Целью подобного вмешательства в установившееся рыночное равновесие. Издержки производства в краткосрочном периоде– это. Последствия фиксации цен


Абстрагирования

  • Нормативного подхода

    10) На графике исходное рыночное равновесие соответствует точке А. Если цена вырастет до уровня P=33, то избыток товара составит …


    1. приблизительно 10

    2. 7 = 31-24 = s2-d2

    11) На графике показана модель «AD-AS» (совокупный спрос – совокупное предложение).

    Сокращение совокупного спроса в долгосрочном периоде времени …


    1. Не имеет цены

    2. Уменьшит реальный объем производства


    3. Снизит цены

    12) На графике показана модель «AD-AS» (совокупный спрос – совокупное предложение).

    Если кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения на промежуточном участке, то увеличение совокупного спроса….


    • Не изменит реального объема производства

    • Не изменит уровень цен

    • Повысит уровень цен

    • Увеличит реальный объем производства
    13) На графике показана модель «AD – AS» (совокупный спрос – совокупное предложение.) Сокращение совокупного спроса в краткосрочном периоде…..


    1. не изменит объема производства

    2. сократит объем производства

    3. снизит уровень цен

    4. не изменит уровня цен

    Задание 20.1 На графике представлены функция спроса и предложения на некотором национальном рынке. Известно, что правительство приняло решение об установлении максимально возможного уровня цены.

    Целью подобного вмешательства в установившееся рыночное равновесие может служить….


    • Повышение доступности товара для потребителей

    • Снижение вероятности разорения продавцов

    • Увеличение объема потребления товара

    • Ограничение объема потребления товара

    Зад 20.2. Примерами рынка, требующими подобного вмешательства в установившееся рыночное равновесие, могут служить рынки …


    • Хлеба

    • Изделий из драгоценных металлов

    • Услуг общественного транспорта

    • Зерна

    Зад. 20.3. Результатом введения «потолка» цены на 40 д.е. меньше, чем равновесная цена, станет появление дефицита товара, равного 7 тыс. шт. (d-s= 11-4=7)


    19) На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы – монополиста

    Тогда степень ее монопольной власти (коэффициент Лернера) составит:

    - 0,5385 L =(P – MC) /P = (130-60)/130 = 0,5385


    - 1,1667

    Решение:Чаще всего для характеристики степени рыночной власти используется коэффициент Лернера, определяемый как отношение превышения цены продукта над предельными издержками его производства и цены фирмы: , где P – цена единицы продукции, MC – предельные издержки.


    Он изменяется от нуля для совершенной конкуренции до единицы для монополии. В этом случае оптимальный объем производства (Q) для фирмы составляет 35 тыс. шт., поскольку предельный доход (MR) и предельные издержки (MC) становятся равными (60 ден. ед.) при данном Q. Этот объем продукции будет продаваться по цене 130 ден. ед.

    19.1) На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы – монополиста (см. выше)

    Тогда монопольная прибыль при оптимальном объеме производства буде равна___тыс. ден.ед.

    + 2450 = (200-130)*35

    55) На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы – монополиста.

    Тогда степень ее монопольной власти (коэффициент Лернера) составляет …

    + 0,4375


    - 0,125
    55.1) На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы – монополиста.

    Тогда монопольная прибыль при оптимальном объеме производства равна___ тыс.ден.ед.


    - 1600
    55) На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы-монополиста:

    Тогда монопольная цена при оптимальном объеме производства равна =60 Решение :
    Любая фирма, в том числе монополия, оптимизирует объем производства с позиций максимизации прибыли при равенстве предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC). Оптимальный объем производства и цена продажи определяются нахождением точки пересечения графиков MR и MC, но цена (P) определяется восстановлением из этой точки перпендикуляра вверх до линии спроса, тождественного в данном случае цене, а объем производства (Q) – опущением из этой точки перпендикуляра вниз до горизонтальной координатной оси.
    В данном случае оптимальный для фирмы уровень цены равен 60 ден. ед., поскольку предельный доход и предельные издержки становятся равными при Q = 20 тыс. шт.
    113) На основании данных об уровне инфляции за три года, который составил 6,4 и 5,6 и 3,6% соответственно, можно сделать вывод, что инфляция за указанный период оказалась равна ________%. = (1+0,064)*(1+0,056)*(1+0,036)-1=16,4%

    + 16,4
    - 124, 7

    5,2
    10) На основании данных об уровне инфляции за три года, который составил 3,4, 2,8 и 1,6 % соответственно, можно сделать вывод, что инфляция за указанный период оказалась равна ________%.


    - 8
    13) На основании данных объема производства цен на товары, можно сказать, что индекс потребительских цен 2012 г составил _________ ден.ед. ,если в 2011 принять за базовый


    1. 0,998

    2. 1,035

    3. 1,077

    4. 1,113

    114) На ранних этапах экономического развития общества, когда человек полностью зависит от окружающей среды имел местно… технологический способ производства


    1. Производящий

    2. Присваивающий

    3. Простой

    4. Постоянный
    65 На рынке реализуется товар, не имеющий близких заменителей. Такой рынок называется…

    1. олигополией

    2. монополией

    3. монополистической конкуренцией

    4. монопсонией

    6) На рынке факторов производства под капитальным благом понимается…

    а. прибыль

    б. ценность,приносящая доход

    в. физический капитал

    г. денежный капитал


      1. На рынке установилась цена величиной 131 тыс.руб. за единицу товара. Фирма характеризуется в календарном периоде взаимосвязью объема производства(шт.),переменных и постоянных издержек (тыс.руб.)(данные в таблице)

    Данный рисунок относится к такому виду структур как


    1. Олигополия

    2. Монополия

    3. Монополистическая конкуренция

    4. Совершенная конкуренция

      1. На рынке установилась цена величиной 131 тыс.руб. за единицу товара.фирма характеризуется в календарном периоде взаимосвязью объема производства(шт.),переменных и постоянных издержек (тыс.руб.)(данные в таблице)

    Согласно данным таблицы размер максимально возможной прибыли фирмы составляет

    Ответ : 1179 – 100 – 780 = 299
    62) Национальные экономические системы имеют много общего между собой, но в тоже время они разнятся по многим признакам. Развитие экономических систем во многом определяется научно – техническим прогрессом, что отражается на уровне развития производительных сил. Соответственно, различают страны доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные.

    Промышленность является ведущим сектором экономики в _____________ экономических системах.

    Закрытых

    + индустриальных

    Открытых

    Постиндустриальных
    63) Национальные экономические системы имеют много общего между собой, но в тоже время они разнятся по многим признакам. Развитие экономических систем во многом определяется научно – техническим прогрессом, что отражается на уровне развития производительных сил. Соответственно, различают страны доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные.

    В постиндустриальных экономиках основными производственными ресурсами являются…

    Капитал

    - информация

    + знания


    64) Национальные экономические системы имеют много общего между собой, но в тоже время они разнятся по многим признакам. Развитие экономических систем во многом определяется научно – техническим прогрессом, что отражается на уровне развития производительных сил. Соответственно, различают страны доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные.

    Установите соответствие между типами национальных экономических систем и странами, в зависимости от уровня развития в них производственных сил.

    1. Доиндустриальная экономика

    2. Индустриальная экономика

    3. Постиндустриальная экономика
    3) Нидерланды

    Гренландия

    1) Танзания

    2) Азербайджан


    112 Национальная оборона является примером _____ блага.

    1. Смешанного частного

    2. Чистого общественного

    3. Смешанного общественного

    4. Чисто частного

    113) Невозможность удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и в полном объеме определяется в экономической теории как …

    1) ограниченность ресурсов

    2) чрезмерность потребностей

    3) доминирование псевдопотребностей

    4) отсутствие природных ресурсов


    39) Невозможность продавцов при изменении спроса увеличить или уменьшить величину продаж в ситуации кратчайшего равновесия объясняется тем, что предложение является…

    Эластичным

    Неэластичным

    + абсолютно неэластичным

    Абсолютно эластичным


    1. Недвижимый характер –это характеристика фактора производства…
    - Предпринимательской способности

    + Земля
    - Капитал
    40) Не определенные рыночные барьеры входа в отрасль характерны для…

    Монополии

    Олигополии

    Монополистической конкуренции

    + Совершенной конкуренции
    41) Непреодолимые рыночные барьеры входа в отрасль характерны для…

    Монополиситческой конкуренции

    Олигополии

    + монополии

    Совершенной конкуренции


    87 Непредвиденная инфляция приводит к перераспределению богатства от …

    Государства к бизнесу

    + Сферы производства к сфере торговли

    Заемщиков к кредиторам

    Кредиторов к заемщикам
    13) Обратным показателем экономической эффективности использования основного капитала является….


    1. Фондоотдача

    2. Материалистичность

    3. Материалоотдача

    4. Фондоемкость

    18) Общая закономерность отраслевых сдвигов в экономике заключается в заметном...

    Снижении доли сферы услуг

    Увеличение доли добывающих отраслей экономики

    - снижении доли добывающих отраслей экономики

    - увеличение доли сферы услуг
    19 Общества, в котором производственные отношения основаны на использовании информации как фактора производства, называется …


    1. Гуманистическими

    2. Индустриальными

    3. Инструментальными

    4. Постиндустриальными

    132) Общественные отношения, складывающиеся в процессе воспроизводства проявляются в форме..

    Материально-технических связей

    Организационно-экономических отношений

    + социально-экономических отношений

    Вещественно-энергетических свячен


    123) Общим предметом исследования меркантилистов,физиократов и классиков является…

    1. Достижение общего макроэкономического равновесия

    2. Изучение экономических институтов

    3. Поиск причин богатства общества

    4. Денежное обращение и борьба с инфляцией

    132) Объектом купли-породажи на рынке финансового капитала выступают…


    1. Ценные бумаги

    2. Машины и оборудования

    3. Сырье и материалы

    4. Права распоряжения ценностями

    133) Объем инвестиций непосредственно зависит от..(не менее 2-х вариантов)

    + реального объема национального дохода

    + реальной ставки процента

    Курса евро

    Величины ренты
    75) Объем инвестиций не зависит от…

    Ожидаемой нормы чистой прибыли

    Экономических ожиданий

    Реальной ставки процента

    + курса национальной валюты

    123) Объем сбережений семьи в позапрошлом году составил 6400 ден. ед., в прошлом – 6800 ден. ед. Если известно, что предельная склонность к потреблению равна 0,6, то прирост располагаемого дохода составил ______ ден. ед. = (6800-6400)/(1-0,6) = 1000

    124) Объем сбережений в прошлом году составил 500 ден.ед. По итогам текущего года (за аналогичный период)сбережения выросли на 150 ден.ед. Если средняя склонность к сбережениям равно 50%,распологаемый доход равен ____ден.ед.


    1. 300

    2. 1300

    78) Объектом современного рынка труда выступает…


    1. Способность к труду

    2. Работодатель

    3. Заработная плата

    4. Работник

    58) Объем сбережений в прошлом году составил 460 ден. ед. По итогам текущего года (за аналогичный период) сбережения выросли на 49 ден. ед. Если средняя склонность к сбережениям равна 40%, то располагаемый доход текущего периода равен ___________ ден.ед.

    + 203,6 аps=s/y


    - 1027,5
    94) Одной из причин существования естественного уровня безработицы является

    Развитая инфраструктура рынка труда

    Устойчивость заработной платы

    Отсутствие структурных изменений в экономике

  • Рыночное ценообразование по законам спроса и предложения , формирование на этой основе равновесных рыночных цен лежат в основе саморегулирования рыночной экономики, ее способности эффективнее других систем решать экономические проблемы.

    Формы государственного вмешательства в ценообразование

    Реальности современной рыночной экономики таковы, что практически нет стран, где бы не осуществлялась та или иная форма вмешательства государства в процесс ценообразования. Наиболее распространенными вариантами такого вмешательства в действие рыночных конкурентных сил можно считать государственный контроль над ценами, а также введение налогов и предоставление субсидий. В первом случае нарушения механизма конкурентного ценообразования достаточно очевидны. Во втором случае косвенное воздействие через налогообложение и субсидии внешне не нарушает действие рыночного ценообразования, но обычно существенно его деформирует. Нужно ли такое вмешательство рынку? И если да, то зачем и в каких пределах?

    Рассмотрим оба направления государственного вмешательства подробнее.

    Государственный контроль над ценами

    Установившиеся равновесные цены, в силу разных обстоятельств, не всегда устраивают общество. Государственное вмешательство в этом случае может принимать форму принудительного (законодательного) установления фиксированных цен .

    Такие фиксированные цены могут быть двух типов.

    1. Когда равновесные цены представляются обществу слишком высокими, государство устанавливает цены ниже равновесных (максимальные цены, или потолок цены).

    2. Когда равновесная цена представляется слишком низкой, тогда законодательно устанавливаются цены выше равновесной (минимальные цены, или нижний уровень цены).

    Последствия фиксации цен

    Решая с той или иной степенью успешности поставленные перед ними задачи, фиксированные цены одновременно приводят к уже известным нарушениям рыночного равновесия (см. рис. 4.6):

    · если фиксированная цена ниже равновесной, возникает дефицит товара;

    · если принудительно установленная цена выше равновесной, следствием будет излишек товара.

    И в первом и во втором случаях при свободном ценообразовании рынок мог бы выработать механизм выхода из неравновесного состояния. Когда же цена законодательно зафиксирована, это блокирует действия конкурентных рыночных сил и для решения возникающих проблем вновь необходимо вмешательство государства.

    На рис. 4.20 дана подробная графическая интерпретация случая установления потолка цен. На основе фиксированных цен в условиях рыночной экономики государство, как правило, пытается решить те или иные социальные вопросы. Так, к установлению максимальной цены (потолка цены - Р A) государство вынуждено прибегать, когда равновесная цена (Р 0) столь высока, что исключает данный товар из потребления большей части населения, а товар относится к предметам первой необходимости (хлеб, сахар, молоко). Чаще всего подобная ситуация вероятна в периоды войн, кризисов, неурожая и т.п.

    Рис. 4.20. Установление фиксированной цены

    Вследствие введения фиксированных цен возникает устойчивый дефицит (Q A – Q B). Это означает, что устанавливая ради блага населения низкую цену, государство вместе с тем не гарантирует всем своим гражданам возможности получения данного товара. Если речь идет о социально значимом товаре, то последствия могут быть не менее негативными, чем при высоких ценах. В конце концов людям все равно, по какой причине они не будут потреблять хлеб: из-за высокой цены или вследствие отсутствия его в магазине. В обоих случаях вину возложат на правительство, не умеющее управлять экономикой.

    Черный рынок

    Другое негативное последствие установления потолка цены - черный рынок, который является спутником дефицита. Причины его существования понятны - часть граждан готова переплачивать сверх установленной государством цены за отсутствующий в официальной торговле товар. К этому могут толкнуть разные обстоятельства - от высоких доходов, когда реальностью становится жизнь по принципу «время - деньги», до экстренных событий, случающихся в жизни каждого (болезни, праздники и др.), когда люди с относительно небольшими доходами готовы платить за дефицитный товар большие деньги.

    А дальше возникает неизбежная цепочка последствий. Допустим, что контролируемые государством производители не решатся превысить предельную цену Р А, но тогда они ограничат объем производства уровнем Q B , соответствующим кривой предложения S.

    Именно этот фиксированный объем продукции попадет в руки теневиков, обеспечивающих «добывание» дефицитного товара. Соответственно на смену кривой предложения S придет новая вертикальная кривая предложения S 1 , которая отражает поведение посредников. А ее пересечение с кривой спроса задаст цену и количество, характеризующие равновесие на «черном» рынке. Хорошо видно, что итоговая точка равновесия на черном рынке достигается при значительно большей цене, чем равновесная цена свободного рынка (Р 2 > Р 0). А ведь целью государственного вмешательства была именно завышенность равновесной цены . Другими словами, черный рынок - это верный признак провала государственной политики ограничения цен.

    Черный рынок в СССР

    Только тот, кто не жил в России в дореформенные времена, не сталкивался с черным рынком. Покупка мяса, обуви, одежды, стройматериалов «с рук» была обычным явлением в советской экономике. Подавляющая часть дефицитных товаров никогда не попадала в открытую продажу, а немедленно распределялась по «своим людям», которые в дальнейшем и перепродавали их по завышенным ценам.

    Разумеется, со «спекуляцией » боролась армия контролеров, но их усилия давали почти нулевой результат. Работники торговли принимали просто больше мер предосторожности. К тому же контролеры - тоже люди, их постоянно пытались (и часто с успехом) подкупить.

    Наказуемость спекуляции заставляла осторожничать и людей, пытавшихся купить дефицитный товар. Было очевидно, что в прямой форме от неизвестного лица продавец взятку не возьмет. Поэтому, чтобы иметь мясо, приходилось «дружить» с мясником (т.е. не просто давать деньги, а дарить подарки, всячески выражать свое уважение и т.д.), чтобы ездить на исправной машине - «дружить» с автомастером.

    Количественные оценки распространенности черного рынка в СССР весьма ненадежны, однако, по мнению экспертов, в 1970-е годы через него проходило 20–30% всех потребительских товаров.

    Самым мягким и "цивилизованным" орудием государственного вмешательства в работу рыночного механизма по праву считаются налоги. Они не изменяют условия протекания рыночных процессов и не ограничивают свободу действий рыночных субъектов. В результате роста налоговых ставок на рынке установиться новое равновесие при котором объем товара снизится, а цена возрастет.

    Менее пригодным инструментом государственного влияния на рынок является регулирование цен, поскольку оно уже затрагивает само действие рыночных механизмов, изменяя процесс достижения равновесия. Здесь в распоряжении государства имеются снова два метода: установление верхнего ("потолка") и нижнего ("пола") пределов цены.

    Например, введение максимальной верхней границы цены (так называемой "социальной низкой цены"), устанавливаемой, разумеется, ниже цены равновесия в целях, например, защиты интересов малоимущих потребителей этого продукта, обуславливает не только возникновение дефицита данного товара из-за превышения при такой цене объемом спроса QD объема предложения Qs, но и превращение этого дефицита в хронический, поскольку рыночный механизм преодоления дефицита путем повышения цены недостающего товара и увеличения объема его предложения блокируется.

    Покупатели такого "социально регулируемого" товара сталкиваются с необходимостью нормирования его распределения (рационирования) теперь уже неценовыми методами: карточки, очереди, списки, потери времени и нервной энергии не только на стояние в очередях, но и на поиск нужной очереди, причем без гарантии получения желаемого товара. Очевидно, что возникающее "равновесие" не может быть устойчивым. Возможности покупателей заплатить за данное количество товара определяются их кривой спроса в целом и максимальной ценой спроса PD в каждом данном конкретном случае.

    Поэтому в пределах данной цены они будут согласны заплатить дополнительную сумму за возможность приобрести дефицитный товар и избавиться от потерь времени, возможных при этом потерь других благ, да и неприятных переживаний. Размер этой дополнительной платы будет определяться на основе принципа альтернативных затрат и будет тем выше, чем дороже стоит сэкономленное время и душевное спокойствие каждого конкретного покупателя. С другой стороны, и неудовлетворенные низкой государственной ценой продавцы наверняка выдвинут из своих рядов энтузиастов, готовых пойти на дополнительные издержки по "доставанию", а затем и производству дефицитного товара и обеспечение необходимой поддержки властей вплоть до подкупа государственных служащих, работников правоохранительных органов и т.д.

    В результате практически неизбежным дополнением достаточно длительного государственного контроля за ценами становится теневая экономика, или "черный рынок". Можно заметить, что при этом цена всегда будет выше равновесной цены свободного конкурентного рынка, а суммарное количество проданного на регулируемом государством и дополняющем его "черном" рынках товара всегда будет меньше соответствующего объема на свободном рынке.

    Таким образом, даже "доукомплектованное" теневой экономикой государственное ограничение цены сверху однозначно ухудшает результаты функционирования свободного рынка. Государство может попытаться снизить остроту этих проблем и уравнять на определенный период объемы спроса и предложения, увеличив предложение путем использования своих резервов в размере товарного дефицита (QD-QS).

    Другим вариантом государственного регулирования цен является установление их минимального нижнего предела ("пола"). Чаще всего это связывается с необходимостью государственной поддержки соответствующих отраслей (например, сельского хозяйства или новых наукоемких отечественных производств) и нередко дополняется ограничениями во внешней торговле. В этом случае уже объем предложения Qs начинает постоянно превышать объем спроса QD и возникающее при этом в размере qs-qd затоваривание также становится хроническим.

    На свободном рынке накопление непокупаемых товаров на складах неизбежно приводит к снижению цен на них и последующим распродажам с увеличивающимися скидками. Если же эта возможность ценового урегулирования возникшей ситуации сопровождается административными запретами, объем реально продаваемого на рынке товара остается на низком, ограниченном объемом спроса уровне, явно меньшем, чем на нерегулируемом рынке, а цена по-прежнему превышает рыночную.

    Кроме того, и здесь могут быть случаи противозаконной продажи излишков по цене ниже государственной и даже "теневой" цены равновесия, а также начаться поиски обходных путей, прикрывающих такую продажу части накопленных неликвидов по фактически пониженным ценам (например, те же встречные услуги или увязка таких продаж со сделками с дефицитными товарами в один пакет). А это опять-таки будет означать появление дополнительных каналов формирования теневой экономики. Конечно, государство чаще всего бывает вынуждено, сказав "А", говорить и "Б", и обеспечивать различными способами закупки по подобным завышенным ценам не нашедшей сбыта продукции, а также (возможно, такими средствами, как выплата премий тем производителям, которые согласятся сократить производство) стремится сократить величину предложения приблизив к величине спроса.

    Но это ведет лишь к перемещению внешних признаков "болезни" в другие области, а фактически загоняет ее внутрь, например, увеличивает нагрузку на государственный бюджет, вынужденный финансировать такие закупки и последующие неизбежные при этом мероприятия. Итак, при административном регулировании цен, независимо от того, ограничивается ли при этом действие рыночного механизма ценообразования верхними или нижними пределами, неизбежно происходит сокращение объема реализуемого товара, даже с зачетом его количества, приходящегося на «черный рынок». А это означает снижение возможностей для экономического развития.

    Само же административное вмешательство в рыночное ценообразование нередко прямо стимулирует формирование и разрастание теневой экономики, что никак не способствует укреплению государства и установлению правопорядка.

    Еще одним способом воздействия государства на рыночные процессы является регулирование количества обращающегося на рынке товара. Для стран с развитой рыночной экономикой такими инструментами являются, как правило, лицензии и квоты, устанавливающие максимально возможные количества продаваемых ли покупаемых благ, чаще всего связанные с экспортно-импортными операциями. Очевидно, что они должны быть меньше, чем равновесные количества на свободном рынке, иначе ограничения не оказывали бы никакого влияния.

    В этом случае кривая предложения квотируемого товара снова приобретает вид ломаной вертикальной при достижении объема квоты, а цена, устанавливающаяся на таком рынке, возрастает по сравнению с равновесной ценой свободного рынка. Подобная ситуация похожа на возникающую в результате установления верхнего предела цены на уровне с тем лишь отличием, что в данном случае «черный рынок» может и не возникать -- ведь он фактически легализован в районе квотируемого объема. Конечно, это не исключает его существования и в "нормальном", уже рассмотренном выше виде, когда продавцы начинают обходить административные запреты, производя продажу товара сверх установленного предела, в том числе и контрабандным путем.

    Единственным, по сути внешним отличием возникающих при этом теневых процессов от случая с регулированием цен является то, что формирующаяся цена «черного рынка» не больше, а меньше легальной цены, однако обе они по-прежнему выше равновесной цены свободного рынка.

    В странах с огосударствленной экономикой возникающие при превышении объемом спроса объема предложения ограниченного подобным образом (например, заложенного в план) количества товара и вытекающей отсюда конкуренции покупателей, теневые процессы могут иметь дополнительную специфику действия пресловутого "затратного механизма". В странах с централизованной огосударствленной экономической системой возможен и иной результат воздействия государства на объем предлагаемого на рынке товара, когда планируемое и производимое по такому плану количество товара превышает равновесное количество. Подобное дотирование также является неотъемлемой частью функционирования все того же "затратного механизма".

    Можно отметить, что помимо самих дополнительных государственных расходов "под план", такое дотирование нередко поощряет потребление данных товаров в количествах, превышающих необходимые. При этом сдерживаются стимулы к производству и потреблению более качественных товаров-заменителей, а это оказывает прямое негативное влияние на научно-технический прогресс и экономическое развитие. Подводя итоги анализу воздействия государства на рыночное равновесие, следует подчеркнуть, что ни одна страна не обходится без него. Но при этом важно правильно представлять себе последствия административного вмешательства и выбирать средства, наиболее соответствующие преследуемым целям. С помощью модели спроса и предложения можно предсказывать последствия различных программ регулирования рыночных цен и расходы на них.

    3.Ограничение объема потребления товара

    4.Снижение вероятности разорения продавцов

    2.Примерами рынка, требующими подобного вмешательства в установившееся рыночное равновесие, могут служить рынки…

    1. Хлеба

    3. Услуг общественного транспорта

    4. Изделий из драгоценных металлов

    3. Результатом введения «потолка» цены на 40 ден ед. меньше, чем равновесная цена, станет появление дефицита товара, равного … тыс штук

    3.6. ПРОДАВЦЫ ЛИЦЕНЗИОННЫХ DVD -дисков

    ПРОТИВ ПИРАТОВ. Тема 8

    По данным Российской антипиратской организации, в России в 2009 г. было продано 70 млн. DVD-дисков примерно на 70 млн. долл., изних легально - около 10 млн. Компании Warner Home Video и Universal Pictures International решили снизить цену на лицензионные DVD-диски, продаваемые в России, с 300 - 350 до 199 руб. за диск. За счет этого ли­деры продаж видеопродукции надеялись потеснить пиратов, продаю­щих нелегальные копии по 150 руб. и ниже. ПродавцыDVD-дисков по­лагали, что новая цена благотворно отразится на объемах продаж лицензионной продукции. Они прогнозируют рост объема продажDVD-дисков на легальном рынке на 30%.

    Вопросы к кейсу

    1. Проанализируйте ситуацию на рынке видеопродукции с пози­ции теории спроса и предложения.

    2. Дайте на содержательном уровне экономическое обоснование ожиданиям продавцов лицензионной видеопродукции.

    3. Почему продавцам лицензионной видеопродукции удастся по­теснить пиратов, ведь цена на лицензионныеDVD-диски будет все-таки выше цены пиратских дисков?

    3.7. Молочная продукция. Тема 9

    Предприятие–производитель молочной продукции «Сергеевский» запустил новую технологическую линию по выпуску йогурта с фруктовым наполнителем «Сластена». Среди потенциальных конкурентов в данном рыночном сегменте руководство предприятия «Сергеевский» выделяет йогурты «Бифифрукт» и «Виталь». Планируемая рыночная цена, по которой будет реализовываться йогурт «Сластена», составляет 30 рублей. Функция предложения имеет вид Qs=0.4P+20, гдеQs– объем предложения (тыс. 1–литровых бутылок йогурта),P– цена (рублей за 1–литровую бутылку йогурта).

    1. После выхода товара на рынок функциональная зависимость между ценой «Сластена» и объемом спроса на йогурт приобрела следующий вид: Qd=80–2pгдеQd– объем спроса (тыс. 1–литровых бутылок йогурта),P– цена ((руб. за 1–литровую бутылку йогурта). Тогда равновесная рыночная цена йогурта «Сластена» составит … рублей

    0.4P+20 = 80–2p2.4 Р = 80–20 2.4 Р = 60 Р = 60: 2.4 = 25

    2. Государством с целью восполнения бюджетного дефицита было принято решение о введении потоварного налога на производителей молочной продукции. При этом параметры равновесия на рынке йогурта «Сластена» могли измениться следующим образом

    1.Кривая предложения сместилась влево

    2.Равновесная цена снизилась

    3.Равновесная цена возросла

    4.Кривая спроса сместилась вправо

    3.Установите последовательность результатов введения правительством потоварного налога на производства йогурта

    2.Сокращение объема продаж

    1.Повышение рыночной цены

    3.Уменьшение объема производства

    4.Увеличение издержек производства

    4. В результате неудачной организации предпринимательской деятельности производитель йогурта «Виталь» объявил о прекращении своей деятельности и выходе из отрасли, поэтому основным конкурентом выпускающим товар–субститут стал производитель «Бифифрукт» По итогам маркетинговых исследований отрасли стало известно, что при повышении цены «Бифифрукта» на 2%, объем спроса на «Сластену» увеличивается на 4%. Исходя из имеющихся данных, коэффициент перекрестной эластичности спроса на «Сластену» по цене «Бифифрукта» будет равен.. 4: 2 = 2

    Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие - это всегда такое состояние рынка, при котором QD = QS. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (QD > QS) или излишек (избыток) товаров на рынке (QD < QS)

    Таким образом, избыток возникает, если при некоторой цене величина предложения товара превысит величину спроса на него.

    Товар дефицитный, если величина спроса на товар больше величины его предложения.

    Потребители далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен. Если установленная государством максимальная цена ("потолок цены") находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек. Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации. В условиях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные. Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. - все они являются омертвленными затратами (deadweight cost), которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара, и не доходят до тех, кто его реально производит. Потолок цен "подрезает” излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны. Поэтому дефицит не убывает. Наоборот, те кто продает (или распределяет) дефицитный товар заинтересованы в его сохранении, так как он становится источником их доходов (так как увеличивает размеры неденежных затрат). Поэтому они всячески будут пропагандировать государственное регулирование цен под различными "благовидными” предлогами.

    В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.

    Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка - продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

    Любой избыток товара, т.е. товарный излишек, толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена РЕ, по которой будет продаваться QE товаров на рынке.

    Экстерналия (внешний эффект) в экономике -- воздействие рыночной транзакции на третьих лиц, не опосредованное рынком.

    Основы понятия были введёны в 1920 году Артуром Пигу в книге "Экономическая теория благосостояния". Само словосочетание "внешние эффекты" ввел Пол Самуэльсон в 1958 году

    При наличии внешних эффектов рыночное равновесие перестаёт быть эффективным: появляется "мертвый груз" (eng. Deadweight Loss)), нарушается эффективность по Парето, то есть возникает фиаско рынка.

    Стэнли Фишер: "Внешний эффект имеет место всегда, когда действия некоторого домашнего хозяйства или фирмы непосредственно влияют на издержки или выгоды каких-либо других домашних хозяйств или фирм и когда эти побочные эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах".

    Тот факт, что общественные блага являются в основном неконкурентными (non-rival), означает, что предоставление этих благ одному человеку влечет за собой предоставление их и другому. Поэтому, если потенциальные потребители сталкиваются с проблемой финансирования общественных благ, то у них возникает искушение скрыть свою истинную готовность уплатить за него (willingness to pay), так как они надеются воспользоваться благом, оплаченным другими. Если величина блага не может изменяться, то оно будет предоставлено всем в равном количестве, и тот, кто отказался от его финансирования, будет, тем не менее, получать выгоды от его существования. Если величина блага может меняться (например, различные количества чистого воздуха), то объявленный отказ уплатить за него уменьшит предоставляемое количество, однако и в этом случае отказавшийся будет иметь выгоду, так как он получит благо, не заплатив за него. Поэтому такие индивиды называются безбилетниками. Если это явление приобретет широкий размах, то образуется систематическое недопроизводство общественных благ, и возникает ситуация, при которой поставка блага, как правило, должна осуществляться правительством. Сейчас широко обсуждается вопрос о том, велико ли количество фактических безбилетников. Некоторые эксперименты по выявлению готовности к уплате показали, что истинные и выявленные предпочтения расходятся незначительно.

    Налог-- это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Характерные черты налога следующие:

    • · обязательность;
    • · индивидуальная безвозмездность;
    • · отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
    • · направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

    Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

    Виды налогов по объекту:

    • · прямые;
    • · косвенные.

    Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

    Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция -- это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

    Виды налогов по субъекту:

    • · центральные;
    • · местные.

    В России существует трехуровневая система:

    • · федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;
    • · региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;
    • · местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

    Виды налогов по принципу целевого использования:

    • · маркированные;
    • · немаркированные.

    Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики -- они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

    Виды налогов по характеру налогообложения:

    • · пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
    • · прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
    • · регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

    Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то -- 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

    Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

    • · налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):
    • · земельный налог;
    • · налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;
    • · налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):
    • · НДС;
    • · акцизы;
    • · экспортные тарифы;
    • · налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:
    • · налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;
    • · целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;
    • · налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;
    • · сбор на нужды образовательных учреждений;
    • · сборы за парковку автомобилей;
    • · налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.

    Налоговая ставка (норма налогового обложения) -- величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Является одним из обязательных элементов налога.

    В случае, когда налоговая ставка выражена в процентах к доходу налогоплательщика, ее обычно называют налоговой квотой.

    Основные виды:

    • · Твёрдые -- устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы.
    • · Пропорциональные (адвалорные) -- действуют в одинаковом проценте к налоговой базе без учёта её величины.
    • · Прогрессивные -- возрастают по мере роста налоговой базы.

    Кривая Лаффера (Laffer curve ) показывает зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок.

    Была разработана американским экономистом Артуром Лаффером.

    Графическое изображение этой зависимости представлено на рисунке.

    Точки касания кривой Лаффера показывают, что если, например, уровень налогообложения равен нулю, то государство лишается доходов. Если же оно намерено отобрать все доходы (t = 100%), то экономический процесс останавливается и государственный бюджет останется без доходов. При ставке t max общая сумма доходов государства достигнет максимума Т max . Попытки повысить налоговую ставку, например до величины t 1 , приведут к снижению доходов государства. Автор показывает, что повышение налоговых ставок до определенного уровня приводит к росту бюджетных доходов. Такое положительное воздействие возможно только до определенного предела, а за ним начинается так называемая "запретная зона" шкалы налогообложения. Налоги, взимаемые на основании высоких ставок, приводят к значительному сокращению бюджетных доходов. Это объясняется тем, что высокие налоги подавляют частную инициативу, подрывают стремление к новым инвестициям. А. Лаффер сделал вывод, что налоговые ставки достигли уровня, который сдерживает темпы экономического развития и предлагает снизить налоговые ставки, и прежде всего на прибыль. Найти оптимальную величину налоговой ставки теоретически невозможно, и многие экономисты пытаются вычислить ее эмпирическим путем. Но здесь существуют значительные различия: одни, в том числе и Лаффер, считают, что США уже в конце 70-х годов перешли рубеж t max , другие не согласны и доказывают возможность повышения ставки налога. Безусловно, что реальный мир является очень несовершенной площадкой для проверки результатов столь гигантского эксперимента. Налоговая реформа вместе с другими мерами позволили США увеличить деловую активность, повысить темпы экономического роста (5,5% в 1999 году): "удлинить" деловой цикл и добиться бездефицитного бюджета.

    Субсидия -- выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти/ В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:

    • · субсидия -- межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета
    • · субсидия -- денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам

    Основные свойства субсидии:

    • · безвозмездная, безвозвратная передача средств (по субвенции возможен возврат средств, если средства ушли на другую цель)
    • · целевой характер
    • · софинансирование (на условиях долевого финансирования)

    Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой -- поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику). Сельскохозяйственное производство же дотируется через компенсационные выплаты.

    Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.

    Совокупность субсидий из бюджета города бюджетам муниципальных образований образует фонд софинансирования.

    Квота -- норма, доля или часть чего-либо допускаемого в рамках возможных соглашений и договоров, доля возможного участия в совместном деле (производстве, сбыте, экспорте или импорте товаров и т. д.); квота в иммиграционной политике -- ограничение, лимит допустимого ежегодного притока иммигрантов;в знос стран -- членов Международного валютного фонда (МВФ) в капитал фонда.

    Ограничительные меры называют квотированием.

    В связи с используемой в международной торговле практикой ограничений под квотой понимается также количественный контроль над импортом и его ограничение. Квоты на импорт устанавливаются федеральным правительством для защиты отечественных производителей отдельных отраслей от иностранных конкурентов. Использование подобных квот в качестве протекционистской меры имеет как плюсы, так и минусы. Экономический выигрыш для производителей и занятых в защищенных отраслях весьма существенен, что выражается в росте рентабельности. Предприятия, испытывающие потребность в ограничении конкуренции зарубежных производителей, могут оказывать весьма ощутимое политическое давление, требуя введение квоты. Вместе с тем издержки таких ограничений перекладываются на потребителя, так как отечественные товары оказываются дороже, чем в условиях свободной торговли, а диапазон потребительского выбора сокращается.

    Рыночные структуры в современной экономике.

    Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, -- это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и не­ценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее многие экономисты считают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии рыночных структур исходя из нескольких базовых параметров -- признаков отраслевого рынка.

    • 1. Число фирм в отрасли. От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. При прочих равных условиях, при большом количестве фирм на данном рынке любые попытки отдельной фирмы повлиять на рыночное предложение за счет сокращения или увеличения индивидуального предложения не приведут к каким-либо существенным изменениям в рыночном равновесии. В данном случае рыночная доля каждой конкретной фирмы незначительна. Иная ситуация возникнет, когда рыночная доля фирмы велика, т. е. на данном рынке действует одна или несколько крупных фирм. У такой фирмы возникает возможность оказывать влияние и на рыночное предложение, а значит, и на рыночное равновесие и рыночную цену.
    • 2. Контроль над рыночной ценой. Степень контроля отдельной фирмы над ценой -- наиболее яркий показатель уровня развития отношений конкуренции на отраслевом рынке. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок.
    • 3. Характер реализуемой на рынке продукции -- стандартизированный или дифференцируемый товар производит отрасль. Дифференцируемость продукции означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся разными параметрами. Здесь существует такая зависимость: чем выше степень дифференциации (неоднородности) отраслевой продукции, тем больше у фирмы возможности влиять на цену производимого ею товара и тем ниже степень конкуренции в отрасли. Чем более стандартизированной (однородной) является отраслевая продукция, тем более конкурентным является рынок.
    • 4. Условия вступления в отрасль, что связано с наличием или отсутствием барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции.
    • 5. Наличие неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция имеет место в том случае, если отраслевой продукт носит дифференцируемый характер. Неценовая конкуренция - конкуренция в отношении Качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы.

    Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производят аналогичную продукцию, но ни размеры фирм, ни другие причины не позволяют хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену, в связи с чем спрос на продукцию отдельной фирмы не будет сокращаться по мере увеличения ею своих продаж. На графике кривая спроса отдельной фирмы имеет вид прямой линии, параллельной горизонтальной оси. Для всего же рынка кривая спроса имеет отрицательный наклон, а кривая предложения -- положи­тельный. Пересечение кривой спроса с кривой предложения соответствует точке рыночного равновесия с определенной рыночной ценой и равновесным объемом продаж. На конкурентном рынке реализуются

    Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монополизированным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этот продукт не имеет близких заменителей, произведенных в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают. Поэтому кривая спроса на продукцию монопольной фирмы аналогична кривой рыночного спроса, т. е. имеет отрицательный наклон.

    Монополистическая конкуренция. Такая рыночная структура имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением в первую очередь того, что в отрасли производится сходная, но не одинаковая продукция. Сходство продукции дает фирмам частичную монопольную власть над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качеств товара как такового. Повышенный спрос может быть обусловлен более привлекательной упаковкой, более удобным расположением магазина, лучшей организацией торговли (хорошее обслуживание, подарочные купоны, послепродажный сервис), в силу чего покупатели отдают предпочтение данному товару. Для каждой такой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, и поэтому фирма может влиять на цену.

    Монопсония. Ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он устанавливает цену.

    Монополия, осуществляющая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика назначения компаниями разных цен для различных, покупателей.

    Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец-монополист.

    Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производят большую часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

    Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополии.

    Полиполия -- ситуация, когда на рынке действует ограниченное количество крупных продавцов и при этом полностью действуют законы конкуренции.

    В отличие от монополии и олигополии, при которых соответственно существует единственный поставщик уникального товара, услуг или вида деятельности (монополия) при множестве покупателей или же на рынке доминирует небольшое количество продавцов (олигополия) при полиполии имеется множество продавцов (поставщиков) и множество покупателей (потребителей). Тем не менее, соотношение количества как тех так и других достаточно для поддержания конкуренции.

    Полипсония - ситуация, при которой число покупателей настолько мало, что их действия оказывают реальное воздействие на рыночную цену, причем достаточно большое, чтобы любой покупатель не мог с уверенностью определить влияние своих действий на поведение других покупателей на рынке.

    Олигопсония-- ситуация на рынке, для которой характерно ограниченное число потребителей и большое число продавцов (производителей).

    На таком рынке продавцы очень чувствительны к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Типичным примером олигопсонии является, например, рынок авиадеталей, где потребителями являются весьма немногочисленные авиастроительные компании. В режиме олигопсонии работает практически весь военно-промышленный комплекс, продукция которого закупается очень ограниченным кругом государственных силовых ведомств или правительствами других стран.

    Каждая из этих рыночных структур отличается разной степенью рыночной власти отдельного производителя, которая находится в обратной зависимости от степени развития отношений конкуренции на рынке. Рыночная власть -- способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыночной власть отдельного продавца будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависима от следующих факторов:

    • * доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложение, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;
    • * степени ценовой эластичности спроса на продукцию фир­мы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны по­требителей своей продукции, тем больше у нее возможно­сти для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;
    • * наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыночную власть данной фирмы;
    • * особенностей взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, которые могут послужить причиной возникновения рыночной власти у функционирующих в отрасли производителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене.
    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх