Определение категории профессиональной пригодности осуществляется путем проведения. Порядок определения категории профессиональной пригодности кандидатов. Правила профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федер

Путем математической обработки для каждой категории специалистов нами были выделены критерии выставления категории профессиональной психологической пригодности. Также был составлен алгоритм вынесения категории ППП.

Для начала определим, что означает каждая из категорий профпригодности.

1. Посчитать количество ПВК, анти-ПВК и Резервных ПВК, набранных кандидатом. При этом качество учитывается, только если его выраженность совпадает с требуемым диапазоном значения, приведенным в описании психограммы специалиста соответствующей специальности (Приложения 1-10).

Для этого:

· Найти уровень выраженности ПВК и категорию, соответствующую данному уровню.

· Соотнести уровень выраженности анти-ПВК и категории, соответствующей данному уровню. Если категории, соответствующие уровням выраженности ПВК и анти-ПВК не совпадают, то выставляется более низкая категория ППП.

· Соотнести уровень выраженности Резервных ПВК и категории, соответствующей данному уровню. Если категории, соответствующие уровням выраженности анти-ПВК и Резервных ПВК не совпадают, то общая категория профпригодностивыставляется по более низкой.

3. Следующим этапом происходит вынесение категории по маркерам факторов риска. Если категория, выносимая по маркерам факторов риска не совпадает с категорией, выносимой по таблице «Выставление категории профессиональной психологической пригодности»,то общая категория профпригодности выставляетсяпо более низкой.



4. Для категорий специалистов, чьи психограммы отсутствуют в данном руководстве, например, бухгалтеров, делопроизводителей и т.д., выставление категории ППП происходит только по маркерам факторов риска.

Пример выставления категории:

Допустим, данные кандидата на должность спасателя таковы:

Таблица 2. Данные психологического тестирования кандидата на должность спасателя.

№ п/п Название методики Показатели, результаты
1. Тест возрастающей трудности Дж. Равена 115 с.б./ 7 стен
2. Методика «Установление закономерностей» 15 правильных ответов
3. Методика «Пространственное мышление» 8 правильных ответов
4. Методика «Счет по Крепелину» Vвнимания = 87, Квнимания = 93%, Увнимания = 0,8
5. Методика «Интеллектуальная лабильность» 7 ошибок
6. Методика «10 слов» 8, 9, 9, 10, 9
7. Методика «Индивидуальные стили мышления» С = 55, И = 55, П = 52, А = 61, Р=47
8. Методика «Ориентировочная анкета» НС = 29, ВД = 23, НЗ = 38
9. Анкета «Прогноз» Д = 5, НПУ- 16 с.б. / 7 стен
10. Методика «Оценка коммуникативных и организаторский склонностей» КС: 17 / K=0,85 / Q=5 ОС: 14 / K=0,7 / Q=3
11. Методика «16-pf опросник Кеттелла» A - 12/5, B - 8/6, C - 22/10, E - 11/5, F - 17/8, G - 16/7, H - 20/9, I - 16/7, L - 4/1, M - 12/6, N - 8/3, O - 9/4, Q1 - 3/2, Q2 - 9/4, Q3 - 18/10, Q4 - 4/1
12. Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину L - 4/48, F - 6/48, K - 21/65, 1 - 3/49, 2 - 22/45, 3 - 25/59, 4 –17/57, 5 - 32/50, 6 - 7/40, 7 - 10/48, 8 - 5/43, 9 - 16/53, 0 - 23/40

Для наглядности и удобства оценка наличия и количества ПВК, анти-ПВК и Резервных ПВК производилась при помощи построения таблицы (см. Таблицу 3 ниже).Однако составление подобной таблицы не является обязательной процедурой обработки данных.

В таблицу 3 в графы «Оценка ПВК у кандидата», «Оценка анти-ПВК у кандидата» и «Оценка резервных ПВК у кандидата» вносилась цифра «1», если качество было в наличие у кандидата, и цифра «0», если качества не было у кандидата. В итоговой строке подсчитывалась сумма цифр в каждом из упомянутых столбцов, что отражало соответственно общее количество ПВК, анти-ПВК и резервных ПВК.



Как мы видим, у данного кандидата в наличие 5 ПВК, 1 анти-ПВК, и 5 резервных ПВК.

Из таблицы« Выставление категории профессиональной психологической пригодности спасателям МЧС России» в конце Приложения 1 следует, что хотя наличие 5 резервных ПВК соответствуют I категории профпригодности, 5 ПВК и 1 анти-ПВК соответствует II категории профпригодности. Значит категория, выносимая по таблице – II (вторая).

Далее смотрим, какие маркеры факторов риска в наличие у респондента (см. Приложение 11). Допустим, в беседе у кандидата выявлено неоднократное употребление легких наркотиков (марихуаны) 5-6 раз более четырех лет назад. Соответственно выставляем маркер –2.1.21.– в 2 (два) балла. Таким образом, по маркерам факторов риска у кандидата III(третья) категория ППП.


Таблица 3. Пример выставления категории профессиональной психологической пригодности кандидату на должность спасателя.

ПВК Оценка ПВК у кандидата Анти-ПВК Оценка Анти-ПВК у кандидата Резервные ПВК Оценка Резервных ПВК у кандидата
1. Тест возрастающей трудности Дж. Равена (6-9 ст.). Тест возрастающей трудности Дж. Равена (1-5 ст.). 16 PFопросник Кеттелла, форма A: фактор B (7-10 ст.).
2. Методика «Индивидуальные стили мышления»: прагматический стиль мышления (≤ 51 б.). Методика «Индивидуальные стили мышления»: прагматический стиль мышления (≥ 52 б.). Методика «Установление закономерностей» (11-16 правильных ответов).
3. 16 PFопросник Кеттелла, форма A: фактор М (4-7 ст.). 16 PFопросник Кеттелла, форма A: фактор М (1-3 ст.). Методика «Пространственное мышление» (7-16 ответов).
4. 16 PFопросник Кеттелла, форма A: фактор Q4 (1-3 ст.). 16 PFопросник Кеттелла, форма A: фактор Q4 (4-10 ст.). Методика «Счет по Крепелину»: концентрация внимания (91-100%).
5. Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину: 9 шкала (45-64 Т-баллов). Анкета «Прогноз»: НПУ (1-8 ст.). 16 PFКеттелл, форма A: фактор L (1-4 ст.).
6. Методика «Ориентировочная анкета»: направленность на задачу (≥ 31 балла). Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей»: КС (1-3 Q). 16 PFКеттелл, форма A: фактор O (1-5 ст.).
7. - - Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину: 9 шкала (≥ 65 Т-баллов). Анкета «Прогноз»: НПУ (9-10 ст.).
8. - - Методика «Ориентировочная анкета»: направленность на задачу (≤ 30 баллов). - -
Итого Итого Итого

По результатам психологического изучения кандидата психолог подразделения выносит заключение с выводами «рекомендован в качестве кандидата на службу в ОВД» или «не рекомендован в качестве кандидата на службу в ОВД».

    На основном этапе профессионального психологического отбора ГЦПД МВД России, ЦПД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и их филиалы проводят экспертизу профессиональной психологической пригодности кандидатов на службу и на учебу в образовательных учрежденгиях системы МВД России.

    При отсутствии ЦПД в МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации или значительной отдаленности от него городских, районных и линейных органов внутренних дел, подразделений внутренних войск МВД России, экспертизу профессиональной психологической пригодности по программе обследования в ЦПД проводят психологи территориальных подразделений органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, рекомендованные региональным Советом и утвержденные приказами руководителей органов внутренних дел субъектов Российской Федерации или округов внутренних войск МВД России.

    Экспертиза профессиональной психологической пригодности в ЦПД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и их филиалах осуществляется путем проведения комплексного психодиагностического обследования, включающего изучение психологических и психофизиологических качеств кандидатов на службу и на учебу, и экспертной оценки его результатов.

    При проведении психодиагностического обследования следует использовать установленный набор основных и дополнительных методов и методик, соблюдать стандарты применения методик (унифицированные тексты инструкций, стимульный материал, условия и приемы тестирования, способы обработки результатов).

    Обязательному обследованию подлежат:

    Кандидаты на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, поступающие в подразделения и виды деятельности, отнесенные к 1, 2, 3 и 4 группам предназначения 4 ;

    кандидаты, поступающие на учебу в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования системы МВД России;

    Кандидаты на службу после завершения прохождения испытательного срока (первоначальной подготовки), отнесенные к «группе риска» 5 по результатам изучения психофизиологических качеств.

    Заключения для кадровых подразделений должно содержать развернутую психологическую характеристику кандидата и один из следующих выводов о его профессиональной пригодности к конкретному виду деятельности с указанием должности, группы предназначения, принадлежности кандидата к «группе риска» и кода факторов риска:

    Вывод «рекомендуется в первую очередь» выносится в отношении кандидатов, у которых эксперты выявили индивидуальные особенности, которые обеспечивают оптимальную адаптацию к условиям и характеру предстоящей деятельности, включая экстремальные ситуации. Для этих лиц прогнозируется успешность службы и низкая вероятность развития отклоняющегося (ненормативного) поведения или профессиональных заболеваний. Эффективность и надежность их оперативно-служебной деятельности в основном определяется уровнем профессиональной подготовленности.

    Вывод «рекомендуется» выносится в отношении кандидатов, у которых индивидуальные особенности могут затруднить (удлинить) период адаптации к службе в наиболее ответственных или экстремальных ситуациях. Однако, после завершения адаптации профессиональная деятельность этих лиц прогнозируется как достаточно эффективная и надежная. Для данной категории кандидатов важным моментом профилактики нарушения адаптации или отклоняющегося поведения в экстремальных ситуациях является выработка устойчивых профессиональных навыков.

    Вывод «рекомендуется условно» выносятся для кандидатов, у которых индивидуальные особенности не позволяют надежно прогнозировать успешность службы на предполагаемой должности или обучения даже при качественной профессиональной подготовке.

    Даже при высокой мотивации к службе в органах внутренних дел или учебе в образовательных учреждениях системы МВД России эффективная деятельность таких кандидатов на протяжении длительного периода, как правило, невозможна в связи с быстрым истощением функциональных резервов из-за постоянного перенапряжения.

    Нарушение адаптации, болезненные состояния или отклоняющееся поведение у этих лиц могут проявиться даже в штатных ситуациях. Особенно это касается кандидатов, у которых выявлены маркеры, обусловленные эпизодическим употреблением или злоупотреблением психоактивных (наркотических) средств. Такие кандидаты, в большинстве случаев, относятся к «группе риска» и им должно быть отказано в приеме на стажировку в данной должности сразу по завершению экспертизы профессиональной психологической пригодности. Если выявляется факт эпизодического употребления (1-2 раза в случайной компании), при выраженном дефиците кадрового пополнения, они могут быть приняты в качестве стажеров, но с активным наблюдением в период стажировки со стороны психолога подразделения и сотрудника кадрового аппарата, а также обязательным проведением коррекционной, индивидуальной психогигиенической работы. При этом, после окончания испытательного срока, перед принятием решения о зачислении на службу, они должны в обязательном порядке пройти повторное психодиагностическое обследование в ЦПД соответствующего МВД, ГУВД, УВД.

    Вывод «не рекомендуется» выносится в отношении кандидатов, имеющих выраженные признаки дезадаптации с высокой вероятностью развития заболеваний, с неудовлетворительной мотивацией к службе, негативными личностными особенностями и асоциальными формами поведения, в том числе аддиктивным поведением. У этих кандидатов состояние дезадаптации может развиться в обычных ситуациях.

    К этой же категории относятся лица, имеющие низкий уровень профессионально значимых психологических и психофизиологических качеств, сниженные резервы функциональных систем, в связи с неблагоприятным прогнозом их профессиональной успешности.

    Указанные выводы имеют рекомендательный характер и должны учитывать степень соответствия индивидуальных психологических и психофизиологических качеств кандидата критериям психологической пригодности к основным видам деятельности или обучению в системе органов внутренних дел, а также наличия признаков психической дезадаптации (нервно-психической неустойчивости) или предрасположенности к деструктивным, в том числе аддиктивным формам поведения.

    Заключение ЦПД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и их филиалов, передается кадровому аппарату подразделения или комплектующего органа внутренних дел, направившего кандидата на экспертизу профессиональной психологической пригодности.

    На лиц, поступающих в образовательное учреждение, заключение оформляется для специалистов ГПО образовательных учреждений, психологов подразделений. В нем отражаются психометрические данные кандидата во всех тестах комплексного психодиагностического обследования, степень его профессиональной пригодности к предлагаемой должности или обучению, а также наличие или отсутствие психической дезадаптации, принадлежность кандидата к «группе риска» и коды факторов риска. К разделе заключения «дополнительная информация» следует указывать на выявленные факты (маркеры) употребления или злоупотребления психоактивными (наркотическими) средствами.

Заключения для психологов, оформленные по форме, направляются психологам подразделений с исключением возможности ознакомления с его содержанием самим обследуемым. Содержание и выводы заключений центров психофизиологической диагностики являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, особенно для обследуемых лиц и их близких.

    Заключительный этап профессионально-психологического отбора кандидатов на службу, сотрудников при перемещении осуществляют психологи подразделений органов внутренних дел.

    Психолог подразделения органов внутренних дел, при необходимости проводит дополнительное обследование кандидата. После анализа заключений медицинского освидетельствования в военно-врачебных комиссиях органов внутренних дел, экспертизы профессиональной психологической пригодности в ЦПД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и их филиалов, результатов социально – правового изучения кандидата психолог подразделения вносит предложения руководству подразделения органов внутренних дел о целесообразности его назначения на должность в качестве стажера, о длительности испытательного срока, о мерах, направленных на социально-психологическую адаптацию кандидата в органах внутренних дел.

Кандидаты в период прохождения испытательного срока находятся под наблюдением психолога подразделения. При этом непосредственный руководитель должен быть информирован психологом подразделения о позитивных и негативных личностных качествах стажера, об особенностях индивидуально-воспитательной работы с ним.

По окончании установленного испытательного срока психолог подразделения вносит предложения руководству подразделения о целесообразности назначения стажера на должность или перемещения сотрудника. В случае необходимости психолог подразделения направляет стажера на повторное обследование в ЦПД. Он же оформляет заключение на стажеров, условно рекомендованных ЦПД, которое отправляется в ЦПД вместе со служебной характеристикой. Заключение оформляется на кандидатов на службу по окончании стажировки (прохождения испытательного срока), сотрудников при перемещении с выводами: «рекомендуется» (соответствует требованиям предполагаемой должности); «не рекомендуется» (не соответствует требованиям предполагаемой должности).

После прохождения повторного обследования в ЦПД на стажера оформляются те же виды заключений, что и при первичном обследовании, но только с выводами:

Эти этапы определяют основные методологические подходы к экспертной оценке пригодности кандидата к службе на конкретной должности или обучению в образовательном учреждении МВД России и предусматривают раскрытие значений конституциональных, социальных, психогенных и соматогенных характеристик для развития состояний психической дезадаптации; выявление условий, способствующих возникновению и формированию этих нарушений.

Применяемые тесты для изучения индивидуальных качеств и свойств личности основаны на следующих подходах.

Анализ объективных показателей успешного выполнения профессиональной деятельности или адекватных ей моделей (экспертные оценки результатов стажировки). Анализ сведений, сообщаемых самим испытуемым при описании своего поведения в тех или иных ситуациях. Эта информация извлекается из многочисленных и разнообразных личностных опросников. Опросники, как правило, состоят из набора утверждений, относительно которых испытуемый выносит суждения, используя альтернативный выбор ответов (задачи закрытого типа). Одна психологическая переменная обычно представлена группой пунктов (шкалой). Пункты могут быть прямыми (обращенными к опыту субъекта) или косвенными (обращенными к мнению, суждению субъекта).

Используются также проективные методы изучения личности кандидата. Стимульный материал предъявляется в неопределенной, слабоструктурированной форме и приобретает смысл только в связи с личностными переживаниями и значением, придаваемым обследуемым ситуациям заданий теста. В проективных методиках, как правило, отсутствуют ограничения в выборе ответов (задачи открытого типа), в которых проявляются личные потребности, особенности восприятия и интерпретации, характерологические особенности индивида.

Оценка уровня физической подготовленности

Определение годности по состоянию здоровья

10. Для успешного прохождения медицинской комиссии в училище необходимо иметь карту медицинского освидетельствования гражданина. В карте иметь заключение военно-врачебной комиссии, заверенное оттиском печати, и все необходимые результаты анализов.

Военнослужащие дополнительно должны представить медицинскую книжку, в которой отражены результаты ежегодных углубленных и контрольных обследований, обращений за медицинской помощью.

Военнослужащие и граждане, пребывающие в запасе, имеющие татуировки уголовной, националистической или антироссийской направленности, а также с ненормативной лексикой, не допускаются для зачисления в училище.

9. Проверка уровня физической подготовленности проводится в соответствии с Наставлением по физической подготовке военнослужащих ВС РФ и Методическими рекомендациями Управления физической подготовки ВС РФ по трем упражнениям (минимальный порог):

на ВПО:

1. Упражнение № 4 – подтягивание на перекладине (10 раз).

2. Упражнение № 41 –бег на 100 м (13,9 с).

3. Упражнение № 46 – бег на 3 км (12,25 мин).

4. Упражнение № 57 - плавание на 100 м. (2,16 мин).

Девушки на ВПО:

1. Упражнение № 1 – сгибание и разгибание рук в упоре лежа (12 раз).

2. Упражнение № 41 –бег на 100 м. (17,2 с).

3. Упражнение № 45 – бег на 1 км. (4,27 мин.).

4. Упражнение № 57 - плавание на 100 м. (3,45 мин) (При наличии условий).

на СПО:

1. Упражнение № 4 – подтягивание на перекладине (4 раза).

2. Упражнение № 41 –бег на 100 м (15,6 с).

3. Упражнение № 46 – бег на 3 км (14,50 мин).

4. Упражнение № 57 - плавание на 100 м. (2,16 мин)

Для выполнения физического упражнения дается одна попытка. Проверка физической подготовленности кандидатов проводится в спортивной форме одежды.

Результаты физической подготовленности кандидатов заносятся в конкурсные списки вместе с результатами сдачи ЕГЭ. Для зачисления используется таблица перевода суммы набранных баллов по физической подготовке в 100-балльную шкалу.

10. Определение категории профессиональной пригодностив Вооруженных силах является одним из основных видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей.

При профессиональном психологическом отборе исследуются основные составляющие: интеллектуальные особенности; личностные качества; уровень военно-профессиональной мотивации; скоростные характеристики мыслительных процессов; социологические качества.

По результатам профессионального психологического отбора выносится заключение о профессиональной пригодности кандидата к обучению в училище.

Профессионально-психологический отбор – один из основных экзаменов к которому необходимо серьезно готовиться!

Профессиональный психологический отбор является одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных, социально-психологических, психологических и психофизиологических качеств граждан, добровольно поступающих на военную службу, требованиям военно-профессиональной деятельности.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся штатными или нештатными подразделениями профессионального психологического отбора и специалистами по профессиональному психологическому отбору с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

Социально-психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности.

Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), внимание, психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно-психическую устойчивость.

Социально-психологическое изучение проводится с использованием следующих основных методов: изучение документов, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование).

Основным методом психологического и психофизиологического обследования является профессионально-психологическое испытание (тестирование).

По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям:

а) рекомендуется в первую очередь – первая категория. Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинских должностей, что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки, получить классную квалификацию;

б) рекомендуется – вторая категория. Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств в основном соответствуют требованиям воинских должностей, что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно хорошие оценки;


в) рекомендуется условно – третья категория. Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям воинских должностей, с трудом овладевают военно-учетной специальностью в установленные сроки, имеют по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению при недостатке кандидатов;

При вынесении заключений о профессиональной пригодности граждан учитывается также уровень их нервно-психической устойчивости. Оценка нервно-психической устойчивости выносится по четырем уровням:

высокая нервно-психическая устойчивость;

хорошая нервно-психическая устойчивость;

удовлетворительная нервно-психическая устойчивость;

неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость (нервно-психическая неустойчивость).

Лица с нервно-психической неустойчивостью относятся только к четвертой категории профессиональной пригодности к подготовке и службе на воинских должностях.

Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию профессиональной пригодности, не могут быть направлены на обучение в военно-учебные заведения и приняты на военную службу по контракту на соответствующие воинские должности.

Персональную ответственность за обоснованность и достоверность заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих несут начальники подразделений (специалисты) профессионального отбора.

Вынесение заключения о категории профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования завершается не позднее одного дня до окончания профессионального отбора кандидатов.

Кандидаты, отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности («не рекомендуется»), информируются о вынесенном заключении индивидуально. При необходимости с указанными кандидатами проводится индивидуальное психологическое консультирование, в ходе которого даются разъяснения и рекомендации.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх