Крейсера типа «Уичита. Американские крейсеры в годы второй мировой

– они оказались незаслуженно забыты и погребены под прахом времени. Кому сейчас интересен погром у острова Саво, артиллерийские дуэли в Яванском море и у мыса Эсперанс? Ведь все и так убеждены, что морские сражения на Тихом океане ограничены налетом на Перл-Харбор и сражением у атолла Мидуэй.


В реальной войне на Тихом океане крейсеры были одной из ключевых действующих сил ВМС США и Императорского флота Японии – на этот класс пришлась крупная доля потопленных кораблей и судов с обеих противоборствующих сторон. Крейсера обеспечивали ближнюю ПВО эскадр и авианосных соединений, прикрывали конвои и выполняли дозорные задачи на морских коммуникациях. При необходимости использовались в качестве бронированных «эвакуаторов», выводя на буксире поврежденные корабли из зоны боевых действий. Но главная ценность крейсеров открылась во второй половине войны: шести- и восьмидюймовые орудия не смолкали ни на минуту, «окучивая» японский оборонительный периметр на островах Тихого океана.

В светлое и темное время суток, при любых погодных условиях, сквозь непроницаемую стену тропического ливня и молочную пелену тумана, крейсера продолжали лить свинцовый дождь на голову несчастного противника, запертого на крошечных атоллах посреди Великого океана. Многодневная артподготовка и огневая поддержка десанта – именно в этой роли ярче всего засветились тяжелые и легкие крейсеры ВМС США – как на Тихом океане, так и в европейских водах Старого Света. В отличие от чудовищных линкоров, количество участвовавших в боях американских крейсеров приближалось к восьми десятками (одних «Кливлендов» янки наклепали 27 единиц), а отсутствие на их борту артиллерии особо крупного калибра компенсировалось высокой скорострельностью восьмидюймовок и более «мелких» пушек.

Крейсеры обладали огромной разрушительной мощью – 203 мм снаряд орудия 8"/55 имел массу 150 килограммов и покидал срез ствола с быстротой, превышавшей две скорости звука. Темп стрельбы морской пушки 8"/55 достигал 4 выстр./мин. Всего же тяжелый крейсер «Балтимор» нес девять подобных артиллерийских систем, размещенных в трех башнях главного калибра.

Помимо впечатляющих наступательных возможностей, крейсера обладали хорошим бронированием, отличной живучестью и очень высокой скоростью хода до 33 узлов (>60 км/ч).
Высокая скорость и защищенность была по достоинству оценена моряками. Неслучайно на крейсерах так часто держали свой флаг адмиралы – просторные рабочие помещения и изумительный набор радиоэлектронной аппаратуры позволяли оборудовать на борту корабля полноценный флагманский командный пост.

USS Indianapolis (CA-35)


Под конец войны именно крейсеру «Индианаполис» была доверена почетная и ответственная миссия по доставке ядерных зарядов на островную авиабазу Тиниан.

Крейсеры, принявшие участие во Второй мировой войне, делятся на две большие категории: построенные до и после войны (подразумевается конец 30-х годов и позже). Что касается довоенных крейсеров, великое множество конструкций объединяло одно важное обстоятельство: большинство крейсеров предвоенной постройки стали жертвами Вашингтонских и Лондонских морских соглашений. Как показало время, все страны, подписавшие договор, так или иначе, совершили подлог с водоизмещением строящихся крейсеров, превысив положенный лимит в 10 тыс. тонн на 20 и более %. Увы, все равно ничего путного не получили – Мировую войну предотвратить не смогли, зато извели миллион тонн стали на ущербные корабли.

Как и все «вашингтонцы», американские крейсеры постройки 1920-х - первой половины 1930-х годов имели перекошенное соотношение боевых характеристик: низкая защищенность (толщина стенок башен ГК крейсера «Пенсакола» едва превышала 60 мм) в обмен на огневую мощь и солидную дальность плавания. Вдобавок, американские проекты «Пенсакола» и «Нотрхэмптон» оказались недогруженными – конструкторы так увлеклись «ужиманием» кораблей, что не смогли эффективно использовать весь резерв водоизмещения. Неслучайно на флоте эти шедевры кораблестроения получили красноречивое название «жестянки».


Тяжелый крейсер "Уичита"

Американские «вашингтонские» крейсеры второго поколения – «Нью-Орлеан» (построено 7 единиц) и «Уичита» (единственный корабль своего типа) оказались гораздо более сбалансированными боевыми единицами, однако, также не лишенными недостатков. На этот раз конструкторы смогли сохранить приличные скорость, бронирование и вооружение в обмен на такой неосязаемый параметр, как «живучесть» (линейное расположение ГЭУ, более плотная компоновка – корабль имел высокие шансы погибнуть от попадания единственной торпеды).

Вспыхнувшая мировая война в одночасье аннулировала все мировые договоры. Сбросив с плеч оковы всевозможных ограничений, кораблестроители в кратчайшие сроки представили проекты сбалансированных боевых кораблей. Вместо прежних «жестянок» на стапелях появились грозные боевые единицы – подлинные шедевры кораблестроения. Вооружение, броня, скорость, мореходность, дальность плавания, живучесть – инженеры не допускали компромиссов ни в одном из перечисленных факторов.

Боевые качества этих кораблей оказались столь великолепны, что многие из них продолжали эксплуатироваться в составе ВМС США и других стран даже спустя три-четыре десятка лет после окончания войны!

Откровенно говоря, в формате открытого морского сражения «корабль против корабля», каждый из представленных ниже крейсеров окажется сильнее любого из своих современных потомков. Попытка «стравить» какой-нибудь ржавый «Кливленд» или «Балтимор» с ракетным крейсером «Тикондерога» окажется плачевной для современного корабля – приблизившись на пару десятков километров, «Балтимор» разорвет «Тикондерогу», как грелку. Возможность применения «Тикондерогой» ракетного с дальностью стрельбы 100 и более километров в данном случае ничего не решает – старые бронированные корабли маловосприимчивы к столь «примитивным» средствам поражения, как БЧ ракеты «Гарпун» или «Экзосет».

Предлагаю читателям познакомиться с наиболее фееричными образцами американского кораблестроения военных лет. Тем более, посмотреть там есть на что…

Легкие крейсеры типа «Бруклин»

Количество единиц в серии – 9
Годы строительства – 1935-1939 гг.
Полное водоизмещение 12 207 тонн (проектное значение)
Экипаж 868 человек
Главная энергетическая установка: 8 котлов, 4 турбины Парсонса, 100 000 л.с.
Максимальный ход 32,5 узла
Дальность плавания 10 000 миль на 15 узлах.
Главный бронепояс – 140 мм, максимальная толщина брони – 170 мм (стенки башен ГК)

Вооружение:
- 15 х 152 мм орудий ГК;
- 8 х 127 мм универсальных орудий;
- 20-30 зенитных автоматов «Бофорс» калибр 40 мм*;
- 20 зенитных автоматов «Эрликон» калибра 20 мм*;
- 2 катапульты, 4 гидросамолета.
* типичное ПВО «Бруклинов» в 40-е годы

Близкое дыхание Мировой войны заставило пересмотреть подходы к проектированию кораблей. В начале 1933 года янки получили тревожные сведения о закладке в Японии крейсеров типа «Могами», вооруженных 15 шестидюймовыми орудиями в пяти башнях. В реальности японцы совершили крупный подлог: стандартное водоизмещение «Могами» было на 50% больше заявленного - это были тяжелые крейсера, которые, в перспективе, планировалось вооружить десятью 203 мм пушками (что и произошло с началом войны).

Но в начале 1930-х янки не ведали о коварных планах самураев и, дабы не отстать от «вероятного противника», бросились проектировать легкий крейсер с пятью башнями главного калибра!
Несмотря на действующие ограничения Вашингтонского договора и нестандартные условия проектирования, крейсер типа «Бруклин» получился чертовски удачным. Внушительный наступательный потенциал вкупе с отличным бронированием и неплохой мореходностью.

Все девять построенных крейсеров принимали активное участие во Второй мировой войне, при этом (впору удивиться!) никто из них не погиб в сражениях. «Бруклины» попадали под бомбовые и торпедные атаки, артиллерийский огонь и атаки «камикадзе» - увы, всякий раз корабли оставались на плаву и после ремонта возвращались в строй. У побережья Италии в крейсер «Саванна» попала немецкая управляемая супер-бомба «Фриц-Х», однако, и в этот раз, несмотря на колоссальные разрушения и гибель 197 моряков, корабль смог доковылять до базы на Мальте.



Крейсер "Феникс" у побережья Филиппин, 1944 год


Аргентинский крейсер "Хенераль Бельграно" (ex-Феникс) с оторванной взрывом носовой частью, 2 мая 1982 года


Поврежденный крейсер "Саванна" у побережья Италии, 1943 год. В крышу третьей башни ГК ударила 1400-кг радиоуправляемая бомба "Фриц-Х"


Но самые удивительные приключения выпали на долю крейсера «Феникс» - этот шутник ловко ускользнул из-под японского удара в бухте Перл-Харбора, не получив при этом ни царапины. Но от судьбы уйти не сумел – спустя 40 лет он был потоплен британской подводной лодкой во время Фолклендской войны.

Легкие крейсеры типа «Атланта»

Количество единиц в серии – 8

Полное водоизмещение 7 400 тонн
Экипаж 673 человека
Главная энергетическая установка: 4 котла, 4 паровые турбины, 75 000 л.с.
Максимальный ход 33 узла
Дальность плавания 8 500 миль на 15 узлах
Главный бронепояс 89 мм.

Вооружение:
- 16 х 127 мм универсальных орудий;
- 16 автоматических зениток калибра 27 мм (т.н. «чикагское пианино»);
на последних кораблях серии заменены на 8 автоматов «Бофорс»;
- до 16 зенитных автоматов «Эрликон» калибра 20 мм;
- 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм;
- к концу войны на кораблях появился сонар и комплект глубинных бомб.

Одни из самых красивых крейсеров Второй мировой. Специализированные корабли ПВО, способные за минуту обрушить на врага 10 560 кг раскаленной стали – залп маленького крейсера поражал воображение.
Увы, на практике оказалось, что ВМС США не страдали от недостатка 127 мм универсальных зениток (аналогичными орудиями вооружались сотни эсминцев), а вот артиллерии среднего калибра подчас не хватало. Помимо слабости вооружения, «Атланта» страдала от низкой защищенности – сказались малые размеры и слишком «тонкое» бронирование.

Как результат – из восьми кораблей в боях погибли два: головная «Атланта» погибла от торпед и артиллерийского огня противника в перестрелке у Гуадалканала (ноябрь 1942 г.). Еще один – «Джуно» погиб в тот же день: поврежденный корабль добила японская подводная лодка.

Легкие крейсеры типа «Кливленд»

Количество единиц в серии – 27. Еще 3 достроены по усовершенствованному проекту «Фарго», 9 – как легкие
авианосцы «Индепенденс». Оставшаяся дюжина недостроенных корпусов была сдана на слом в 1945 году - многие из крейсеров к тому времени были спущены на воду и достраивались на плаву (запланированное кол-во кораблей проекта – 52 единицы)

Годы строительства – 1940-1945 гг.
Полное водоизмещение 14 130 тонн (проект)
Экипаж 1255 человек
Главная энергетическая установка: 4 котла, 4 паровые турбины, 100 000 л.с.
Максимальный ход 32,5 узла
Дальность плавания 11 000 миль на 15 узлах
Главный бронепояс 127 мм. Максимальная толщина брони – 152 мм (лобовая деталь башен ГК)

Вооружение:
- 12 х 152 мм орудий главного калибра;

- до 28 зенитных автоматов «Бофорс»;
- до 20 зенитных автоматов «Эрликон»;

Первый по-настоящему полноценный крейсер ВМС США. Мощный, сбалансированный. С прекрасной защищенность и наступательными возможностями. Не обращайте внимания на приставку «легкий». «Кливленд» такой же легкий, как чугунный паровоз. В странах Старого Света подобные корабли без преувеличения классифицируются, как «тяжелые крейсера». За сухими цифрами «калибр пушек/толщина брони» скрываются не менее интересные вещи: удачное расположение зенитной артиллерии, относительный простор внутренних помещений, тройное дно в районе машинных отделений…

Но была у «Кливленда» своя «ахиллесова пята» - перегрузка и, как следствие, проблемы с остойчивостью. Ситуация была настолько серьезной, что на последних кораблях серии стали снимать боевую рубку, катапульту и дальномеры с башен №1 и №4. Очевидно, именно проблема с низкой остойчивостью послужила причиной короткой жизни «Кливлендов» – практически все они покинули ряды ВМС США до начала Корейской войны. Лишь три крейсера – «Галвестон», «Оклахома Сити» и «Литтл Рок» (на заглавной иллюстрации к статье) прошли обширную модернизацию и продолжили службу в качестве крейсеров-носителей управляемого ракетного оружия (ЗРК «Талос»). Успели принять участие в войне во Вьетнаме.

Проект «Кливленд» вошел в историю, как наиболее многочисленная серия крейсеров. Однако, несмотря на свои высокие боевые качества и большое кол-во построенных кораблей, «Кливленды» прибыли слишком поздно, чтобы увидеть настоящий «дым морских сражений»; среди трофеев этих крейсеров числятся лишь японские эсминцы (стоит заметить, янки никогда не страдали от недостатка техники – в первой фазе войны активно сражались крейсеры довоенной постройки, коих у американцев было целых 40 штук)

Основную часть времени «Кливленды» занимались обстрелом береговых целей – Марианские о-ва, Сайпан, Минданао, Тиниан, Гуам, Миндоро, Лингаен, Палаван, Формоза, Кваджалейн, Палау, Бонин, Иводзима… Трудно переоценить вклад этих крейсеров в разгром японского оборонительного периметра.


Пуск зенитной ракеты с крейсера "Литтл Рок"


За время боевых действий ни один из кораблей не пошел на дно, однако, серьезных потерь избежать не удалось: сильно пострадал крейсер «Хьюстон» - получив в борт две торпеды, он принял 6000 тонн воды и едва дотянул до передовой базы на атолле Улити. Но особенно тяжело пришлось «Бирмингему» - крейсер помогал тушить пожары на борту поврежденного авианосца «Принстон», когда на авианосце произошла детонация боекомплекта. «Бирмингем» был едва не опрокинут взрывной волной, на крейсере погибло 229 человек, более 400 моряков получили ранения.

Тяжелые крейсеры типа «Балтимор»

Количество единиц в серии – 14
Годы строительства – 1940-1945 гг.
Полное водоизмещение 17 000 тонн
Экипаж 1700 человек
ГЭУ - четырехвальная: 4 котла, 4 паровые турбины, 120 000 л.с.
Максимальный ход 33 узла
Дальность плавания 10 000 миль на 15 узлах
Главный бронепояс - 150 мм. Максимальная толщина брони – 203 мм (башени ГК)

Вооружение:
- 9 х 203 мм орудий главного калибра;
- 12 х 127 мм универсальных орудий;
- до 48 зенитных автоматов «Бофорс»;
- до 24 зенитных автоматов «Эрликон»;
- 2 катапульты, 4 гидросамолета.

«Балтимор» - это не кетчуп с кусочками спелых овощей, эта штука гораздо оаснее. Апофеоз американского кораблестроения в классе «крейсер». Сброшены все запреты и ограничения. В конструкции внедрены последние достижения американского ВПК военных лет. Радары, чудовищные пушки, тяжелая броня. Супер-герой с максимумом достоинств и минимумом недостатков.

Как и более легкие крейсера типа «Кливленд», «Балтиморы» прибыли лишь к «шапочному разбору» на Тихом океане - первые четыре крейсера вступили в строй в 1943 , еще один – 1944, остальные девять – в 1945 году. В результате большая часть повреждений «Балтиморов» пришлась на шторма, тайфуны и навигационные ошибки экипажей. Тем не менее, определенный вклад в победу они внесли – тяжелые крейсера буквально «выдолбили» атоллы Маркус и Уэйк, поддерживали огнем десант на бесчисленных островках и атоллах Тихого океана, участвовали в рейдах к Китайскому побережью и нанесению ударов по Японии.


Ракетно-артиллерийский крейсер "Бостон". Пуск зенптной ракеты "Терьер", 1956 год
Война закончилась, а «Балтиморы» не думали отправляться на покой – тяжелая морская артиллерия вскоре пригодилась в Корее и во Вьетнаме. Ряд крейсеров данного стали первыми в мире носителями зенитных ракет – уже к 1955 году «Бостон» и «Канберра» получили на вооружение ЗРК «Терьер». Еще три корабля прошли глобальную модернизацию по проекту «Олбани» с полным демонтажем надстроек и артиллерии и последующей конверсией в ракетные крейсера.


Всего через 4 дня после того, как "Индианаполис" доставил атомные бомбы на о. Тиниан, крейсер был потоплен японской подлодкой I-58. Из 1200 человек экипажа спаслись всего 316. Катастрофа в океане стала крупнейшей по числу жертв в истории ВМС США

По окончанию ремонта «Уичита» ушла на Тихий океан, куда подоспела как раз к битве при острове Реннелл, Соломоновы острова. Сражение произошло 29 января 1943 г. Тогда от многочисленных попаданий торпед затонул крейсер «Чикаго» (СА-29). «Уичита» получила попадание одной торпеды, которая не взорвалась. Во время сражения в заливе Лейте в октябре 1944 г. артиллерией крейсера «Уичита» были потоплены японский авианосец «Чийода» и эсминец «Хатцузуки».

Крейсер «Уичита» в 1945 г. принимал участие в боях за Окинаву, присутствовал при капитуляции Японии. 27 апреля 1945 г. под Окинавой в крейсер попал небольшой снаряд, вероятно калибра 5 дюймов, выпущенный с японской береговой батареи. Снаряд пробил левый борт ниже ватерлинии за башней № 3 главного калибра. Взрыв снаряда серьезных повреждений крейсеру не причинил, и корабль продолжил бой.

«Питтсбург» пришел на Гуам без носовой оконечности. Нос корабль потерял в тайфуне, но остальная часть корпуса выдержала натиск стихии. Два моряка в доке осматривают повреждения крейсера, удивляясь каким образом калека дошел своим ходом до порта. За бои на Тихом океане крейсер «Питтсбург» получил две боевых звезды.

«Питтсбург» с временной носовой оконечностью, пристроенной на Гуаме для перехода в Штаты в Бремертон, шт. Вашингтон. День Победы над Японией застал крейсер «Питтсбург» в ремонте. После окончания ремонта крейсер вывели в резерв, но с началом войны в Корее и 1950 г. «Питтсбург» снова был призван в строй.

«Сент-Пол» - самый заслуженный из крейсеров типа «Балтимор» -17 боевых звезд: за Вторую мировую войну - одна, Корея - восемь и Вьетнам - восемь. После вводи в строй и учебного похода, корабль пришел на Тихий океан, где присоединился к TF-38. «Сент- Пол» окрашен но схеме Measure 21, NAVY Blue System. Цилиндрический объект на корме является дымогенератором.

В послевоенный период крейсер «Сент-Пол» прошел интенсивную модернизацию. К маю 1955 г. с корабля демонтировали башню № 1 с 5-дюймовыми пушками, все 20- и 40-мм зенитки, катапульты. В носовой части установлена антенна боевой информационной системы NTDS. Па мачте в числе прочих антенны, установлена антенна радиотехнической системы дальней навигации TACAN. Разнообразное антенное хозяйство расставлено по всему кораблю. Крейсер окрашен по схеме Measure 27 - полностью в цвет Haze Gray, окраска мирного времени.

Тяжелый крейсер «Уичита» числился в боевом составе ВМС США с февраля 1939 по февраль 1947 г.г., когда он был выведен в резерв Атлантического флота. Окончательно крейсер списали в 1959 г., в том же году корабль продали на металлолом. За время боевой службы на Атлантическом и Тихом океанах в годы Второй мировой войны тяжелый крейсер 13 раз был отмечен боевой звездой.

Крейсера типа «Балтимор»

Тяжелые крейсера типа «Балтимор» продолжили линию развития кораблей типа «Бруклин» и удачного корабля по имени «Уичита».

Головной в серии крейсер «Балтимор» был заказан I октября 1940 г., закладка киля крейсера состоялась на заводе Близлихэм Стил, Форс-Ривер, Куинси, шт. Массачусетс, 26 мая 1941 г. Первые восемь крейсеров серии (СА-68 - СА-75) были построены в Куинси. Крейсер «Орегон Сити» (СА-122) отличался от предшествующих «Балтиморов» и фактически стал головным в новой серии из трех кораблей - «Орегон Сити», «Олбани» (СА-123) и «Рочестер» (СА-124). Эти корабли также строились Близлихэм Стил. «Орегоны» являлись однотрубными кораблями, в то время как «Балтиморы» несли по две дымовых трубы. Серия разделилась снова в 1950 г. с разработкой головного «Де Мойн» (СА-134), за которым последовали крейсера «Салем» (СА-139) и «Ньюпорт Ньюс» (СА- 148). По своей конфигурации эти корабли отличались от «Балтиморов» и «Орегонов».

Залп носовых башен главного калибра крейсера «Сент-Пол». Крейсер ведет огонь но Хангнэму, Северная Корея, декабрь 1950 г. Орудийный огонь американских кораблей обеспечил эвакуацию из порта военных и гражданских перед лицом корейско-китайских полчищ. Последние выстрелы в Корейской войне «Сент-Пол» сделал в 21 ч 59 минут 27 июля 1953 г. - за одну минуту до вступления в силу перемирии.

Вьетнамская береговая артиллерия обстреливает крейсер «Септ-Пол», Тонкинский залив, август 1967 г. Крейсер оказывал огневую поддержку американским и южновьетнамским войскам в 1965–1970 г.г. 2 сентября 1965 г. в носовую часть корабля попал снаряд, выпущенный вьетнамской береговой артиллерией. Потерь среди экипажа не было.

Длина крейсеров типа «Балтимор»/ «Орегон Сити» по корпусу - 205.3 м. по ватерлинии - 202,4 м, ширина по мидель- шпангоуту - 21,6 м. Стандартное водоизмещение- 14 472 т (13 129 метрических тонн), полное - 17 030 тонн (15 450 метрических тонн). Осадка в полном грузе - 8,2 м. На «Де Мойнах» длина по корпусу была увеличена до 218,4 м, а ширина по мидель-шпангоуту - до 23,3 м. Стандартное водоизмещение «Де Мойна» составило 17 000 т (15 422 метрических тонны), полное - 21 500 тонны (19 505 метрических тонны).

На всех крейсерах трех серий стояло по восемь котлов Бэбкока и Уилкокса и по четыре турбины Дженерал Электрик суммарной мощностью 120 000 л.с. турбины работали на четыре гребных винта. Скорость полного хода 33 узла. Запас нефти обеспечивал дальность плавания в 10 000 морских миль со скоростью 15 узлов. Дальность плавания, как и на других крейсерах, могла быть увеличена за счет попутной и встречной дозаправки в плавании. Бронирование крейсеров типа «Балтимор» в целом было выполнено аналогично бронированию крейсера «Уичита». Толщина брони варьировалась от 15,24 см в районе машинных отделений до 10,2 см в районе ватерлинии. Толщина бронепалубы - 5 см. Толщина барбетов башен 6 дюймов. Толщина лобовой брони башен главного калибра - 20,3 мм, бортов - 7,62 см, крыш - 7,62 см.

Крейсер «Сент-Пол» проходит по левому борту танкера «Навасота» (АО-106) на пути в Тонкинский залив, 1967 г. Обратите внимание на большое количество разнообразных антенн.

Моряки танкера «Навасота» подают концы на крейсер «Сент-Пол». Крейсеру предстоит принять нефть с танкера. Моряки танкера - в пожарных касках, работа на танкере отличается крайней непредсказуемостью и опасностью. Пи кормовой надстройке крейсера виден визир Мк 54 управления огнем кормовой башни главного калибра. Впереди и выше системы Мк 54 установлена система Мк 37, используемая для управления огнем 5-дюймовой артиллерии.

Крейсера «Балтимор»/»Орегон Сити» были вооружены девятью 203-мм орудиями с длинной ствола 55 калибров в варианте Мк 12 или Мк 15, по три орудия в трех башнях; две башни в иосу одна над другой, одна - в корме, сама по себе отдельная. Максимальная дальность стрельбы бронебойным снарядом массой 152 кг составляла 27,5 км. На «Дс Мойнах» стояло по девять автоматизированных орудий калибра 203 мм с длинной ствола 55 калибров в варианте Мк 16 Mod 0, по три в трех башнях. Новые, более тяжелые, 8-дюймовые орудия обладали скорострельностью 12 выстрелов в минуту и снаряжались унитарными боеприпасами, а не выстрелами раздельного заряжения. Стрельба главным калибром управлялась с помощью оптического дальномера Мк 34 и радиолокационного дальномера.

Тяжелый крейсер Wichita

Водоизмещение: 10589 t , 13015 t

Размеры: 185,42 x 18,82 x 7,24 м

Машины: 4-вальный ТЗА Парсонс, 8 котлов Бабкок-Уилкокс, 100000 shp = 33 узл; 1984 тонн нефти = 10000 миль @ 15 узл.

Броня: пояс 102 - 152 мм на обшивке 16 мм; палуба 57 мм; барбеты 178 мм; башни 203 мм лоб, 70 мм крыша, 95 мм борта; рубка 152 мм

Вооружение: 9 - 203/55 (3 х 3); 8 - 127/38 (8 х 1); 2 катапульты, 4 самолета

Экипаж: 929 человек

CA-45 Wichita

Philadelphia NY/New York NY

28.10.35

16.11.37

16.2.39

Выведен в резерв 15.7.46.

Подписание Лондонского морского договора 1930 года наруши­ло планы строительства тяжелых крейсеров в Соединенных Штатах, так как наложило ограничения на этот класс кораблей. Договор раз­решил.США заложить 1 крейсер в 1934 (СА-44 «Винсенс») и еще один крейсер в следующем году. Тем временем были разработаны чертежи, и в марте 1934 появилось предложение сделать их также основой для новых тяжелых крейсеров. Предполагалось, что этот проект позволит увеличить дальность плавания, благодаря улучшенным обво­дам корпуса и увеличенной емкости топливных цистерн. Должна была улучшиться и броневая защита. Толщина пояса увеличивалась до 152 мм, барбетов - до 178 мм. Повышалась высота борта. Однако, рабо­там мешали попытки разрешить одну из самых тяжелых проблем - американские 203-мм башни давали слишком большой разброс сна­рядов. Для повышения кучности залпа требовалось увеличить рассто­яние между осями орудий, но это приводило к увеличению размера башни и диаметра барбета, что было недопустимо. Компромисс все-таки удалось найти. Расстояние между орудиями было увеличено, а барбеты получили коническую форму.

Внешне тяжелый крейсер «Уичита» напоминал «Бруклин». Ма­шинная установка имела те же характеристики. Котлы выдавали пар с температурой 648" F при давлении 464 фн/кв. дюйм. Корабль имел 6 котлов, расположенных впереди машинных отделений. Мощность электрических генераторов была увеличена на 60%. Однако при этом была снижена мощность дизель-генераторов, хотя корабль по­лучил 2 таких установки.

Броневой пояс имел толщину 152 мм в средней части корабля и 102 мм в оконечностях. Палуба имела толщину 57 мм. Поперечные траверзы имели толщину 152 мм, а барбеты - 178 мм. Общий вес брони составлял 1437 тонн или 14% стандартного водоизмещения. На крейсере была использована броня «Класс А», которая давала зону неуязвимости от огня 203-мм орудия от 50 до 110 каб. В 1939 Бюро вооружений создало новый длинный снаряд, который мог пробивать пояс «Уичиты» с расстояния 77,5 каб, а пояс «Винсенса» - с расстояния 90 каб. Палубную броню он пробивал на дистанциях более 112 каб. Новый снаряд также позволял уменьшить начальную скорость, что резко увеличивало живучесть орудия. Именно новые снаряды использовались для вычисления зон неуязвимости крейсе­ров типа «Балтимор» и всех последующих.

Крейсер был вооружен новыми 203/55 орудиями Mark 12. В качестве второго калибра появились новые 127/38, однако создать спаренные установки конструктора не успели. Схема расположения универсальных орудий являлась значительным шагом вперед, позво­ляя вести огонь практически по всем направлениям. 4 орудия были установлены в закрытых башнях, что также было серьезным улуч­шением. Однако, остойчивость корабля приблизилась к опасной гра­ни, и сначала последнюю пару 127-мм орудий не установили. Легкое зенитное вооружение состояло из 8 абсолютно бесполезных 12,7-мм пулеметов. Авиационное вооружение было перенесено на квартер­дек. Ангар, прикрытый большой скользящей дверью был спрятан под палубу.

Крейсер СА-45 был заказан верфи ВМФ в Филадельфии, а ма­шины должна была изготовить компания «Нью-Йорк Шипбилдинг Корп».

«Уичита» практически не имел никаких резервов остойчивости, и потому все модернизации имели очень ограниченный характер. Ле­том 1939 были установлены «пропавшие» 127-мм орудия, одновре­менно было добавлено 200 тонн чугунного балласта, а в июне 1941 крейсер получил 2x4- 28-мм автомата. В ходе войны были уста­новлены новые модели радара. В ноябре 1943 было заменено лег­кое зенитное вооружение. Крейсер получил 4x4 + 2x2- 40-мм Бофорса. Были также установлены 18 - 20-мм Эрликонов. К концу войны «Уичита» получил еще 2x2- 40-мм автомата. Бюро воору­жений предложило установит на крейсере 6 х 2 - 5" установки, но неизвестно, рассматривались ли эти планы всерьез.

История службы

УИЧИТА Крейсер вошел в состав 7 дивизии Атлантической эс­кадры и участвовал в Нейтральном патруле в Карибском море, но в июне 1940 совершил визит доброй воли в Южную Америку, кото­рый продлился до сентября. Служба крейсера в Атлантике была совершенно рутинной. Осенью 1941 он участвовал в оккупации Исландии, а в марте 1941 был переведен в Скапа-Флоу для дей­ствий в составе Флота Метрополии. Он участвовал в проводке арктических конвоев, в том числе злополучного Р Q -17, и других операциях в северных водах. В ноябре 1942 он участвует в опера­ции «Торч». 8 ноября во время обстрела батареи Эль-Ханк возле Касабланки, крейсер получает попадание 194-мм снаряда. В конце года «Уичиту» направляют на Тихий океан. В январе 1943 крейсер участвовал в бою у острова Реннел. После этого он уходит на Алеутские острова и в апреле 1943 становится флагманом ОГ 52.10, потом ОГ 16.4, а еще позднее ОГ 16.7. 22 июля крейсер участвовал в обстреле Кыски, после чего вернулся в Пьюджет Саунд для ре­монта. Работы завершились в начале декабря, и крейсер вернулся на Гавайи. В январе 1944 он участвует в высадке десанта на Маршалловых островах, потом в Холландии, в ударах по Труку и Сай­пану. В июне 1944 «Уичита» участвовал в бою в Филиппинском море. В октябре в составе ОС 38 он участвовал в ударах по Оки­наве, Формозе и Лусону. 13 октября вблизи Формозы получил попа­дание торпеды крейсер «Канберра». «Уичита» буксировал повреж­денный корабль в течение 2 суток. 25 октября 1944 крейсер уча­ствует в бою у мыса Энганьо. Вместе с другими крейсерами он топит поврежденный авианосец «Тиёда» и эсминец «Хацуюки». Но на «Уичите» возникают неполадки в машинах, возможно ставшие следствием буксировки «Канберры». Кроме того, обнаружился пе­релом кронштейна вала Мг 3. В ноябре крейсер уходит на ремонт в США, работы заканчиваются в начале февраля 1945. После это­го «Уичита» участвовал в боях у Окинавы, участвовал в оккупации Японии. Крейсер заслужил 13 боевых звезд в годы Второй Миро­вой войны. Предложение перестроить его в ракетный крейсер не было реализовано.

Продолжение выпуска № 17. Роль, которую тяжелые крейсера ВМС США сыграли во Второй мировой войне, огромна. Особенно возросло значение тяжелых крейсеров на Тихом океане, после того как японская палубная авиация нейтрализовала 7 декабря фактически все американские линкоры Тихоокеанского флота. В том историческом налете не пострадал ни один тяжелый крейсер. Все тяжелые крейсера приняли участие в боях с самурайско-японскими и немецко-фашистскими агрессорами.

Крейсера типа «Уичита»

Крейсера типа «Уичита»

Крейсера типа «Уичита» представлены всего одним кораблем - собственно крейсером «Уичита». Корабль построен согласно условиям Лондонского договора об ограничении военно-морских вооружений, заключенного в 1930 г. По Лондонскому договору США разрешалась постройка одного тяжелого крейсера в 1935 г. Крейсер получил наименование в честь самого крупного города штата Канзас.










Крейсер «Уичита» был заложен на военно-морской верфи в Филадельфии 28 октября 1935 г., спущен на воду 16 ноября 1937 г., вошел в состав ВМС США 16 февраля 1939 г.

В основу проекта «Уичиты» положили проект легкого крейсера типа «Бруклин» (CL-40). Основные отличия заключались в усилении артиллерии главного калибра («Уичита» получила 203-мм орудия вместо 152 мм пушек «Бпруклина) и совершенствовании силовой установки. Длинна крейсера «Уичита» по ватерлинии - 182,9 м, по корпусу - 185,4 м, ширина по мидель-шпангоуту - 18,8 м. Стандартное водоизмещение 10 590 т (9607 метрических тонн), полное - 13 015 т (II 807 метрических тонн), осадка в полном грузу - 7,24 м.

На крейсере установлено восемь котлов Бэбкока и Улкокса (температура пара 342,2 град. С, давление 3199,3 кПа). Четыре турбины Парсонса развивали мощность более 100 000 л.с. и вращали четыре гребных винта. Скорость полного хода составляла 33 узла. Запас нефти в цистернах - 1995 т (1810 метрических тонн) обеспечивал дальность плавания в 10 000 морских миль со скоростью 15 узлов. Электроэнергию вырабатывали два дизель-генератора.

Главный броневой пояс крейсера защищал машинные отделения, погреба боезапаса и другие наиболее важные и уязвимые места корабля. Толщина главного бронепояса варьировалась от 11,4 до 16,5 см. Толщина бронепалубы - 5,7 см, барбетов башен главного калибра - 17,8 см. Толщина брони башни главного калибра в лобовой части - 20,3 см, бортов - 8,5 см, крыши - 5.8 см. Коническая надстройка имела круговое бронирование толщиной 15,24 см.











Основное вооружение тяжелого крейсера «Уичита» составляли девять 8-дюймовых орудий с длинной ствола 55 калибров в варианте Мк 12 Mod I. Орудия установлены по три в трех башнях, двух носовых и одной кормовой. Масса башни с орудиями - 319 метрических тонн. Орудия посылали снаряды массой 118 кг с начальной скоростью 853 м/с на дальность 29 км. Изначально для управления стрельбой главного калибра предназначался оптический дальномер Мк-34, в 1943 г. дальномер был дополнен радиолокатором системы управления огнем. Кроме того, оптический дальномер ставился в каждой башне главного калибра.

Вспомогательное вооружение было представлено одноствольными 5-дюймовыми орудиями с длинной ствола 25 калибров, позже их заменили более эффективными пятидюймовыми с длинной ствола 38 калибров. Изначально установили только шесть из восьми пятидюймовое чтобы избежать снижения остойчивости. Четыре из шести орудий монтировались в одноорудийных башнях, остальные две пушки были установлены открыто в средней части крейсера. Седьмое и восьмое орудие смонтировали на крейсере в конце 1939 г.

Зенитное вооружение ближнего действия составляли восемь 12,7-мм пулеметов Браунинг М2 с водяным охлаждением стволов. Пулеметы монтировались на мостике. В 1941 г. крейсер довооружили 28-мм счетверенными автоматическими пушками, но вскоре им на смену пришли 40-мм Бофорсы. В 1945 г. зенитное вооружение крейсера состояло из четырех счетверенных Бофорсов, четырех спаренных Бофорсов и 18 одноствольных Эрликонов.



















Крейсер «Уичита» был оснащен двумя авиационными катапультами. Для запуска с катапульты гидросамолетов использовались заряды черного пороха. Катапульты монтировались по бортам в кормовой части корпуса, на юте был установлен большой кран, предназначенный для подъема гидросамолетов и корабельных плавсредств. Ангар для самолетов с большой сдвижной дверыо находился за башней № 3 главного калибра. Ангар вмещал четыре гидросамолета-биплана Кертис SOC «Сигал». Гидропланы были приписаны к эскадрилье VCS-7. В 1943 г. гидросамолеты «Сигал» сменили гидропланы Воут OS2U «Кингфишер». В 1945 г. крейсер получил гидросамолеты Кертис SC–I «Сихок».

В ноябре 1942 г. крейсер «Уичита» ушел к берегам Северной Африки для обеспечения операции «Торч» - высадки англо-американских союзников в колониальных владения Франции. В боях в районе Касабланки и Марокко крейсер получил прямое попадание 194-мм снаряда, выпущенного орудием французской береговой батареи под Эот-Хэнком. Снаряд попал в левый борт корабля в районе фок-мачты, пробил борт, вторую палубу и разорвался в кубрике команды. В результате взрыва ранения получили 14 моряков, все получили лишь легкие ранения. Начавшийся было пожар оперативно загасила аварийная партия. Крейсер оставался полностью боеспособным, но его после четырех дней боев отправили в США на ремонт.

По окончанию ремонта «Уичита» ушла на Тихий океан, куда подоспела как раз к битве при острове Реннелл, Соломоновы острова. Сражение произошло 29 января 1943 г. Тогда от многочисленных попаданий торпед затонул крейсер «Чикаго» (СА-29). «Уичита» получила попадание одной торпеды, которая не взорвалась. Во время сражения в заливе Лейте в октябре 1944 г. артиллерией крейсера «Уичита» были потоплены японский авианосец «Чийода» и эсминец «Хатцузуки».

Крейсер «Уичита» в 1945 г. принимал участие в боях за Окинаву, присутствовал при капитуляции Японии. 27 апреля 1945 г. под Окинавой в крейсер попал небольшой снаряд, вероятно калибра 5 дюймов, выпущенный с японской береговой батареи. Снаряд пробил левый борт ниже ватерлинии за башней № 3 главного калибра. Взрыв снаряда серьезных повреждений крейсеру не причинил, и корабль продолжил бой.









Тяжелый крейсер «Уичита» числился в боевом составе ВМС США с февраля 1939 по февраль 1947 г.г., когда он был выведен в резерв Атлантического флота. Окончательно крейсер списали в 1959 г., в том же году корабль продали на металлолом. За время боевой службы на Атлантическом и Тихом океанах в годы Второй мировой войны тяжелый крейсер 13 раз был отмечен боевой звездой.

16 ноября 1937 года Введён в эксплуатацию 16 февраля 1939 года Выведен из состава флота 1 марта 1959 года Основные характеристики Водоизмещение 10 565 дл. т (стандартное)
13 015 дл. т (полное) Длина 182,88/185,4 м Ширина 18,8 м Осадка 7,2 м Бронирование пояс - 152 мм,
палуба - 57 мм,
башни - 203 мм,
ходовая рубка - 152 мм Двигатели 4 ТЗА Parsons Мощность 100 000 л. с. (73,5 МВт) Скорость хода 33 узла (61 км/ч) Дальность плавания проектная: 10 000 морских миль на 15 узлах
практическая: 6600 миль на 15 узлах Экипаж 929 человек Вооружение Артиллерия 3 × 3 - 203-мм/55,
8 × 1 - 127-мм/38 Зенитная артиллерия 2 × 4 - 28-мм/75 ,
8 × 1 - 12,7-мм пулемётов Авиационная группа 2 катапульты,
4 гидросамолёта Изображения на Викискладе

«Уичита» (CA-45 Wichita ) - тяжёлый крейсер флота США . Развитие крейсеров типа «Нью-Орлеан ».

История создания [ | ]

Однако на этом история не закончилась. К маю 1936 года возникло серьезное сомнение относительно адекватности предлагаемой 127-мм/25 зенитной батареи; новое орудие 127-мм/38 было явно лучше. Проектное устройство универсальной батареи должно было состоять из четырёх закрытых и четырёх открытых (штыревых) 127-мм/25 установок. Закрытые установки данного типа никогда не применялись раньше, так же не планировалось использовать их в дальнейшем - это был эксклюзив. Флот не хотел иметь на вооружении четыре уникальные установки предназначенные исключительно для одного корабля. Можно было использовать уже готовые одиночные 127-мм/38 установки. Предварительные расчёты показали, что проблемы с водоизмещением и остойчивостью позволяют установить только шесть орудий: четыре закрытых и два открытых. В качестве компромисса корабль был завершен с шестью, а не с восемью пушками, а решение по ещё двум было отложено в зависимости от результата кренования. Кренование в мае 1939 года показало ещё худшее состояние с остойчивостью, чем ожидалось. Несмотря на это, правда на основной палубе, а не на надстройке, решили установить два дополнительных орудия. Для компенсации пришлось уложить 200,4 дл. тонн чугунного балласта. Также написаны инструкции по заполнению водой топливных танков, по мере расходования топлива. Балласт уложили сразу, а пушки установили при первом ремонте .

Конструкция [ | ]

В феврале 1938 года «Уичита» была почти на пределе разрешённых 10 000 дл. тонн; в результате её формально ввели в строй только шестью из восьми 5-дюймовых орудий, чтобы изобразить соблюдение договора. Тогда же и померили высоту надводного борта и она составила 9,2 м в носу и 7,6 м в корме, водоизмещение при этом было меньше стандартного , соответственно, при нормальном водоизмещении она гораздо меньше. У «Бруклин» (у него был позаимствован корпус) высота надводного борта при нормальном водоизмещении в носу была не большая и составляла 8,2 м, зато в корме была 7 м .

Длина «Уичиты» по ватерлинии составляла 600 футов (182,88 м), а максимальная - 608 футов 4 дюйма (185,42 м). Ширина составляла 61 фута 9 дюймов (18,82 м), осадка 23 фута 9 дюймов (7,24 м). Она имела стандартное водоизмещение 10 589 дл. тонн (10 759 тонн) и полное 13 015 дл. тонн (13 224 т). Корпус повторял теоретический чертёж «Нью-Орлеана», но полубак был продлён до кормы. Корпус собирался по продольной схеме и обычно пишут, что это должно привести к его облегчению, но корпус весил 4915 дл. тонн против 4490 дл. тонн «Тускалусы» . За счёт большей осадки высота надводного борта в носу у «Уичиты» была меньше, чем у «Нью-Орлеана» на 30 см. Экипаж состоял из 929 офицеров и матросов. Она была оснащена четырьмя гидросамолетами и двумя катапультами и краном для подъёма самолётов, которые в отличие от тяжелых крейсеров предшествующих проектов, находились в корме. Wichita была оснащена четырьмя паровыми турбинами Парсонса и восемью водотрубными котлами Babcock & Wilcox. Силовая установка была рассчитана на 100 000 лошадиных сил (75 000 кВт) и максимальную скорость 33 узла (61 км/ч). Нормальный запас топлива составлял 1323 дл. тонны (1344 тонны), полный - 1984 дл. тонны (2016 тонн) мазута, проектная дальность составляла 10 000 морских миль (18 520 км) на 15 узлах (28 км/ч). Когда были установлены остальные 5-дюймовые пушки, было обнаружено, что корабль имел слишком большой верхний вес, и поэтому на дне его добавили 200,4 дл. тонны (203,6 тонн) чугунного балласта . Несмотря на принятые меры метацентрическая высота составила 1,02 м при полной нагрузке (13 005 дл. т), 0,92 м при загрузке в 2/3 от полной (12 152 дл. т) .

Энергетическая установка [ | ]

По сравнению с предыдущим типом американских тяжёлых крейсеров мощность силовой установки уменьшилась на 7000 л. с. Энергетическая установка «Уичиты» напоминала таковую на «Бруклине ». Восемь котлов производили пар температурой 648°F (342°С) при давлении 464 фн/кв дюйм (31,5 атм.). Шесть из них стояли впереди машинных отделений . Ещё два котла были установлены между машинными отделениями. Схема представляла нечто среднее между полноценным чередованием машин и котлов и линейным расположением. Мощность электрогенераторов осталась та же, но при этом мощность дизельгенераторов значительно снизилась. Ёмкость топливных цистерн в сравнении с «Нью-Орлеаном» была увеличена. По сравнению с «Бруклином» с 54 до 59 тонн был увеличен запас дизельного топлива. С применением улучшенных обводов корпуса это должно было дать увеличение дальности плавания, но расчётная дальность плавания, по результатам испытаний турбин, не дотягивала до «паспортного» значения и ограничивалась 8800 милями 15-узловым ходом .

Дальность в море была ещё хуже. «Уичита» в 1945 году на ходу 15 узлов могла пройти 6600 миль, при скорости 20 узлов - 4500 миль при запасе топлива 2044 дл. тонны - даже меньше, чем «Нью-Орлеан» . Снабжение электроэнергией осуществляли четыре турбогенератора мощностью по 400 кВт . Помимо них, имелись два дизель-генератора мощностью по 80 кВт (с перегрузкой до 100 кВт).

Вооружение [ | ]

Основное вооружение «Уичиты» составляли девять 203-мм орудий Mark 12 (такие же как на «Куинси» и «Винсеннес»), установленных в трёхорудийные башенные установки нового образца. Для 203-мм установок предыдущего образца был характерен большой разброс снарядов в залпе из-за близкого расположения орудий в башне. Для решения этой проблемы на «Уичите» было увеличено расстояние между осями стволов до 170 см и орудия были установлены в индивидуальных люльках. Барбет получил коническую форму с уменьшением диаметра в нижней части установки, дабы не увеличивать чрезмерно его диаметр. Сверхтяжелый 152-кг снаряд был чисто бронебойным и обладал слабым взрывным действием, а фугасный весил всего 118 кг, имел взрыватель мгновенного действия, и предназначался для обстрела береговых целей и небронированных судов, полубронебойного в боекомплекте не было. Снаряды имели чрезвычайно разную баллистику.

В качестве среднего калибра появились 127-мм/38 орудия . Орудия были установлены в одноорудийных установках. Четыре из них были полностью закрытыми. Для улучшения секторов обстрела 127-мм орудия расположили по ромбической схеме, вместо применявшейся ранее побортной. Поскольку по проекту на крейсер должны были поставить 127-мм орудия с длиной ствола в 25 калибров, а не 38 калибров, как вышло на практике, возникла проблема с увеличением верхнего веса, которую пришлось решать установкой в трюм 200,4 дл. т чугунного балласта .

Зенитное вооружение состояло из восьми 12,7-мм пулемётов . По меркам Второй мировой войны этого было явно недостаточно и зенитное вооружение несколько раз усиливали в процессе эксплуатации. В июле 1941 года были установлены две счетверённые установки 28-мм автоматов . В ноябре 1943 года вместо них установили 4×4 и 2×2 40-мм «бофорса » и 18 20-мм «эрликонов ». К концу войны дополнительно были установлены ещё две спаренных установки 40-мм «бофорсов».

Авиационное оборудование было смещено в корму. На квартердеке были установлены две катапульты и четыре гидросамолёта. Самолётный ангар располагался под верхней палубой и закрывался большой сдвижной дверью.

Бронирование [ | ]

Модернизации [ | ]

Модернизации имели очень ограниченный характер, поскольку «Уичита» практически не имела никаких резервов остойчивости. Летом 1939 года были установлены «пропавшие» 127-мм орудия, тогда же добавили 200,4 дл. тонн чугунного балласта, а в июне 1941 крейсер получил 2 счетверённых 28-мм автомата. Во время войны были установлены новые модели радаров. В ноябре 1942 года поступило предложение о замене одинарных 127-мм/38 орудий и 28-мм автоматов на пять-шесть 127-мм спаренных башенных установок и 6×2 40-мм/56 автоматов «Bofors», но расчёты показали невозможность осуществления этого предложения из-за ситуации с остойчивостью. Тем не менее в ноябре 1943 года лёгкое зенитное вооружение было заменено на четыре четырёхствольных и два двухствольных 40-мм «Бофорса», были также установлены 18 - 20-мм «Эрликонов», а «чикагские пианино» и пулемёты Браунинга демонтированы.

Служба [ | ]

«Уичита» была заложена на Филадельфийском морском судостроительном заводе 28 октября 1935 года и была спущена на воду 16 ноября 1937 года. «Уичита» была введена в строй 16 февраля 1939 года. Её первым командиром был капитан Таддеус А. Томсон.

В июне 1940 года крейсер совершил визит доброй воли в Южную Америку, который продлился до сентября 1940 года.

«Уичита» принимала участие в битву за Окинаву. Крейсер прибыл в Улити 20 марта и был назначен тактическую группу 54. Группа вышла в море, чтобы принять участие в вторжении на Окинаву. Корабль 25 марта занимался прикрытием тральщиков у Окинавы. Во второй половине (с 13:50 до 16:30) следующего дня «Уичита» обстреливала японские позиции на острове. На следующее утро японские самолеты атаковали корабли и зенитчики «Уичиты» сбили один самолёт. Позже корабль возобновил обстрел в рамках подготовки к вторжению десанта. Она продолжала расстреливать остров до 28 марта. На следующий день она ушла в Кераму Ретто, чтобы пополнить боеприпасы. В тот же день корабль вернулся к Окинаве, чтобы покрыть подводных сапёров, когда они расчищали пляжные заграждения. «Уичита» продолжала поддерживать команды по расчистке на следующий день, а также вести обстрел по берегу. Высадка началась 1 апреля, «Уичита» поддерживала десантные войска на южных пляжах. Примерно в 12:00 она ушла, чтобы пополнить боеприпасы. Она возобновила бомбардировку на следующий день. 4 апреля прикрывала тральщики тральщики. В ночь с 4 на 5 апреля «Уичита» обстреляла японских защитников на Окинаве .

В феврале 1947 года выведен в резерв. Окончательно крейсер списали в 1959 году, в том же году корабль продали на металлолом.

Оценка проекта [ | ]

Хороший на бумаге, но не совсем удачный корабль, главным недостатком которого стала очень плохая остойчивость. Некоторые авторы связывают плохую остойчивость с ограничениями водоизмещения, некоторые с грубыми ошибками проектирования на последнем этапе, при установке новых, очень тяжёлых башен. В этом проекте боевые качества явно преобладают над крейсерскими. По мощи вооружения и броневой защите он, бесспорно, превосходит все ранее построенные тяжёлые крейсера США. По крейсерским качествам, имея самую плохую мореходность, самую низкую остойчивость и самую маленькую дальность он так же, безусловно, уступает всем построенным американским тяжёлым крейсерам. Главная заслуга в том, что он послужил прототипом для последующего типа тяжёлых крейсеров.

Наиболее близкими соперниками «Уичиты» считаются построенные раньше итальянская «Зара » и создававшийся как ответ на итальянский проект французский «Альжери ». Все они по совокупности боевых качеств превосходят немодернизированные «вашингтонские» крейсера первого поколения. Броневая защита всех трёх крейсеров выполнялась по различным схемам. Итальянцы имели протяженный и широкий 150-мм пояс, защищавший погреба и машины, 70-мм бронепалубу и 20-мм верхнюю палубу. «Альжери» имел 110-мм пояс, за которым шла 40-мм противоосколочная переборка - продолжение ПТП, и 80-мм палубу. Пояс был короче, и погреба имели коробчатую защиту. Бортовой пояс «Уичиты» был толстым (152 мм) и самым узким и коротким. Носовые погреба защищались 102-мм поясом, располагавшимся ниже уровня ватерлинии, а в корме - коробом, как на «Альжери». Палуба американского крейсера тоньше остальных - всего 57 мм, а артиллерия защищалась очень хорошо. Вся броня «Зары» имела общий вес 2688 т - 23 %, «Альжери» 2035 т - 20 %, на «Уичите» 1473 т + около 400 тонн палубной брони ≈ 18 % .

Сравнительные ТТХ крейсеров
«Такао »
«Уичита»
«Альжери»
«Зара »
Годы закладки/вступления в строй 1927/1932 1935/1939 1931/1934 1929/1931
Водоизмещение, стандартное/полное, т 11 350/15 186 10 735/13 224 10 109/13 461 11 680/14 300
Энергетическая установка, л. с. 130 000 100 000 84 000 95 000
Максимальная скорость, узлов 35,5 33 31 32
Дальность плавания, миль на скорости, узлов 7000 (14) 6600 (15) 8700 (15) 5300 (16)
Артиллерия главного калибра 5×2 - 203-мм/50 типа 3-го года № 2 3×3 - 203-мм/55 Mk 12 4×2 - 203-мм/50 M1931 4×2 - 203-мм/53 Mod. 29
Универсальная артиллерия 4×1 - 120-мм/45 тип 10 8×1 - 127-мм/38 6×2 - 100-мм/45 8×2 - 100-мм/47 Mod. 28
Торпедное вооружение 4×2 - 610-мм ТА - 2×3 - 550-мм ТА -
Авиагруппа 2 катапульты,
3 гидросамолёта
2 катапульты,
до 4 гидросамолётов
1 катапульты,
3 гидросамолёта
1 катапульта,
2 гидросамолёта
Бронирование, мм Борт - 102, палубы - 47-32, башни - 25, ПТП - 58 Борт - 152, палуба - 57-32, башни - 203…37, рубка - 152 Борт - 110+40, палуба - 80, башни - 100, рубка - 100, ПТП - 40 Борт - 100-150, палубы - 20+70, башни - 120-150, рубка - 70-150
Экипаж 727 868 616 841

Двухвальная установка итальянцев давала выигрыш по весу при меньшей длине валов, а четырёхвинтовая схема французов и американцев позволяла обеспечить большую живучесть и лучшие пропульсивные характеристики. Несмотря на это сухой удельный вес - у «Зары» (он составлял примерно 14,8 кг/л. с.) был хуже, чем у «Альжери», у которого удельный вес оказался ниже (удельная мощность соответственно выше) - 12,6 кг/л. с. (14,1 ), а вот у «Уичиты» - хуже, целых 17,7 кг/л.с, и это несмотря на то, что американцы использовали пар более высоких параметров. Облегчение силовой установки «Зары» и «Альжери» не сказалось на её надежности . У «Уичиты», вообще то редкий случай для американского флота, проблемы с надёжностью были. Хуже у итальянцев дело обстояло с экономичностью и, как следствие, дальностью плавания - по этому показателю они были худшими. При полном запасе топлива порядка 2400 т «зары» могли пройти экономическим ходом (16-узловым) около 5300 миль. «Уичита» при запасе топлива 2044 дл. тонны на ходу 15 узлов могла пройти 6600 миль. «Альжери» при запасе топлива 2142 т мазута мог пройти 8000 миль 15 узловым ходом. На «Заре» и «Альжери» пожертвовали скоростью, увеличив ширину, на «Уичите» не стали и заплатили плохой остойчивостью .

«Альжери» и «Уичита» получили новые тяжёлые бронебойные снаряды 134 и 152 кг соответственно. Эти изменения соответствовали общемировой тенденции типа «тяжелый снаряд - малая скорость», хотя во Франции к новым веяниям отнеслись более осторожно. Подобная комбинация здесь выбиралась прежде всего с точки зрения обеспечения большей живучести ствола, которая у французской и американской пушек и так была вполне приличной - около 600 выстрелов боевым зарядом . Для тяжёлого снаряда у американки она возросла до 715 выстрелов . На сколько она выросла у французского орудия осталось неизвестно, поскольку до самого конца службы орудия «Альжери» произвели всего от 142 до 171 выстрелов, далеко не выработав своей ресурс.

В отношении массы снаряда германские конструкторы пошли по пути, прямо противоположному американскому. Американские снаряды имели большую крутизну траектории и способность к пробитию палубной брони, но меньшую пробиваемость пояса и меньшую точность на средних дистанциях. Немцам удалось найти значение начальной скорости обеспечивающей хорошую настильность траектории, а значит - малое рассеивание снарядов по дальности. Оба подхода имели свой смысл: германцы готовились к сражениям в условиях небольшой видимости, там где нормой плохая погода, тогда как американцы - к бою в тропиках, при практически неограниченной видимости. 203-мм орудия остальных стран (Англии, Франции, Японии) имели примерно такие же снаряды, как и немецкое, но уступали им по начальной скорости (840-850 м/сек). Немецкий снаряд мог пробить 200-мм вертикальную броневую плиту на дистанции до 15 500 м, а американский - 127-мм вертикальную броневую плиту на дистанции до 17 830 м, а 152-мм до 14 353 (14 630) м.

Все крейсера обладали примерно одинаковыми посредственными мореходными характеристиками, гораздо худшими, чем у британских «каунти» и даже первых французских и итальянских кораблей этого класса. Ухудшение мореходности в итальянском и французском проектах было сознательным шагом и должно рассматриваться не как недостаток, а как компромисс, за счёт которого улучшили «боевые» качества. Так высота надводного борта у «Алжери» (проектная и фактическая) при нормальном водоизмещении составила 8 м в носу и 6,4 м в корме . Их мореходность оказалась достаточной для Средиземноморья. У «Уичиты» для Средиземноморья была хорошая мореходность. Но «Уичита» создавалась для действий в океане и на протяжении всей карьеры страдала от не очень высокой мореходности, перегрузки, а её остойчивость находилась на критической отметке. Резервные дизель-генераторы, на всех рассматриваемых крейсерах, являлись слишком слабыми, учитывая значительное число потребителей электроэнергии, однако подобный недостаток характерен для всех крейсеров того периода .

Все выявленные недостатки проекта - невысокая мореходность, плохая остойчивость, низкая дальность плавания и плохая обитаемость были исправлены в следующем типе американских тяжёлых крейсеров.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх