Что такое фоторепортаж примеры. Курсовая работа Фоторепортаж.Методика работы. Разница в частных заказах и заказах от организации

Репортажная съёмка для газеты и для частного заказчика - это не одно и то же. В случае с частным заказом подход должен быть совершенно другой. Об этом многие задумываются, но в чём же разница? Об этом и пойдёт речь.

Фотограф Александр Свет выполнил множество частных заказов для всемирно известных брендов и компаний, среди которых Сбербанк, телевизионный канал ТНТ, журнал Rolling Stone, компания Kaspersky Lab, РЖД, бренды «Renault», «L’Occitane», «Lancome», «Deutsche Bank» и Газпром. Этот человек расскажет о многих нюансах коммерческой репортажной съёмки.

Самое первое правило, которого нужно придерживаться - это то, что вы работаете на конкретного заказчика, а значит снимки должны выполнять поставленную им задачу. Всем нужны красивые снимки, но фотографии для банковского учреждения и для развлекательного клуба будут совершенно разными. Прежде всего от стиля съёмки, обстановки и поставленной задачи зависит какие кадры нужно делать.

Чтобы исполнитель и заказчик поняли друг друга, нужно составить и заполнить бриф, в котором будут указаны все нюансы. Иногда клиент не полностью представляет, что именно ему нужно. В таком случае опытный фотограф всегда может подсказать какие кадры для каких задач лучше всего подойдут.

Что нужно делать?

Очень часто ставится задача сделать фотографии логотипа предприятия на мероприятии. Это нужно для брендирования. Фотограф может сделать просто много качественных с технической точки зрения кадров. Но такие фотографии может сделать любой фотограф имеющий навыки работы с хорошей камерой. Профессионала нанимают для большего.

Прежде всего, логотип компании должен красиво с художественной точки зрения вписываться в кадр.

Как должен действовать фотограф?

Необходимо поставить себя на место клиента. Нужно подумать, что бы вы хотели видеть будучи заказчиком. Об этом следует задумываться перед любой съёмкой. Ставьте себя на место фотографируемых людей и думайте, хотели бы вы, чтобы вас также сфотографировали? Очень важно поставить для себя самого высокую планку качества и придерживаться её. Если вы будете довольны своей съёмкой, то вы всё правильно делаете.

Сложность репортажной съёмки

В каждом направлении репортажной съёмки есть свои нюансы. Самая большая сложность заключается в том, чтобы сделать максимально качественно свою работу на всех этапах мероприятия. Взять хотя бы свадьбу. От встречи с новобрачными до полёта букета нужно сделать всё на лучшем уровне, так как переделать кадр невозможно. Нужно постоянно следить за событиями и фиксировать их в лучшем виде. Права на ошибку нет.

Так же и в работе с политиками, бизнесменами и артистами. Часто на то, чтобы сделать кадр даётся не больше минуты. Если вы не сможете уложиться в отведённое время, то навряд ли у вас закажут съёмку в следующий раз. Со временем об этом перестаёшь думать и просто выполняешь свою работу, но чтобы достигнуть этого уровня нужно много практиковаться.

С чего начинать молодому репортажному фотографу?

Начинать лучше всего снимать для интернет изданий или собственного блога. Спрос с вас будет небольшим. Заработать на этом практически не возможно, но вы получите самое бесценное - опыт. Важно то, что вы будете снимать знаменитостей и становиться узнаваемым в определённом жанре фотографии. Когда придёт время выходить на коммерческий уровень, вам будет что показать заказчику в качестве портфолио.

Где искать заказчиков?

Лучше всего зарекомендовать себя как хорошего и ответственного фотографа. Тогда из уст в уста люди будут передавать информацию о вас и кто-то захочет сделать заказ. Также очень важно наличие собственного сайта или блога. При этом одно не исключает второе. Клиенты должны иметь в удобном виде ознакомиться с вашим портфолио и убедиться в профессиональности.

Положительно скажется на новых заказах контекстная реклама. Также важно поддерживать общение в тематических группах в социальных сетях. Серьёзных заказчиков в соц. сетях найти трудно, но это один из методов бесплатной саморекламы.

Разница в частных заказах и заказах от организации

Первое различие - это источник финансирования. Частный клиент платит из своего кармана. Организация платит из бюджета компании. Частный клиент часто не может точно сформулировать что он хочет. Корпоративные заказчики вкладывают деньги осознанно для определённой цели. У компаний условия обычно жесткие. У них высокие требования к качеству работы и скорости обработки, но если вы будете соответствовать их требованиям, то можете получить постоянного заказчика.

Более интересные заказы бывают у частных заказчиков. Они просят снимать романтические ужины, вечеринки и торжества, в то время как компании ограничиваются конференциями и презентациями.

Дополнительное оборудование при съёмке коммерческого репортажа

Конечно же, нужна хорошая вспышка. Также необходимы различные объективы: зум и телевик. С этим набором м можно приступать к работе.

Подходящие объективы для репортажа

Для начала нужен не самый дорогой зум, к примеру 18-70mm, и фикс. Также нужен телевик. Зум позволит снимать общие планы, а телевик - хорошие портреты. Можно вложиться и купить хороший 24 - 70mm f/2.8. Это очень хорошая оптика, которая при правильном использовании сможет прокормить фотографа. В дальнейшем можно купить хороший светосильный телевик.

Также не помешает сверхширокоугольная оптика. Имея полный комплект объективов можно реализовывать очень много различных задумок и в лучшем виде выполнять самые сложные задачи. Кто-то может рекомендовать объективы, имеющие только возможность ручной фокусировки. Такая оптика обычно качественная, но использование её в репортаже - это сложный процесс.

Перед капитальным вложением в оптику следует заглянуть в прокат и воспользоваться различными объективами. Кроме того, прокатная оптика позволит вам расширить свои возможности до тех пор, пока вы не обзаведётесь своими объективами.

Обязательные снимки на мероприятиях

Для каждого мероприятия есть перечень ключевых моментов. Этот список нужно всегда держать в голове. К примеру, на съёмке конференции нужно сделать следующие снимки:

  • Бренд заказчика
  • Встреча и регистрация гостей
  • Вручение подарков. Обязательно должен быть виден логотип заказчика
  • Общение
  • Общие планы зала
  • Выступление спикеров. Тут нужно для каждого выступающего сделать серию снимков: портрет с различной мимикой, поясной портрет, снимок в полный рост, общий план зала и выступающего спикера

Технические сложности

Самая большая сложность для начинающих - это работа со вспышкой. Снимок может получиться плоским. Часто встречается на снимках такое явление как синеватый передний план и жёлтый задний. Это значит, что фотограф не использовал цветные гели для вспышки тогда, когда они были нужны. Очень важно научиться правильно сочетать свет от вспышки и освещение площадки.

Для чего лучше использовать вспышку?

Практически все кадры в помещении снимаются со вспышкой. Очень важно научиться отражать свет вспышки от стен и потолка и контролировать его цветовую температуру.

Несколько вспышек в репортаже

На закрытых мероприятиях обычно в последнюю очередь думают о качестве света. Для таких ситуаций приходится перестраховываться и корректировать освещение собственными силами. Несколько вспышек удобно использовать на статичных мероприятиях, когда все действия происходят в одном зале.

Сложность в работе с несколькими вспышками

Самое сложное - это работа с синхронизацией вспышек. Инфракрасная синхронизация удобна в малых залах. Для большого зала придётся использовать дополнительные аксессуары в виде радиосинхронизаторов. Это и дополнительные затраты и необходимость заботиться о ещё одном наборе аксессуаров.

Обработка снимков

Любой профессиональный графический редактор подойдёт для постобработки. Лучше всего использовать Lightroom и Capture One. Capture One удобен тем, что полностью настраивается под конкретные задачи. Для обработки репортажных снимков многие инструменты ненужны. Их можно просто убрать с панели, чтобы они не занимали место и не отвлекали.

Сложную ретушь проще всего делать в Photoshop. Если нужно отбирать огромное количество RAW-снимков, то тут по скорости с Photo Mechanic никто не сравнится. При обработке большого количества файлов каждая секунда важна, так как если свести все действия к минимальной затрате времени, то можно выгадать не один десяток часов.

На панели инструментов следует оставить все самые важные инструменты, второстепенные также должны быть под рукой, но подальше. Необходимо научиться максимально использовать сочетания клавиш и свести к минимуму движения мышкой. Необходимо научиться работать с группой файлов. Пакетная обработка освободит много времени. Важно выработать принцип группировки кадров по схожести съёмочной ситуации.

С чего начать новичку?

Самое важное - это сделать первый шаг. Просто снять хоть что-нибудь и проанализировать качество своей работы. Поиск слабых мест позволит совершенствоваться и поднимать свой уровень. Возможно вам нужно будет подтянуть работу со вспышкой, навыки обработки или вовсе изучать азы фотографирования. Как только все пробелы в знаниях будут закрыты, можно приступать к более осмысленной и целенаправленной съёмке. Когда вы почувствуете себя уверенно в этом деле, можно переходить на коммерческий уровень.

Артем Кашканов, 2014

Репортажная фотосъемка - понятие очень многогранное. Она может быть любительской и профессиональной, происходить в помещении и на улице, могут запечатлеваться официальные и неофициальные мероприятия. В том или ином виде фоторепортаж снимал хоть раз в жизни каждый фотограф.

4. Съемка репортажа в формате JPEG

О том, что такое Jpeg и что такое RAW подробно написано в Фотоучебнике . Конечно, репортаж репортажу рознь, и каждый решает для себя - являются ли данные фотографии действительно важными, чтобы использовать возможности камеры на 100% или просто отснять все в режиме, скажем, автоматических сюжетных программ.

Если снимать в формате Jpeg, вам придется во время съемки оперировать с такими настройками как баланс белого, более тщательно выставлять уровень экспозиции (выдержка/диафрагма/iso). То что все это отнимает драгоценное время - но это еще полбеды. Настоящая беда будет если вы ошибетесь с установкой баланса белого или просто забудете его переключить при смене условий съемки. В итоге, на фотографиях будут желтые или синие лица, которые выправить в Photoshop если и можно, то придется порядочно повозиться.

Формат RAW во время съемки репортажа освобождает вас от необходимости настраивать баланс белого, стиль изображения, внутрикамерное шумоподавление и т.д. ваша задача - только выставить нужные выдержку, диафрагму, чувствительность ISO и не ошибиться с фокусировкой. Все остальные настройки можно поставить "по умолчанию" или "авто".

Однако, RAW - такая вещь, которая подразумевает обязательную обработку. Если нужен "быстрый результат" - снимайте в RAW+Jpeg. В этом случае вы убиваете двух зайцев - из Jpeg-вариантов можно быстро "слепить" слайд-шоу и показать его на проекторе в завершение мероприятия (например, свадьбы), а из RAW-ов потом вытягивать "образцово-показательные" варианты фотографий, например, для печати крупным форматом. Расплачиваться за это приходится емкостью флешки, но при современном их объеме и стоимости это не является большой проблемой.

5. "Скучный репортаж"

Представьте себе, что вам заказали съемку мероприятия по вручению дипломов участникам какого-то конкурса - человек 300! Их вызывают на сцену по одному или группами и один и тот же человек (ведущий) вручает им совершенно одинаковые на вид документы.

Когда я работал в вузе, то много раз фотографировал подобные мероприятия. В принципе, можно было поставить аппарат на штатив и просто нажимать на кнопку, когда диплом вручался очередному победителю или выпускнику. Присутствовать на таких мероприятиях - скука смертельная, фотографировать еще скучнее, обрабатывать - вообще тоска зеленая.

Многие начинающие репортеры делают такую же ошибку! Предположим, фотографа пригласили поснимать выступление какой-то рок-группы в клубе. И вот он встает напротив сцены и начинает снимать музыкантов "в упор" и снимает до тех пор, пока не закончится концерт/флешка/аккумулятор. Отличия между фотографиями - минимальные. Часть фотографий - люди крупным планом (почти всегда с открытыми ртами и странными выражениями лиц), часть - вся сцена. А кто это такие, что за группа (далеко не у всех на ударной установке нарисована узнаваемая эмблема!), где это происходит, что творится в зале и т.д. - не понятно!

С другой стороны - что мешает, для начала, сфотографировать здание, где происходит событие? Достаточно всего одной фотографии, но уже есть ответ на вопрос - "где это происходит". Фотографии участников шоу можно и нужно чередовать со снимками зрителей, обстановки - это даст возможность оценить масштаб события. Не увлекайтесь съемкой только крупных или, наоборот, только общих планов - они тоже должны чередоваться.

Замечательно, если удастся сделать постановочные фотографии с участниками шоу, а также со зрителями (или и с теми и с другими). Однако, по своему опыту заметил, что люди гораздо охотнее идут на контакт, если у вас в руках "харизматичная" техника - зеркалка, внешняя вспышка, здоровенный объектив:) Если происходит съемка какого-то официального мероприятия, принцип не меняется! Фотографии с "говорящими головами с презентацией на заднем плане" представляют меньше интереса, чем "живые" снимки с эмоциями, какие-то интересные моменты, постановочные снимки и так далее.

6. Следите за фоном!

С точки зрения композиции есть такая категория объектов - "фотомусор". Это нежелательные объекты, попадающие в кадр. Они не несут никакой смысловой нагрузки и только отвлекают внимание. Рассмотрим несколько фотографий с бардовского концерта - я снимал это в 2007 году "чисто для себя". Сейчас смотрю эти фотографии и отмечаю на них большое количество ошибок.


Бард Владимир Медведев с гитарой на фоне электрощитка

Понятно, что электрощиток на заднем плане лишний! Да и тень от гитары не придает снимку эстетики. Зафотошопить? Тогда теряется вся сущность репортажной съемки - на снимке должно быть все максимально реалистично. Единственный выход из подобных ситуаций - искать такой ракурс, при котором все нежелательные объекты уходят за пределы кадра. Еще более выигрышный способ - найти ракурс, когда в кадр попадает какая-то атрибутика мероприятия - баннеры, стенды, растяжки. Тогда ценность фотографии именно как репортажа возрастает в разы!

7. Слишком плотное кадрирование

Итак, мы нашли другой ракурс, с которого электрощиток на заднем плане нам уже не мешает. Но пришлось сменить горизонтальную компоновку кадра на вертикальную. В этом случае нас поджидает другая "засада" - риск обрезать часть ключевого объекта.


При съемке гитаристов старайтесь не обрезать гриф гитары - это важная деталь!

Сменив точку съемки избавились от электрощитка и тени от гитары на стене. Хотя снимок до сих пор не идеален - из-за слишком плотного кадрирования значимая часть ключевого объекта (гриф гитары) оказалась обрезанной. Продолжаем работу над ошибками...


Вроде бы хорошо, но появился завал вправо...

На этой фотографии вроде все на месте - и гитара и руки музыканта и его взгляд. Но из-за того, что он откинулся на спинку стула, на фотографии появился небольшой завал вправо. Это уже не страшно, можно довернуть в Фотошопе...


Повернули, самое время обрезать лишнее

Мы уже когда-то рассматривали вопрос как фотографировать портрет и договорились, что не будем обрезать руки по локтям. Также крайне нежелательно, чтобы объект соприкасался с краем кадра. К сожалению, так оно и получилось - мы пришли опять к тому, от чего пытались уйти! Правая рука обрезана по локтю, гриф уперся в край кадра.


Соприкосновение объекта с границей кадра - ошибка!

Увы, из всего сюжета не нашлоcь ни одного "образцово-показательного" снимка, который я смог бы привести здесь как удачный пример. Так или иначе на всех кадрах серии есть какие-то небольшие, но обидные недочеты. Чтобы не попадать в такую же ловушку, возьмите себе за привычку после кадрирования при съемке чуть отодвигать зум - это снизит вероятность обрезания объектов, касания их с краем кадра, а также даст вам "пространство для маневра", если понадобится выравнивать завал на фотографии.

8. Люди с открытым ртом

Съемка докладчиков за трибуной, несмотря на кажущуюся простоту, задача отнюдь не простая! Когда я работал в вузе и фотографировал различные конференции, прекрасно в этом убедился. Когда некоторые люди поднимаются на трибуну для доклада их как будто подменяют. У человека меняется мимика, причем часто не в лучшую сторону (видимо, волнение сказывается). В итоге на фотографиях такие докладчики получаются с перекошеным ртом, сморщенными лбами и выпученными глазами. Приводить фотографии не буду из соображений профессиональной этики. Скажу лишь то, что далеко не всегда с первого раза получается нормально сфотографировать говорящего человека.


Фото из интернета

Чтобы выступающие на фотографиях были похожи сами на себя, рекомендую придерживаться простых правил.

  • Не ограничивайтесь одним кадром - чем больше вы отснимете, тем больше вероятность, того, что хотя бы один кадр будет удачным. Не возлагайте больших надежд на ЖК-экран фотоаппарата - на нем сложно увидеть разницу между нормальным взглядом и "безумным" :)
  • Сфотографируйте человека в самом начале выступления, когда он только взошел на сцену, посмотрел в зал, но еще не начал говорить. Как правило, такие фотографии самые "спокойные". Все люди ведут себя по-разному - кто-то просто стоит и говорит, кто-то начинает подаваться вперед, кто-то отчаянно жестикулирует, кто-то морщит лоб и т.д. Особенно сложно нормально сфотографировать тех, кто читает по бумажке - у них почти всегда опущены глаза и лицо наклонено вперед. Когда же они поднимают взгляд, голова часто остается наклоненной, из-за чего лоб морщится, а человек смотрит в зал исподлобья.
  • Если снимаете вертикальный кадр со вспышкой, сделайте так, чтобы тень отбрасывалась со стороны затылка, а не со стороны лица.
  • Выгодный момент для снимка - когда докладчик дополняет свою речь жестикуляцией. Обратите внимание, когда по телевизору показывают какую-нибудь пресс-конференцию и докладчик начинает водить руками в такт своему выступлению, на заднем плане слышны щелчки камер репортеров

9. Плохой ракурс

На этой точке явно не хватает фокусного расстояния, в итоге люди получились слишком мелко, а по бокам много пустого пространства и лишних объектов. Зум в помощь!


То же самое, но снято с бОльшим фокусным расстоянием

Второй пример - детский утренник. Обратите внимание, как расположились родители с фотоаппаратами:


Ниже - результаты съемки с точек "правильно" и "неправильно"

Кстати, самое "козырное" место при съемке таких мероприятий - в переднем ряду сбоку (лучше рядом с окном). Помещение просматривается по диагонали, свет из окон не бьет в объектив. Можно снимать и сидя и стоя, при этом никому не мешая.

10. Вопросы профессиональной этики

Не забывайте о правилах профессиональной этики! При репортажной съемки они особенно актуальны.

Самое главное правило - кто первый занял точку съемки, того и она. Если пришли на эту точку позже - не пытыйтесь влезать в кадр тому, кто занял ее до вас. Хороших площадок для съемки часто бывает не очень много, поэтому заранее позаботьтесь о выборе точки съемки. Верх наглости и бесцеремонности - встать спиной перед чьим-нибудь объективом. Когда передо мной вдруг вырастает чья-то фигура, первое мое желание - отвесить хорошего пинка! Некоторые начинают "мстить" - делают то же самое по отношению к фотографу-грубияну. Я призываю не уподобляться и вести себя достойно. В конце концов, тот кто впереди мог просто вас не заметить. Если сами кому-то случайно влезли в кадр и получили тычок в спину - сами виноваты.

Еще распространенная ситуация - один фотограф снимает с колена, другой встал прямо за ним и выдвинул у него над головой телеобъектив. Когда тот кто снизу будет вставать, скорее всего, ударится об этот объектив головой.

Если на вашем пути кто-то фотографируется - остановитесь и дайте возможность фотографу сделать кадр, либо просто обойдите фотографа со спины.

На этом, я считаю, можно закончить. Надеюсь, что приведенные рекомендации смогут предостеречь вас от ошибок и получить красивые, интересные и живые репортажные фотографии, которые потом будет приятно смотреть! Уверен, приведенный список рекомендаций далеко не полный. Если вам есть что добавить - это можно сделать в комментариях. Заранее благодарен!

Заявленная цель каждого фоторепортажа – донести тот или иной сюжет до целевой аудитории или до как можно большего числа людей. От других фотографических жанров репортажная фотография отличается стремлением к максимальной объективности, серьезности и достоверности. Если репортажный фотограф хорошо сделал свою работу, потребитель информации получит возможность сформировать свое собственное мнение.

Внутри жанра стоит упомянуть об отдельных направлениях фоторепортажа: политическом, экологическом, спортивном, сельскохозяйственном, производственном, криминальном, научном.

Виды фоторепортажа

Сегодня принято выделять две больших группы репортажных фотосъемок:

  • Обычный (повседневный) репортаж.
  • Событийная репортажная фотография.

Обычный фоторепортаж фиксирует сюжеты из повседневной жизни. Это могут быть будни людей с интересной работой. Или с неинтересной работой, но под неожиданным ракурсом. Объектами съемки могут быть также люди с особыми талантами и увлечениями, люди различных конфессий и мировоззрений. В повседневном репортаже может быть отражено конкретное событие или его последствия. Например, как вам такой сюжет: «Неубранная столица после дня города»?

Липецк после дня города (2013 год)

Событийным репортажем является фотосъемка конкретных событий – выставок, форумов, научных конференций, праздничных мероприятий, футбольных матчей.
Можно выделить несколько ключевых отличий коммерческого фоторепортажа от фотожурналистики:

  • В первом случае репортажный фотограф работает по четкому брифу клиента.
  • Количество фото. По итогу съемочного дня клиент должен получить от вас 300-600 обработанных фотографий. Если огрублять, то за 1 час съемки интересного мероприятия (хорошо оформленного, красиво забрендированного) репортажный фотограф должен сделать порядка 100 фотографий.
  • Качество фотографий. Клиент с полным правом ожидает от фотографа качественный материал: обработанные фото, каждое из которых передает дух мероприятия, фиксирует каждого выступавшего. Часто некоторым заказчикам недостаточно «дословной» передачи реальности на фото – от фотографа может потребоваться умение несколько «приукрасить» реальность с помощью интересного ракурса. Как сфотографировать спикера на фоне полупустого зевающего зала так, как будто он на вручении «Оскара» в голливудском концертном зале Dolby Theater? Если для вас это – загадка, впереди у вас долгая дорога к обретению мастерства фотографа, первый шаг к которому – данная статья.

По определению репортажная фотография нацелена на создание максимально достоверной картины. При этом создание объективных образов с помощью такого отчасти субъективного средства, как фотография, в полной мере невозможно. Поэтому в большинстве случаев следует избегать некоторых излишне художественных приемов, а также существенной обработки изображений в постпродакшне, так как это может иметь пагубные последствия для целей репортажа.

Репортажная фотография: выбор темы

Чтобы репортаж пользовался успехом, важно прежде всего выбрать интересную тему и подобрать подходящий предмет для съемки. Заявленная цель каждого фоторепортажа – донести тот или иной сюжет до целевой аудитории или как можно большего числа людей. Другими словами, речь идет о привлечении внимания читателя к теме и о представлении разных точек зрения на проблематику. Благодаря этому потребитель информации получает возможность сформировать свое собственное мнение. Описанные выше цели достигаются посредством серии дополняющих друг друга фото.
Целесообразно оглядеться и посмотреть на свое окружение. Качественный репортаж невозможен без хорошего знакомства с материалом, локацией, с людьми и контекстом. Эти знания приходят только через интенсивное изучение предмета в течение длительного периода. Это позволяет фотографу узнать еще до фотосессии, в какой момент возникнут ситуации, лучше всего подходящие для фотосъемки и на какие технически детали нужно обратить внимание. Кроме того, репортажный фотограф будет испытывать меньше помех при работе, если будет знать, чего можно ожидать от местного населения. Значительная часть людей негативно реагируют, когда их фотографируют без их разрешения. Поэтому придется научиться либо устанавливать контакт с незнакомцами (но таким образом, чтобы фото не лишалось естественности), либо фотографировать незаметно для объекта съемки.
При поиске темы вашими первыми вопросами могут быть такие:

  • В чем я хорошо разбираюсь, что я знаю лучше, чем другие?
  • Может быть, моя работа или мой город могут дать материал для захватывающего фоторепортажа?
  • Интересно ли другим мое хобби или мой любимый вид спорта
  • Какие вопросы из моей повседневной жизни могут заинтересовать других людей?

Некоторые большие фоторепортажи возникли потому, что у фотографа в семье или в кругу друзей были люди, страдавшие от болезни или инвалиды, и именно об их судьбах он захотел рассказать миру. Объектами съемки могут быть также люди с особыми талантами и увлечениями, люди различных конфессий и мировоззрений. Многие маленькие поселения и их особенности могут стать благодатным материалом для создания запоминающейся серии фотографий. Более того, если вы хотите развить свои навыки в жанре фоторепортажа, то ваш отпуск, смена времен года в лесах и полях, праздничные мероприятия в вашем районе, могут стать отличными сюжетами для тренировки.

И напоследок

В завершение - еще пара вопросов. В чем вы давно мечтали разобраться, но вам не хватало времени или усидчивости? Что бы вы хотели увидеть снова и лучше узнать?

Репортажная фотография - прекрасное средство для удовлетворения собственного любопытства. А без искреннего интереса к теме вряд ли можно создать воодушевляющий репортаж, потому фотография – это средство передачи не только информации, но и увлеченности фотографа объектом съемки.

Фото Жерара Юфера

Специфика фоторепортажа заключается в том, чтобы вовремя запечатлеть интересные моменты и в умении выбрать наиболее удачный ракурс для съемки. В репортаже, как правило, исключается режиссура кадра и вмешательство в естественный ход событий. Сам термин «фоторепортаж» происходит от французского «информировать», «извещать». Главная особенность репортажного снимка - его документальность. Иначе говоря, уместна лишь фиксация события через призму восприятия автора.

Условно фоторепортаж можно разделить на два вида. Первый - это событийный, к нему относятся съемка значимых событий, таких как международные форумы, театральные премьеры, спортивные соревнования международного уровня и т. д. Второй вид - повседневный фоторепортаж, отражающий жизнь в ее ежедневных бытовых проявлениях.

Репортаж может раскрывать тему одним кадром, когда задуманный сюжет удается вместить в единственный снимок, или при помощи фотоочерка, то есть серии кадров. При этом события могут быть последовательными или, наоборот, хаотичными, но объединенными одной темой и идеей. Фотоочерк позволяет создать из снимков целостное и связанное повествование. Именно поэтому материал должен сниматься по схеме: начало событий, их развитие, некая кульминация и финал. Очень похоже на сценарий небольшого фильма.

Исторически фоторепортаж произошел от этнографической натурной фотографии второй половины XIX века (некое подобие записной книжки путешественника). Результаты этих ранних съемок стали основой для возникновения репортажной фотографии. Большой общественный резонанс вызвали фотоснимки с фронтов Крымской (1853–1856) (Роджер Фентон), Гражданской в США (1861–1865) (Мэтью Брэди, Александр Гарднер), русско-турецкой (1877–1878) (А. И. Иванов, Д. Н. Никитин, М. В. Ревенский) войн.

События Первой мировой войны дали толчок к развитию репортажной фотографии. Вот яркий пример из того времени: на обложке еженедельника «Искра» (февраль 1915, № 6) солдат в бекеше с винтовкой на фоне заснеженной равнины. Это типичный постановочный портрет, а на центральном развороте дается подборка из 12 снимков с фронтовыми сюжетами, сделанными в разное время. Конечно, это еще не репортаж, но тем не менее отдельные кадры носят репортажный характер.Важную роль в эволюции фотографии на этом этапе сыграли такие приемы, как репортажная съемка скрытой камерой, длительное фотонаблюдение, создание фотоочерков.

Подлинным триумфом документальной фотографии в России стал советский фоторепортаж 1920-х - начала 1930-х годов, возникший из потребности в конкретном рассказе о происходивших в стране преобразованиях. Мастера документального фотоискусства 1920-х годов (Максим Альперт, Борис Игнатович, Елеазар Лангман, Александр Родченко, Семен Фридлянд, Яков Халип, Аркадий Шайхет и др.) виртуозно использовали новаторские приемы создания фотографической выразительности, используя, например, необычные ракурсы.

Очередным этапом развития советской документальной фотографии стал репортаж периода Великой отечественной войны 1941–1945 годов. Вместе с мастерами старшего поколения активно выступали Дмитрий Бальтерманц, Анатолий Гаранин, Марк Редькин, Евгений Халдей и др. Свой вклад в создание фотолетописи Второй мировой войны внесли и репортеры других стран антигитлеровской коалиции.

Особое место в мире сегодняшней фотографии занимает крупнейшее международное объединение, существующее и по сей день, - «Магнум» (Magnum Photos). Создано оно было в Париже в 1947 году благодаря дружбе и энтузиазму нескольких фотографов - Анри Картье-Брессона, Роберта Капы, Джорджа Роджерса и Дэвида «Чима» Сеймура. Сегодня в «Магнум» входят лучшие профессиональные фоторепортеры, а офисы агентства находятся в Париже, Нью-Йорке, Лондоне и Токио.

В сообщество входили такие выдающиеся фотографы, как Джеймс Нахтвей (James Nachtwey), Себастьян Сальгадо, Юджин Смит (William Eugene Smith). Роберту Капе, который в 1947 году совместно с Джоном Стейнбеком работал над книгой о Советском Союзе, удалось первым из агентства «Магнум» побывать в СССР. После приезжал Брессон.

Единственный русский фотограф в «Магнуме» Георгий Пинхасов стал членом агентства в 1981 году. Одной из первых его выдающихся работ было сотрудничество с Андреем Тарковским в качестве фотографа на съемочной площадке фильма «Сталкер». Эмигрировав во Францию в середине 1980-х, он не терял связи с Россией и сумел запечатлеть ключевые события, от землетрясения в Ленинакане и путча 1991 года до жизни творческой богемы.

Невозможно представить пути развития актуального фотоискусства без нью-йоркского Международного центра фотографии (ICP), созданного в 1974 году братом Роберта Капы Корнеллом Капой.

В наши дни проводится большое количество конкурсов репортажной фотографии. Так, начиная с 1955 года под патронатом принца Королевства Нидерланды существует фонд World Press Photo. Ежегодно международное независимое жюри, состоящее из 13 профессиональных фотографов и фоторедакторов СМИ, оценивает работы претендентов в 10 различных категориях, представленные фотожурналистами, агентствами, газетами и журналами со всех уголков мира. Сегодня World Press Photo во многом определяет современную ситуацию спроса и предложения на рынке фотографии в СМИ.

С 1979 года проводится международный конкурс по репортажной съемке на приз Оскара Бернака (Oskar Barnack Prize). Жюри присуждает премию лучшей серии фотографий, состоящей из 12 снимков. Эта международная премия спонсируется компанией Lieca Camera с 1979 года, года 100-летнего юбилея изобретателя камеры Leica Оскара Бернака. Премия учреждена в содружестве с фотографическим фестивалем «Встречи в Арле». Среди мировых конкурсов следует отметить такие, как международный пресс-клуб Америки (Overseas Press Club Of America) - одна из самых престижных профессиональных наград, фотоконкурс от AGFAnet, NPPA Award, Pulitzer Prize и др.

· 24.09.2016

Текст статьи обновлён: 2.02.2019

Даже если вы нисколько не увлекаетесь фотосъемкой, и фотографируете не то, что на мыльницу, а просто на телефон, все равно, я уверен, что советы, представленные в данном уроке, вам пригодятся. Дело в том, что сегодня мы будем разбирать основы искусства рассказывать истории при помощи фотоснимков. Умение снимать так, чтобы из нескольких фото получился интересный рассказ о событии, пригодится при съемке фоторепортажа на свадьбе, на детском утреннике, на дне рождения вашего друга или при съемке товара для интернет-магазина, во время похода выходного дня в окрестностях вашего города или в поездке на отдых в дальние страны. В данном фотоуроке мы не будем обсуждать, какие настройки использовать или какой объектив выбрать для съемки на школьной линейке 1-го сентября (безусловно, эти вопросы важны, но мы их уже мусолили миллион раз в других статьях на сайте). Мы поговорим сегодня о художественной составляющей интересной фотоистории.


Прежде, чем мы начнем, хочу отметить, что советы, представленные ниже, не стоит рассматривать, как непреложную истину от гуру фотографии. Считайте их моим конспектом лекций по съемке репортажа, который я написал после чтения статей и интервью с профессиональными фотографами и фотожурналистами, а потом поделился записями с вами.

Кроме того, учтите, что для иллюстрации я использовал фотоснимки, снятые мною во время самостоятельного путешествия на Филиппины, всего дней 10 после приобретения своей первой в жизни любительской зеркалки Nikon D5100 KIT 18-55 VR (в конце ноября 2011 года). Естественно, что тогда я не умел даже делать технически качественные фотки (большая часть кадров получена в полуавтоматическом режиме: сцены “Пейзаж», «Спорт», «Портрет», «Ночной портрет» и т.п., поэтому не смотрите особо на данные EXIF), не говоря уже о том, чтобы задуматься о тех аспектах репортажа, что нужны для съемки интересного фотоотчета об отпуске.

В общем, надеюсь, что не будете судить строго – просто почитайте, «переварите» и, уверен, сможете снять свои интересные фотоистории.

В некотором царстве, в некотором государстве жил поживал богатый купец. И было у него три дочери. Собрался он как-то в далекое путешествие и спросил, какие подарки они хотели бы получить. Младшенькая сказала, что сладостей и драгоценностей она не хочет, что нужен ей позарез аленький цветочек. Папа сорвал краснокнижное растеньице, и последствием этого стало то, что любимая его дочь, любительница ботаники, попала в лапы зверя лесного. Сначала у них отношения не строились, но «любовь зла»… Когда она вернулась на побывку в отчий дом, и сёстры перевели стрелки на часах, животное подумало, что красавица ушла в самоволку, и чуть не умерло с тоски. Девушка поцеловала чудовище, что, как это бывает, заставило его сердце биться чаще – оно превратилось в принца-красавца. Ребята сразу же побежали к родителю, который благословил их на семейную жизнь. Свадьбу сыграли всем соседям на зависть — порвали три баяна, пока гости натанцевались. А потом стали жить долго и счастливо, нарожали детей, дождались внуков и правнуков…

Такой вот пересказ всем известной сказки получился в моем изложении. Привел его я специально, чтобы показать, что любой рассказ имеет завязку, развитие действия, кульминацию и финал. Истории скрывают в себе мощную силу. Они универсальны. Они обращаются к слушателям всех возрастов. Они преодолевают культурные и языковые барьеры, выдерживают испытание временем.

И, будучи фотографом, мы обладаем уникальной возможностью рассказывать великие истории, воспользовавшись одним из лучших инструментов для рассказа — фотоаппаратом.

Так давайте возьмем его в руки и начнем фотографировать. Но следует помнить, что мы должны не просто так, бездумно снимать в любой момент. Если мы хотим запечатлеть важные события в нашей жизни, и сделать это с помощью интересных фотографий, то мы ДОЛЖНЫ рассказать с их помощью некую историю. Нам нужно понимать, как поймать в кадр те события, что происходят перед нашими глазами, и как, используя фотоаппарат, превратить их в увлекательный репортаж, отражающий наши жизненные переживания.

Почему? Потому что, лет через 20, те чувства, что мы испытывали в момент съемки, будут отражаться на наших фотографиях. Снимки – вот то, что оживит наши воспоминания. Сделаем хорошую работу сейчас, и сможем насладиться ярким и глубоким фоторепортажем. Если же, мы снимем только часть рассказа, то в будущем обязательно обратим внимание на пробелы и дыры в нашей фотоистории.

Кроме того, нужно помнить, что мы не просто фотографируем для себя. Мы снимаем и для нашей семьи, для будущих поколений, что придут после нас. Мы не всегда будем рядом, чтобы рассказать наши истории. Но наши фотографии могут сделать это за нас, и они могут сделать хорошую работу, если мы научимся, как можно рассказывать о событиях с помощью снимков.

Структура рассказа в фотографиях

Любая история, любой репортаж начинаются с понимания структуры повествования. Если сказать упрощенно, то повествование всегда состоит из трех основных частей: начало, середина и конец.

Теперь давайте рассмотрим эти компоненты по отдельности и посмотрим, что происходит в каждом из них.

Начало фоторепортажа

Введение или завязка

Рассказ должен начинаться со вступления. Мы должны затянуть аудиторию в наш мир и сделать пребывание в нём комфортным. Зритель должен получить контекст .

Сделать это просто: нужно включить в кадр детали, которые подскажут зрителю, где фотография была снята. Тот, кто рассматривает снимки, должен догадаться о месте съемки. Для этого профессиональные фоторепортеры используют символы: узнаваемые здания, памятники, предметы. Например, если бы меня пригласили на свадебную съемку, я бы снял дверь подъезда с плакатом, где написано «Саша + Маша = Любовь» и нарисованы два обручальных кольца – сразу понятно, что сегодня будем смотреть репортаж со свадьбы.

Предположим, вы садитесь в самолет, летите на Филиппины и отправляетесь в большое путешествие по островам этой далекой страны. Невероятное приключение с сотнями событий, которые могут там случиться. Так как же оформить вступление? Как дать зрителю с первых кадров почувствовать место, куда мы направляемся?

Можно начать с фотографии аэропорта, чтобы рассказать о путешествии. Или мы можем показать фото номера в отеле, чтобы дать понимание, где мы остановились. Снимок с лодки, на которой мы приплыли на остров.

Нужно наполнить рассказ снимками с деталями, которые помогут зрителю построить богатый мир в их воображении. Подойти ближе и посмотреть на мелкие объекты, являющиеся малой частью большой сцены. Это приведет зрителя прямо в наш рассказ, позволит ему представить себя в этом месте.

  • Покажите зрителям, как вы добрались из точки А в точку Б. Вы ехали на поезде, летели на самолете, шли пешком?
  • Архитектура в той стране, куда вы приехали отдыхать, выглядит также, как у нас? Или отличается ? Покажите нам !
  • Покажите тому, кто читает ваш отчет о самостоятельном путешествии, мелкие детали, обогащающие рассказ и дающие зрителю возможность лучше почувствовать место, изображенное на снимке: сфотографируйте местную еду, одежду, изделия ремесленников.

Представление главных героев фотоистории

Теперь нужно представить действующих лиц рассказа.

Классический сюжет вращается вокруг главного героя, который отправился в большое путешествие, чтобы добиться какой-то цели. По пути он встречает других персонажей, которые ему помогают или наоборот мешают.

Кто действующие лица в нашем репортаже? Нужно потратить некоторое время, чтобы подумать об этом. Независимо от того, о чем мы повествуем (о поездке на отдых на Филиппины, которая случится, быть может, лишь один раз в нашей жизни, или о наших повседневных делах), всегда найдутся люди, имеющие решающее значение для нашего повествования. Иногда мы забываем, сфотографировать их, потому что воспринимаем их присутствие, как само собой разумеющееся. Но часто мы просто не в состоянии понять, что они являются важной частью нашего рассказа.

И поэтому мы должны начать учиться видеть, насколько ключевую роль персонажи занимают в нашем фоторепортаже. Чтобы снимать интересные фотоотчеты, нужно начать с того, что поставить себе задачу сфотографировать их, и сделать это таким образом, чтобы они получались живыми. Все наши герои имеют свои собственные роли в нашей пьесе. И наши фото могут показывать эту роль.

Во время отдыха на Филиппинах нас очень доставали продавцы жемчуга. Они обращались с предложением о покупке ожерелья, когда мы сидели утром на веранде и, нежась под лучиками солнца, завтракали. Когда мы купались и загорали на белоснежных филиппинских пляжах, они не давали покоя. Даже, когда мы приплыли на необитаемый остров, там тоже были «жемчужные продавцы»…

Во время экскурсий по джунглям, посещения шоколадных холмов и питомника обезьян, сплава на кораблике по речке в джунглях Филиппин мы сделали сотни снимков. Но какие фотографии должны присутствовать в отчете об отпуске? Те, что помогут рассказать полную историю? Фотографии персонажей, которые нас сопровождали в поездке: треклятый продавец сувениров или водитель, доставивший к заповеднику, или повар в уличном ресторанчике.

Мы видели этого паренька всего, может, минут пять. Потом углубились в джунгли и сняли множество шикарных фотографий. Но этот снимок докучливого продавца может стать мостом, связывающим нас с тем далеким островом. Если бы мы снова поехали в отпуск на Филиппины, я бы сфотографировал его снова.

Точка зрения фотографа

Теперь — пункт, на котором многие из начинающих фотографов спотыкаются, когда рассказывают свои фотоистории. Мы забываем дать зрителю возможность почувствовать нашу точку зрения. Это то, что отвечает на вопрос: КТО рассказывает историю?

Перед нами находится такое большое количество вещей, которые можно снять, что очень легко забыть включить наше собственное «я». Сделать так, чтобы в кадре было наше присутствие, может быть трудно. Но это – критическая часть рассказа. Кто вы такой и о чем переживаете — необычайно сильно влияют на рассказ, так что вы должны быть уверены, что зрители могут увидеть вас, что они могут узнать вас.

Это можно сделать простым, а можно сложным способом. Мы можем, например, включить наши ноги или руку в кадр. Тогда внезапно зритель интересуется персоной, стоящей за камерой. Удивительно, как мало нужно, чтобы полностью изменить ощущения от фотографии!

В этом месте мне бы следовало показать фото, где, например, я снимаю морской пейзаж на краю обрыва на широкоугольный объектив, а внизу кадра – мои ботинки. Или, например, во время съемки я держал правой рукой фотоаппарат, а левую протянул человеку, изображенному на портрете. Тогда сразу создается необычная атмосфера. Многие видели, наверное, кадры: девушка в красивом платье снята со спины, она протягивает руку фотографу, увлекая его за собой (рука того, кто снимает – в кадре)…

Но, особенно, когда мы фотографируем для нашего семейного фотоальбома, этого недостаточно. Нам нужно полностью войти в кадр, чтобы стать частью нашей собственной истории.

Это можно получить, снимая «селфи», держа камеру на вытянутой руке и фотографируя самого себя. Ничего в этом нет зазорного, и такие фото важны. Камеры с поворотным экраном облегчают задачу получения таких кадров.

Пара советов, как делать селфи:обращайте внимание на качество освещения и фотографируйте слегка под углом, не с фронтального ракурса.

Также пробуйте снять портрет самого себя в полный рост. Можно воспользоваться штативом и пультом ДУ, всё настроить и снять групповое фото. Сделайте несколько снимков, чтобы быть уверенными, что все получилось, как надо.

Фото 3. Давайте знакомиться с участниками тура по филиппинским островам. Моя жена. Как снимать фоторепортаж. Уроки фотографии для начинающих. Зеркалка Nikon D5100 KIT 18-55 VR. 1/640, 5.6, 100, 55. Снято со штатива.

Конечно, можно попросить других людей снять портрет с автором рассказа.

В общем, не нужно быть невидимым рассказчиком. Наши друзья и семья захотят посмотреть фото с нами, и мы тоже, спустя годы. Попадите в кадр!

Середина фотоистории

Теперь, когда мы закончили вступление и представили главных героев, настало время продолжить рассказ. И это – середина истории, в которой происходит действие. Здесь мы ищем пути вызвать интерес зрителя.

Мне кажется, фотографии, что я привел в качестве иллюстраций к фотоотчету об отдыхе, не очень динамичны. Несколько вещей, которые нужно было поискать, снимая репортаж об отпуске на Филиппинах.

Движение. Его не только интересно смотреть на снимке, оно буквально двигает рассказ вперед. Всегда нужно обращать внимание на движущиеся объекты и подумать, как их сфотографировать, чтобы рассказать больше. Можно даже попробовать снять кадр на длинной выдержке, чтобы добавить ощущение движения.

Эмоции. Действие может быть не просто физическим. Оно может быть эмоциональным. Нужно пробовать снять эмоции, чтобы передать чувства в рассказе.

Взаимодействие. Как только наши герои начинают взаимодействовать, они двигают рассказ вперед. Снимите это!

Конфликт. Прежде всего, конфликт и борьба являются частью того, что движет фотоисторию. Думаю, многие согласятся, что рассказ на тему «Я вышел из дому и увидел симпатичный закат» не является привлекательной для зрителя историей. Мы должны показать проблемы, с которыми наш герой сталкивается, а также то, как он их решает – вот, что привлекает аудиторию, тем более, если задачи решены успешно. «Я вышел на улицу, забрался на высокую гору, заблудился, встретил ослика, который вывел меня обратно на тропу. Мы сидели вместе и наблюдали потрясающе красивый закат.» Вот это история!

Окончание фотоистории

Эту часть фотоотчета я так часто забываю сфотографировать. После того, как мы запечатлели действие, мы часто решаем, что сняли важную вещь, и можем спрятать камеру в рюкзак. Но репортаж не закончен, если мы уберем фотоаппарат, мы оставим зрителей (и себя) в замешательстве, неудовлетворенными.

Поэтому всегда, всегда, всегда, когда мы снимаем, нужно думать, как завершить наш фоторепортаж . Что можно снять, чтобы показать, что история окончена? Что конфликт разрешен? Герой нашел свою дорогу к финишу?

Возможно, солнце, заходящее за горизонт. Или самолет, летящий домой. Прощальные взмахи рукой новым друзьям, встреченным в путешествии.

Пример структуры фотоистории, что мы рассмотрели выше – это длинный рассказ, но даже самое короткое повествование подчиняется тем же правилам. Например, хороший отчет на тему «Как я провел вчерашний вечер дома» тоже должен иметь все описанные компоненты: сцены в гостиной, дети прыгают на диване, потом спокойно читают книгу, в заключение – спящий малыш в кроватке.

Даже самые простые события станут интересным рассказом, если мы снимем все обязательные части фоторепортажа.

Промежуточный финал

Снимок может запечатлеть короткий рассказ внутри большой фотоистории, например, момент прощания с нашим гидом, который отвозил в питомник обезьянок долгопятов.

Окончательный финал

Также нужно не забывать снять большой финал: наш отъезд из города или из страны, самолет или автобус, или детали нашего дома, когда мы вернулись после большого путешествия.

Советую вам прочитать статью Артема Чернова «Построение драмы и фотоистории. Как связаны линейный и нелинейный рассказ?» В ней более детально описывается состав фоторепортажа, а также представлен короткий видеоролик (26 секунд), просмотрев который, вы увидите все составляющие хорошего фоторассказа, которые мы обсудили.

Понятно стало, что такое экспозиция, завязка и развитие действия, кульминация и эпилог?

Съемка короткого фоторепортажа

Контекст

Мы можем рассказать много историй даже в одном кадре, но что нам нужно обязательно включить, так это контекст. Если отойти немного назад, и включить в кадр больше пространства, это поможет нам задействовать все элементы фоторепортажа, что мы обсудили ранее. Это даст нам почувствовать место, где всё происходит, возможно, включить больше героев, некоторое действие, конфликт. Каждый раз, перед тем, как нажать кнопку «Спуск», нужно думать о том, что мы собираемся включить в кадр, убедиться, что тот или иной объект поможет рассказать историю, и не будет отвлекать внимание от главного объекта.

Трюки с широким, средним и крупным планами при съемке фоторепортажа

Быстрый способ выработать навыки рассказа в фотографиях – использовать подход с широким, средним и крупным планом. Фотографируем 3 снимка.

  • Общий план – используется в качестве введения к рассказу, и служит для показа зрителю всех важных деталей контекста нашей истории. Здесь мы отходим назад и почти не показываем свое присутствие. Бывает трудно вспомнить о необходимости включать в фоторепортаж общий план, особенно, если мы реально увлечены действием, происходящим в момент съемки, но нужно помнить, что эта часть повествования очень важна.
  • Средний план — для знакомства с главными героями репортажа, а также для показа действия в кадре. Он поможет зрителю понять фотоисторию: что происходит, и кто это делает.
  • Крупный план — чтобы показать детали. Они добавляют красок нашему репортажу и помогают людям глубже окунуться в сцену, присутствовать на месте событий. Нужно стараться подсмотреть детали, которые кто-то обычно не замечает, но которые что-то говорят о нашей истории.

В частности, может помочь прогулка вокруг объекта съемки, изменение угла зрения и ракурса. Это поможет нам увидеть сцену с другой, выгодной точки, и позволит нам найти снимки, лучше всего рассказывающие о нашей истории.

  • Широкий план дает нам контекст, показывая девочку, едущую с родителями на рынок, показывает в каком месте она живет.
  • Средний план позволяет нам сфокусировать на девочке лучше, обратить внимание на неё и её отца.
  • Крупный план позволяет нам лучше замечать детали, эмоции на лице фотографируемого.

Когда я фотографирую такие серии для репортажа, я использую объективы с разными фокусными расстояниями: ширик, чтобы показать улицу; средний диапазон для того, чтобы выделить главный объект; телеобъектив – чтобы отсечь лишнее и сконцентрироваться на деталях.

Подготовка к съемке репортажа

Понятно, что советы по съемке фоторепортажа не уместить в рамках одной статьи. И сегодняшний урок – лишь набросок, предисловие к большой серии разговоров на эту тему. Неоднократно я говорил, что, когда пишу такие обзоры, то, в первую очередь сам, лучше запоминаю обсуждаемую информацию. Надеюсь, что теперь я смогу сделать мои фотоотчеты более интересными для зрителей. Нужно лишь, помнить советы:

  • Фотографировать кадры, которые могут служить вступлением, основной частью рассказа и заключением. Чтобы на снимках присутствовал контекст.
  • Стараться, чтобы снимки не были скучными, и чтобы на фото зритель увидел эмоции, действие, взаимодействие между разными объектами в кадре, контраст, конфликт.
  • Всегда следует разнообразить фоторепортаж, чередуя общие, средние, крупные и сверхкрупные планы. Также не забывать менять горизонтальные и вертикальные изображения.

В идеале, нужно добиться того, чтобы каждая отдельная фотография содержала в себе свою маленькую историю, которая будет являться главой общего повествования. Как этого добиться, вопрос отдельный, и не простой. Еще буду изучать. Сейчас могу вспомнить, что наибольшее эмоциональное воздействие на зрителя оказывают те снимки, что заставляют его включать воображение. Например, когда он вынужден думать о том, что произошло за секунду до того, как фотограф нажал на спуск затвора, или через секунду после этого момента.

Очень много уделено вопросам художественно составляющей снимка в учебнике Лидии Дыко «Беседы о фотомастерстве». Советую обязательно его разыскать и вдумчиво прочитать.

Вернемся к тому, как рассказать фотоисторию. Профессиональные репортеры советуют всегда составлять план съемки, список обязательных сюжетов. В начале урока я отметил, что советы, что мы получим, применимы к большинству типов фотоотчетов. Почему? Потому что принципы, здесь описанные, можно использовать не только при съемке активных действий типа танцевального конкурса и спортивных соревнований, но и даже при фотографировании пейзажей и предметки для каталога интернет-магазина.

Посмотрите в предыдущей статье обзор рюкзака для фотоапарата Case Logic TBC-411-Black. Вы также увидите общий, средний и крупный планы. Был бы макрообъектив, еще и сверхкрупно сфотографировал, например, собачку застежки.

Вот несколько заготовок плана съемки фоторепортажа на разные темы.

  • Свадебная съемка. Вас пригласили пофотографировать на свадьбе. Нужно понять, что весь рассказ будет состоять из маленьких глав, в каждой из которой будет введение, середина и конец. Так, в комнате невесты нужно снять общий план помещения с разбросанными платьем, туфлями и косметикой. Средний план – девушка одела свадебное платье и красуется перед зеркалом. Крупный – руки с необычным маникюром. Приехали в ЗАГС – снова общий вид зала бракосочетаний, средний – родители молодых, крупный – слеза, скатившаяся по щеке невесты.
  • Ваш ребенок принимает участие в танцевальном конкурсе? Общий план: объявление на заборе школы и само здание учебного заведения позади. Средний – танцующий мальчик или девочка. Крупный – лицо преподавателя, кусающего губы, во время наблюдения за выступлением своего подопечного.
  • Обзор велосипеда? Один кадр – велик на улице мегаполиса. Второй – велосипед занимает весь кадр. Третий – съемка деталей: катафоты, педали, название бренда и т.п.

Прямо сейчас включите телевизор и посмотрите новости или кино. Обратите внимание, как оператор меняет планы, на что фокусирует внимание зрителя. При съемке фотоистории мы должны поступать таким же образом.

На этом, друзья мои, свой фотоурок по съемке интересных репортажей на свадьбе, утреннике или на отдыхе я заканчиваю. Но с вами не прощаюсь. Дело в том, что в ближайшее время будет объявлен фотоконкурс на съемку лучшего фоторепортажа. Тему и условия участия я оглашу позже. Главным призом будет фоторюкзак Case Logic TBC-411-Black, обзор которого представлен в предыдущей статье. Подписывайтесь через форму ниже на извещения о новых публикациях, чтобы не пропустить сей волшебный день.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх