Классный час «Условия оптимального выбора профессии. Проектирование ситуации выбора профессии Профессиональная квалификация и опыт

- 56.00 Кб

МОБУ «Подколкинская СОШ»

Творческий проект на тему

«Мой профессиональный выбор»

Ученицы 9 класса

Мищенко Анастасии

Учитель: Токмачёв П. М.

Подколки 2014

Профессия «Ветеринар»

Человек издревле стремился одомашнить диких животных. Это был непростой труд, требующий постоянного ухода и внимания. Люди, которые умели распознавать и лечить болезни домашних животных, ценились и пользовались уважением. В настоящее время существует специальная наука – ветеринарная медицина, которая занимается болезнями животных. А специалисты, работающие в этой области, соответственно, именуются ветеринарами.

Проблема

До окончания школы и получения полного среднего образования остаётся совсем немного и стала чаще задаваться вопросом: куда пойти учиться и на кого? От того, какой путь я выберу, будет зависеть мое профессиональное будущее. Правильный выбор профессии позволит мне так построить свою будущую карьеру, чтобы достичь выдающихся успехов в ней. Почему я выбрала именно эту профессию?

Осознание проблемной области

Определение потребности и её формулировка

Моей потребностью в данный жизненный период является выбор профессии в соответствии со своими интересами и возможностями и профессиональное самоопределение. Данная потребность на данный момент не является первостепенной, но через год, два я столкнусь с проблемой в выборе профессии для себя и поэтому я заранее анализирую какая профессия мне подходит и почему.

Определение задачи и формулировка

Задачей проекта является выбор будущей профессиональной деятельности в соответствии с алгоритмом выбора профессии и прогнозирование карьеры и профессиональное самоопределение. Для этого мне нужно:

  • изучить свои интересы и склонности;
  • выявить уровень знаний, способности, здоровье и соотнести их с требованиями профессии;
  • изучить мир профессий, потребности в кадрах.

Основные параметры и ограничения

  1. Выбираемая профессия должна удовлетворять индивидуальным личным и психофизическим характеристикам;
  2. Обучение по профессии должно быть доступным. Оптимальным будет расположение учебного заведения в нашем регионе.
  3. Материальные затраты на получение специальности должны соответствовать моим финансовым возможностям.
  4. Востребованность профессии на рынке труда

Выявление традиций, истории, тенденций

Изучая мир профессий, я определила наиболее насколько они востребованы на рынке труда нашего региона, а также изучила традиции своей семьи. Выбирая будущую профессию, я отдала предпочтение следующим источникам информации:

Анализ деятельности

Ознакомившись с различными профессиями, я разработала опорную схему размышлений, последовательное продвижение по которой поможет сделать правильный выбор.

Выработка идей, вариантов, альтернативы

Сфера моей профессиональной деятельности человек-природа. Используя интернет-сайты, в которых приводится описания и характеристики профессий, выделим ряд специальностей, принадлежащих к выбранной сфере профессиональной деятельности: это ветеринарный врач, ветеринарный фельдшер, животновод, зооинженер, зоотехник.

Определение требований к профессиональной деятельности

Выделим следующие параметры, относящиеся к сферы профессиональной деятельности «человек - природа».

Работа должна:

  • быть разнообразной
  • подвижной
  • соответствовать психофизиологическим и социальным потребностям человека
  • разносторонней

Моя будущая работа не должна быть «сидячей» и требующей только умственный труд. Она должна быть не только в помещении, но и на открытом воздухе.

Анализ и синтез идей

Выбор оптимального варианта профессии

Специаль-ность

Требования к специальности

Кол-во баллов

Доступность обучения

Востребованность на рынке труда

Соответствие

Материальные затраты на получение профессии

Личностным характеристи кам

Психофи-зическим характеристикам

Ветеринар-ный врач

Ветеринар-ный фельдшер

Животновод

Зооинженер

Зоотехник


Профессию ветеринарного врача я выбрала после анализа сферы профессиональной деятельности и думаю, что она соответствует моим интересам, склонностям и качествам личности. Такой вывод я сделала после проведения тестов, по которым я получил следующие результаты:

  • Уровень моей готовности к профессиональному самоопределению сначала был низким, но в процессе изучения мира профессий повысился до среднего. Поэтому, я думаю, что готова к профессиональному самоопределению.
  • Интересы и склонности – область профессий «человека – природа»
  • Уровень самооценки – адекватный
  • Особенности внимания – средний уровень произвольного внимания
  • Память – средний уровень развития памяти
  • Интеллект – средний
  • Эмоциональное отношение к выбору профессии – положительное
  • Волевые качества – развиты хорошо
  • Тип темперамента – флегматик
  • Уровень здоровья средний

Определение путей получения профессии и выбор места

обучения

Пути получения профессионального образования

Вид профессионального образовательного учреждения - вышее профессиональное образовательное учреждение

Тип образовательного учреждения – университет

Форма обучения – очная

Направление обучения – медико-биологическое

Конкретное учебное заведение - Оренбургский сельскохозяйственный университет

План моей профессиональной карьеры

  1. Закончить школу и поступить в профессиональной учебное заведение.
  2. Получить теоретическую подготовку по специальности «Ветеринария»
  3. Найти работу по специальности
  4. Освоить профессию «Ветеринара» на практике
  5. Достичь профессиональных успехов через 10 лет и стать профессионалом в данной области профессиональной деятельности.

Профессиональня проба

У нас в семье есть домашние животные: кролики, кошки, корова, пчёлы, собаки. В семье на мне лежит ответственность по уходу за кроликами. Я их кормлю, слежу за их здоровьем, если кто-то заболел,то лечу. Также я помогаю папе в пчеловодстве, то есть я уже имею навыки работы с животными, уходом за ними, лечением.

План подготовки к приобретению профессии

Цель - поступить в учебное заведение и овладеть специальностью ветеринара.

  1. изучить математику, физику, биологию, химию,
  2. научиться работать с животными
  3. закончить школу
  4. сдать вступительные экзамены в университет
  5. освоить учебную программу в университете, получить диплом
  6. найти работу по специальности
  7. совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Самоконтроль и самооценка

Свой творческий проект я оцениваю положительно, так как результат всего моего пути – выбор профессии «Ветеринара» , а также построение профессионального плана по достижению поставленных профессиональных целей.

Источники информации

Материал для своего проекта я брала с сайта:

http://www.moeobrazovanie.ru/ specialities_vuz/veterinariya. html


Краткое описание

Человек издревле стремился одомашнить диких животных. Это был непростой труд, требующий постоянного ухода и внимания. Люди, которые умели распознавать и лечить болезни домашних животных, ценились и пользовались уважением. В настоящее время существует специальная наука – ветеринарная медицина, которая занимается болезнями животных. А специалисты, работающие в этой области, соответственно, именуются ветеринарами.

«Мой профессиональный выбор» (примерный творческий проект по профессиональному самоопределению)

Чтобы вы могли глубже осмыслить теоретический материал по профессиональному самоопределению и уметь практически приме­нить полученные знания, ознакомьтесь с примерным проектом про­фессионального выбора. Он составлен из 20 последовательных опе­раций — шагов. Каждый шаг содержит описание действий по опре­делению профессиональной пригодности и рекомендации по их выполнению (курсивом). В качестве пробной в проекте выбрана профессия оператор ЭВМ.

Профессия оператор ЭВМ

I ЭТАП


Шаг 1: Выявление проблемы

Для человека, стоящего на пороге взрослости, вопросы профес­сионального самоопределения и жизненной перспективы первосте­пенны. Ведь от того, насколько правильно выбрана будущая специ­альность, зависит вся последующая жизнь.

Определите проблемную область своего творческого проекта.

Шаг 2: Осознание проблемной области

Проблемной областью данного проекта является изучение алго­ритма выбора профессии и проектирование путей самосовершенствования на примере анализа конкретной профессиональной дея­тельности (Схема 1).

Выделите подпроблемы своей проблемной области.

Шаг 3: Выявление конкретной потребности

Потребностью каждого является правильный профессиональ­ный выбор в соответствии со своими интересами и возможностями.

Является ли данная потребность для вас первостепенной? Дайте своему ответу подробное обоснование.

Шаг 4: Определение конкретной задачи и её формули­ровка

Задачей проекта является анализ конкретной профессии, выяв­ление основных её требований к человеку и выявление возможно­стей овладения данной профессией.

Сформулируйте основные задачи своего проекта.

II ЭТАП

Шаг 5: Выявление основных параметров

Наша задача ограничивается анализом лишь одной сферы , мы должны проверить, соот­ветствуют ли параметры профессии личностным характеристи­кам её соискателя. Это поможет нам усвоить алгоритм анализа профессии.

Критерии выбора профессии должны быть следующими:

    выбираемая профессия должна соответствовать индивидуаль­ным личностным и психофизиологическим характеристикам; необходима доступность обучения профессии (наличие учеб­ного заведения, его территориальная досягаемость); материальные затраты на получение специальности должны соответствовать финансовым возможностям семьи; востребованность профессии на рынке труда.

Какие параметры и ограничения можно выделить в вашем проекте?

Шаг 6: Выявление традиций, истории, тенденций

Правильный профессиональный выбор основывается на сборе информации о различных профессиях, определении наиболее вос­требованных и перспективных в настоящее время, выяснении тра­диций народа, семьи, местности (Схема 2).

Вам необходимо выявить, как со временем изменяются требования к подготовке специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. С помощью средств массо­вой информации и Интернета надо узнать, какие новые спе­циальности появились в последние годы, в чём заключается их специфика, в каких учебных заведениях обучают им.

Шаг 7: Анализ деятельности

Ознакомившись с различными профессиями, необходимо разра­ботать опорную схему размышлений, последовательное продвиже­ние по которой поможет сделать правильный выбор.

Алгоритм профессионального самоопределения:

    определение интересов и склонностей; анализ профессиональной деятельности в соответствии с ин­тересами и склонностями; выявление индивидуальных личностных и психофизиологи­ческих характеристик; соотнесение индивидуальных характеристик с требованиями профессиональной деятельности; определение социально-экономических факторов выбора профессии: путей и условий получения профобразования, матери­альных затрат на обучение; профессиональная проба; профессиональные планы и перспектива; программа и развития.

Опираясь на данный алгоритм, составьте и проанализи­руйте свою опорную схему размышлений, согласно которой вы будете осуществлять выбор профессии. Она может иметь вид схемы (Схема 3).

Шаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернативы

Вначале определим сферу профессиональной деятельности, ко­торая наиболее предпочтительна. Это можно сделать, воспользовавшись методиками

«Дифференциально-диагностического опросни­ка» (ДДО) или «Опросника профессиональной готовности» (ОПГ), которые можно найти в Интернете. На основании полученных ре­зультатов мы выбираем одну из пяти сфер профессиональной дея­тельности (человек — техника; человек — природа; человек — чело­век; человек — знаковая система; человек — художественный образ). Профессиональная деятельность, рассматриваемая в нашем проек­те, лежит в сфере «человек — знаковая система».


Используя интернет-сайты, в которых приводятся описания и характеристики профессий, выпишем ряд специальностей, при­надлежащих к выбранной сфере профессиональной деятельности: это web-мастер, оператор ЭВМ, программист, системный админи­стратор, преподаватель информатики, диспетчер.

С помощью методик ДДО или ОПГ определите свою сферу профессиональной деятельности и ознакомьтесь с описания­ми профессий, относящихся к этой сфере. Проанализируйте полученные данные и выберите ряд специальностей, которые вас привлекают больше всего.

Шаг 9: Определение требований к профессиональной деятельности

Выделим следующие параметры, относящиеся к сфере профес­сиональной деятельности «человек — знаковая система».

Работа должна быть:

    разнообразной; иметь преобразующий, творческий характер; стимулировать повышение уровня знаний и умений; соответствовать психофизиологическим и социальным по­требностям человека.

Выделите основные требования к своей будущей профессио­нальной деятельности. Используя методики, выявите свои интересы и склонности, соотнесите их с записанными требо­ваниями, сделайте выводы.

III ЭТАП

Шаг 10: Анализ и синтез идей

Из всех перечисленных в предыдущем шаге профессий теперь нужно выбрать самую подходящую. Для этого нужно оценить их в баллах (от 1 до 5) по основным параметрам (см. шаг 5). Это удоб­нее сделать, работая с таблицей.

Мы проделали это и пришли к выводу, что наиболее приемле­мой для нас является профессия оператор ЭВМ.

Проанализируйте полученные в своей таблице результа­ты. Какая специальность набрала наибольшее количество баллов? Является ли этот вариант наилучшим?

Выбор оптимального варианта профессии

Таблица 1


Специальность

Требования к специальности

Кол-во баллов


Доступность обучения

Востребованность на рынке труда

Соответствие

Материальные затраты на получение профессии

Личностным характеристикам

Психофизиологическим характеристикам

Web-мастер

Оператор ЭВМ

Программист

Системный администратор

Преподаватель

информатики

Диспетчер

Шаг 11: Изучение содержания будущей профессио­нальной деятельности

Итак, мы осуществили выбор оптимального варианта трудовой деятельности. Чтобы глубже узнать содержание будущей профессии, необходимо составить её профессиограмму и психограмму. Такая ра­бота позволит лучше определить свою профессиональную пригод­ность к ней.

Шаг 12: Выявление индивидуальных характеристик

Выявите свои индивидуальные личностные и психофизиологи­ческие характеристики по методикам, подобранным для каждой сферы профессиональной деятельности. В нашем случае это мето­дики для профессиональной сферы «Человек — знаковая система». Далее соотнесите индивидуальные характеристики с требованиями к профессиональной деятельности, описанными в шаге 9.

Используя тесты, приведённые в учебнике и в Интернете, определите свой тип темперамента, характер и другие лич­ностные характеристики. При помощи школьного психолога и врача выявите психофизиологические особенности своего развития. Соответствуют ли они требованиям, обозначен­ным в шаге 9?

Шаг 13: Определение путей получения профессии и вы­бор места обучения

Для выполнения этого шага воспользуйтесь опорной схемой раз­мышления. В центре схемы надо поместить возможные пути получе­ния профессии и указать факторы, условия, которые следует учиты­вать при решении данной проблемы. Вы можете обсудить это с ро­дителями, учителями, консультантами.

Пути получения профессии зависят от выбранного вами учебно­го заведения. Допустим, вы решили сначала получить среднее обра­зование по выбранной специальности в колледже, а затем продол­жить обучение в вузе по сокращённой .

Воспользуйтесь схемой на рисунке 85, в которой приведены фак­торы и условия, учитываемые при выборе места обучения.

Какие пути получения выбранной профессии вам извест­ны? Какой из них вас привлекает больше всего? Проанализи­руйте каждый пункт этой схемы и определите несколько учебных заведений, где можно получить эту профессию. Вы­брав место обучения, рассмотрите варианты своих дальней­ших действий в случае неудачи при поступлении в намеченное учебное заведение.

Шаг 14: Профессиональная проба

На третьем этапе мы подробно рассмотрели все характеристики выбранной профессии, а также свои психологические особенности. Теперь, имея соответствующую теоретическую подготовку, можно провести профессиональную пробу. Это позволит убедиться в том, что профессия полностью подходит.

Можно ли по выбранной вами профессии провести профес­сиональную пробу? Если да, то укажите, где, в какое время и в каких условиях будет проходить работа. Если профессио­нальная проба уже проведена, то проанализируйте её резуль­таты. Выполненные вами творческие проекты, созданные мо­дели в кружках технического и художественно-прикладного творчества являются разновидностью профессиональных проб. Учитывайте их результаты.

Шаг 15: Коррекция

После прохождения профессиональной пробы мы можем сде­лать вывод о том, следует ли нам идти учиться по данной специаль­ности или выбрать другую. Возможно, следует уточнить и профиль обучения в .

Если вы хотите внести изменения в свой выбор, то следу­ет вернуться к шагу 5 или 7 и внести изменения. Какие выво­ды вы сделали?

Шаг 16: Прогнозирование дальнейшей профессиональ­ной карьеры

Теперь, когда мы убедились, что выбранная профессия нам пол­ностью подходит, можно составить прогноз будущего профессио­нального роста и карьеры. Для этого рекомендуется разработать ин­дивидуальную программу самосовершенствования и развития, в со­ответствии с которой будет строиться профессиональный рост.

Составьте индивидуальную программу самосовершенствова­ния и развития. Каких успехов вы хотите и можете достичь в своей будущей профессии? Все свои профессиональные планы и размышления отразите в виде прогноза профессионального ро­ста и карьеры. Здесь не существует единого пути, поэтому мож­но рассматривать различные варианты дальнейшей карьеры.

V ЭТАП

Шаг 17: Контроль

Необходимо вернуться к шагам 5 и 7 и сравнить выполненный проект с тем, который был задуман. Если есть недочёты, то их всег­да можно устранить.

Запишите полученные результаты.

Шаг 18: Оформление

Готовый проект мы оформляем в виде последовательных дей­ствий — шагов. В них следует отразить все размышления, возникшие в ходе выбора профессии. В готовый проект мы помещаем схемы и рисунки, которые помогли нам совершить выбор.

Оформите свой проект в соотв етствии с приведённым об­разцом

Шаг 19: Самооценка

Вернёмся к шагам 2, 4 и 7. Проанализировав их, можно попы­таться самостоятельно дать себе оценку (табл. 1).

Если результаты, полученные в ходе , вас полностью устраивают, значит, вы смогли удачно развить идею проекта и теперь можете воплощать её в жизнь. Рекомендуем для этого использовать примерную оценку готовности к профес­сиональному выбору по методике (таб. 1)

Карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению

Таблица 2

Критерии и показатели

Оценка в баллах

Жизненный план и профнамерения

Я осознаю смысл и цель своей жизни — нечётко.

Моё отношение к различным видам труда, работы — всегда

положительное, хорошее.

Я считаю, что профессия в жизни человека — может сде­лать человека счастливым

На данный момент я выбрал профессию — определённо

Я знаю, куда поступить после , — определённо

Ваши родители — с выбором профессии согласны

Что побудило вас избрать именно эту профессию — знание соответствия профессии своим возможностям. Наличие профессионального идеала — профессиональный идеал определённый (есть такой человек)

Знание будущей профессии — информация

Я знаю, как достичь успеха в выбранной мною профессии, — точно.

Знание санитарно-гигиенических и экономических условий труда по избираемой профессии — точное. Знание требований избираемой профессии к человеку — точное.

Наличие опыта работы по избираемой профессии — наблю­дение за работой других.

Наличие первоначальных профессиональных знаний — при­обретаются.

Знание способа приобретения профессии (я знаю, где и сколько учиться по этой професии) — точно. Знание перспектив профессионального роста (я знаю, как строится карьера специалиста по профессии) — точно

Знание своих профессиональных возможностей

Наличие интереса к будущей профессии — избираемая про­фессия соответствует профессиональному интересу. Наличие способности к избираемому виду труда (я могу дока­зать, что у меня есть способности к этой профессии) — спо­собности имеются.

Соответствие природных свойств нервной системы, темпе­рамента требованиям избираемой профессии (я достаточно быстрый, оперативный, энергичный, чтобы выполнить эту работу) — не знаю.

Соответствие особенностей характера требованиям избирае­мой профессии — соответствуют.

Соответствие особенностей психических процессов (у меня достаточно развиты внимание, память, мышление, вообра­жение и др.) требованиям избираемой профессии — не знаю. Соответствие состояния здоровья требованиям избираемой профессии — соответствует.

Характер самооценки (как вы относитесь к себе) — не знаю. Наличие знаний по общеобразовательным предметам, непо­средственно связанным с будущей профессией, — по этим предметам оценки «4» и «3»


В итоге получилось 64 балла. Это высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению.

Шаг 20: Защита проекта

План подготовки к профессиональному выбору

Таблица 2

Мероприятия

1. Уточнить свои жизненные ориентации

2. Приобрести опыт работы на ЭВМ, получить первоначальные профессиональные знания, обучаясь по профилю «Оператор ЭВМ»

3. Уточнить соответствие свойств нервной сис­темы требованиям избираемой профессии

4. Уточнить соответствие особенностей зритель­ного восприятия и представления, внимания, па­мяти, воображения, скорости и точности движе­ний, эмоционально-волевой устойчивости требо­ваниям избираемой профессии

5. Выяснить уровень развития самооценки

6. Начать более углублённо изучать математику

7. Получить профессиональную консультацию

8. Совершить экскурсию в ПУ

Используя компьютер, подготовьтесь к защите своего про­екта, составив план выступления.

Источники информации, использованные при выполнении проекта

Учебник «Технология» для учащихся . Интернет-ресурсы.

Классный час

«Условия оптимального выбора профессии»

Цель: помочь учащимся в правильном выборе профессионального пути.

Задачи :

Нацелить учащихся на серьезное осмысление в поиске выбора профессии. Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии. Ознакомить с правилами выбора профессии с учетом личностных особенностей и требований рынка труда. Рассказать ребятам об особенностях классификации профессиональной деятельности человека Дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности. Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии. Предоставить информацию о результатах анкетирования.

Оформление доски:

1. Цитаты

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само отыщет вас»

«Причина почти всех неурядиц в обществе – это неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и происходящие отсюда неудовольствия и злобные страсти» Сен-Симон

«Заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии – это ошибка, которая мстит за себя…» К. Маркс

2. Диаграммы с результатами проведенного анкетирования.

3. Формула выбора профессии.

План:

1. Вступление.

2. Ошибки в выборе профессии.

3. Что такое профессия?

4. Условия профессиональной трудовой деятельности.

5. Психологические типы профессий

6. Прохождение тестирования.

7. Подведение итогов анкетирования.

8. Формула выбора профессии.

9. Заключение.

Ход урока

Ведущий 2 :

У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?

(В. Маяковский)

Ведущий 1 : «Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом – выборе профессии.


Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Ведущий 2 : А теперь давайте вместе подумаем, какие ошибки могут допустить молодые люди, выбирая профессию (ребята называют).

Затем ведущие открывают на доске классификацию распространенных ошибок:

1. Незнание правил выбора профессии:

Ø выбор профессии за компанию

Ø перенос отношения к человеку на саму профессию

Ø отождествление учебного предмета с профессией

Ø ориентация сразу на профессию высокой квалификации

Ø неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

Ø незнание или недооценка своих физических и психологических особенностей

Ø неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

Ø увлечение только внешней стороной профессии

Ø незнание требований профессии к человеку.

Ведущий 1 : Что же такое профессия?

Докладчик 1. Термин «профессия» происходит от латинского корня, означающего: говорить, объявлять, заявлять. Отсюда слово «профессор».

Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями . В документе «Единый тарифно-квалификационный справочник», насчитывается более 7000 названий профессий, имеющихся в России, хотя спросом пользуется несколько сот.

Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определённой категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности

Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы.

Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование (в ВУЗах, на курсах, колледжах), очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей.

Чтобы сделать правильный выбор, нужно: иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности.

Ведущий 2 : Наряду со словом «профессия» часто упоминаются и другие термины.

«Специальность » – обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство.

Например , профессия – врач. Специальность – стоматолог , хирург . Узкая специализация – нейрохирург.

Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.

Ведущий 1 :

Упражнение 1 . Из списка назвать специальности:

v директор школы,

v пианист,

v преподаватель,


v монтажник,

v художник,

v ткачиха.

Ведущий 2 :

Упражнение 2 . Из списка выбрать профессии:

v учитель,

v резчик по камню,

v продавец книг,

v инженер,

v парикмахер,

v водитель,

v учитель истории.

Ведущий 1 : Что такое профессиональная трудовая деятельность человека?

Докладчик 2. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются следующие условия:

ü профессия характеризуется наличием определённого уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании : дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

ü профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причём, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.

Ведущий 2 : Давайте поговорим о психологических типах профессий.

Докладчик 3. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.

По предмету труда можно выделить пять типов профессий:

Ø к профессиям типа «человек-человек» относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).

Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

Ø тип «человек-техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтёр по ремонту оборудования).

Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

Ø тип «человек - знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертёжник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).

Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

Ø к типу «человек - художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актёр, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор).

От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

Ø к типу «человек-природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар

Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

Ведущий 1 : Давайте немножко отдохнем и поработаем с тестом.

Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями и запиши, с какими ты согласен, а с какими нет:

· профессия выбирается раз и навсегда.

· выбор профессии зависит от толщины кошелька.

· нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.

· профессия предназначена человеку от рождения.

· по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.

· профессии можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.

· профессию следует выбирать, уже став взрослым.

· чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.

· если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.

· психолог – не помощник в выборе профессии.

(на самом деле все утверждения являются ложными)

Ведущий 2 : Посчитай, со сколькими заблуждениями ты согласился.

· 0-2. Ты прекрасно справляешься с проблемой выбора профессии, твой уровень информированности о мире профессии и том, как выбирать, почти равен компетентности специалиста.

· 3-5. Тебе не хватает информации и уверенности в том, как выбирать профессию.

· 5 и больше . Попробуй честно ответить на вопрос: “ Почему мне так трудно взять ответственность на себя?” Возможно, ответив на него, ты сможешь понять, как стать более самостоятельным.

Ведущий 1 : Две недели назад более 70 учеников 9 – 11 классов приняли участие в анкетировании «Твой выбор». Старшеклассникам было предложено ответить на несколько вопросов, связанных с их будущей профессией, причинами, по которым они выбрали ту или иную профессию, а также востребованность своей профессии на рынке труда г. Тольятти.

Ведущий 2 : Обработав ваши ответы, мы получили следующие результаты:

Список наиболее популярных профессий:

1. Экономист (18,3%)

2. Менеджер (11,2%)

3. Автомеханик (8,6%)

4. Лингвист-переводчик (8,6%)

5. Юрист (7,6%)

6. Дизайнер (5,8%)

7. Хирург (5,6%)

8. Программист (5,6%)

9. Инженер (4,4%)

Список наиболее часто встречающихся критериев выбора:

1. Высокооплачиваемая (36,5 %)

2. Интересная (28 %)

3. Престижная (24,3 %)

4. Популярная (15,8 %)

5. Легкая (12,1 %)

6. Востребованность (10,3%)

7. Легкие экзамены при поступлении (2,4%)

8. Перспективная (1, 2% )

9. Близость учебного заведения (1,2%)

10. Качества личности (1,2 %)

Ведущий 1 : Проанализировав спрос на рынке последних лет, а так же сложившуюся ситуацию в мире на данный момент можно смело указать десятку профессий, на которые в ближайшее время будет самый большой спрос. На наш взгляд это:

1. Специалисты по Финансам

2. Специалисты по Продажам

3. Технический персонал

4. Инженерный персонал

5. IT-сфера

6. Специалисты по Страхованию

7. Строители

8. Специалисты по Недвижимости

9. Консультаторы

10. Администраторы

Ведущий 2 : Соотнеся списки профессий, полученных при исследовании области «ХОЧУ» и области «НАДО», можно составить список тех профессий , которые одновременно желаемы старшеклассниками и востребованы в ближайшем будущем:

1. экономист;

2. менеджер;

3. автомеханик;

4. программист;

5. инженер.

Ведущий 1 : Какая же существует формула для оптимального выбора профессии?

Докладчик 2. Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение. Таким образом, для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, нужно еще определить условия выбора профессии. Для этого надо:

· определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, мечты о профессии (ХОЧУ)

· оценить, каковы ваши профессионально-важные качества: способности, состояние здоровья, характер, темперамент и т. п. (МОГУ)

· узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда (НАДО)

Формула выбора профессии: ХОЧУ + МОГУ + НАДО

Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая:

Интересна и привлекательна «ХОЧУ».

Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом , больше зарабатывать.

Задумайся, действительно ли ты выбираешь профессию?

Доступна и посильна «МОГУ».

Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других – за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.

Имеется спрос на рынке труда «НАДО».

Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный – невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования.

Ведущий 2 : Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть?

Знать и очень хорошо представлять себе, чего ты хочешь от жизни.

Помнить, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям.

Разные пути ведут к одной и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок.

Работа – это важная, но все-таки только часть жизни.

Американский психолог Джон Голланд считает, что каждому типу личности соответствует определённый тип профессий. Если человек выбирает профессию, соответствующую его типу личности, обеспечивающую реализацию его ценностей, то он сможет достичь в ней наибольших успехов.

Ведущий 1 : А сейчас мы хотим раздать Вам буклеты , которые содержат правила выбора профессии. И завершаем наш классный час такими словами:

У всех у вас растут года,
Стало вам 16.
Где работать вам, друзья,
Чем заниматься?

Приложение 1

Анкета, предложенная старшеклассникам

Приложение 2

Результаты анкетирования

Приложение 3

Распространенные ошибки при выборе профессии

Приложение 4

Тестирование

Приложение 5

Формула выбора профессии

Всем известна формула выбора профессии, состоящая из трех слагаемых:

  • Хочу (ваши интересы, склонности, желания)
  • Могу (ваши ресурсы - здоровье, способности, личностные качества)
  • Надо (требования рынка труда).

Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека вообще не имеют точек соприкосновения, не соответствуют друг другу, это означает, что человек хочет делать то, чего делать не может, да ещё и в ситуации, когда это никому не надо. Как ни странно, но больше половины выпускников двигаются именно по этому пути.

Если удается найти компромисс между тремя слагаемыми, то шансы на достижение профессиональной успешности возрастают. Интерес к профессии по мере ее освоения может расти, а с ростом профессионализма возрастает и конкурентоспособность специалиста на рынке труда.

Идеальный вариант (и самый редкий) – абсолютное совпадение ваших желаний, возможностей и требований рынка – предоставляет шанс получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

Факторы выбора профессии

Личный профессиональный план считается обоснованным, когда имеется
согласованность между факторами выбора профессии.

Структура личного профессионального плана

1. Главная профессиональная цель (мечта, жизненные идеалы на данный момент развития).

Представление о том, кем хочет быть, каким хочет быть, что хочет, достигнуть, каковы идеалы жизни и деятельности.

2. Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).

Представление о цепочке ближайших и более отдаленных целей - «жизненная перспектива»

3. Знание путей подготовки к достижению профессиональных целей (особенно ближних) и способов работы над собой.

Знание себя (знание своих возможностей для достижения намеченных целей: ближних и дальних целей). Представления о внутренних условиях достижения целей (осознание собственных мотивов, интересов и склонностей, возможностей, способностей к обучению, состояние здоровья).

4. Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов).

Представления о внешних и внутренних условиях достижения намеченных целей (трудности, возможные последствия, возможное противодействие тех или иных людей)

5. Запасные варианты целей и пути их достижения на случаи возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.

Планирование жизни с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств. (Возможны случаи, когда резервный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь»).

Мотивы выбора профессии


1) МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА:

  • добиться положения в обществе
  • получить престижную работу
  • жить и работать среди образованных людей

2) МОТИВЫ МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ:

  • иметь хорошую заработную плату
  • получить чистую и легкую работу

3) МОТИВЫ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В ТРУДЕ:

  • реализовать свои способности
  • получить привлекательную, по душе, работу

4) МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА:

  • приобрести глубокие профессиональные знания

5) МОТИВЫ СОБСТВЕННОГО ТРУДА:

  • получить интересную специальность

6) МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА:

  • приносить пользу людям, обществу
  • получить профессию с которой легче найти работу

7) МОТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:

  • получить диплом об образовании
  • стать культурным, образованным человеком

8) ИНДИФФЕРЕНТНЫЕ МОТИВЫ:

  • просто необходимо получить какую-то профессию

Ошибки выбора профессии

НЕДОСТАТОЧНОЕ ЗНАНИЕ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ:

  • Устаревшие представления о характере и условиях труда по конкретной профессии.
  • Увлечение только внешней стороной профессии (престижность, привлекательность, популярность).

НЕПРАВИЛЬНАЯ ОЦЕНКА СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ:

  • Неумение соотнести индивидуальные особенности и способности с требованиями профессии.
  • Замена способностей положительными личными качествами.
  • Ориентация на профессии только низкой или высокой квалификации.
  • Неопределенность желаний, жизненных целей.

НЕУМЕНИЕ РАЗОБРАТЬСЯ В ПРАВИЛАХ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

  • Перенос отношения к человеку - представителю профессии - на саму профессию.
  • Отождествление учебного предмета с профессией.
  • Выбор профессии “за компанию”.

Условие оптимального выбора профессии

ХОЧУ -- стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

МОГУ -- возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

НАДО -- потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы:

· От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?

· Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

· Какие учебные предметы у вас любимые?

· Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

· О какой работе вы мечтаете?

· Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

· Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?

· Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)

· Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

· Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

· Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

· С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

· И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.

Темперамент и стиль деятельности

Каждый учащийся должен сделать выбор, где он будет продолжать обучение после школы. И для того, чтобы не ошибиться, необходимо учитывать свои индивидуальные особенности. Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности весьма непостоянны и изменчивы. Поэтому нужно стимулировать их развитие. Однако есть и другой тип индивидуальных особенностей, которые изменить практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, так как они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям и относится темперамент.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, но чаще всего наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классического учения о темпераментах: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие слабее. Можно говорить не о темпераменте, а о "темпераментной структуре", которая включает в себя все типы.

Темперамент непосредственно сказывается на стиле работы, хотя степень его влияния на труд зависит от производственных условий и подготовленности рабочего или учащегося к данному виду труда и его направленности.

Стиль работы -- это совокупность манер поведения работника в труде, выражающаяся в целеустремленности, интересе, продолжительности врабатываемости, в темпе и производительности труда, в ритмичности трудового процесса, в требовательности к качеству результатов труда.

Сангвиник

Может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Он более способен к живой, подвижной деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Сангвиник обычно целеустремлен, работает не ради самой работы по необходимости, а с определенной целью достичь желаемого, причем настойчиво и терпеливо добивается намеченного результата. Но эта целеустремленность и настойчивость проявляются им, когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к смене впечатлений. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей-либо стороны. В случае таких задержек в работе часто "опускает руки", проявляет уже безразличие к делу и даже апатию.

Холерик

Наиболее успешно выполняет работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но он может со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный успех. Следует иметь в виду, что холерический темперамент более других способствует напряженности при выполнении опасных и ответственных действий, в которых допускаются те или иные неточности. Поэтому очень важно побуждать и укреплять его уверенность в успехе. Ему свойственно плохое самообладание. В случаях неудач -- а они в период обучения у него бывают часто -- он может принять опрометчивые решения. Холерикам предписывается деятельность, позволяющая установить нормальный порядок в труде и отдыхе, работу умеренно-деятельную, поскольку утомляющие физические и умственные занятия неблагоприятны для представителей данного типа темперамента. Вместе с тем они не должны выбирать профессию, требующую сидячего образа жизни, а также занятий, связанных с длительным пребыванием у огня (горны, печи) и, вообще, с высокими температурами, так как это тоже вредно для их здоровья.

Флегматик

Наиболее соответствует такая учебная и производственная работа, где нет необходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий. Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская из поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы не высок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе. Флегматика приходится поторапливать. И при этом, учитывая его упорство и настойчивость в работе, а также то, что он и без понукания работает с большим, хотя и не ярко выраженным, напряжением, его нельзя упрекать в медлительности, потому что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности в действиях и излишне не опекая.

Меланхолик

В отношении эмоциональной возбудимости и впечатлительности -- полная противоположность флегматику. Некоторое сходство их можно заметить лишь в вялом реагировании на раздражители, поступающие из окружающей среды, и в медлительности действий, хотя причины вялости и медлительности у них различны. Он может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако длительное время, переживая обиды и даже незначительные "уколы" самолюбия, часто отвлекается в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность и ошибки, поэтому врабатывается в нормальный ритм труда медленно и сохраняет его недолго в результате периодических появлений апатии и вялости. Темп работы непостоянен. Плодотворность труда может быть весьма высокой при бодром настроении и низкой -- при подавленном. Предпочитает работать в одиночку. Благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а так же в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями.

Следует отметить, что любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.

Таким образом, влияние свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и связанных с ними типологических особенностей личности на мотивацию деятельности проявляется в том, что у людей с определенным темпераментом обнаруживается предпочтение определенному типу профессиональной деятельности.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх