 часов. В конце обучения слушателя ждет сдача зачета, после которого он получает удостоверение установленного образца, подтверждающее его квалификационный уровень и приобретенные знания.

Для тех, кто хочет пройти профессиональную переподготовку, предназначено заочное обучение, длительностью от 252 часов. По окончанию выпускник может написать дипломную работу, самостоятельно проведя необходимые исследования, тем самым более углубленно проработав выбранную тему. За этим следует выдача именного диплома, заверенного в государственных образовательных органах.

Акции:

Получаемые документы:

Важно! В дипломе не указывается форма обучения (очная/заочная).
Диплом установленного образца

Условия поступления:

Обучение по направлению «Менеджмент на производстве» дает возможность получить диплом о переподготовке. Также для отдельных направлений и специальностей предусмотрена выдача дополнительных документов, если их требуют ведомственные нормативно-правовые акты: сертификаты, книжки и т.д.

Для того чтобы стать студентом академии, необходимо соответствовать нескольким требованиям и выполнить некоторые действия:

  • Иметь диплом о среднем профессиональном или высшем образовании по специальности
  • Подайте заявку на обучение по программе профессиональной переподготовки или повышения квалификации по направлению «Менеджмент на производстве» в электронном формате:
    - по электронной почте,
    - по форме обратной связи на сайте,
    - или позвоните по бесплатному круглосуточному телефону;
  • Предоставить документы, подтверждающие личность и имеющийся уровень образования;
  • После подписания договора пройдите курс обучения в дистанционном форме;
  • Пройдите итоговое тестирование, и получите диплом о прохождении переподготовки или удостоверение о повышении квалификации по программе «Менеджмент на производстве».
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх