Что относится к субъектам коммерческой предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности. Кто относится к этому понятию. а) Оценка ресурсов и вариантов

Что такое предпринимательство? Это особенный вид экономической активности, и под ним следует понимать целесообразную деятельность, организованную для получения прибыли, и основанную на собственной инициативе, предпринимательской идее и ответственности. В условиях нынешней рыночной экономики сложно вести предпринимательскую (хозяйственную) деятельность без понимания основных понятий и принципов, прежде всего, это объекты и субъекты предпринимательства.

Субъекты предпринимательства. Это такие субъекты в гражданских правоотношениях, которые осуществляют деятельность на собственный страх и риск. Такая деятельность направлена на получение прибыли путем использования имущества, выполнения каких-либо работ, продажи товаров, а также оказания услуг. Субъекты предпринимательства должны быть официально зарегистрированы и могут работать как в качестве физических или частных, так и юридических лиц, а также государственных, муниципальных организаций и органов, которые выдают разрешения на право заниматься предпринимательством.

Физические лица. Важные субъекты хозяйственной деятельности - граждане, они же - физические лица, которые занимаются коммерческой деятельностью посредством регистрации себя в налоговых органах в статусе индивидуальных предпринимателей.

Юридические лица. Предприятия или организации, занимающиеся предпринимательством, образуются и работают в разных организационно-правовых формах, таких, как акционерные общества, хозяйственные товарищества и общества (самая распространенная форма), а также производственные кооперативы (основываются на членстве, паевых взносах) и унитарные предприятия (бывают государственными или муниципальными).

Объединения субъектов предпринимательства. На практике, вместе с юридическими лицами, предпринимателями и иностранными компаниями, в России существуют и такие субъекты предпринимательства, как объединения субъектов предпринимательства. Их нельзя называть отдельной организационно-правовой формой, хотя они выступают особенным способом организации коммерческой деятельности.

Союзы, ассоциации, финансово-промышленные группы. Среди объединений субъектов предпринимательской деятельности особое значение имеют союзы и ассоциации, представляющие собой объединения нескольких юридических лиц, основывающиеся на корпоративных началах для координации своей работы и защиты интересов участников. Отдельно следует сказать о финансово-промышленных группах - это такие объединения предприятий, которые работают как одно основное и одно или несколько дочерних обществ, либо могут полностью или частично объединить свои нематериальные и материальные активы путем подписания соответствующего договора.

Объекты предпринимательства. Виды деятельности, которыми занимаются предприниматели, называются объектами предпринимательства. При этом деятельность может быть любой, если она не запрещена законодательством. Для осуществления некоторых видов коммерческой деятельности требуются специальные разрешения местных управляющих органов, например, квалификационный аттестат. Объекты и субъекты предпринимательства по сути своей являются разными сторонами одного и того же процесса - процесса извлечения прибыли. Субъекты - это сами предприниматели, а объекты - это то, чем они занимаются.

Основные понятия

Выделение создание одного или нескольких хозяйственных обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. Государственная регистрация юридических лиц акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти , осуществляемый посредством внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц , а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с законом . Коммерческая организация юридическое лицо, преследующее цель извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Корпоративные юридические лица юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган управления . Ликвидационная комиссия орган, создаваемый для осуществления мероприятий по ликвидации юридического лица, а также управления его текущей деятельностью в указанный период. Ликвидация юридического лица его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Организационно-правовая форма юридического лица совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную фуппу юридических лиц от остальных, включая способ формирования имущества, организационную структуру, взаимоотношения участников, ответственность участников перед юридическим лицом и юридического лица перед его участниками и другими субъектами предпринимательского оборота. Передаточный акт документ, содержащий положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Правоспособность предпринимателя возможность иметь права и нести обязанности в целях осуществления предпринимательской деятельности . Преобразование изменение организационно-правовой формы юридического лица. Присоединение прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому юридическому лицу. Разделение прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым лицам. Реорганизация сложный юридический состав, целью которого является прекращение и (или) создание юридического лица, порождающий переход прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (правопредшест-венника) в порядке правопреемства к другому юридическому лицу (правопреемнику). Слияние возникновение нового юридического лица путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических лиц с прекращением последних. Субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, основная цель деятельности которых извлечение прибыли; не являющиеся юридическими лицами предпринимательские объединения (холдинг, простое товарищество); некоммерческие организации , осуществляющие деятельность, приносящую доход ; обособленные подразделения коммерческих организаций, осуществляющие предпринимательскую деятельность от их имени. Субъекты предпринимательского права лица, непосредственно осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также государство , субъекты РФ , муниципальные образования государственных органов , саморегулируемые организации, которые регулируют и контролируют предпринимательскую и профессиональную деятельность своих членов. Унитарные юридические лица юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Учредители юридического лица граждане , юридические лица, публично-правовые образования , принявшие в соответствии с законодательством решение об учреждении организации. Учреждение юридического лица создание одним или более субъектами права (учредителями) нового субъекта, который не является правопреемником другого юридического лица. Фирменное наименование юридического лица средство его индивидуализации. Юридическая ответственность в сфере предпринимательства совокупность мер государственного принуждения (санкций), предусмотренных нормами права и влекущих для предпринимателя негативные последствия вследствие нарушения им правопорядка или законных прав и интересов иных лиц в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности

Академик В. В. Лаптев писал, что субъекты предпринимательского права являются носителями предпринимательских прав и обязанностей. Данные права и обязанности относятся к сфере непосредственного осуществления хозяйственной деятельности. Первый признак всякого субъекта предпринимательского права состоит в том, что он обладает правами и обязанностями, относящимися к этой отрасли права .

Субъекты предпринимательского права обладают предпринимательской правосубъектностью, т. е. могут выступать в предпринимательском обороте от своего имени, иметь права, обязанности, нести ответственность. К числу субъектов предпринимательского права относятся лица, непосредственно осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также государство , субъекты РФ , муниципальные образования , действующие в лице соответствующих государственных органов , саморегулируемые организации, которые регулируют и контролируют предпринимательскую и профессиональную деятельность своих членов.

Среди дискуссионных вопросов, рассматриваемых в правовой литературе, - возможность отнесения к субъектам предпринимательской деятельности государственных и муниципальных образований.

В. С. Мартемьянов полагал, что государство — Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования, используя свое имущество, осуществляют предпринимательскую деятельность, хотя преобладающей в их деятельности является хозяйственно-организующая деятельность и регулирующее воздействие в отношении всех субъектов-предпринимателей^.

Более аргументированной представляется точка зрения специалистов, которые не относят государственные и муниципальные образования непосредственно к субъектам предпринимательской деятельности.

В. С. Белых справедливо отмечает, что для того чтобы быть субъектом предпринимательской деятельности, государство, субъекты Федерации и муниципальные образования должны заниматься предпринимательской деятельностью на профессиональной и постоянной основе в целях систематического получения прибыли от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг). Участие публичных образований в экономической деятельности посредством создания коммерческих и некоммерческих организаций (равным образом участие в делах приватизированного государственного и муниципального имущества) нельзя оценивать как участие в предпринимательстве.

Действительно, акционеры, участвуя в общем собрании общества , формируя органы управления и контроля общества и получая дивиденды по акциям, непосредственно не осуществляют предпринимательскую деятельность. Конституционный Суд РФ не рассматривает участие в хозяйственном обществе как предпринимательскую деятельность, а квалифицирует ее как иную не запрещенную законом экономическую деятельность^.

В другом определении Конституционного Суда РФ сформулирована совершенно определенная правовая позиция: по смыслу Конституции РФ (ч. 1 ст. 34) одно и то же лицо не может совмещать властную деятельность в сфере государственного и муниципального управления и предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда РФ нашли отражение непосредственно в федеральных законах. Так, в ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещено совмещение функций органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов.

Итак, деятельность государства, субъектов Федерации и органов местного самоуправления является реализацией возложенных на них публичных функций; государственные и муниципальные образования, являясь субъектами предпринимательского права и осуществляя регулирующее воздействие на предпринимательские отношения, непосредственно не занимаются предпринимательской деятельностью, т. е. не имеют цели систематического извлечения прибыли от выполнения возложенных на них функций. Данная позиция является преобладающей в современной научной доктрине.

Ключевыми субъектами предпринимательского права являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

К числу субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в частности, относятся индивидуальные предприниматели и коммерческие организации , основная цель которых — извлечение прибыли. Они играют наиболее важную роль в использовании капитала и иных видов материальных ресурсов, в создании прибавочного продукта. В соответствии с законом индивидуальные предприниматели и коммерческие организации подлежат государственной регистрации, обладают правосубъектностью и самостоятельно от своего имени выступают в предпринимательском обороте.

Наряду с коммерческими организациями деятельность, приносящую доход , могут осуществлять некоммерческие организации, но при этом извлечение прибыли не может быть единственной целью их создания. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ Предпринимательские интересы некоммерческих организаций должны быть ограничены лишь более полным использованием принадлежащей им материальной базы и получением дохода для реалиации своих уставных целей; такие организации не должны быть заинтересованы в максимизации прибыли или увеличении доли своего товара на рынке , что характерно для коммерческих организаций. Если некоммерческая организация начинает проявлять указанные интересы, она должна быть либо преобразована в коммерческую, либо ликвидирована.

В научной литературе обсуждался вопрос, можно ли считать некоммерческие организации субъектами предпринимательской деятельности.

Е. А. Суханов, рассматривая классификацию юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, относит первые к «постоянным участникам профессионального оборота», а вторые соответственно исключает из таковых^. В. В. Долинская, соглашаясь с этим, утверждает, что «некоммерческие юридические лица не входят в число предпринимателей»^. С. Д. Могилевский по этому поводу справедливо полагает: «В праве осуществления предпринимательской деятельности все равны. Но при этом для коммерческой организации как участника предпринимательской деятельности эта деятельность является обязательной, ибо ее основная цель — извлечение прибыли. Следовательно, коммерческие организации всегда участвуют в предпринимательской деятельности, поскольку: а) это соответствует самой природе этих видов юридических лиц (коммерческих); б) они обязаны осуществлять такую деятельность в силу прямого указания закона.

Некоммерческие организации не обязаны выступать участниками предпринимательской деятельности, поскольку законом в качестве основных целей устанавливаются иные, нежели извлечение прибыли. Для некоммерческой организации быть участником предпринимательской деятельности — это право, а не обязанность»" (курсив наш. — И. Ш.).

С нашей точки зрения, некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую доход, с определенными оговорками все же могут быть отнесены к числу субъектов предпринимательской деятельности.

Устав специализированного общества обоих видов может содержать и иные условия, характерные только для этих организаций. Так, в уставе специализированного общества могут быть перечислены случаи, не предусмотренные федеральными законами, при которых объявление и выплата дивидендов (распределение прибыли) не осуществляются, либо установлен полный запрет на распределение прибыли.

Таким образом, перед нами глубоко измененная специальным законом форма хозяйственного общества, в которой нет ни органов, ни работников, в отношении которой не применяется значительное число институтов корпоративного права (ст. 15^ Закона о рынке ценных бумаг).

А. В. Белицкая, рассматривая вопрос, является ли деятельность специализированного общества предпринимательской и можно ли в этой связи признать его субъектом предпринимательской деятельности, пишет: «Нельзя не отметить, что специализированное общество более похоже на имущественный комплекс или инвестиционный пул, чем на субъект права, между тем такая особенность характерна для всех коллективных инвесторов, целью которых является обособление активов инвестора и их объединение в целях последующего вложения в проекты. С формальной точки зрения, конечно, специализированное общество имеет права и обязанности и несет ответственность, поэтому может быть признано субъектом предпринимательской деятельности, однако по своей сути оно является техническим образованием, созданным с единственной целью — обеспечить функционирование инвестиционного проекта или секъюритизацию активов».

Представляется, что специализированные общества следует рассматривать в качестве специального субъекта предпринимательской деятельности, вьщеляемого по критерию вида деятельности, обладающего целевой правоспособностью, определенной в самом законе, и характеризующегося значительной спецификой.

Привести общие признаки разноплановых субъектов предпринимательской деятельности — непростая задача. И. В. Ершова, обобщив научную и учебную литературу, выделила следующие признаки субъектов предпринимательской деятельности: легитимация, осуществляемая посредством их государственной регистрации; наличие предпринимательской правосуъектности; наличие обособленного имущества; самостоятельная имущественная ответственность.

Не возражая против выделения указанных признаков, отметим, что они применимы лишь к некоторым видам субъектов предпринимательской деятельности — юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и не касаются другой категории лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, например к предпринимательским объединениям, обособленным структурным подразделениям организации.

Интерес с точки зрения выделения самостоятельной группы субъектов предпринимательской деятельности представляет дискуссия, связанная с правовым положением лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, но, по сути, осуществляющих предпринимательскую деятельность своим трудом, с использованием собственного имущества. Эти лица являются представителями «серого сектора» теневой экономики — они осуществляют допускаемую законом деятельность, но не платят налоги с полученного дохода, не состоят на учете в налоговых, пенсионных и прочих органах. Как показали исследования, количество таких лиц значительно, особенно в сфере торговли (23,2%), строительства (17,4%), сельского хозяйства (18,3%). По оценке М. И. Клеандрова, их число превышает 30 млн человек . Это водители, промышляющие частным извозом, строители и специалисты по ремонту (домов, квартир, бытовой сантехники, автомобилей, компьютеров и т. д.), домработницы, садовники, няни, в том числе ухаживающие за больными, дизайнеры, сетевые продавцы косметики и домашней утвари, торговцы на рынках, жители сельской местности, выращивающие урожай на своих подсобных участках, производящие животноводческую продукцию, рыболовы, охотники.

С формально легальной точки зрения лица, осуществляющие деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, субъектами предпринимательской деятельности не являются, как это следует из п. 6 ст. 2 ГК РФ. Однако данная часть трудоспособного населения нуждается как в формализации («выходе из тени») для целей уплаты налогов и обременения другими обязанностями, так и в защите со стороны государства, поскольку осуществляет законную деятельность, снижает уровень безработицы в стране и в целом создает позитивную социальную среду. В текущей ситуации права таких самозанятых граждан не могут быть надлежаще защищены. Например, такие незарегистрированные граждане не могут обратиться за судебной защитой в связи с осуществлением приносящей доход деятельности, поскольку такой спор по сути является экономическим, а значит, неподведомственным суду общей юрисдикции (ч. 3 ст. 22 ГПК РФ), но и арбитражные суды не могут принять к рассмотрению подобное дело, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры с участием организаций, являющихся юридическими лицами, и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. В ч. 2 ст. 27 АПК РФ, правда, указано, что в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, арбитражные суды разрешают споры и с участием граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Однако в настоящее время отсутствуют федеральные законы, позволяющие гражданину, не имеющему официального статуса индивидуального предпринимателя, но фактически осуществляющему предпринимательскую деятельность, обратиться за защитой своих нарушенных прав или законных интересов в арбитражный суд.

Заметим при этом, что согласно п. 4 ст. 23 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах , связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. То есть к гражданам, занимающимся фактической предпринимательской деятельностью без государственной регистрации, применяются такие же строгие правила ответственности — независимо от вины , как и для официально зарегистрированных предпринимателей (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Говоря о необходимости вывода «из тени» осуществляющих фактическую предпринимательскую деятельность граждан, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, М. И. Клеандров подчеркивает: «Возможен, желателен и даже остро необходим "мягкий" вывод их из "тени" и легализация их социального, экономического и правового статусов (прежде всего — на стадии теоретической проработки вопроса — силами, средствами, методологией науки предпринимательского права), в организационно-правовой форме, например, по аналогии с микропредприятиями, как "микропредпринимателей"».

Выражаем полную солидарность с высказанным подходом, направленным на легализацию нового субъекта предпринимательской деятельности — лиц, в Законе РФ от 19 апреля 1991 г № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» именуемых «занятыми гражданами», которые фактически осуществляют законную предпринимательскую деятельность, не будучи зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Для этого субъекта предпринимательской деятельности должен быть установлен особый — льготный режим налогообложения, отчетности, проверок со стороны контрольных и надзорных органов. Следом за легализацией этих субъектов в гражданском законодательстве потребуется предусмотреть особенности регулирования деятельности этих лиц в трудовом, административном законодательстве и др.

Представляется важным отграничить субъектов предпринимательской деятельности от других смежных понятий, используемых правом. Так, Закон о защите конкуренции для целей защиты конкуренции, в том числе для пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, использует понятие «хозяйствующий субъект», под которым имеет в виду коммерческую организацию, некоммерческую организацию, осуществляющую деятельность, приносящую ей доход, индивидуального предпринимателя, иное физическое лицо , не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (ст. 4). Как следует из приведенной нормы, понятие «субъект предпринимательской деятельности» пересекается с понятием «хозяйствующий субъект», однако указанные понятия не идентичны. Так, в число хозяйствующих субъектов входят лица, осуществляющие профессиональную деятельность, саморегулируемые организации, однако они не являются субъектами предпринимательской деятельности, поскольку непосредственно не осуществляют предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. При этом указанные лица являются субъектами предпринимательского права.

В Федеральном законе от 6 декабря 2011 г № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ч. 1 ст. 2) используется еще одно смежное понятие — «экономический субъект». Экономическими субъектами признаются:

  1. коммерческие и некоммерческие организации;
  2. государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. индивидуальные предприниматели, а также адвокаты , учредивших адвокатские кабинеты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой;
  4. находящиеся на территории РФ филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства , находящиеся на территории РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Совершенно очевидно, что категория «экономический субъект» охватывает гораздо более широкий круг лиц, чем «субъект предпринимательской деятельности» исходя из целей правового регулирования Закона «О бухгалтерском учете» — установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета (ст 1). Поскольку эта цель касается разного рода субъектов, ВТОМ числе и не являющихся субъектами предпринимательской деятельности. Закон вводит новое релевантное понятие «экономический субъект».

Не являются субъектами предпринимательской деятельности, в частности, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие, осуществляющие профессиональную деятельность, хотя и не на безвозмездной основе, но все же не имеющие в качестве основной цели деятельности систематическое извлечение прибыли. К числу субъектов предпринимательской деятельности также не относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члены коллегиальных органов управления организаций, например члены наблюдательных советов (советов директоров) хозяйственных обществ, государственных корпораций, поскольку они не осуществляют самостоятельную предпринимательскую деятельность, а реализуют посредством принятия актов компетенцию соответствующего органа юридического лица. Исходя из концепции органа юридического лица как его структурно-обособленной части, органы юридического лица не являются его представителями и соответственно самостоятельными участниками правоотношений , они действуют от имени юридического лица, создавая для него права, обязанности и ответственность, олицетворяя юридическое лицо и осуществляя его волю. Такой подход основан на действующем законодательстве (п. 1 ст. 53 ГК РФ).

Разграничивая смежные понятия, используемые в законодательстве, важно понимать, для каких целей вводятся эти понятия, в какой сфере правоотношений они применяются.

Понятие «субъект предпринимательской деятельности» имеет конституирующее значение именно для предпринимательского права, поскольку отражает особые цели и задачи правового регулирования для данной сферы общественных отношений. Признание лица предпринимателем определяет необходимость предъявления к его деятельности особых требований со стороны законодателя, введения в ряде случаев ограничений, а в ряде случаев — преференций. Российское законодательство содержит множество норм и даже целых институтов права, предусматривающих специальные правила организации и деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Например, предприниматели имеют исключительное право на средства индивидуализации юридического лица, товаров, предприятий (ст. 1473—1540 ГК РФ). К обязанностям предпринимателя, например, относится ведение учета хозяйственных операций для целей контроля и налогообложения. Предприниматель имеет особенности ответственности — он может быть привлечен к ответственности независимо от вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

В основу формирования структуры настоящего учебника положена следующая классификация субъектов предпринимательской деятельности:

  1. по критерию организации предпринимательской деятельности можно вьщелить индивидуальных и коллективных предпринимателей;
  2. по критерию наличия предпринимательской правосубъектности выделяют индивидуальных предпринимателей и юридические лица, являющиеся субъектами предпринимательских правоотношений , которые могут иметь права, обязанности, самостоятельно нести ответственность, быть истцами и ответчиками в судах, и неправосубъектные образования (предпринимательские объединения, обособленные структурные подразделения организаций, не обладающие статусом юридического лица)^;
  3. по основной цели деятельности выделяют юридические лица, преследующие цель извлечения прибыли в качестве основной (коммерческие организации) и не имеющие такой цели (некоммерческие организации);
  4. по критерию вида деятельности можно выделить юридические лица, имеющие существенные особенности правового статуса, определяемые сферой деятельности, выражающейся в их специальной (целевой) правоспособности, например банковские, страховые организации, организации в инвестиционной сфере, включая акционерные инвестиционные фонды, специализированные финансовые общества и специализированные общества проектного финансирования;
  5. среди правосубъектных образований выделяют те, которые могут быть признаны субъектами малого и среднего предпринимательства, в силу чего осуществляемая ими предпринимательская деятельность имеет особое правовое регулирование, включая предоставление мер государственной поддержки"*.

Организационно-правовые формы субъектов предпринимательства

Понятие организационно-правовой формы используется в действующем законодательстве применительно к юридическому лицу . Так, согласно п. 2 ст. 48 ГК РФ юридическое лицо должно быть зарегистрировано в ЕГРЮЛ в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ.

Понятие «организационно-правовые формы юридического лица» по объему уже, чем понятие «правовые формы субъектов предпринимательства», к числу которых наряду с юридическими лицами относятся индивидуальные предприниматели , а также неправосубъектные образования — предпринимательские объединения и обособленные структурные подразделения.

Настоящий параграф будет посвящен организационно-правовым формам собственно юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность .

Рассматривая конструкцию юридического лица, следует отметить, что оно создается в первую очередь для оформления коллективных интересов участников; организует внутренние отношения между ними, преобразуя их волю в волю организации, позволяя ей выступать в имущественном обороте от собственного имени. Г. Ф. Шершеневич писал: «Понятие юридического лица играет как бы роль "скобок", в которых заключаются однородные интересы известной группы лиц для более упрощенного определения отношений этой коллективной личности к другим. Эти соединения могут быть публичного характера, как, например, дворянское общество , или же частного характера, как, например, акционерное товарищество»

Существует множество теорий происхождения юридического лица^ однако цель правовой конструкции юридического лица очевидна: она позволяет прежде всего ограничить ответственность его учредителей (участников), поскольку предпринимательские риски учредителя (участника) организации обычно сводятся к сумме вклада, внесенного в капитал соответствующей организации.

3. Материально-правовой признак, означающий способность юридического лица выступать в гражданском обороте от своего имени, т. е. способность от своего имени приобретать и осуществлять права, нести обязанности, а также самостоятельно нести имущественную ответственность по своим обязательствам .

Собственное имя юридического лица является средством его индивидуализации. В ст. 1473 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией , выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в ЕГРЮЛ при государственной регистрации юридического лица. Согласно п. 2 данной статьи фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Таким образом, фирменное наименование должно состоять из двух обязательных частей: указания организационно-правовой формы и непосредственно наименования.

Под фирменным наименованием юридическое лицо выступает в предпринимательском обороте, следовательно, фирменное наименование является условием его правосубъектности, тем правовым средством, с которым у него появляется возможность приобретать права и принимать обязанности.

Наименование юридического лица, под которым оно выступает в обороте, можно сравнить с общегражданским именем человека . Передать фирменное наименование, которое является элементом правосубъектности, невозможно, так как его передача будет означать «смерть» юридического лица, подобно тому, как нельзя «передать имя» гражданина, его можно утратить только в связи с физической смертью. Еще Г. Ф. Шершеневич писал: «Если смотреть на фирму как на торговое имя купца и соответственно тому признать право на фирму личным правом , то следует вовсе отвергнуть ее передаваемость». Императивный запрет на распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) содержится в п. 2 ст. 1474 ГК РФ. Тем самым построение конструкции фирменного наименования как элемента правосубъектности организации доводится до логического завершения. Право на фирменное наименование носит личный неимущественный характер.

Возможность от своего имени приобретать и осуществлять права, нести обязанности — это элементы правосубъектности юридического лица,

В научной доктрине правосубъектностью традиционно признается установленное и признанное законом особое юридическое качество или свойство, которое позволяет лицу или организации стать субъектом права или участником правоотношения . В. М. Сырых называет правосубъектность своеобразным правовым средством включения субъектов общественных отношений в сферу права, правового регули-рования^

Оставляя за пределами этого учебника многолетнюю академическую дискуссию о содержании правосубъектности, будем придерживаться доминирующей в правовой доктрине точки зрения о том, что правосубъектность представляет собой совокупность таких свойств, как правоспособность (возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, т. е. способность быть их носителем) и дееспособность (или способность субъекта своими непосредственными действиями приобретать и осуществлять юридические права и обязанности, включая деликтоспособность)^ Правосубъектность юридического лица в наиболее принятой и разделяемой нами концепции — это некое объединительное понятие, которое отражает ситуации, когда правоспособность и дееспособность неразделимы во времени, органически сливаются воедино.

Правоспособность юридических лиц определяется их организационно-правовой формой и для коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий , является общей. Применительно к субъектам предпринимательской деятельности В. В. Лаптев говорил о комплексной правосубъектности, которая охватывает как частноправовые, так и публично-правовые аспекты предпринимательской деятельности"". Субъекты предпринимательского права могут участвовать и участвуют как в гражданских, так и в публичных правоотношениях. Хозяйствующие субъекты могут выступать участниками имущественного оборота и одновременно являются носителями публичных прав и обязанностей.

С точки зрения объема правомочий общей правоспособности противопоставляется специальная правоспособность. Если общая правоспособность дает возможность вести любую хозяйственную деятельность, приобретать любые предпринимательские права и принимать на себя любые обязанности, то специальная правоспособность дает возможность иметь не любые права, а лишь соответствующие цели и предмету деятельности юридического лица.

Специальной правоспособностью обладают некоммерческие организации , унитарные предприятия. Особой разновидностью специальной правоспособности является исключительная правоспособность. Она дает возможность осуществлять единственный вид деятельности, не совмещая его с другими видами деятельности. Исключительной является деятельность кредитных, страховых организаций, акционерных инвестиционных фондов, аудиторских организаций, некоторых участников рынка ценных бумаг

Правоспособность субъектов предпринимательского права ограничивается в связи с лицензированием отдельных видов деятельности, а также в связи с требованием членства в саморегулируемой организации или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Правоспособность может быть ограничена и самими учредителями в уставе организации.

На взгляд М. И. Брагинского и К. Б. Ярошенко, «ограничение правоспособности имеется в случаях: 1) установления учредителями (участниками) запрета на осуществление отдельных видов деятельности в учредительных документах юридического лица, на которое не распространяется право о специальной правоспособности; 2) в иных случаях, на которые не распространяется принцип специальной правоспособности (осуществление отдельных видов деятельности только на основании соответствующего разрешения (лицензии); 3) занятия отдельными видами деятельности лишь определенным юридическим лицом (например, деятельность, которая составляет государственную монополию); 4) запрета на осуществление отдельных видов деятельности отдельными организациями, содержащегося в соответствующем акте»^.

В качестве вывода отметим, что следует выделять общую, специальную, исключительную и ограниченную предпринимательскую правоспособность.

Самостоятельность имущественной ответственности юридического лица, или деликтоспособность, заключается в том, что юридическое лицо несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам, т. е. учредители (участники) не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителей (участников). Из этого фундаментального правила офаничения ответственности могут быть исключения, установленные ГК РФ либо другим законом (ст. 56 ГК РФ)".

4. Процессуально-правовым признаком хозяйственного общества как юридического лица является его способность выступать истцом и ответчиком в суде.

В научной и учебной литературе приводятся многочисленные классификации юридических лиц, В частности, юридические лица могут быть классифицированы:

  • по цели деятельности — как коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ);
  • по содержанию правоспособности — как организации с общей, специальной, исключительной, ограниченной правоспособностью;
  • по форме внутреннего устройства — как корпоративные и унитарные организации;
  • по наличию экономической зависимости одной организации от другой — как основные и дочерние общества (ст. 67.3 ГК РФ); выделяются также контролирующие лица (п. 3 ст. 53.1 ГК РФ, ст. 2, 10 Закона о банкротстве).

Центральное место в классификации юридических лиц занимает классификация по организационно-правовым формам.

Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных. Критериями для выделения организационно-правовых форм юридического лица, в частности, являются: способ формирования его имущества, организационной структуры, взаимоотношений с участниками и участников друг с другом, ответственности участников перед юридическим лицом и юридического лица перед его участниками и другими субъектами предпринимательского оборота.

Как пишет С. Э. Жилинский, организационно-правовая форма «концентрированно воплощает сущностные организационные и правовые признаки, являющиеся общими для юридических лиц, предпринимательских организаций различных видов»".

Перечень организационно-правовых форм как коммерческих, так и некоммерческих организаций содержится в ГК РФ и имеет закрытый характер.

Различия в организационно-правовых формах юридических лиц можно проводить по многочисленным критериям, например по способу формирования имущества, внутреннему устройству, составу и организации деятельности органов управления. Организационно-правовая форма, в частности, раскрывает объем и содержание прав учредителей (участников) организации. Например, участники хозяйственных товариществ , обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов имеют корпоративные права участия (членства) в организации, как правило, пропорционально их участию в уставных капиталах. На имущество государственных и муниципальных предприятий и учреждений их учредитель имеет вещные права (п. 3 ст 48 ГК РФ).

Организационно-правовая форма юридического лица обусловливает порядок распоряжения имуществом организации, правовой режим ответственности юридического лица по своим обязательствам. Установлено общее правило, что юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений и казенных учреждений, отвечают по обязательствам всем принадлежащим им имуществом (п. 1 ст. 56 ГК РФ). В хозяйственных обществах, несмотря на то что в законодательстве имеется формулировка об ответственности участников в размере внесенных вкладов, по сути, их участники не несут ответственности, за исключением случаев, предусмотренных законом, а имеют предпринимательские риски утраты внесенных вкладов.

Источником регулирования гражданско-правового положения юридических лиц и порядка их участия в имущественном обороте является ГК РФ. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, устанавливаются наряду с ГК РФ также другими законами и иными правовыми актами (п. 4 ст. 49 ГК РФ).

Наиболее значимой типизацией юридических лиц по форме внутреннего устройства является их деление на корпоративные и унитарные (табл. 1).

Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями).

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями.

Создание, реорганизация и ликвидация субъектов предпринимательской деятельности

Учреждение юридического лица представляет собой сложный юридический состав, который складывается из нескольких юридических фактов : решения об учреждении организации, включая утверждение учредительного документа; создания имущественной базы (формирования уставного капитала , уставного фонда, внесения вкладов в имущество — в зависимости от вида организации); государственной регистрации юридического лица.

Срок для формирования имущественной базы вновь создаваемой организации зависит от организационно-правовой формы юридического лица. Например, в соответствии с п. 4 ст. 66.2 ГК РФ уставный капитал хозяйственного общества к моменту государственной регистрации должен быть сформирован не менее чем на 3/4, а остальная часть — в течение первого года деятельности хозяйственного общества, если иное не предусмотрено специальными законами.

Гарантии прав кредиторов, в частности, обеспечиваются информированием о процедуре реорганизации, включая уведомление федерального налогового органа о начале процедуры реорганизации, размещение публикации о реорганизации в средствах массовой информации. Указанные требования, предусмотренные в ст. 60 ГК РФ, не распространяются на реорганизацию в форме преобразования, поскольку права кредиторов не могут быть затронуты изменением организационно-правовой формы юридического лица при полной неизменности его имущественной базы.

Важнейшее значение в обеспечении гарантий кредиторов реорганизуемого юридического лица имеет передаточный акт, содержащий положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников (п. 1 ст 59 ГК РФ).

Регулирование прав кредиторов претерпело значительные изменения в процессе реформирования ГК РФ. Так, ст. 60 ГК РФ в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г № 99-ФЗ предусматривает следующий порядок предъявления и удовлетворения требований кредиторов, который больше не позволяет недобросовестным кредиторам «блокировать» реорганизацию предъявлением несоразмерных и необоснованных требований, что было характерно для предшествующей практики. Теперь, если права требования кредитора возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, он вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, и только при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, если иное не установлено законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.

Важно, что право требовать прекращения обязательства и возмещения убытков не предоставляется кредитору, имеющему достаточное обеспечение. Достаточным признается обеспечение, если оно принято кредитором или если кредитору выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, кредитоспособность которой не вызывает обоснованных сомнений.

Предъявление кредиторами требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица.

Новеллой российского законодательства является установление солидарной ответственности перед кредитором наряду с юридическими лицами, созданными в результате реорганизации, также лиц, имеющих фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц, если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению неблагоприятных последствий, указанных в п. 3 ст 60 ГК РФ.

Права участников корпоративных организаций охраняются требованием закона о необходимости принятия решения о реорганизации квалифицированным большинством голосов или единогласно; в акционерном обществе в этом случае голосующими являются не только обыкновенные, но привилегированные акции (п. 4 ст. 32 Закона об АО).

Акционеры и участники обществ с ограниченной ответственностью вправе требовать выкупа принадлежащих им акций или долей, если они голосовали против решения о реорганизации или не принимали участия в голосовании.

Особые права предусмотрены при реорганизации акционерных обществ в форме разделения и выделения, которая часто применяется для разделения бизнеса и может быть сопряжена со значительными злоупотреблениями. При реорганизации в форме разделения и выделения каждый акционер реорганизуемого общества должен получить акции каждого создаваемого путем реорганизации общества, предоставляющие те же права, что и принадлежащие ему акции реорганизуемого общества, пропорционально их числу (п. 3.3 ст 18, ст 19 Закона об АО).

Изменениями, внесенными в ГК РФ Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ, сделана очередная попытка превратить реорганизацию в гибкий инструмент реструктуризации бизнеса. Так, уставом непубличного акционерного общества в отношении определенных категорий (типов) акций может быть предусмотрен порядок (в том числе непропорциональность) их конвертации в акции или обмена на доли, паи, вклады создаваемого в результате реорганизации юридического лица (п. 8 ст. 15 Закона об АО).

Защита прав участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом, обеспечивается возможностью признания по их требованию решения о реорганизации юридического лица недействительным. Перечень субъектов, которые могут предъявить соответствующее требование, должен быть синхронизирован со специальными законами, регулирующими реорганизацию юридических лиц различных организационно-правовых форм. Например, в соответствии с Законом об АО (ст. 49) и Законом об ООО (ст. 43) оспаривать решение о реорганизации могут участники, голосовавшие против или не принимавшие участие в голосовании, что выглядит совершенно логичным, поскольку предоставление такого права всем участникам, в том числе голосовавшим за решение о реорганизации, может внести дестабилизацию в деятельность общества и способствовать злоупотреблению недобросовестными участниками своими правами. Признание судом недействительным решения о реорганизации юридического лица не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица, а также не является основанием для признания недействительными сделок , совершенных таким юридическим лицом (п. 1,2 ст. 60.1 ГК РФ).

Суд по требованию участника корпорации, голосовавшего против принятия решения о реорганизации этой корпорации или не принимавшего участия в голосовании, может признать реорганизацию несостоявшейся. Как и требование о признании реорганизации недействительной, требование о признании реорганизации несостоявшейся направлено на преодоление дефектов реорганизации, однако признать несостоявшейся можно только реорганизацию корпоративной организации, поскольку истцом в данном случае может быть только участник корпорации, голосовавший против решения о реорганизации или не принимавший участия в голосовании по данному вопросу. Реорганизация признается несостоявшейся лишь в особых случаях, например когда на регистрацию были представлены подложные документы и на самом деле решение о реорганизации компании вообще не принималось (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ). Одним из последствий признания реорганизации несостоявшейся, в частности, является восстановление юридических лиц, существовавших до реорганизации, с одновременным прекращением юридических лиц, созданных в результате реорганизации. Заметим, что правовой механизм восстановления юридического лица — новый для отечественного законодателя и еще требует значительной доработки.

Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности. Характеризуя ликвидацию, Б. Б. Черепахин писал: «При проведении ликвидации юридического лица последнее прекращает свое существование, а следовательно, и свою деятельность полностью и окончательно, не оставляя универсальных правопреемников»

Не определяя ликвидацию как правовое явление, ГК РФ в ст. 61 устанавливает, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Из указанного следует, что сингулярное правопреемство при ликвидации все же возможно, хотя оно является исключением, а не общим правилом. Такое исключение содержится, например, в ст. 419 ГК РФ: по требованиям ликвидируемого юридического лица о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, исполнение может быть возложено на другое лицо.

Действующее законодательство знает два основных правовых режима ликвидации: режим добровольной и принудительной ликвидации.

Добровольной является ликвидация по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Решение о ликвидации — одно из самых значимых корпоративных решений, неудивительно поэтому требование законодательства о том, что для принятия этого решения требуется квалифицированное большинство голосов, например не менее 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об АО) или даже единогласие всех участников корпорации (п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда по ряду оснований, предусмотренных законодательством, которые можно классифицировать следующим образом.

1. По иску государственного органа или органа местного самоуправления , которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом как санкция за правонарушение , в частности:

  • в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
  • в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ , либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Органами, уполномоченными на подачу иска о принудительной ликвидации, в частности, являются регистрирующие органы (п. 2 ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц), антимонопольные органы (подп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции), налоговые органы (п. 1 ст. 31 НК РФ).

Следует подчеркнуть, что решение о принудительной ликвидации юридического лица — это экстраординарное решение. Конституционный Суд РФ в постановлении от 18 июля 2003 г № 14-П сформулировал правовую позицию, что данная санкция не может применяться по одному лишь формальному основанию. Норма о принудительной ликвидации в судебном порядке предполагает, что «неоднократные нарушения закона должны быть столь существенны, чтобы позволить арбитражному суду — с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, — принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц». Исключительность меры о принудительной ликвидации юридического лица подчеркнута в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г № 25: такая исключительная мера должна быть соразмерна допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

2. По иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

Для субъектов предпринимательской деятельности это основание представляет особый интерес, ведь цель деятельности коммерческой организации — получение прибыли и, если участники находятся в состоянии затяжного корпоративного конфликта и в силу этого не могут достичь указанной цели, возможно предъявление одним из участников иска о ликвидации такой «неэффективной» корпорации.

Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 25 июня 2015 г № 25 указал: «Судом может быть удовлетворено такое требование, если иные учредители (участники) юридического лица уклоняются от участия в нем, делая невозможным принятие решений в связи с отсутствием кворума, в результате чего становится невозможным достижение целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, в частности ввиду длительной невозможности сформировать органы юридического лица.

Равным образом удовлетворение названного требования возможно в случае длительного корпоративного конфликта, в ходе которого существенные злоупотребления допускались всеми участниками хозяйственного товарищества или общества, вследствие чего существенно затрудняется его деятельность.

Ликвидация юридического лица в качестве способа разрешения корпоративного конфликта возможна только в том случае, когда все иные меры для разрешения корпоративного конфликта и устранения препятствий для продолжения деятельности юридического лица исчерпаны или их применение невозможно» (п. 29).

Перечень оснований принудительной ликвидации не ограничен — в соответствии с подп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в иных случаях, предусмотренных законом.

Судебный орган, принявший решение о принудительной ликвидации, не осуществляет самостоятельных действий по ликвидации — решением суда обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица могут быть возложены на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом.

Помимо судебного порядка, существует также административный порядок принудительной ликвидации юридического лица, направленный на предотвращение существования «компаний-пустышек», зарегистрированных в ЕГРЮЛ, но фактически не осуществляющих деятельность. Теперь эта возможность предусмотрена наряду со ст. 21.1 Закона о регистрации юридических лиц, также ст. 64.2 ГК РФ, в соответствии с которой юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету , считается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Ликвидация юридического лица осуществляется по предусмотренной законом процедуре, целью реализации которой является предотвратить возможность ущемления прав и законных интересов всех участников предпринимательского оборота и прежде всего работников, кредиторов, участников ликвидируемого лица, а также публично-правовых интересов, которые могут быть затронуты ликвидацией.

Применительно к защите интересов кредиторов отметим, что с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим (п. 4 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация организации включает следующие этапы.

  1. Уведомление органов ФНС России участниками или полномочным органом юридического лица о принятом решении для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; публикация сведения о принятии решения о ликвидации в порядке, установленном законом, в трехдневный срок с момента принятия решения.
  2. Назначение ликвидационной комиссии, к которой переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия осуществляет мероприятия по ликвидации юридического лица, а также управление текущей деятельностью общества в указанный период. По сути, к ликвидационной комиссии переходят полномочия волеизъявляющего органа организации. Она должна действовать в интересах организации, а также ее кредиторов добросовестно и разумно (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Необходимость действовать добросовестно и разумно в интересах не только организации, но и ее кредиторов отличают членов ликвидационной комиссии от членов органов управления организации.
  3. Публикация ликвидационной комиссией в специальных СМИ сообщения о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке (не менее двух месяцев) для заявления требований его кредиторами.
  4. Принятие ликвидационной комиссией мер по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомление в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
  5. Составление ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса после окончания срока предъявления требований кредиторами. Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
  6. Утверждение промежуточного ликвидационного баланса учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
  7. Продажа имущества ликвидируемого юридического лица с торгов, осуществляемая ликвидационной комиссией, если имеющихся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов.
  8. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.
  9. Составление ликвидационной комиссией ликвидационного баланса после завершения расчетов с кредиторами.
  10. Утверждение ликвидационного баланса учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
  11. Передача оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества юридического лица его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.
  12. Внесение сведений о прекращении юридического лица в ЕГРЮЛ.

Ликвидация юридического лица может быть трансформирована в процедуру банкротства , поскольку в законодательстве содержится императивное требование об обязанности ликвидационной комиссии обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица в случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Действующее законодательство детально регулирует очередность в удовлетворении требований кредиторов юридического лица: в первую очередь удовлетворяются требования граждан по обязательствам, связанным с причинением вреда жизни и здоровью; во вторую очередь — расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда , в третью — расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, в четвертую очередь — расчеты с другими кредиторами.

Гарантией прав кредиторов, в частности, является установленная для них возможность в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований либо уклонения от их рассмотрения обратиться в суд с иском об удовлетворении требования к юридическому лицу (ст 64.1 ГК РФ).

Кредитор также имеет возможность предъявить требования о возмещении убытков к членам ликвидационной комиссии в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 53.1 ГК РФ для членов органов управления организации. Истцами по требованию к членам ликвидационной комиссии также могут быть учредители (участники) ликвидированного юридического лица, действующие в интересах юридического лица. В последнем случае имеется конструкция косвенного иска.

Субъект предпринимательской деятельности - лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и зарегистрированное в таковом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательская деятельность может осуществляться в двух формах - индивидуальной и коллективной. Соответственно в первом случае предпринимательской деятельностью занимается гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, во втором - коллективное образование - юридическое лицо.

Следует отметить, что само по себе деление предпринимательской деятельности на индивидуальную и коллективную формы носит весьма условный характер по следующим причинам.

Во-первых, индивидуальный предприниматель может привлекать к своей деятельности других лиц, заключая с ними трудовые и гражданско-правовые договоры, более того, деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, как правило, носит коллективный характер за счет использования труда членов одной семьи, хотя формально лишь глава крестьянского (фермерского) хозяйства имеет статус предпринимателя.

Во-вторых, действующее российское законодательство допускает существование юридических лиц, учрежденных одним физическим лицом, например обществ с ограниченной ответственностью.

Особой формой предпринимательства является государственное предпринимательство. Российская Федерация и субъекты РФ не нуждаются в государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, так как в соответствии с Конституцией РФ и основными законами субъектов РФ они имеют соответствующую компетенцию для осуществления хозяйственной деятельности. Легитимация муниципальных образований как субъектов предпринимательства осуществляется путем разработки ими устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.

И индивидуальная и коллективная формы предпринимательства имеют свои преимущества и недостатки, которые в той или иной ситуации могут превалировать.

В любом случае субъекты предпринимательской деятельности должны отвечать ряду требований:

  • 1) государственная регистрация в установленном законом порядке. Индивидуальные предприниматели и организации легитимируются в качестве хозяйствующих субъектов с помощью государственной регистрации;
  • 2) наличие правоспособности в объеме, необходимом для занятия предпринимательской деятельностью. Правоспособность устанавливается в соответствии с законом, учредительными документами, а в отдельных случаях - на основании лицензии.

Выделяют общую, ограниченную, специальную и исключительную правоспособность.

Общая правоспособность дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законодательством (ст. 49 ГК РФ), индивидуальные предприниматели. Общая правоспособность может быть ограничена в учредительных документах юридического лица путем закрепления цели его деятельности.

Специальной правоспособностью наделены субъекты, которые в силу прямого указания закона обязаны закрепить цель своей деятельности в учредительных документах. Они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. К данной категории относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и некоммерческие организации.

Исключительной правоспособностью обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществлять наряду с нею какие-либо иные виды предпринимательской деятельности (страховые компании, кредитные организации, аудиторские организации и др.).

Для осуществления некоторых видов деятельности требуется помимо регистрации также получение специального разрешения (лицензии) или соблюдение иного установленного законом порядка (например, состояние в саморегулируемой организации);

  • 3) наличие обособленного имущества. Одним из необходимых условий для нормального функционирования субъектов предпринимательства является наличие обособленного имущества. Правовыми формами такого обособления могут быть право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Обособленное имущество служит основой самостоятельной имущественной ответственности;
  • 4) самостоятельная имущественная ответственность. Субъект предпринимательской деятельности отвечает сам своим имуществом перед контрагентами и государством. По общему правилу учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. Исключения из этого правила могут предусматриваться законом или учредительными документами.

Например, по обязательствам хозяйственных товариществ субсидиарную ответственность несут полные товарищи; Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Следует отметить, что российское законодательство не признает правосубъектность за не имеющими статуса юридического лица объединениями предпринимателей, такими как холдинги, финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации и др. Вместе с тем ассоциации и союзы предпринимателей, иные некоммерческие объединения, призванные оказывать содействие предпринимателям, зарегистрированные в качестве юридического лица, могут рассматриваться в качестве субъектов предпринимательских отношений, хотя, как правило, и не являются субъектами предпринимательской деятельности.

Особые правила действующее законодательство устанавливает для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства определено Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 1 .

Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям на основании следующих критериев:

  • наличие статуса индивидуального предпринимателя, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства, коммерческой организации (за исключением государственных и муниципальных предприятий) или потребительского кооператива;
  • для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
  • средняя численность работников предприятия за предшествующий календарный год, которая определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений:
    • - а) средние предприятия - от 101 до 250 человек включительно;
    • - б) малые предприятия - до 100 человек включительно, в том числе микропредприятия - до 15 человек;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений, установленных Правительством РФ для каждой категории хозяйствующих субъектов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия - 60 млн руб.;
  • малые предприятия - 400 млн руб.;
  • средние предприятия - 1000 млн руб. 1

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в п. 2 и 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 1 .

Приобретение хозяйствующим субъектом статуса малого или среднего предприятия дает ему возможность воспользоваться предусмотренными законом мерами поддержки, которые включают в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания такой поддержки устанавливаются программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Субъекты РФ вправе самостоятельно оказывать также иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

  • 1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • 2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
  • 3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
  • 4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
  • 5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • 6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • 7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 9) иные меры.

Дополнительные льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства могут устанавливаться и другими федеральными законами, а также региональным законодательством. Так, Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 1 устанавливает льготный порядок приватизации недвижимости, арендуемой малыми и средними предприятиями.

Субъекты предпринимательства - это лица, правомочные осуществлять предпринимательскую деятельность.

Общая правосубъектность конкретизируется применительно к отдельным отраслям права, каждая из которых имеет свой «набор» отраслевых субъектов права.

Все возможные субъекты гражданского права, объединяемые единым понятием «лица», подразделяются на три группы. Первая - физические лица, которые, в свою очередь, представлены тремя их разновидностями: граждане, иностранцы, лица без гражданства. Вторая - юридические лица. Они могут быть российскими, иностранными и смешанными (совместными). Юридические лица учреждаются и действуют дифференцированно в рамках определенных организационно-правовых форм. Третью группу составляют Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Физические и юридические лица могут быть участниками гражданско-правовых отношений в качестве предпринимателей или не обладая этим качеством.

Таким образом, изучение статуса (прав, обязанностей, ответственности) субъекта предпринимательской деятельности предполагает предварительное познание статуса субъекта права и субъекта гражданского права, правовой режим которых полностью распространяется и на субъектов предпринимательской деятельности по известной триаде: общее (субъект права), особенное (субъект гражданского права) и отдельное (субъект предпринимательской деятельности). Другими словами, прежде чем быть субъектом предпринимательской деятельности, лицо является субъектом гражданского права. Субъект предпринимательской деятельности - это такой субъект гражданского права, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательская деятельность граждан регулируется специальными правовыми нормами, к примеру, ст. 23 и 25 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ).

Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации субъектами предпринимательской деятельности могут быть дееспособные физические лица, юридические лица - коммерческие организации, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации. Некоммерческие организации, выполняя свои уставные положения, могут заниматься предпринимательской деятельностью.

Важное значение для участия граждан в осуществлении предпринимательской деятельности имеет установленное ст. 18 ГК РФ содержание их правоспособности. Так, «граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые, не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной собственности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права».

Тaким oбразом, физическое лицо, дoстигшее 18_летнего возраста, имеет прaво заниматься предпринимaтельской дeятельностью в устaновленном закoном пoрядке индивидуaльно или сoздавать юридичeские лица.

Для зaнятия предпринимательской деятельностью бeз обрaзования юридического лица грaжданин в устaновленном пoрядке дoлжен пoлучить свидетeльство индивидуального предпринимателя, а для oсуществления торговли - приoбрести патент.

Что касается юридических лиц, то в соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, котoрая имeет в сoбственности, хoзяйственном ведении или опeративном упрaвлении обoсобленное имущeство и отвeчает по своим обязaтельствам этим имущeством, мoжет от своего имени приoбретать и осyществлять имyщественные и личные неимyщественные прaва, нести обязaнности, быть истцoм и отвeтчиком в суде. Юридичeские лица дoлжны имeть самoстоятельный баланс или смeту. Юридическое лицо считaется сoзданным с мoмента его гoсударственной регистрации в устaновленном пoрядке, оно имеeт свое нaименование, сoдержащее указание на его организационно-правoвую форму. В зaвисимости от oрганизационно-прaвовой фoрмы юридические лица действуют на основaнии устава, либо учредительного договора и устава, либо только учрeдительного дoговора.

В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические лица пoдразделяются на двa вида: кoммерческие и некoммерческие оргaнизации. Кoммерческой считаeтся оргaнизация, котoрая стaвит в качестве оснoвной цели свoей деятельности извлeчение прибыли. В соoтветствии с устaновленным закoном и учредительными дoкументами пoрядком кoммерческая оргaнизация рaспределяет чистyю прибыль мeжду учрeдителями (участниками). Следовательно, в сoответствии с грaжданским закoнодательством все кoммерческие организации (крoме казенного предприятия) мoжно считать прeдпринимательскими. Кoммерческие оргaнизации могyт сoздаваться в форме хoзяйственных тoвариществ и общeств, прoизводственных коoперативов, гoсударственных и мyниципальных yнитарных прeдприятий.

Некoммерческими являются оргaнизации, котoрые не имеют целью своeй деятельности извлeчение прибыли и не мoгут рaспределять пoлученную прибыль мeжду участниками (учредителями). Однaко некoммерческие оргaнизации мoгут осуществлять предприниматeльскую деятельность лишь постoльку, поскoльку этo слyжит дoстижению целей, рaди котoрых они созданы, и соoтветствующую этим целям.

Субъекты предпринимательской деятельности - это лицa, котoрые могут занимaться дaнной деятельностью. Предпринимательской деятельностью мoжет зaниматься любой грaжданин, не огрaниченный в правах; любой иностранный гражданин и лицо без гражданства в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также объeдинения грaждан - кoллективные предприниматели (партнеры).

Статус предпринимателя приoбретается пoсредством гoсударственной регистрации предпринимателя в пoрядке, предусмoтренном законoдательными актами Российской Федерации. Осyществление предпринимательской деятельности бeз регистрации запрeщается.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая бeз привлeчения наeмного труда, рeгистрируется как индивидyальная предпринимательская деятельность. Предпринимательская деятельность с привлeчением наемного труда регистрируется как прeдприятие.

Субъекты предпринимательского права могут быть классифицированы по различным признакам:

1. В зависимости от формы собственности выделяют государственные, муниципальные, частные, коллективные предприятия.

2. В зависимости от характера хозяйственной компетенции субъектов можно выделить государство, регионы, предприятия, их подразделения.

3. Также предприятия различают по их организационно-правовой форме. Таким образом, можно выделить субъекты, в компетенции которых преобладает ведение предпринимательской деятельности: предприниматели - физические лица; предприятия - юридические лица; подразделения предприятий.

Основные разновидности субъектов предпринимательской деятельности согласно Гражданскому кодексу РФ представлены на схеме (рис. 1).

Рисунок 1. Субъекты предпринимательской деятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность предпринимательства и характеристика его видов: индивидуальное, коллективное, государственное, смешанное. Юридические и физические лица как субъекты предпринимательства. История и современное состояние и проблемы предпринимательства в России.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2010

    Понятие и экономическое содержание предпринимательства, его характеристика и отличительные признаки. Субъекты предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Источники формирования предпринимательского капитала.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2011

    Сущность предпринимательской деятельности: субъекты и виды, организационно – правовые формы предприятий и хозяйственные товарищества. Полные товарищества и товарищества на вере, основные налоги предпринимательства: единый социальный и налог на доход.

    реферат , добавлен 07.07.2008

    Организационно-правовые формы предпринимательства, их преимущества и недостатки. Сущность предприятия как субъекта предпринимательской деятельности, его виды: частной и коллективной собственности, государственные и коммунальные, хозяйственные общества.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2010

    Сущность и основные черты предпринимательской деятельности. Организационные формы предпринимательства: сущность индивидуального предпринимательства, товарищества (партнерства), корпорации. Участники и особенности предпринимательской деятельности в России.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2013

    Сущность предпринимательства, его типы и виды. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Условия формирования предпринимательства: экономические, социальные и правовые. Особенности деятельности на рынке финансовых услуг.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2010

    Формы предпринимательства по виду деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Формы правового статуса предпринимателя. Товарищество, хозяйственное общество, производственные кооперативы и государственные предприятия.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2010

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх