Биография. Спасский, игорь дмитриевич Саркофаг под водой

Игорь Спасский фотография

После окончания в 1949 г. паросилового факультета Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского и кратковременной службы на строящемся крейсере "Фрунзе" инженер-лейтенант И.Д. Спасский направляется на работу в судостроительную промышленность для участия в создании подводных лодок.

В 1956 г., пройдя по всем ступенькам конструкторских званий, становится заместителем главного конструктора атомной подводной лодки, в 1968 г. назначается Главным инженером, с 1974 г. возглавляет Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин", сначала как главный конструктор, а с 1983 г. - генеральный конструктор.

Основополагающий вклад И.Д. Спасского в создание морской составляющей ракетно-ядерного потенциала России, базирующейся на подводных лодках Военно-морского флота широко известен. Им разработан ряд фундаментальных принципов, обеспечивающих как высокую эффективность, так и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок; определен оптимальный объем автоматизации управления подводными лодками; разработаны принципиально новые технологические методы строительства подводных лодок, существенно снижающие сроки и стоимость их строительства и значительно повышающие их боевые характеристики. Вклад И.Д. Спасского в науку и технику реализовался в строительстве более двухсот подводных лодок, в том числе и в создании целого семейства самых малошумных и высокоэффективных ДЭПЛ, завоевавших высочайшую репутацию на мировом рынке.

И.Д. Спасский - кандидат технических наук (1973 г.), доктор технических наук (1978 г.), профессор (1984 г.), член-корреспондент АН СССР по специальности "Механика и процессы управления" (1984 г.), действительный член АН СССР (1987 г.).

В 1996 году И.Д. Спасский удостоен звания "Человек года" среди деятелей военно-промышленного комплекса России.

И.Д. Спасский умело сочетает научно-организационную и общественную работу. Он является членом Научного совета по проблемам судостроения МКЦ РАН, председателем диссертационного совета при ЦКБ МТ "Рубин", заместителем председателя научного совета по волновым процессам РАН, членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям в области науки и техники, членом комиссии Совета Безопасности Российской Федерации.

И.Д. Спасский неоднократно избирался депутатом и членом Исполкома Ленинградского горсовета, работал в комиссии по культуре. Являлся народным депутатом СССР.

Лучшие дня

Значителен вклад И.Д. Спасского в общественную и культурную жизнь города и области. Под руководством И.Д. Спасского создан и успешно функционирует первый в городе международный бизнес-центр "Нептун" с высококлассной гостиницей и рестораном. При его активном участии происходило воссоздание музея-квартиры А.С. Пушкина и Литературного кафе, открывались рестораны "Тандур", "Пиетари", "Галео", осуществлялась реконструкция исторического здания в центре Санкт-Петербурга и создание на его основе современного международного бизнес-центра "Атриум на Невском 25".

Являясь главой Попечительского Совета Фонда "Памятники Российского Флота", И.Д. Спасский проделал огромную организаторскую работу по созданию и открытию в Санкт-Петербурге к 300-летию Российского Флота памятника "Слава Российскому Флоту".

Возглавляемое И.Д. Спасским ЦКБ МТ "Рубин" регулярно оказывает благотворительную помощь учреждениям медицины, культуры, образования, спорта и православной церкви. Перечислялись средства Храму Иоанна Предтечи (Старая Ладога), Николо-Богоявленскому кафедральному собору. Постоянно оказывается помощь Психоневрологическому дому ребенка № 3, Нейрохирургическому институту им. А.Л. Поленова, Педагогической гимназии № 227, детско-юношеской школе Олимпийского резерва и др.

Большая организационная и финансовая поддержка была оказана Русскому музею в подготовке и проведении его 100-летнего юбилея.

Тридцатилетний срок руководства коллективом ЦКБ МТ "Рубин" И.Д. Спасским ознаменовался не только существенным повышением научно-технического потенциала бюро, но и значительным расширением номенклатуры его деятельности. Новые работы, такие как создание высокоскоростных железнодорожных составов, ледостойких нефтегазодобывающих платформ и т.п., создали основу широкого фронта конверсионных работ.

Признание научных и производственных заслуг И.Д. Спасского было отмечено присуждением Ленинской премии (1965 г.), Государственной премии СССР (1983 г.), присвоением звания Героя Социалистического Труда (1978 г.). Награжден четырьмя орденами и многими медалями за выполнение государственных заданий.

Общественная деятельность И.Д. Спасского отмечена орденом Благоверного князя Даниила Московского, который ему вручил Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Игорь Дмитриевич женат. Имеет сына, дочь и внучку. Он с 1944 года проживает в Санкт-Петербурге. Жена Людмила Петровна коренная петербурженка, весь период блокады находилась в Ленинграде.

С 1953 г. деятельность Игоря Спасского неразрывно связана с ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ "Рубин"). Участвуя в работах по созданию атомных подводных ракетоносцев первого и второго поколений, он прошел по всем ступеням конструкторских должностей от конструктора до главного инженера конструкторского бюро.

В 1974 г. Спасский возглавил Центральное конструкторское бюро "Рубин" сначала как главный, а с 1983 г. - как генеральный конструктор предприятия.

Спасский разработал ряд фундаментальных технических направлений, обеспечивающих эффективность и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок. Вклад Спасского в науку и технику реализован в строительстве почти 200 атомных и дизель-электрических подводных лодок различных проектов.

Позиция Спасского определила в свое время сохранение в составе ВМФ дизель-электрических подводных лодок и создание целого семейства малошумных и высокоэффективных ДЭПЛ, которые пользуются стабильным спросом на мировом рынке вооружений.

Под руководством Спасского узкоспециализированное конструкторское бюро превратилось в современное многопрофильное предприятие. При нем ЦКБ МТ "Рубин" начало проектировать морскую технику для освоения шельфа.

С 2007 г. Спасский отошел от административной работы и сосредоточился на проблемах создания передовой военно-морской техники. В настоящее время академик Спасский является научным руководителем работ по специальной тематике ОАО "ЦКБ МТ "Рубин".

Доктор технических наук (1978 г.), профессор (1984 г.), в 1987 г. Игорь Спасский стал действительным членом Академии наук (АН СССР - РАН).

Деятельность Спасского неразрывно связана с Санкт-Петербургом. При его самом непосредственном участии:

Воссозданы музей-квартира А.С.Пушкина и Литературное кафе (Вольф и Беранже),
- выполнен капитальный ремонт Николо-Богоявленского Морского собора,
- проведена реставрация храма Св. Василия Великого в Лодейном поле и церкви Иоанна Предтечи XII века в Старой Ладоге,
- созданы современные высококлассные международные деловые центры на Невском проспекте и Обводном канале; первый в России океанариум.

Петербург украсили музей-памятник "Подводная лодка "Д-2" - филиал ЦВММ, памятники "Слава Российскому флоту", "От "Дельфина" до "Тайфуна", разработкой проектов и созданием которых руководил Спасский. По его инициативе оказывается постоянная адресная помощь ряду культурных центров, детским, медицинским и спортивным учреждениям. Академик Игорь Спасский, член Общественного Совета города, удостоен высшего знака признания петербуржцев - звания "Почетный гражданин Санкт-Петербурга" (2002 г.).

Деятельность Спасского отмечена присуждением Ленинской премии (1965 г.), Государственной премии СССР (1983 г.), Государственной премии РФ (2007 г.), присвоением звания Героя Социалистического Труда (1978 г.). Он награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, "За заслуги перед Отечеством" II степени, "Знак Почета", медалями, многочисленными орденами и высшими знаками различных отраслевых и общественных организаций, Русской православной церкви.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2 августа 1926 года родился Игорь Спасский, генеральный конструктор подлодок, экс-глава ЦКБ «Рубин».

Личное дело

Игорь Дмитриевич Спасский (89 лет) родился в подмосковном Ногинске в семье военного. «Я в детстве был очень стеснительным мальчиком — ужас, — вспоминал он впоследствии. — В магазин стеснялся сходить. Отец, кадровый военный, мне сказал: «Так из тебя человека не получится. Тебя надо на военную службу». И как раз перед войной в Москве открылась военно-морская спецшкола, туда после восьмого класса меня и определили».

После школы поступил в Высшее Военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского. Окончив его в 1949 году, некоторое время служил на строящемся крейсере «Фрунзе» Черноморского флота, затем был направлен в КБ по созданию подводных лодок. «Пошел на факультет, который готовит надводников. Какая-то детская дикость была: дескать, за родину погибать надо под солнышком, не под водой. Но в жизни все дело случая. Когда я после учебы служил на крейсере, меня направили в конструкторское бюро в Ленинград. Я приезжаю, и главный инженер мне говорит: «Вы будете проектировать подводные лодки». — «Какие подводные лодки? Я же надводник!» Но делать нечего. Я вник в это дело, стал что-то генерировать — меня присмотрели, выдвинули. Я быстро пошел по ступенькам: главным инженером стал лет за двенадцать», — рассказывал Спасский.

С 1953 года работал в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ морской техники «Рубин»). Участвовал в проектировании атомных подводных ракетоносцев первого и второго поколений. В 1956 году стал заместителем главного инженера, в 1968 — главным инженером, в 1974 году — руководителем Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» (с 1983 года глава бюро стал называться генеральным конструктором).

Также опубликовал ряд научных работ по теории строительства и устройства подлодок. В 1973 году стал кандидатом, в 1978 году — доктором технических наук, в 1984 году — был избран профессором и членом-корреспондентом Академии наук СССР, в 1987 году — действительным членом АН СССР.

С началом перестройки и с последующим распадом СССР резко снизился госзаказ на новые АПЛ. «Рубин» под руководством Спасского стал параллельно заниматься гражданскими проектами, среди которых выделялись разработка и постройка платформ для добычи нефти у острова Сахалин, в Охотском море и вблизи побережья Южной Кореи.

Другим важным проектом стал плавучий космодром «Морской старт», созданный из переделанной нефтяной платформы. Также Спасский руководил и небольшими проектами, приносившими КБ деньги, например, модернизацией городских трамваев. В 2006 году он так описывал сферу деятельности ЦКБ: «Сейчас кроме подводных лодок мы вынуждены заниматься бог знает чем: и платформами для арктических районов, и скоростными поездами. Но это все-таки техника. А пришлось и в совершенно непрофильной области работать: мы создали прекрасный бизнес-центр на Невском, недавно торгово-развлекательный комплекс «Планета Нептун» сделали. Это все тоже очень интересно, хотя и сложно».

В 2007 году отошел от управления «Рубином», оставшись в ЦКБ научным руководителем.

Игорь Спасский женат на коренной петербурженке Людмиле Петровне. У пары есть сын и дочь.

Чем знаменит

Знаменитый конструктор советских и российских атомных и дизельных подводных лодок. По его проектам было построено 187 субмарин (91 дизель-электрическая и 96 ядерных подлодки), которые составили ядро отечественного подводного флота. Это, в частности:

Атомные подводные крейсеры стратегического назначения проектов 667БДР «Кальмар», 941 «Акула», 667БДРМ «Дельфин»,

Атомные подводные ракетные крейсеры проектов 949 «Гранит» и 949А «Антей».

Под руководством изобретателя было создано целое семейство малошумных и высокоэффективных дизель-электрических подлодок, которые пользуются спросом на мировом рынке.

Во главе со Спасским узкоспециализированное ЦКБ «Рубин» стало головной организацией «Объединенной судостроительной корпорации» по проектированию платформ для освоения нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе.

О чем надо знать

Игорь Спасский

ЦКБ «Рубин» разработало АПЛ «Курск», затонувшую из-за взрыва торпеды 12 августа 2000 года. Бóльшая часть экипажа погибла во время взрыва, выжившие моряки пытались спастись в хвостовом отсеке корабля, однако к тому моменту, когда спасатели добрались до отсека, моряки уже были мертвы.

Во время спасательной операции генеральный конструктор Спасский был консультантом, некоторые журналисты обвиняли его в неэффективном спасении экипажа.

По проекту ЦКБ «Рубин» часть подлодки была поднята на поверхность. Рубка АПЛ «Курск» превратилась в памятник погибшим подводникам в Мурманске.

Начальник и генеральный конструктор ЦКБ морской техники "Рубин".


Родился в 1926 году в г. Ногинске Московской области в семье служащего.

После окончания в 1949 г. паросилового факультета Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского и кратковременной службы на строящемся крейсере "Фрунзе" инженер-лейтенант И.Д. Спасский направляется на работу в судостроительную промышленность для участия в создании подводных лодок.

В 1956 г., пройдя по всем ступенькам конструкторских званий, становится заместителем главного конструктора атомной подводной лодки, в 1968 г. назначается Главным инженером, с 1974 г. возглавляет Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин", сначала как главный конструктор, а с 1983 г. - генеральный конструктор.

Основополагающий вклад И.Д. Спасского в создание морской составляющей ракетно-ядерного потенциала России, базирующейся на подводных лодках Военно-морского флота широко известен. Им разработан ряд фундаментальных принципов, обеспечивающих как высокую эффективность, так и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок; определен оптимальный объем автоматизации управления подводными лодками; разработаны принципиально новые технологические методы строительства подводных лодок, существенно снижающие сроки и стоимость их строительства и значительно повышающие их боевые характеристики. Вклад И.Д. Спасского в науку и технику реализовался в строительстве более двухсот подводных лодок, в том числе и в создании целого семейства самых малошумных и высокоэффективных ДЭПЛ, завоевавших высочайшую репутацию на мировом рынке.

И.Д. Спасский - кандидат технических наук (1973 г.), доктор технических наук (1978 г.), профессор (1984 г.), член-корреспондент АН СССР по специальности "Механика и процессы управления" (1984 г.), действительный член АН СССР (1987 г.).

В 1996 году И.Д. Спасский удостоен звания "Человек года" среди деятелей военно-промышленного комплекса России.

И.Д. Спасский умело сочетает научно-организационную и общественную работу. Он является членом Научного совета по проблемам судостроения МКЦ РАН, председателем диссертационного совета при ЦКБ МТ "Рубин", заместителем председателя научного совета по волновым процессам РАН, членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям в области науки и техники, членом комиссии Совета Безопасности Российской Федерации.

И.Д. Спасский неоднократно избирался депутатом и членом Исполкома Ленинградского горсовета, работал в комиссии по культуре. Являлся народным депутатом СССР.

Значителен вклад И.Д. Спасского в общественную и культурную жизнь города и области. Под руководством И.Д. Спасского создан и успешно функционирует первый в городе международный бизнес-центр "Нептун" с высококлассной гостиницей и рестораном. При его активном участии происходило воссоздание музея-квартиры А.С. Пушкина и Литературного кафе, открывались рестораны "Тандур", "Пиетари", "Галео", осуществлялась реконструкция исторического здания в центре Санкт-Петербурга и создание на его основе современного международного бизнес-центра "Атриум на Невском 25".

Являясь главой Попечительского Совета Фонда "Памятники Российского Флота", И.Д. Спасский проделал огромную организаторскую работу по созданию и открытию в Санкт-Петербурге к 300-летию Российского Флота памятника "Слава Российскому Флоту".

Возглавляемое И.Д. Спасским ЦКБ МТ "Рубин" регулярно оказывает благотворительную помощь учреждениям медицины, культуры, образования, спорта и православной церкви. Перечислялись средства Храму Иоанна Предтечи (Старая Ладога), Николо-Богоявленскому кафедральному собору. Постоянно оказывается помощь Психоневрологическому дому ребенка № 3, Нейрохирургическому институту им. А.Л. Поленова, Педагогической гимназии № 227, детско-юношеской школе Олимпийского резерва и др.

Большая организационная и финансовая поддержка была оказана Русскому музею в подготовке и проведении его 100-летнего юбилея.

Тридцатилетний срок руководства коллективом ЦКБ МТ "Рубин" И.Д. Спасским ознаменовался не только существенным повышением научно-технического потенциала бюро, но и значительным расширением номенклатуры его деятельности. Новые работы, такие как создание высокоскоростных железнодорожных составов, ледостойких нефтегазодобывающих платформ и т.п., создали основу широкого фронта конверсионных работ.

Признание научных и производственных заслуг И.Д. Спасского было отмечено присуждением Ленинской премии (1965 г.), Государственной премии СССР (1983 г.), присвоением звания Героя Социалистического Труда (1978 г.). Награжден четырьмя орденами и многими медалями за выполнение государственных заданий.

Общественная деятельность И.Д. Спасского отмечена орденом Благоверного князя Даниила Московского, который ему вручил Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Игорь Дмитриевич женат. Имеет сына, дочь и внучку. Он с 1944 года проживает в Санкт-Петербурге. Жена Людмила Петровна коренная петербурженка, весь период блокады находилась в Ленинграде.

С 1953 г. деятельность Игоря Спасского неразрывно связана с ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ "Рубин"). Участвуя в работах по созданию атомных подводных ракетоносцев первого и второго поколений, он прошел по всем ступеням конструкторских должностей от конструктора до главного инженера конструкторского бюро.

В 1974 г. Спасский возглавил Центральное конструкторское бюро "Рубин" сначала как главный, а с 1983 г. - как генеральный конструктор предприятия.

Спасский разработал ряд фундаментальных технических направлений, обеспечивающих эффективность и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок. Вклад Спасского в науку и технику реализован в строительстве почти 200 атомных и дизель-электрических подводных лодок различных проектов.

Позиция Спасского определила в свое время сохранение в составе ВМФ дизель-электрических подводных лодок и создание целого семейства малошумных и высокоэффективных ДЭПЛ, которые пользуются стабильным спросом на мировом рынке вооружений.

Под руководством Спасского узкоспециализированное конструкторское бюро превратилось в современное многопрофильное предприятие. При нем ЦКБ МТ "Рубин" начало проектировать морскую технику для освоения шельфа.

С 2007 г. Спасский отошел от административной работы и сосредоточился на проблемах создания передовой военно-морской техники. В настоящее время академик Спасский является научным руководителем работ по специальной тематике ОАО "ЦКБ МТ "Рубин".

Доктор технических наук (1978 г.), профессор (1984 г.), в 1987 г. Игорь Спасский стал действительным членом Академии наук (АН СССР - РАН).

Деятельность Спасского неразрывно связана с Санкт-Петербургом. При его самом непосредственном участии:

Воссозданы музей-квартира А.С.Пушкина и Литературное кафе (Вольф и Беранже),
- выполнен капитальный ремонт Николо-Богоявленского Морского собора,
- проведена реставрация храма Св. Василия Великого в Лодейном поле и церкви Иоанна Предтечи XII века в Старой Ладоге,
- созданы современные высококлассные международные деловые центры на Невском проспекте и Обводном канале; первый в России океанариум.

Петербург украсили музей-памятник "Подводная лодка "Д-2" - филиал ЦВММ, памятники "Слава Российскому флоту", "От "Дельфина" до "Тайфуна", разработкой проектов и созданием которых руководил Спасский. По его инициативе оказывается постоянная адресная помощь ряду культурных центров, детским, медицинским и спортивным учреждениям. Академик Игорь Спасский, член Общественного Совета города, удостоен высшего знака признания петербуржцев - звания "Почетный гражданин Санкт-Петербурга" (2002 г.).

Деятельность Спасского отмечена присуждением Ленинской премии (1965 г.), Государственной премии СССР (1983 г.), Государственной премии РФ (2007 г.), присвоением звания Героя Социалистического Труда (1978 г.). Он награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, "За заслуги перед Отечеством" II степени, "Знак Почета", медалями, многочисленными орденами и высшими знаками различных отраслевых и общественных организаций, Русской православной церкви.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх