Какое из правил не является правилом логистики. R» - главное правило логистики. б) выбор транспортно - технологической схемы доставки

Материал из сайт

История возникновения

Термин «логистика» происходит от греческого «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать.
Впервые его употребление встречается в византийских военных трактах IХ века в связи с тем, что при дворе императора были «логистики», в обязанности которых входило распределение продуктов питания в войсках.
В русский язык термин ввел в начале XIX века французский военный специалист Антуан Жомини.
Впервые определение логистики как науки было сформулировано на Первом Европейском Конгрессе по логистике, проходившем в Берлине в 1974 году:

Значение понятия

«Логистика – это наука о планировании , управлении и контроле над движением материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах».
Более широкое определение было разработано в 1991 году Советом логистического менеджмента США (Council of Logistics Management): «Логистика - это процесс планирования и обеспечения (включая контроль) эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителю, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов».

Логистические функции

В организации бизнеса логистика выполняет ряд функций, среди которых выделяют базисные, ключевые и вспомогательные.
К базисным логистическим функциям относятся:
  1. снабжение;
  2. сбыт.

К ключевым логистическим функциям относятся:

  1. поддержание стандартов обслуживания потребителя ;
  2. управление закупками;
  3. транспортировка;
  4. управление процедурами заказов;
  5. управление производственными процедурами;
  6. ценообразование;
  7. физическое распределение.

К вспомогательным (поддерживающим) логистическим функциям относятся:

  1. складирование;
  2. грузопереработка:
  3. защитная упаковка;
  4. поддержка возврата товаров;
  5. обеспечение запасными частями и сервисом;
  6. сбор возвратных отходов;
  7. информационная поддержка.

Логистические системы

В рамках логистики существуют логистические системы - сложные организационно завершенные экономические образования, которые состоят из взаимосвязанных в едином процессе управления элементов-звеньев, объединенных внутренними целями организации бизнеса или внешними целями.
Логистические системы делятся на две большие группы.

Микрологистические системы относятся к определенной организации бизнеса и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных , финансовых) в процессе производства или снабжения и сбыта.
Существуют внутренние (внутрипроизводственные), внешние и интегрированные микрологистические системы.
Другая группа – это макрологистические системы , которые классифицируются по нескольким признакам:

  • административно-территориального деления страны (районные, межрайонные, городские, областные, региональные, межрегиональные, транснациональные, глобальные);
  • объектно-функциональному;
  • отраслевому;
  • ведомственному и т.д.

Логистика: макро- и микрологистика

С точки зрения экономики логистика – это научно-практическая деятельность, которая связана с организацией, управлением и оптимизацией движения финансовых , информационных и материальных потоков от источника до конечного потребителя.

Логистика представлена на макро- и микроуровнях. Задача макрологистики - управление материальными потоками, которые принадлежат нескольким торговым, транспортным или промышленным предприятиям, расположенным в разных регионах или странах. Микрологистика решает те же вопросы в рамках одного конкретного предприятия.

Логистическая цепь

Наряду с понятием логистической системы используется термин логистическая цепь (цепь поставок).
Цепь поставок – это множество звеньев логистической системы, посредством которой можно проследить поток перемещения продукта через ряд компаний, каждая из которых добавляет к нему дополнительную ценность. Иногда цепь поставок не заканчивается на конечном потребителе, а дополнительно охватывает этап переработки и повторного использования материалов.
В Великобритании были проведены исследования, которые показали, что более 70% стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока.
Применение логистики в сферах производства и обращения позволяет:

  • снизить запасы на всем пути движения материального потока;
  • сократить время прохождения товаров по логистической цепи;
  • снизить транспортные расходы ;
  • снизить расходы на хранение.

Принципы логистики

Исходные положения, на основе которых создаются и функционируют все эффективные логистические системы, называются принципами логистики. Различают шесть главных принципов логистики:

  1. Принцип гибкости заключается в высокой степени приспосабливаемости логистической системы к изменениям условий её функционирования. Для реализации данного принципа необходимо проведение работ по прогнозированию новых тенденций внешней экономической среды и разработке адекватных ответных действий.
  2. Принцип системности предусматривает необходимость формирования интегрированной системы управления материальными и сопутствующими потоками в рамках производственно-сбытовой системы, которая включает закупку сырья, производство и сбыт продукции .
  3. Принцип надёжности поставок предполагает обеспечение бесперебойного снабжения компании необходимыми и безусловного выполнения графика поставок готовой продукции. Для реализации данного принципа необходима полная синхронизация стадий товародвижения, координация всех процессов поставок и перевозок, создание резервов и производственных запасов .
  4. Принцип оптимальности заключается в достижении оптимального уровня согласованности стадий процесса товародвижения и действий его участников. Достигнув вышеупомянутой согласованности можно добиться наибольшей эффективности производственно-сбытовой деятельности компании.
  5. Принцип обратной связи предусматривает создание соответствующего блока логистической системы, чья работа заключается в сборе и обработке информации о требованиях товарного рынка
  6. Принцип компьютеризации предполагает максимальную степень автоматизации всех логистических функций. Информационно-управленческие системы, осуществляющие регулирование и контроль товародвижения с момента закупки сырья до поступления заказчику готовой продукции, позволяют добиться существенной экономии времени и высококачественного обслуживания потребителей.

Цель логистического процесса формулируется основным правилом логистики - так называемым Правилом 7R (right - "правильный"): (1) правильный продукт (2) с правильным уровнем издержек (3) правильного качества (4) в правильном количестве должен быть доставлен (5) в правильное время (6) в правильное место (7) правильному потребителю. Несоблюдение хотя бы одного из этих условий может привести к нарушению производственного цикла и потере клиентов и, соответственно, позиций на рынке.

F Правило «семи Н» или «семи R»

1. Обеспечение нужного продукта;

2. Нужного количества;

3. Нужного качества;

4. В нужном месте;

5. В нужное время;

6. Для нужного потребителя;

7. С наилучшими затратами.

Итак, правило «7R» («логистический микс») можно сформулировать следующим образом: «Поставка нужной продукции в правильном количестве и должном качестве в установленное время в необходимое место конкретному потребителю с оптимальными затратами».

К складской логистике: нужный товар (right product) необходимого качества (right quality) в необходимом количестве (right quantity) должен быть доставлен в нужное время (right time) и в нужное место (right place) нужному потребителю (right customer) с требуемым уровнем затрат (right cost).

1. Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике:

определение потребности в материальных ресурсах;

исследование рынка закупок;

выбор поставщика;

осуществление закупок;

контроль поставок;

подготовка бюджета закупок;

координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками.

Система складирования - это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающая оптимальное размещение материального потока на складе и рациональное управление им. Складирование продукции необходимо в связи с неравномерностью циклов производства, транспортировки и потребления ее.

Структуру системы складирования образуют подсистемы:

1. технико-экономическая.

Складируемые грузовые единицы.

Здания и сооружения.

Подъемно-транспортное оборудование.

Что такое проблема МОВ в логистике. Как она решается в привязке к закупочной, транспортной и распределительной логистике.

В широком смысле «задача МОВ» рассматривает как обоснование решения проблемы о степени использования в производственном процессе собственных средств производства. Решения принимаются как относительно использования собственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и относительно использования собственных предметов труда, т.е. изготовленных самостоятельно заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Альтернативные решения – наемный транспорт, лизинг оборудования, аренда складов, а также закупка полуфабрикатов или комплектующих изделий.



Как правило, основным критерием оптимальности при решении «задачи МОВ» выступает максимизация прибыли. Поэтому для принятия обоснованного решения необходимо сравнить расходы на собственное производство материалов (деталей, изделий) с расходами на их закупку.

Задача МОВ в распределительной логистике –самостоятельно распространять производителю свою продукцию или воспользоваться услугами фирм, специализирующихся в этой области.

Охарактеризуйте внешние для предприятия факторы, влияющие на принятие решений по проблеме МОВ («сделать самим или купить») в закупочной логистике. Как на решение задачи «сделать самим, или купить» влияют производственные условия предприятия?

Закупочная логистика - это управление материальным потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами. На этом этапе выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Эти функции выполняет служба снабжения. Границы деятельности службы снабжения определяются условиями договора с поставщиками и составом функций службы внутри предприятия. Главная задача - решить вопрос «Сделать самим, или купить».

Задача “сделать или купить” заключается в принятии одного из двух альтернативных решений - делать комплектующее изделие самим, если это в принципе возможно, выполнять самостоятельно какую-либо работу, или же покупать комплектующее (услугу) у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or-Buy Problem, или сокращенно - задача МОВ1, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии.



Значимым с точки зрения настоящего курса внешним фактором является степень развития логистики в экономике. Самостоятельное производство комплектующих изделий (или работ) снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах). В то же время высокое качество и низкую себестоимость комплектующих (работ) скорее обеспечит производитель, который специализируется на их производстве. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке комплектующих изделий у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи. Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем "спокойнее" предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.

Вне зависимости от ситуации во внешней среде на самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и, соответственно, против собственного производства должно быть принято в случае, если:

♦ потребность в комплектующем изделии невелика;

♦ отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;

♦ отсутствуют кадры необходимой квалификации. Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:

♦ потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;

♦ комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

Решения типа "сделать или купить" принимают при закупках товарных ресурсов (у изготовителя или у посредника), при выборе между услугами перевозчика и созданием собственного парка транспортных средств, при принятии решения по использованию услуг наемного склада, а также в ряде других случаев.

Металлургический комбинат, имеющий список потенциальных поставщиков обратился к Вам как к специалисту по логистике с просьбой сформировать перечень критериев оценки потенциальных поставщиков с выделением в них основных и второстепенных критериев. Необходимо составить как можно больше критериев и проранжировать их по значимости, присвоив каждому критерию весовой коэффициент.

Этапы выбора поставщика

  1. Определение требований к поставщикам (показателей их оценки)
  2. Поиск потенциальных поставщиков и сведений о них
  3. Оценка и анализ потенциальных поставщиков
  4. Принятие решения о поставщике

Критерии выбора поставщика

Основные

› качество товара

› надежность поставки

Дополнительные

› удаленность поставщика от потребителя;

› сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

› наличие резервных мощностей;

› организация управления качеством у поставщика;

› психологический климат у поставщика (возможности забастовок);

› способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

› финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

Логистическое система , функционирует в соответствии с положениями, в которых отражена некоторая закономерность и постоянное соотношение каких-либо явлений, процессов Иными словами, логистическая система "работает" в соответствии с каких-то ранее установленных и прописанных правил, отклонения от которых нежелательно, а в некоторых случаях даже и недопустимо.

Европейские фирмы и компании на практике свою логистическую деятельность осуществляют, используя следующие семь правил (7R richtig) или как их еще называют семь "потребностей", совокупность которых наглядно можно представить в виде схемы (рис. 4.1).

Рис. 4.1.

Правило номер один - "нужный товар" утверждает, что рынку, то есть потребителям всегда нужен товар, но только тот, который действительно нужен и за который потребитель готов платить. Если это правило будет выполняться, то круг потребителей того или иного

товара для производителя никогда не уменьшится, а прогнозно их численность только должна увеличиваться

Правило номер два - "необходимое количество товара" - предусматривает поставку товара только лее количестве, востребована клиентом Ему нужен товар именно этого количества: не больше и не менее

Правило номер три - "установлена качество" - требует, чтобы клиент всегда получал товар только высокого качества. Логистика должна обеспечить при этом сохранение всех свойств и характеристик товара при его доставке клиентам

Правило номер четыре и пять - "указанное место" и "согласованное время" - требует от поставщика, чтобы товар был заказан клиентом, был доставлен только в указанное место и только в то время, которое указал заказчик.

Правило номер шесть - "минимальные расходы" - устанавливает ограничения поставщику в формировании размера добавленной стоимости за доставку товара клиенту. Клиент не желает платить за доставку дополнительно большие средства. Они должны быть минимизированы. А это возможно только при условии использования логистического подхода.

Правило семь - "нужном клиенту" - требует от поставщика, чтобы товар был доставлен именно поэтому клиенту, его заказал.

Только при условии обязательного выполнения всех семи правил будет выполнена и миссия логистики и главная ее цель. Только при условии выполнения всех семи правил логистика имеет смысл как практическая наука. Только при условии выполнения всех семи правил логистическая система в процессе своей деятельности достигнет эффективности, результативности и рациональности.

Безусловное выполнение поставщиком перечисленных правил логистики обеспечивает конкретный результат логистики - гарантированное наличие необходимой продукции в заданном месте в определенный день и время, в нужном количестве и ассортименте при оптимальном уровне затрат, а главное с сохранением установленного уровня качества последней.

Описанные правила в дальнейшем является основой для формулирования основных принципов и функций логистики.

Первые пять правил логистики формулируются так:
товар - нужный товар место - в нужном месте время - в нужное время
количество - в необходимом количестве качество - необходимого качества
Шестое правило логистики формулируется:
1) затраты - с минимальными затратами6 +
2) транспорт - правильным видом транспорта
3) тара - в нужной таре 4) комплектность - правильной комплектности

4. Какой из перечисленных ниже методов определения места расположения распределительного склада лишний?
1) метод определения центра тяжести
2) метод пробной точки
3) метод пробных линий6 +
4) метод частичного перебора

5. Какой из перечисленных ниже статистических коэффициентов используется при XYZ - анализе?
1) коэффициент корреляции 2) коэффициент вариации 6 +
3) коэффициент регрессии 4) коэффициент динамики

6. Выберите правильный номер, обозначающий инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству:
1) П-8 2) П-7 3) П-6 + 4) П-5

7. На какой участок склада поступают грузы в нерабочее время?
1) участок приемки 2) участок разгрузки
3) приемочная экспедиция6 + 4) участок хранения

8. Какое из приведенных ниже значений не применяется при расчете потребной площади склада:
1) годовой грузооборот
2) суточная стоимость использования грузовой площади наемного склада6 +
3) число рабочих дней в году 4) размер запаса в днях оборота

9. К какому из подходов относится метод уровневого построения изделия?
1) детерминированный6 +
2) стохастический
3) эвристический 4) ни к одному из перечисленных

10. Какая из перечисленных групп обладает следующими характеристиками: самая дорогостоящая, хорошо прогнозируемая, достаточно стабильное потребление?
1) AY6 +
2) CY 3) BZ 4) AZ

11. Что в логистике является объектом исследования?
1) процессы, выполняемые торговлей
2) материальные и соответствующие им информационные потоки6 +
3) рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг
4) экономические отношения, возникающие в процессе товародвижения

12. Самой дорогостоящей из перевозок является перевозка … транспортом.
1) железнодорожным 2) авиационным6 +
3) автомобильным 4) водным

13. Сколькими методами может осуществляться процедура выдачи заказа на пополнение склада?
1) одним 2) двумя 3) тремя6 + 4) четырьмя

14. Правило Парето также называется правилом …
1) 20/20 2) 20/80 + 3) 40/40/20 4) 20/60

15. Сколько существует основных топологий сети?
1) 4 2) 3 + 3) 2 4) 1

16. Выберите одно условие, при котором применяется метод осуществления процедуры заказа «По наличию запасов на складе»:
1) объем и интервал поступлений не постоянные
2) недопустимо отсутствие запасов6 +
3) наполнение склада по установленному максимуму
4) высокий риск складирования

17. Какой из видов транспорта обладает свойством непрерывности доставки?
1) автомобильный 2) трубопроводный6 +
3) железнодорожный 4) водный 5) воздушный

18. Какая из перечисленных составляющих не входит в формулу Андлера?
1) затраты на получение заказа 2) нетто - потребность
3) минимальная партия отгрузки6 + 4) суммарные затраты на складирование

19. Признаком классификации, на основе которого материальные потоки подразделяют на внешние, внутренние, входные и выходные, является:
1) натурально - вещественный состав 2) отношение к логистической системе6 +
3) степень совместимости груза 4) консистенция груза

20. Какой из анализов основывается на правиле Парето?
1) SWOT - анализ 2) ABC – анализ6 +
3) SPACE - анализ 4) XYZ - анализ

1. Логистика - это...

а) организация перевозок; б) предпринимательская деятельность;

в) наука и искусство управления материальным потоком; г) искусство коммерции.

2. Объект исследования в логистике - это...

а) процессы, выполняемые торговлей;

б) материальные и соответствующие им информационные потоки;

в) рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг;

г) экономические отношения, возникающие в процессе товародвижения.

3. Задачей микрологистики является...

а) организация доставки грузов на Крайний Север сначала речным, а затем морским транспортом;

б) обеспечение согласованности в действиях поставщика, покупателя и транспортной организации;

в) организация грузопереработки в крупном морском порту.

4. Наиболее сильное влияние на развитие логистики оказывает…

а) компьютеризация управления процессами в сферах производства и обращения;

в) совершенствование налоговой системы; г) увеличение численности населения в регионе.

5. Логистическая функция - это...

а) множество элементов, находящихся в отношениях связи друг с другом, образующих определенную целостность, единство;

б) совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном мес­те, в нужное время, с минимальными затратами;

в) укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы;

г) система мероприятий по комплексному изучению рынка.



6. Единицей измерения материального потока является...

а) рубль; б) кубический метр; в) количество тонн, приходящихся на квадратный метр (т/м 2);

г) тонна; д) штука; е) количество тонн, проходящих через участок в единицу времени (т/год).

7. Материальный поток - это...

в) имеющая вещественную форму продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций в заданном интервале времени;

г) материальная продукция, ожидающая вступления в процесс производственного или личного потребления, или в процесс продажи

8. Логистическая операция - это...

а) самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства;

б) имеющая вещественную форму продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций в заданном интервале времени;

в) материальная продукция, ожидающая вступления в процесс производственного или личного потребления или в процесс продажи.

9. Признаком классификации, на основе которого материальные потоки подразделяют на внешние, внутренние, входные и выходные, является...

а) отношение к логистической системе;

б) натурально-вещественный состав продвигающегося в потоке груза;

в) количество груза; г) степень совместимости грузов; д) консистенция груза.

10. Для службы логистики критерием выбора варианта организа­ции товародвижения является...

а) оптимальный уровень обслуживания потребителей;

б) минимум издержек на закупки; в) минимум издержек на содержание запасов;

г) минимум издержек на транспортирование.

11. Цель логистики можно выразить шестью правилами. Первые пять правил логистики формулируются так: а) товар нужный товар б) место в нужном месте в) время в нужное время

г) количество в необходимом количестве д) качество необходимого качества

Шестое правило логистики формулируется : …

а) цвет нужного цвета б) затраты с минимальными затратами

в) транспорт правильным видом транспорта г) тара в нужной таре д) вес нужного веса

12. Ниже приведен ряд высказываний, из которых к производственной логистике относится следующее: ...

а) рациональное размещение распределительных центров в районе минимизирует сумму складских и транспортных затрат;

6) удельные издержки на хранение товаров тем ниже, чем быстрее оборачиваются запасы;

в) торгово-посредническая фирма производит 40-процентную наценку на стоимость товаров;

г) компания перешла к выпуску только той продукции, на которую имеется заказ.

13. Наиболее существенной предпосылкой применения логистики в хозяйственной практике является...

а) усиление конкуренции на товарном рынке;

б) совершенствование производства отдельных видов товаров;

в) совершенствование налоговой системы; г) рост численности населения.

14. Тянущей системой в логистике называется...

а) система организации производства, в которой детали полуфабрикаты подаются с предыдущей технологической операции на последующую в соответствии с централизованно сформированным графиком производства;

б) система организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются с предыдущей технологичес­кой операции на последующую по мере необходимости (жесткий график отсутствует);

в) система управления запасами в каналах сферы обращения, в которой решение о пополнении запасов на пери­ферийных складах принимается централизованно;

г) стратегия сбыта, направленная на опережающее (по отношению к спросу) формирование товарных запасов на оптовых и розничных торговых предприятиях.

15. Толкающей системой в логистике называется...

а) система управления запасами в каналах сферы обращения с децентрализованным процессом принятия реше­ний о пополнении запасов;

б) система организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются с предыдущей технологической операции на последующую по мере необходимости (жесткий график отсутствует);

в) стратегия сбыта, направленная на опережающее (по отношению к спросу) формирование товарных запасов в оптовых и розничных торговых предприятиях;

16. Непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока, а также оперативная корректировка его движе­ния являются проявлением принципа … логистики

а) системности; б) научности; в) конструктивности; г) конкретности.

17. Систему не образуют...

а) три незнакомых человека, проживающих в одном доме города;

б) три друга, проживающих в разных городах; в) поставщик, транспортное предприятие и покупатель, связанные единым договором; г) подразделения производственного предприятия.

18. К прямым функциям службы логистики на предприятии от­носят...

а) выбор транспорта; б) рыночные исследования; в) организацию складирования и хранения;

е) управление запасами

19. Предприятие создает запасы с целью снижения...

а) потерь от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам;

б) потерь от омертвления в запасах отвлеченных финансовых средств;

в) риска порчи товаров; г) расходов на оплату труда персонала, занятого хранением товаров.

а) на складах предприятий оптовой торговли;

б) на складах сырья предприятий промышленности;

в) в пути от поставщика к потребителю; г) на складах готовой продукции предприятий изготовителей.

21. Расположите виды транспорта в порядке убывания способнос­ти доставлять груз непосредственно к складу потребителя:

А: воздушный 3 Б: железнодорожный 2 В: водный 4 Г: автомобильный 1

22. Расположите виды транспорта в порядке убывания способнос­ти надежно соблюдать график доставки:

А: воздушный 4 Б: автомобильный 1 В: водный 3 Г: железнодорожный 2

23. Последовательность этапов выбора перевозчика

А: Ранжирование критериев выбора перевозчика 2

Б: Принятие решения о выборе перевозчика 6

Г: Оценка возможных перевозчиков в разрезе намеченных критериев 3

Д: Определение критериев выбора перевозчика 1

24. Расположите виды транспорта в порядке убывания способнос­ти перевозить разные грузы

А: воздушный – 4 Б: водный – 1 В: автомобильный – 3 Г: железнодорожный - 2

25. Расположите виды транспорта в порядке убывания способнос­ти быстро доставлять грузы

А: железнодорожный – 3 Б: воздушный – 1 В: водный – 4 Г: автомобильный - 2

26. Расположите виды транспорта в порядке убывания стоимости перевозки

А: воздушный 1 Б; водный 4 В: железнодорожный 3 Г: автомобильный 2

27. Недостатком железнодорожного транспорта является...

б) ограниченное количество перевозчиков;

в) относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния;

28. Недостатком автомобильного транспорта является...

а) малая грузоподъемность; б) ограниченное количество перевозчиков;

в) большие капитальные вложения в производственно-техническую базу;

г) низкая скорость доставки.

29. Недостатком воздушного транспорта является...

а) низкая производительность; б) недостаточно высокая сохранность грузов;

в) высокая себестоимость перевозок; г) недостаточная экологическая чистота.

30. Недостатком морского транспорта является...

а) низкая производительность; б) низкая скорость доставки;

в) относительно высокая стоимость перевозок на большие расстояния;

г) ограниченность видов транспортируемых грузов.

31. Принцип пропорциональности складского процесса означает...

Стадиях складского процесса;

д) соответствие всех звеньев складского процесса по производительности, пропускной способности или скорости

32. Принцип параллельности складского процесса означает...

а) повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные промежутки времени;

б) подчинение всех операций технологического цикла единому расчетному ритму;

в) устранение или сокращение всякого рода перерывов в технологическом процессе;

г) одновременное выполнение отдельных операций на всех стадиях складского процесса;

д) соответствие всех звеньев складского процесса по производительности, пропускной способности или скорости

33.Принцип непрерывности складского процесса означает...

а) повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные промежутки времени;

б) подчинение всех операций технологического цикла единому расчетному ритму;

в) устранение или сокращение всякого рода перерывов в технологическом процессе;

г) одновременное выполнение отдельных операций на всех

стадиях складского процесса.

34. Принцип поточности складского процесса означает...

а) повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные промежутки времени;

б) подчинение всех операций технологического цикла единому расчетному ритму;

в) устранение или сокращение всякого рода перерывов в
технологическом процессе;

г) одновременное выполнение отдельных операций на всех
стадиях складского процесса;

35. По признаку отношения к логистической системе информаци­онные потоки подразделяют на...

а) бумажные, электронные, смешанные; б) входные, выходные, внутренние, внешние;

в) первичные, производные; г) однородные, неоднородные.

36. По методу образования информационные потоки подразделя­ют на...

в) первичные, производные; г) однородные, неоднородные.

37. По структуре информационные потоки подразделяют на...

а) бумажные, электронные, смешанные; б) входные, выходные, внутренние, внешние;

в) первичные, производные; г) однородные, неоднородные.

38. Аббревиатура ЭДИФАКТ является условным сокращением развернутого названия...

а) штрихового кода, наносимого на групповую и транспортную упаковку;

б) ассоциации автоматической идентификации, действующей на территории Российской Федерации;

в) перспективной концепции, охватывающей все задачи автоматизации предприятия на базе систем управления знаниями и нейронных сетей;

г) стандарта электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте.

39. В каналах распределения от чужого имени и за чужой счет могут вести операции...

а) дилеры; б) агенты; в) дистрибьюторы; г) комиссионеры.

40. Последовательность этапов разработки логистической стратегии…

а) установление приоритетов – 3 Б) анализ возможностей - 2

В) разработка стратегического плана развития логистической системы – 4 Г) оценка - 1

41. К логистическим издержкам не относят…

в) затраты на формирование и хранение запасов;

г) затраты на содержание административно-управленческого аппарата.

42. К переменным затратам на перевозку относят:

а) накладные расходы;

б) затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава;

в) затраты на содержание производственно-технической базы и инфраструктуры транспорта;

г) расходы на оплату труда административно-управленческого персонала.

43. К постоянным затратам на перевозку относят...

а) затраты на страхование транспортного средства;

б) затраты на содержание производственно-технической базы и инфраструктуры транспорта;

в) затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава, включая запасные части и материалы;

г) затраты на топливо, смазочные материалы, электроэнергию на движенческие операции.

44. Под логистикой обычно принято понимать:

а) управление материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками с целью снижения общих затрат на продвижение товара от производителя к конечному потребителю;

б) логически обоснованные действия высших звеньев руководства по управлению предприятием и связанной с этим организацией информационного обмена и оборота финансовых средств;

в) логистически упорядоченные функции, составляющие алгоритм управления материальными потоками, а также связанными с ними информационными и финансовыми потоками с целью максимального удовлетворения потребностей клиента.

45. Материальный поток составляют:

а) автотранспортные средства, железнодорожные составы, морские и речные суда, авиатранспортные средства, трубопроводы;

б) материальные ресурсы (сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие, топливо, запасные части и т.д.), незавершенное производство и готовая продукция;

в) автомобильные дороги, железнодорожные пути сообщения, порты и пристани водного транспорта, аэропорты, сеть трубопроводов с перекачивающими станциями.

46. Ключевую роль в управлении материальными потоками играют:

а) транспортные и экспедиционные предприятия общего пользования;

б) предприятия оптовой торговли; в) магазины и другие точки розничной торговли;

г) коммерческо-посреднические организации, оказывающие услуги по организации оптового оборота;

д) предприятия - изготовители.

47. Логистическая операция - это:

а) действия логистического оператора по управлению материальным потоком, который не подлежит дальнейшему дроблению;

б) не подлежащие дальнейшему дроблению действия, связанные с управлением материальными, информационными или финансовыми потоками;

в) логистически упорядоченные операции, составляющие целостный алгоритм информационной модели управления.

48. Логистическая функция - это:

а) совокупность логистических операций, связанных решением задачи управления материальными, информационными и финансовым потоками;

49. К базисным логистическим функциям относятся:

а) снабжение; б) хранение; в) производство; г) сбыт; д) грузопереработка;

е) информационная поддержка.

50. К вспомогательным логистическим функциям относятся:

а) складирование, грузопереработка, упаковка, послепродажный сервис, информационная поддержка;

б) снабжение, складирование, распределение, транспортировка.

51. Логистические системы обладают такими свойствами, как:

а) способность к адаптации, наличие обратной связи, организация;

б) целенаправленность, взаимный обмен с внешней средой;

в) закрытость от воздействия внешних факторов, устойчивость функциональных параметров.

52. Макрологические системы формируются на уровне:

а) предприятия, организации, фирмы.

б) государства, межгосударственных, межрайонных, межреспубликанских связей;

53. Цель логистики заключается в:

а) минимизации затрат на прохождение продукта в каждом звене логистической цепи;

б) оптимизация затрат в звеньях логистической цепи с целью уменьшения общих издержек;

в) увеличение количества товара, проходящего по логистической цепи.

54. Логистика является:

а) средством улучшения имиджа компании;

б) стратегическим фактором достижения конкурентных преимуществ;

в) эффективным способом согласования различных направлений маркетинговой политики.

55. Управление заказами (обработка заказов) - это деятельность в период:

а) между моментом получения заказа и до момента отгрузки готового продукта потребителю;

б) между моментом получения заказа и до момента передачи складу указания отгрузить готовый продукт потребителю;

в) между моментом получения заказа и до момента завершения жизненного цикла готового продукта, переданного потребителю.

56. Закупка в себя включает:

а) выбор поставщиков; проведение переговоров об условиях поставки; заключение договора; приемку товаров от поставщика; транспортно-складские работы;

57. К основным задачам транспортного обеспечения логистики относят:

а) управление материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками с целью снижения общих затрат на продвижение товара от производителя к конечному потребителю;

б) выбор транспортно - технологической схемы доставки;

в) согласование транспортного процесса с работой склада;

г) выбор перевозчика, включающий в себя определение вида транспорта, оператора перевозки и типа транспортного средства;

д) заключение договора на закупку необходимых матери­альных ресурсов;

е) маршрутизация перевозок и контроль движения груза в пути.

58. Задачи закупочной логистики включают:

а) исследование рынка закупок и выбор поставщика; б) подготовка бюджета закупок;

в) организация отгрузки товара; г) организация послереализационного обслуживания;

д) координация и системная взаимосвязь закупок с про­изводством, сбытом и складированием.

59. Задачи распределительной логистики включают:

а) заключение договора на закупку необходимых матери­альных ресурсов; б) контроль поставок;

в) определение оптимального количества распределительных центров на обслуживаемой территории;

г) организация послереализационного обслуживания; д) выбор вида упаковки.

60. Посредник, работающий от чужого имени и за свой счет - это:

а) дилер; б) брокер; в) дистрибьютор; г) комиссионер.

61. Роль транспорта в логистической цепи поставок определяется тем, что:

а) затраты на транспортировку сырья, материалов, готовой продукции являются преобладающими в структуре логистических издержек;

б) значительное количество компаний - производителей товаров являются владельцами транспортных средств и заинтересованы в их эффективном использовании;

в) транспорт оказывает значительное влияние на затраты в сфере основной деятельности компаний - заказчиков транспортных услуг.

62. В первую очередь принципы логистики применимы:

а) при доставке товаров народного потребления конечным потребителям;

б) при перевозке массовых грузов на технологических маршрутах;

в) при доставке ценных высокотехнологичных товаров.

63. По назначению выделяют следующие основные группы транспорта:

а) транспорт, принадлежащий владельцам грузов и обеспечивающий их потребности в перевозках;

в) транспорт общего пользования, оказывающий транспортные услуги владельцам грузов на коммерческой основе.

64. Маркетинг:

а) исследует рынки и конъюнктуру конкретных товаров и услуг;

б) оптимизирует рыночное поведение по реализации товаров и услуг;

в) исследует материальные потоки, циркулирующие на рынках;

65. Для перевозок грузов несколькими видами транспорта используют термины:

а) мультимодальная перевозка; б) интермодальная перевозка;

в) смешанная перевозка; г) унимодальная перевозка;

66. Под интермодальными перевозками понимается:

а) доставка груза несколькими видами транспорта;

в) доставка груза несколькими видами транспорта с участием оператора перевозки, по единому провозному документу, в единой транспортной единице;

67. Производственная себестоимость включает в себя следующие номенклатурные статьи:

а) топливо и энергия на технологические цели; б) заработная плата;

в) общепроизводственные расходы предприятия ; г) коммерческие расходы.

68. Маржинальный доход - это:

а) сумма между прибылью и постоянными расходами на единицу продукции;

69. Преимуществом унимодальных перевозок является:

а) удешевление доставки; б) отсутствие перегрузочных операций;

в) простота в организации;

70. В цикл заказа входят следующие стадии:

а) проведение маркетинговых исследований; анализ сегментов рынка; выбор ценовой стратегии; продвижение товара;

б) планирование заказа; передача заказа; обработка заказа; подбор и комплектация заказа; доставка заказа;

в) выбор экспедитора; определение рациональных маршрутов доставки; согласование времени прибытия товара на склад; составление отчета о выполненном заказе.

71. Информационная логистика должна реализовывать следующие функции:

а) транспортировка грузов на дальние расстояния; б) анализ информации и ее преобразование;

в) исследование рынка закупок и выбор поставщика; г) передача информации;

д) управление информационным потоком.

72. Фрахт – это:

а) цена за транспортировку, установленная по согласо­ванию между грузовладельцем и перевозчиком на каждую конк­ретную перевозку;

б) база расчетов за транспортные услуги.

73. Цепь снабжения должна строиться на основе современной концепции маркетинга:

а) сбыт-снабжение-производство; б) снабжение-производство-сбыт;

в) производство-сбыт-снабжение;

74. Посредник, работающий от своего имени и за свой счет - это:

а) дилер; б) брокер; в) дистрибьютор; г) комиссионер.

75. На уровне предприятия распределительная логистика решает следующие задачи:

а) выбор вида упаковки; б) определение оптимального количества распределительных центров;

в) организация отгрузки товара; г) выбор схемы распределения материального потока.

76. Каналы распределения выполняют ряд функций:

а) проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг;

б) определяют оптимальное количество распределительных центров на обслуживаемой территории;

в) приспосабливают товар к требованиям покупателя;

г) принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.

77. Толкающая система управления производством представляет собой:

а) систему организации производства, в кото­рой предметы труда, поступающие на производственный учас­ток, непосредственно этим участком у предыдущего технологи­ческого звена не заказываются;

б) систему организации производства, в которой де­тали и полуфабрикаты подаются на последующую техноло­гическую операцию с предыдущей по мере необходимости.

78. Преимуществами тянущей системы управления являются:

а) отказ от избыточных запасов, информация о возможности быстрого приобретения материалов, или наличие резервных мощностей для быстрого реагирования на изменение спроса;

б) строгий контроль центральной системы управления за обменом материальными потоками между различными участками предприятия;

г) снижение партии обработки.

79. Маржинальный доход - это:

а) разница между ценой и переменными расходами на единицу продукции;

б) разница между ценой продукта и суммой постоянных затрат;

в) разница между постоянными и переменными затратами на единицу продукции.

80. Текущие запасы-это:

а) запасы готовой продукции у предпри­ятий-изготовителей, запасы предприятий оптовой и розничной торговли, а также запасы в пути;

б) основная часть производственных запа­сов. Такие запасы обеспечивают непрерывность производствен­ного и торгового процессов между очередными поставками;

в) это уровень запаса, эко­номически целесообразный в данной системе.

81. Объектом изучения логистики являются?

Материальные потоки

- материальные потоки и связанные с ними информационные потоки

Расходы на организацию передвижения материальных потоков

82. Размерность материального потока учитывает?

Единицу измерения (штук, тонн и т.д.)

Единицу измерения затрат на передвижение материального потока (руб. за тонну, руб. за кг. и т.д.)

- единицу измерения и временной период (штук в сутки, тонн в год и т.д.)

83. Укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы – это?

- логистическая функция - логистическая система - центральная логистическая операция

84. Закупка, планирование и управление производством, сбыт могут являться элементами?

- микрологистической системы - любой логистической системы - макрологистической системы

85. Принципиальным отличием логистического подхода к управлению от традиционного является?

Рассмотрение в качестве объекта управления отдельного подразделения, предприятия

- рассмотрение в качестве объекта управления сквозного материального потока

Рассмотрение в качестве объекта управления взаимодействие предприятия с внешней средой при организации материального потока

86. В внешним материальным потокам в логистике относятся?

- протекающие во внешней для системы среде

Протекающие во внешней для системы среде, имеющие к системе непосредственное отношение

Материальные потоки, передающиеся во внешнюю для системы среду

87. Система, в которой на пути материального потока стоит, по крайней мере, один посредник, относится к системе?

С прямыми связями - эшелонированной - с гибкими связями

88. Специальные компьютерные программы, помогающие специа­листам принимать решения, связанные с управлением материальными потоками?

- экспертные системы - макеты - материальные модели

89. Задачи управления материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами решает?

- закупочная логистика - производственная логистика - распределительная логистика

90. Задача «сделать или купить» предполагает ответ?

Закупка товара у изготовителя или посредника

- определение выгодности самостоятельно произвести или закупить у изготовителя или посредника

Реализовывать товар самостоятельно или через посредника

91. При выборе поставщика незначительных с точки зрения производственного и торгового процессов предметов труда определяющее значение имеет?

- цена (затраты на приобретение и доставку)

Надежность поставщика

Сроки выполнения заказа

92. Какие из перечисленных операций относятся к закупочной логистике?

- определение потребностей в предметах материально-технического снабжения

93. Система поставок "Точно в срок" в закупочной логистике – это система?

Производства и поставки комплектующих или товаров к месту производственного потребления или к моменту продажи в торговом предприятии в требуемом количестве и в нужное время

Производства товаров в требуемом количестве и в нужное время

- поставка комплектующих или товаров в требуемом количестве и в нужное время

94. Система, при которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию по мере необходимости, производственная программа последующего звена определятся размером заказа последующего звена, представляет собой?

Европейскую систему управления материальным потоком

- тянущую систему управления материальным потоком

Толкающую систему управления материальным потоком

95. Какие из перечисленных операций относятся к производственной логистике?

- оптимизация материальных потоков внутри предприятия

Обеспечение взаимосвязи логистической системы с совокупным материальным потоком

96. Какие из перечисленных операций относятся к распределительной логистике?

Определение потребностей в предметах материально-технического снабжения

- организация доставки и контроль над транспортированием товаров

Обеспечение согласованности действий непосредственных участников транспортного процесса

97. Линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой представляет собой?

Логистическую цепь - логистический канал - службу логистики

98. Выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, банкира и т.д. осуществляется при выборе?

- логистического канала - логистической цепи - нет правильного варианта

99. Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционной системы сбыта заключается в?

Подчинении процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга

- системной взаимосвязи процесса распределения с процессами производства и закупок

Оба варианта

100. Распределительная логистика не решает вопросы?

О канале движения продукции - об упаковке продукции - о маршруте движения товара

Об уровне обслуживания - все ответы верны (не решает ни одной из перечисленных задач)

- нет верного ответа (решает все перечисленные задачи)

101. Движение товара от поставщика к потребителю минуя посредников носит название канала распределения?

Первого уровня - нулевого уровня - второго уровня

102. Какие из перечисленных операций относятся к транспортной логистике?

Оптимизация материальных потоков внутри предприятия

Организация доставки и контроль над транспортированием товаров

- обеспечение согласованности действий непосредственных участников транспортного процесса

103. Признаками интермодальной перевозки являются?

Использование нескольких видов транспорта

- использование нескольких видов транспорта и наличие единого оператора перевозки

Использование только воздушного или морского видов транспорта

104. Определите верную последовательность транспортных средств по признаку удорожания перевозки?

- трубопроводный, водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный транспорт

Водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный транспорт

Железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный транспорт

105. Узкая номенклатура возможных к перевозке грузов является недостатком?

Водного транспорта - автомобильного транспорта - трубопроводного транспорта

106. Зависимость от метеоусловий является недостатком?

- водного и воздушного транспорта - автомобильного и железнодорожного транспорта

Трубопроводного транспорта

107. Как называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок?

- исключительными - льготными - местными

108. Целью информационной логистики является?

Своевременное обеспечение лица, принимающего решение информацией о положении на рынке

Наличие нужной информации (для управления материальным потоком) в нужном месте, в нужное время, необходимого содержания (для лица, принимающего решение), с минимальными затратами

Создание информационной базы для последующего использования и обеспечение доступности любому пользователю

109. Пути, по которым движутся информационный и материальный поток?

- - могут не совпадать - - всегда совпадают - всегда находятся во встречном направ­лении

110. Договор морской перевозки называют "чартером", если:

  • - судно совершает попутный рейс на условиях фрахта
  • - судно совершает нерегулярный рейс на условиях фрахта

111. Что такое физическое распределение?

1. Доставка продукции от продавца к потребителю.

2. Распределение различных видов продукции.

3. Оказание услуг по сохранности продукции.

112. Какое определение для системы с фиксированным размером заказа в ответе правильное?

1. Пополнение запасов является величиной постоянной, а очередная поставка товара осуществляется при

уменьшении запасов до критического уровня (точка заказа).

2. Пополнение запаса осуществляется определенными фиксированными партиями.

3. Оба ответа верны.

113. По каким признакам классифицируются склады фирм?

В зарубежной и отечественной экономической литературе встречается широкая трактовка термина «логистика», в которой объект не ограничивается материальными потоками. Сегодня понятие логистика вбирает управление энергетическими, финансовыми, людскими потоками. Но главный потенциал лежит в рационализации управления именно материальным потоком.

Логистика - это теория и практика координирования материальными и информационными ресурсами. Деятельность логистики имеет финальную цель, которую стали называть 6 правилами логистики.

1. Груз - необходимый товар.
2. Качество - требуемого качества.
3. Количество - в нужном количестве.
4. Время - доставка в четко прописанные сроки.
5. Место - в определенное место.
6. Затраты - с наименьшими затратами.

Цель логистической деятельности можно считать достигнутой, если соблюдены приведенные 6 правил, т.е. необходимый товар нужного качества и в необходимом количестве следует доставить в определенное время в обозначенное место с наименьшими затратами.
Законы рынка одновременно просты и суровы: успешен тот, кто осведомлен, чего клиент хочет и как эти желания реализовать. Услуги и товары не появляются сами по себе. Их нужно предварительно закупить или произвести, затем организовать доставку к месту назначения, т.е. выполнить целевой заказ. Ввиду того, что обработка заказов осуществляется в разное время и в разных подразделениях, то проблема руководителя логистической компании - организовать слаженную работу всех отделов, чтобы обслужить заказчика качественно.
Именно поэтому следует придерживаться 6 правил логистики, которые позволяют логистической организации претворить в жизнь поставленные задачи и выполнить работу безупречно.

3.2 Шесть правил логистики

Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики»:

1. Груз — нужный товар.

2. Качество — необходимого качества.

3. Количество — в необходимом количестве.

4. Время — должен быть доставлен в нужное время.

5. Место — в нужное место.

6. Затраты — с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой если эти шесть условий выполнены, т.е. нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время, в нужное место с минимальными затратами.

3.3 Функции логистики

В процессе управления материальными потоками решается множество разнообразных задач: прогнозирования спроса и производства, а, следовательно, и объема перевозок, определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков, организации складирования, упаковки, транспортировки и др. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:

— транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;

— предприятия оптовой торговли;

— предприятия-изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.

Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контролируется процесс товаропередвижения.

Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций.

При этом под термином «функция » в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающихся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель.Логистическая функция — это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. К ним можно отнести следующие:

1. Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация.

2. Определение объемов и направлений материальных потоков.

3. Прогнозные оценки потребности в перевозках.

4. Определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения.

5. Развитие, размещение и организация складского хозяйства.

6. Управление запасами в сфере обращения.

7. Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения.

8. Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров (упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы).

9. Управление складскими операциями (сдача и приемка грузов по количеству и качеству, организация доставки мелкими партиями и др.).

Все эти функции имеют две характерные особенности:

— они взаимоувязаны и направлены на управление материальным потоком. Весь комплекс логистических функций, в совокупности, подчинен единой цели;

— носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе.

Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестью правилами логистики.

Золотые правила логистики

Изучение логистической науки должно основываться на понимании основных правил логистического подхода, которые принято именовать «золотыми» правилами логистики.
Деятельность по контролю над материальными потоками, равно как торговая, производственная и другие виды деятельности, осуществляется с ранних периодов развития экономики. Новизна логистического подхода к процессу управления, в смене приоритетов в пользу усиления важности деятельности по мониторингу процесса движения материальными ресурсами. Совсем недавно стал понятен потенциал увеличения эффективности, которым обладает рационализация экономических процессов.

Правила логистики есть система воззрений на рационализацию экономической действительности методом оптимизации потоковых процессов. Итак, «золотые» правила логистики.
1. Правило системного подхода. Оптимизация материальных потоков возможна как в пределах одной организации, так и отдельного подразделения. Однако, максимальную результативность возможно получить, оптимизируя материальный поток на всей протяженности, т.е. от первоисточника сырья до потребителя.
2. Отказ от производства универсального подъемно-транспортного и технологического оборудования. Использование оборудования, подходящего к конкретным условиям, что возможно при условии выпуска широкой номенклатуры средств производства.
3. Создание современных условий для трудовой деятельности, гуманизация технологии производства. Логистический подход должен создавать предпосылки для привлечения в отрасль специалистов, обладающих высоким профессиональным потенциалом, но вместе с тем, должны улучшаться условия труда.
4. Учет издержек на всем протяжении логистической цепочки. Минимизация затрат возможна при условии, что система издержек позволит выделить средства на логистику. Так появляется необходимый критерий выбора лучшего варианта логистической системы - минимум издержек на протяжении логистической цепочки.

Логистика – это теоретическое и практическое управление материальными потоками и потоками связанной с ними информации.

Процесс управления материальным потоком для наглядности можно сравнить с управлением водной струей из-под крана: ее возможно открыть на полную мощность или закрыть, добавить горячей воды, сделать поток более холодным, разбрызгивать, пользуясь смесителем, с помощью шланга направлять в желаемую сторону. Результатом подобных действий являются изменение направления, интенсивности потока, его качественных характеристик (в частности – температуры), изменение структуры (при распылении через душевую сетку).

В экономических системах циркулирует огромное множество материальных потоков. Несмотря на всю сложность управления ими, процесс во многом аналогичен управлению обычной струей из-под крана:

  • Кран открыт – товар идет от поставщика к покупателю.
  • Кран открыт на полную мощность – интенсивность поставок возросла.
  • Кран закрыт – поставки прекратились.
  • Изменили адресата – поток пошел в другом направлении.
  • Изменили качественный состав потока - изменился ассортимент.

Конечно, управление материальными потоками - процесс значительно более сложный. Если выразить его в виде формулы, он будет выглядеть примерно как “принятие решения + реализация”. Для принятия обоснованных решений необходимо наличие определенного багажа знаний. Получить их можно, записавшись на курсы логистики в Москве .

О логистике можно говорить и как о междисциплинарном научном направлении, находящемся в непосредственной связи с поиском новых способов улучшения эффективности материальных потоков.

Освоив научные знания, можно уверенно принимать решения в сфере управления потоками материальных благ. Что касается их реализации, для этого необходимо наличие конкретной хозяйственной деятельности, суть которой будет состоять в процессе управления материальными потоками в области производства и обращения.

Подытоживая сказанное, можно заключить, что логистика является наукой о процессе планирования, контролирования и управления транспортировкой, складированием, некоторыми другими операциями материального и нематериального характера, совершение которых необходимо при доведении исходного сырья и материалов до предприятия, переработки этого сырья, полуфабрикатов, материалов в процессе производства, последующем доведении продукции до адресата (потребителя) в полном соответствии с его требованиями и интересами. Все это относится и к управлению передачей, хранением, обработкой информации, связанной с описанными процессами.

Точным отражением управленческого характера деятельности в логистике является ее определение в качестве менеджмента всех видов деятельности, способствующих движению и координации спроса и предложения на конкретные виды товаров в конкретном месте в пределах заданного времени.

Основной целью логистики является доставка продукции с четким соблюдением сроков при минимально возможных затратах на хранение, процесс производства, упаковывания, сбыт, транспортировку, благодаря чему удается добиться значительного улучшения условий функционирования экономики в целом.

Золотые правила логистики являются отражением ее основной цели:

ГРУЗ – необходимый товар

КАЧЕСТВО – надлежащего качества

КОЛИЧЕСТВО – в требуемом количестве

ВРЕМЯ – должен быть доставлен с точным соблюдением указанного времени

Правила и показатели логистики

Логистика как наука имеет эмпирическую природу и относительно короткую историю. В силу этого специфические законы логистики — необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями — находятся в состоянии становления. Функцию целеполагания в значительной мере осуществляют «шесть правил» логистики, формулируемые так: «Предоставить:

1) необходимое количество

2) нужного товара

3) заданного качества

4) в нужное время

5) к установленному сроку

6) за согласованную цепу».

Заметим, что приведенные здесь «шесть правил» логистики представляют собой необходимое и достаточное условие для экономико-математического моделирования формализованных логистических процессов. Появление в литературе «седьмого» и последующих правил с этой точки зрения является избыточным, но допустимо в определенных условиях (подробнее мы затронем этот вопрос при рассмотрении логистического сервиса).

Обращаем внимание на применимость этих правил не только к сырью, материалам, покупным полуфабрикатам (оборотным фондам), но и к основным фондам, и к трудовым ресурсам. Эти проблемы решаются в рамках аутсорсинга и аутстаффинга.

Логистика как наука и как сфера профессиональной деятельности в силу своей конкретной направленности не может не иметь четких критериальных измерений, которые находят отражение в определенных показателях. Безусловно, принимая во внимание многообразие технологий в логистике, можно привести чрезвычайно большое количество показателей, так или иначе имеющих отношение к логистике. Задача оптимизации числа и содержания логистических показателей традиционна: для полноты информации требуется возможная максимизация показателей, для удобства работы с ними — их минимизация.

В качестве основных логистических показателей чаще всего называют следующие:

— частота оборачиваемости всех запасов, определяемая как отношение товарооборота к объему складских запасов;

— общие затраты на материально-техническое обеспечение, приходящиеся на единицу товарооборота;

— степень готовности поставщика (в процентах), рассчитываемая как частное от деления объема удовлетворенных потребностей в указанный срок па общий объем потребностей;

— затраты на логистику (в процентах от общих расходов);

— период оборота материальных ресурсов для отдельных складов (сутки);

— расходы на отправленную единицу продукции;

— расходы на тонно-километр перевозимых грузов;

— степень риска, связанная с содержанием запасов. Сюда же отнесем показатели поставок, ритмичности и работы склада, дополняющие вышеперечисленные в части оценки отдельных сторон логистического процесса.

Показатели поставок (producer goods delivery indices) характеризуют объем, структуру, ритмичность поставок. Выполнение обязательств по физическому объему поставок рассчитывают путем сопоставления объема фактически поставленной в счет договорных обязательств продукции с ее объемом, предусмотренным в договорах поставки. Выполнение обязательств по ассортименту поставленной продукции определяют путем сопоставления фактического объема поставленной продукции и предусмотренного в договорах ассортимента.

Показатели ритмичности (variability indices) — это отношение суммы фактически произведенной продукции в пределах планового задания за каждый отрезок времени изучаемого периода к общему объему задания на период в целом.

Показатели работы склада (warehousing indices) — технико-экономические показатели, используемые для комплексного анализа различных направлений работы складов. Система этих показателей может быть представлена тремя укрупненными группами:

1) показатели интенсивности работы складов (грузооборот, удельный грузооборот, коэффициент неравномерности загрузки, суммарная работа склада, интенсивность прохождения грузов);

2) показатели эффективности использования складских площадей (вместимость, полезная площадь, коэффициент использования, грузонапряженность склада);

3) показатели уровня сохранности грузов и финансовые показатели (число случаев не сохранности грузов, расходы складов, себестоимость хранения, доходы, производительность труда работников склада).

В Германии путем опроса были получены 23 наиболее часто применяемых показателя логистики. Критерием явилось то, что они были названы представителями более чем 70% опрошенных фирм. К этим показателям относятся:

1) отношение числа заказов к выбранному периоду времени;

2) потребность в материалах, отнесенная к периоду времени;

3) затраты на персонал, отнесенные к периоду;

4) численность персонала;

5) количество пропусков по болезни;

6) доля запасов по отношению к обороту;

7) стоимость заказов к периоду;

8) среднее наличие на складе;

9) различие в показателях инвентаризации к количеству инвентаризаций;

10) количество отсутствующих на работе;

11) стоимость наличия па складах, отнесенная к связанному капиталу;

12) число складских позиций;

13) продолжительность оборота склада;

14) среднее время восстановления запаса;

15) количество (частота) оборотов;

16) стоимостное выражение различий инвентаризации к числу инвентаризаций;

17) уровень готовности к поставкам;

18) доля запасов в обороте;

19) доля стоимости материалов, отнесенная к стоимости изготовления (материалоемкость);

20) число позиций заказов за период;

21) средняя продолжительность храпения на складе;

22) отношение затрат на складирование к площади склада;

23) доля сторонних организаций в обороте. Хотя перечень показателей, используемых на предприятиях Германии, весьма обширен, относиться к ним, по нашему мнению, следует критически: некоторые из них (п. 5, 10) логистическими, в строгом смысле слова, не являются, так как это показатели, отражающие некоторые стороны функционирования предприятий и подразделений, осуществляющих логистическую деятельность, характеризующие фирму как предпринимательскую структуру.

Эффективность применения логистики оценивается не столько ее конкретными показателями и тенденцией их изменения, сколько ее влиянием на изменение экономических и финансовых результатов деятельности фирмы: увеличение размера прибыли, повышение производительности труда и т.д.

Если же необходимо оценить саму технологию логистики, качество логистики как системы физического распределения, то об этом целесообразнее судить по следующим показателям:

— надежность сроков поставки;

— способность системы к немедленному удовлетворению спроса.

  • Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей Составители: Пилипей О.Н. (1 кв.категория) Мелентьева И.Н. (1 кв. категория) Демидова О.Б. (1 кв. категория) Возраст детей: 5 -15 лет Срок […]
  • Предварительный договор купли-продажи квартиры (аванс, задаток) - снятие рисков Если речь идет о заключении договора купли-продажи недвижимости, то основными условиями, которые необходимо учесть при […]
  • Сходка в Ереване, внук Деда Хасана и самый старый «законник»: чем живет воровская Армения? Вверху: 2) Сурен Аветисян(Суро Ленинаканский); за столом: 1) Самвел Арутюнян(Само), 2) Армен Манукян(Сево), 3) […]
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх