Что случилось с российским кораблем. Украинские корабли были обстреляны в международных водах: Террор Путина в Керченском проливе. Россия теряет лидерство в космосе

После инцидента в Керченском проливе прошло несколько дней, и кое-что сегодня уже прояснилось. Тем не менее некоторые вещи по-прежнему остаются неопределенными. Начнем с того, что ясно. Вне зависимости от того, кто виноват в инциденте (Россия и Украина обвиняют друг друга), уже ясно, кто хочет эскалации в этой новой ситуации. Это украинская сторона. Киев ввел военное положение в десяти украинских регионах, призвал Запад защитить их от российской агрессии и требует, чтобы против России немедленно ввели новые санкции, а также ужесточили уже существующие.

Россия, в свою очередь, не выглядит, по крайней мере пока, как страна, желающая воспользоваться сложившейся ситуацией для эскалации конфликта (разумеется, это всегда может измениться). Например, россияне не слишком протестовали, когда на их дипломатические представительства в Киеве и Львове были совершены нападения.

Однако если говорить о том, кто виновен в инциденте, то все еще нет конкретных доказательств вины той или иной стороны. А те доказательства, которые нам представлены, спорны. Украина обнародовала видеозапись, на которой якобы видно, что россияне первыми намеренно направили свой вдвое больший по размерам корабль на украинское судно. Но на основании этой записи трудно сказать, где именно все произошло. Украина утверждает, что события разворачивались за пределами зоны, блокированной россиянами. Те же, в свою очередь, заявляют, что были вынуждены остановить украинские корабли, которые отказались остановиться и вообще не сообщили - так по крайней мере утверждается - о своем намерении пройти через Керченский пролив. Украинцы твердят обратное.

Кроме того, есть кадры, на которых задержанные украинские моряки «признаются» на допросе у россиян, что с самого начала хотели совершить провокацию, насильно прорвавшись через Керченский пролив. Правда, считать эти кадры «доказательством» было бы несерьезно, так как ясно: на задержанных моряков могли оказать давление, чтобы они «признали» все, что им инкриминируется.

По мере того как растет напряженность, все эти вопросы постепенно отходят на второй план, а на первый выступает вопрос: что теперь будет? Ведь каждый новый шаг - это, возможно, выбор между войной и миром. И тут мы подходим к неясным моментам, и первый из них имеет отношение к украинскому городу Мариуполю на побережье Азовского моря.

Россия утверждает, что Керченский пролив вновь открыт, но украинская сторона сообщает прямо противоположное. По ее заявлениям, сейчас устроена де-факто морская блокада двух ее городов - Мариуполя и Бердянска. Как я уже писал в одном из прошлых материалов, блокада Керченского пролива означает одновременно и разделение относительно небольшого (по сравнению с российским) украинского флота на две части. Есть еще множество других кораблей, которые теперь «застряли» из-за морской блокады.

Украинский министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил сегодня, что украинские порты на Азовском море сейчас блокированы, поскольку Россия не позволяет ни одному кораблю войти и выйти из этого моря.

«Заблокированными стоят 35 судов. Движение осуществляется только в направлении российских портов на Азове, - написал украинский министр в соцсети. - Цель очевидна - блокировка работы украинских портов в акватории Азовского моря и постепенное вытеснение Украины из наших законных территорий, закрепленных нормами международного права».

Конечно, международное право в последние годы значит все меньше, и это осознает и украинская сторона, которая считает Крым, как и Донбасс, временно оккупированной территорией. В случае эскалации тот же сценарий может повториться на территории между Крымом и российской материковой частью, то есть на азовском побережье, где расположены Мариуполь и Бердянск (а также еще несколько небольших городов, но эти порты главные).

Омелян подчеркнул, что 18 кораблей ждут, когда им откроют проход в Азовское море. Четыре направляются в Бердянск, а 14 - в Мариуполь. Еще девять кораблей ожидают выхода из Азовского моря, как сообщил министр. В основном это транспортные суда, перевозящие зерно и сталь.

Если эта информация верна (а проверить ее можно легко), то блокада все же сохраняется, несмотря на заявления российской стороны о том, что Керченский пролив опять открыт. Кроме того, по-видимому, Украина не единственная, кто считает, что блокада есть. Немецкий министр иностранных дел Хайко Маас предположил ее возможность, сказав, что «блокада Азовского моря недопустима».

Если блокада сохраняется, то что будет дальше? Это само по себе указывает на то, насколько далеко готов пойти Порошенко в своих необдуманных действиях. Из-за задержания трех небольших кораблей и 20 моряков во время инцидента, который не унес ничьей жизни, Порошенко, невзирая на все международные законы о свободном судоходстве и прочем, с легкостью призывает к сценарию, который без труда может вылиться в военный конфликт между Россией и НАТО. Порошенко все это понимает, но, вероятно, его это не беспокоит.

Будет ли его желание исполнено? Почти с полной уверенностью можно сказать, что нет. «Сгонять» военные корабли в Азовское море так же, как в Южно-Китайское (а сейчас мы это и наблюдаем), никто не собирается, и все это понимают. С одной стороны, причина в том, что у России, в отличие от Китая в Южно-Китайском море, есть признанный на международном уровне доступ в Керченский пролив и Азовское море (Китай о таком в своем случае может только мечтать). С другой стороны, Москва не Пекин. Если китайцы заявляют, что «очень возмущены» и что готовы «предпринять меры», в случае если американские военные корабли продолжат курсировать близ спорных островов, которые китайцы себе присвоили, то никто не относится к их словам серьезно. Если же угрожает Россия, ее заявления воспринимаются всерьез. (Вспомним хотя бы развитие ситуации вокруг ежедневных израильских налетов на Сирию: с тех пор как Россия сказала «хватит», не было совершено ни одного налета!)

Далее. Несмотря на то, что международное право значит с каждым днем все меньше, в данном случае нельзя проигнорировать тот факт, что Керченский пролив, как и Азовское море, принадлежит, согласно международному праву, России и Украине. Иными словами, никто: ни США, ни какая-либо другая держава - не может свободно «бороздить» эту акваторию (как американский флот делает в Южно-Китайском море) без согласования с Украиной и Россией.

Хорошо, если это общая акватория, то почему тогда Россия открыла огонь по украинским кораблям? Это агрессия? Как посмотреть. Многие, прежде всего те, кто не считает, что этот инцидент выльется в нечто большее, скажут, то это сугубо билатеральный спор Украины и России о территории, которую они используют совместно. Конечно, в данной ситуации нет смысла разыгрывать поборника закона. Всем более чем ясно, что между Россией и Украиной едва ли существуют «билатеральные отношения» и что данный инцидент на самом деле - это результат плохих отношений между Москвой и Киевом.

Тем не менее договор есть договор, и соглашение, заключенное между Россией и Украиной в 2003 году, продолжает действовать. В нем, в частности, говорится, что «урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, осуществляется по соглашению между сторонами». В тексте договора также сказано, что иностранные военные корабли могут войти в Азовское море по приглашению одной из сторон. Таким образом, с формальной точки зрения у Украины есть право пригласить корабли НАТО в Азовское море уже сегодня. Примет ли альянс такое приглашение, это уже другой вопрос. Почти с полной уверенностью можно сказать, что нет. Разумеется, Порошенко очень хотел бы этого, но ему остается только мечтать. Правда, Трамп вдруг может решить, что представился идеальный шанс для войны с Россией, но вряд ли это произойдет. У Трампа масса других тем для размышлений, и в том числе сейчас он больше всего думает о том, как заставить Китай согласиться на его экономические условия.

Если говорить о Трампе, то важно, что произойдет в эти выходные, когда он встретится с российским президентом Владимиром Путиным (хотя Трамп утверждает, что не уверен в необходимости встречи, а Кремль продолжает твердить, что «все идет по плану» и встреча состоится). На самом деле нам до сих пор неизвестно, о чем эти двое беседовали на последней встрече в Хельсинки (если не считать короткого приветствия в Париже, куда оба они прибыли на торжества в честь 100-летней годовщины окончания Первой мировой войны). Но мы можем предположить, что об Украине они уже говорили.

Возможно, Путин сможет донести до своего американского коллеги, что эскалация не разумна, а возможно, и не сможет. Кто знает? Отношения между Трампом и Путиным весьма таинственны.

Еще один фактор очень повлияет на исход сложившейся ситуации. Речь о президентских выборах на Украине. Предрешен ли уже их результат? Выбрали ли уже сильные западные державы того, кого хотят видеть у руля после марта будущего года? Если «сделка уже состоялась» и они уже сыты Порошенко и его коррупцией и если они хотели бы видеть во власти Юлию Тимошенко, то нынешнему президенту надеяться уже особенно не на что. В таком случае нынешний инцидент на самом деле - это его последний крик, обращенный к Западу, чтобы тот «не бросал» его.

Данный материал содержит оценку исключительно зарубежного СМИ и не отражает позицию редакции News Front

Что случилось с кораблем? April 15th, 2018

Помните я у вас спрашивал, про то,

А теперь вспомните про этот корабль...


Вы наверное все уже знаете про этот удивительный кораблик. Но я не могу не добавить его в свою коллекцию кораблей на ряду с такими кораблями как

Согласитесь, в этой компании ему самое место:-)

FLIP (Floating Instrument Platform) - единственное в мире судно, способное находится на воде, как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Но ещё в переводе с английского "flip" — это сальто, щелчок, подбрасывание монеты, а в разговорном значении — дерзкий. Всё это прекрасно сочетается с характером корабля.

Полвека назад, в далеком 1960 году в разгар “холодной войны” США искали новые уникальные методы наведения ракет для модернизации своего атомного подводного флота. Для этого потребовалось провести акустические исследования в области распространения звуковых волн в водной среде. Чтобы выполнить поставленную задачу американские ученые Fred Fisher и Fred Spiess предложили военному руководству необычное, уникальное судно, получившее название "Флип".

Уникальность заключается в способности судна принимать вертикальное положение. Процесс перевода из горизонтального в вертикальное положение занимает всего 30 минут. С помощью "Флип" стало возможным проводить и другие важные научные исследования - изучать циркуляцию воды, формирование штормовых и движение сейсмических волн.


FLIP - это аббревиатура, которая расшифровывается, как «Floating Instrument Platform», или по-русски «Плавающая инструментальная платформа». По сути, судно является исследовательской лабораторией. Идея создания FLIPа была в изучении распространения звуковых волн через толщу воды. Сейчас, судно стало более многофункциональным и проводит исследования штормовых и сейсмических активностей, а также циркуляцию воды. Переход из горизонтального положения в вертикальное занимает у судна порядка получаса. Перемещается по поверхности FLIP только в горизонтальном положении.

Рабочие помещения расположены на корме, которая не уходит под воду, а остальная часть судна содержит отсеки, которые наполняются водой при смене положения корабля, и исследовательское оборудование. Общая длина судна составляет 108 метров, из которых над водой остаются только 17 метров, а ширина FLIPа - 7,9 метра. Судно не может плавать самостоятельно, потому что на нем нет двигателей. Это было сделано в связи с частыми акустическими исследованиями, для которых такие механизмы создают помехи. Корабль был
спущен на воду в 1962-м году и принадлежит Управлению военно-морских исследований США. Последняя модернизация судна 17 лет назад обошлась государству в $2 миллиона.

Интересно также, что и все помещения внутри спроектированы таким образом, что в равной степени могут использоваться как в горизонтальном, так и в вертикальном положении судна. Но самое интересное, что к месту исследований "Флип" добирается как обычный корабль — в горизонтальном положении.

Все жилые и рабочие помещения судна находятся в его головной части. Остальные помещения — пустые отсеки, снабжённые герметичными люками. Когда в них воздух, "Флип" плавает как обычный корабль. Но вот открыты клапаны и сюда начинает поступать вода. Нос поднимается всё выше и выше.

Переворот корабля в вертикальное положение занимает 28 минут.

Самое важное научное оборудование размещено в хвосте корабля и теперь оно оказывается на большой глубине. При этом сам "Флип" ведёт себя чрезвычайно устойчиво. Даже сильные штормы он практически не замечает. Как заметил один из учёных, волны в него бьют, как в кирпичную стену. Держится корабль всегда вертикально, а в силу инерции и не очень-то двигается вверх-вниз.

Уже первые испытания "Флип" помогли собрать массу ценных сведений об океане.

С тех пор "Флип" остаётся самым экзотическим и одним из наиболее результативных судов института Скриппса.




Кликабельно

В частности, удивительные опыты на нём проводят с помощью аппаратуры "Адонис" (ADONIS — Acoustic Daylight Ocean Noise Imaging System). В отличие от традиционных гидроакустических станций "Адонис" формирует изображения подводных объектов. Для чего использует анализ шумового фона, создаваемого рыбами, судами, подлодками, пузырьками воздуха и, конечно, волнами, на огромных просторах вокруг точки, где установлена аппаратура. Глаза "Адониса" — это блюдце-отражатель, фокусирующее звук, и 126 микрофонов, формирующих картину. Мозг "Адониса" — компьютер, "окрашивающий" звуки в разные цвета.


Кликабельно 3000 рх

Тактико-технические характеристики


Корабль Черноморского флота «Лиман» после столкновения с грузовым судном в 40 км от пролива Босфор затонул, сообщили в турецкой береговой охране. Экипаж эвакуирован

Корабль «Лиман» (Фото: А.Бричевский / Черноморский флот)

После столкновения в Черном море российский военный корабль «Лиман» затонул. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на представителей турецкой береговой охраны. Весь экипаж российского корабля в составе 78 человек был эвакуирован.

Информацию о том, что корабль затонул, подтвердило и Минобороны России, сообщает «РИА Новости» . Как уточнили в ведомстве, корабль затонул, получив в результате столкновения пробоины. В оборонном ведомстве также подтвердили, что весь экипаж судна спасен и готовится к эвакуации на российский корабль. Сообщения о пропавших без вести после столкновения в Черном море Минобороны назвало не соответствующими действительности.

«К месту происшествия прибывает находящееся в полутора милях российское судно «Улус-стар», которое доставит весь экипаж на базу Черноморского флота», — сообщили в Минобороны.

Reuters со ссылкой на источники в турецком правительстве сообщает, что премьер-министр Турции Бинали Йылдырым провел телефонный разговор с российским премьером Дмитрием Медведевым, в ходе которого стороны обсудили случившееся. Турецкий премьер выразил Медведеву сожаление в связи с произошедшим.

О российского исследовательского судна Черноморского флота «Лиман» с грузовым судном, которое шло под флагом Того и перевозило скот, стало известно днем 27 апреля. Столкновение произошло в 40 км к северо-западу от пролива Босфор. Как сообщало Минобороны, в результате столкновения «Лиман» получил пробоину правого борта ниже ватерлинии.

В состав Черноморского флота «Лиман» вошел в 1974 году. До этого в течение четырех лет судно было приписано к Балтийскому флоту. Его полное водоизмещение составляет около 1,5 тыс. т, максимальная скорость хода — 17 узлов. На борту судна установлены радиолокационная система «Дон», гидроакустическая система «Бронза», аппаратура радиоразведки «Ротор-Н», «Вахта-М», «Вахта-10», «Вахта-12» и другие. Из вооружения на «Лимане» имеется лишь переносной зенитный ракетный комплекс «Игла».

Столкнувшееся с российским кораблем судно Youzarsif H предназначено для перевозки скота. По данным сервиса Marinetraffic, где отображаются данные кораблей и их местоположение, судно следовало из румынского порта Мидия в иорданскую Акабу. Рядом с судном сейчас находится корабль турецкой береговой охраны Kiyem-3. Он выполняет поисково-спасательную операцию, указано на сайте Marinetraffic.

«Лиман» был построен на верфи Гданьска в 1970 году. Youzarsif H спущен на воду в 1977 году и может взять на борт более 2,1 тыс. т груза.

Во время старта ракеты "Союз" к Международной космической станции с пилотируемым кораблём произошла авария носителя. Уже после старта автоматика отключила двигатели второй ступени ракеты, и космонавтам пришлось совершить аварийную посадку. Пока не известны причины, есть лишь данные, что с экипажем всё хорошо, они живы.

В космическом корабле "Союз МС-10" на Международную космическую станцию должны были отправиться двое космонавтов - россиянин Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг. Уже несколько полётов на орбиту летает уменьшенный экипаж, не трое, а двое. Это связано с российским решением уменьшить команду, пока не будет запущен на орбиту многофункциональный лабораторный модуль "Наука", старт которого ожидается в конце 2019 года.

Лететь космонавты должны были по укороченной шестичасовой схеме. Но на полёт подобное новшество не влияет, это влияет лишь на манёвры космического корабля, совершаемые уже после выхода на орбиту, и более точное время старта ракеты. Сегодняшний старт во многом юбилейный, он был посвящён столетию завода экспериментального машиностроения (ЗЭМ) ракетно-космической корпорации "Энергия", на котором изготавливают "Союз".

Что ещё более обидно, сегодняшний запуск предшествовал очень важным переговорам Дмитрия Рогозина, главы "Роскосмоса", и руководителя NASA Джима Бранденстайна. После запуска предполагались переговоры российской и американской сторон о сотрудничестве при создании американской окололунной станции. Россия хочет участвовать в её создании на равных, американцы же хотят закрепить своё первенство. К сожалению, после такой аварии, скорее всего, переговоры будут отложены.

Отдельно стоит отметить отличную работу системы аварийного спасения (САС) космического корабля "Союз", разработанную для экстренного спасения космонавтов. Система аварийного спасения работает практически на всей траектории полёта ракеты и отделяется от ракеты-носителя лишь после достижения безопасной высоты. На ракете "Союз" САС можно увидеть в самой верхней части, это такой "шпиль" над головной частью носителя.

В данном случае система аварийного спасения отделила космический корабль от аварийной ракеты-носителя, вывела его на траекторию по направлению к Земле, затормозила и затем раскрыла парашют для мягкого приземления. Понятно, что во время срабатывания двигателей системы спасения космонавты испытывают серьёзные перегрузки, так как ракета ускоряется с большой скоростью, а система спасения начинает резкое торможение.

По предварительной информации, в этот раз перегрузки не превышали 6g, что не является опасным для жизни и здоровья экипажа. Во время штатного полёта космонавты и так испытывают перегрузки до 5–7g.

В последний раз система аварийного спасения срабатывала на ракетах "Союз" 26 сентября 1983 года. Тогда авария произошла прямо на стартовом столе, однако двигатели системы вытащили космический корабль из зоны аварии и позволили космонавтам благополучно приземлиться. В том случае экипаж без вреда для здоровья испытал перегрузки от 14 до 18 g, поднявшись на высоту 650 метров.

В нынешней ситуации система сработала гораздо более щадяще. Сообщается, что космонавты уже приземлились в казахстанской степи. Увидеть момент отказа и взрыва было нереально, так как трансляция "Роскосмоса" прервалась за несколько секунд до начала нештатной ситуации.

Около полудня 27 апреля неподалеку от входа в черноморский пролив Босфор столкнулись российский разведывательный корабль «Лиман» и судно-скотовоз Yozarsif-H под флагом Того. В результате «Лиман» получил пробоину и затонул. 78 членов экипажа спасены, никто не пострадал.

Что случилось?

По разным данным, в 11:44 или 11:53 мск неподалеку от входа в черноморский пролив Босфор произошло столкновение двух кораблей. Одним из них был средний разведывательный корабль Черноморского флота «Лиман».

В 12:00 мск корабли Черноморского флота получили приказ выйти в район столкновения. Туда же направили самолет Ан-26 со спасательной командой на борту. Однако в результате столкновения «Лиман» получил в правом борту пробоину ниже ватерлинии и около 14:48 мск пошел ко дну. Судя по переданным СМИ координатам, это произошло примерно в 37 километрах к северо-западу от маяка Румели-Фенери, стоящего на входе в Босфор.

Чуть раньше в этот район был своевременно перенаправлен находившийся неподалеку российский сухогруз «Улус Стар», шедший из Астрахани в итальянскую Равенну. Два катера береговой охраны Турции, а также виновник столкновения, о котором речь пойдет ниже, приняли на борт весь экипаж «Лимана» - 78 человек. Первоначальные сообщения о 15 пропавших без вести не подтвердились. Людей передадут на борт «Улус Стара», который доставит их на базы флота.

Кто столкнулся с «Лиманом»?

Второй участник столкновения (изначально невыясненной принадлежности) департамент информации и массовых коммуникаций поначалу обозначил как «Ашот-7» - в таком виде он и представлен сейчас в основных российских СМИ. Однако попытки обнаружить такой корабль в реестрах успехом не увенчались.

Чуть позже турецкая береговая охрана уточнила: «Лиман» протаранило судно-скотовоз (livestock carrier) с трудным наименованием «Yozarsif-H» .

Это судно дедвейтом 2103 тонны построено в 1977 году в Гамбурге и неоднократно меняло владельцев и наименования. В данный момент оно приписано к порту Ломе (Тоголезская Республика) и работает на линиях Средиземного, Черного и Красного морей в интересах ливанской скотопромышленной компании Hammami Livestock. Скотовоз вечером 26 апреля покинул румынский порт Мидия и направлялся в иорданскую Акабу.

Турецкие власти сообщили, что Yozarsif-H видимых повреждений не получил и в данный момент по-прежнему находится в районе аварии.

Что такое «Лиман»?

«Лиман» построен в 1970 году в польском Гданьске на верфи Stocznia Polnocna. По исходному проекту это гражданское гидрографическое судно проекта 861 (водоизмещение около 1,6 тысячи тонн, скорость 17 узлов), и таких корпусов польская верфь сдала 29 единиц. Из них как средние разведывательные корабли изначально строились только девять (между 1968 и 1976 годами).

«Лиман» использовался как гидрографическое судно (сперва на Балтике, с 1974 года - на Черном море), а в 1989-м был переоборудован в корабль-разведчик.

Корабли этого типа предназначены для слежения за кораблями и соединениями флота вероятного противника, учениями и испытаниями новых систем вооружения. Оснащены широким спектром аппаратуры радиотехнической разведки и радиоразведки, а также гидроакустическим комплексом. Как правило, комплект аппаратуры не типовой, многие корабли имеют свою специализацию и оснащаются отдельными системами специального назначения (в том числе подводными аппаратами или аппаратурой радиационного мониторинга).

«Лиман» входил в состав 519-го отдельного дивизиона разведывательных кораблей Черноморского флота и базировался в бухте Южная (Севастополь) наряду с еще двумя однотипными кораблями («Кильдином» и «Экватором»), а также кораблем проекта 864 «Приазовье».

Весной 1999 года «Лиман» выходил в Адриатическое море, где в этот момент развертывались силы , ведущие операцию против Югославии.

Есть один аспект

Если переданные в СМИ координаты места затопления «Лимана» верны, то глубины в этом районе составляют примерно 85-95 метров. Это создает проблему, которая уже сейчас должна озаботить российских военных. Дело в том, что разведывательные корабли, как мы уже отметили, буквально напичканы разной нетривиальной аппаратурой, в том числе весьма секретной.

Если бы корабль затонул севернее - там, где шельф резко обрывается на глубины до 500-1000 метров, сохранность секретов вызывала бы меньшее беспокойство. И то не до конца: достаточно вспомнить историю с попыткой американцев поднять затонувшую в Тихом океане субмарину К-129, на борту которой были три ракеты с ядерными боевыми блоками и аппаратура спецсвязи.

С глубины около 90 метров достать искомое гораздо проще. Не исключено, что в ближайшее время развернется охота за этой техникой, даже если российские военные максимально оперативно попытаются запустить операцию по подъему судна (подготовка к такой операции в любом случае быстрой не будет).

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх